СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактический материал "Папка для подвижных игр"

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предназначение: Дидактический материал предназначен в помощь учителям по физической культуре для  проведения подвижных игр на уроках,  в спортивно- массовых мероприятиях. Так же материалом может использоваться классными руководителями и другими для организации досуговых мероприятий.

Форма использования и назначение: на уроках физической культуры для проведения подвижных игр; на внеклассных спортивно – оздоровительных мероприятиях; в пришкольных лагерях и других мероприятиях, для организации досуга.

Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал "Папка для подвижных игр"»


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

cредняя общеобразовательная школа № 12 ст-цs Михайловской, Курганинского района, Краснодарского края











ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

«ПАПКА ДЛЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР»









Составитель: учитель физической культуры

Згонников Виктор Николаевич,



















Игрой увлекаются не только дети. Ей охотно уделяют свой досуг и взрослые. Игра помогает весело, интересно отдохнуть – это верное средство против скуки.

Разнообразные подвижные игры заняли прочное место в работе многих учреждений. В дворцах и домах культуры, в парках культуры и отдыха, в детских лагерях , в школе и детских дошкольных учреждениях– всюду мы встречаемся с игрой как с одной из массовых форм организации культурного досуга детей, молодежи и взрослого населения.

Обычно игра не возникает сама собой; она почти всегда требует активного организатора. Уменье затеять увлекательную игру, заинтересовать ею играющих, обеспечить её успех – все это приобретается опытом, требует определенных знаний и навыков. К ним, учителям, затейникам веселых, игр и забав, организаторам культурного досуга и обращена моя работа «Папка для подвижных игр». Помощь в выборе игрового материала, познакомиться с различными типами подвижных игр народов мира и приемами их проведения составляет нашу задачу

Дидактический материал «Папка для подвижных игр»

Предназначение: Дидактический материал предназначен в помощь учителям по физической культуре для проведения подвижных игр на уроках, в спортивно- массовых мероприятиях. Так же материалом может использоваться классными руководителями и другими для организации досуговых мероприятий.

Форма использования и назначение: на уроках физической культуры для проведения подвижных игр; на внеклассных спортивно – оздоровительных мероприятиях; в пришкольных лагерях и других мероприятиях, для организации досуга.













Игра "Немой строй"

Участники становятся в ряд. Ведущий объясняет суть игры:

- Сейчас я обойду вас сзади и каждому хлопну по спине ладошкой. Сколько раз хлопну, у того такой будет порядковый номер. Вы по сигналу начинаете строиться по порядку. НО! Не произнося ни звука! (для надежности можно завязать рот).

Фишка в том, что, обходя участников, ведущий может хлопнуть 2 раза по 1, ни одного раза 4, и т.д, насколько хватит фантазии. И тогда рядов может быть не один, а 2, или 3...

И обязательно снимать все это на камеру! Потому что участники сами захотят посмеяться над собой - мычащими что-то нечленораздельное, подмигивающими, топчущимися друг за дружкой! Проверяли!






Игра "Выбивалки"

Могут играть минимум три человека, но лучше если игроков будет больше. Из них двое выбивающих (вышибал) остальные в кругу. Игровое поле, длиной приблизительно 8-10 метров очерчено с двух сторон линиями, за которыми стоят вышибалы.

Цель игры: попасть по игрокам в центре поля - выбить их.

Игроки в центре могут ловить мяч (свечки) до того, как тот удариться о землю и в таком случаи поймавший меняется с вышибалой местами.

Когда игроков много можно играть до победителя - кто последний останется в кругу тот и выиграл. Если Вас всего трое, то просто меняться ролями и играть пока не надоест.

Играть можно как на улице, так и в закрытом помещении.






Игра "Баландварак"

Таджикская народная игра
Игра популярна среди подростков. Играют обычно на склоне холмов. Участники выстраиваются парами в колонну. По команде ведущего каждая пара по очереди прыжками поднимается на холм, плотно соединив обе ноги. Выигрывают те, кому удается в таком положении одолеть прыжками большее расстояние.
Прыгавшие стоят на определенном расстоянии друг от друга. Выигравшие в парах могут соревноваться между собой. Игра развивает физически, закаляет, воспитывает терпение и выносливость.


Игра "Народный мяч"

Болгарская игра, но в нее играют и в других странах Балканского полуострова и Центральной Европы.
Играют на волейбольной площадке без сетки две команды по 10 - 15 человек. Каждая располагается на своей половине площадки, а по одному игроку посылают на половину противника. Мяч вводится в игру броском. Если игрок одной команды ловит его, он бросает его на половину другой команды, стараясь попасть в игрока противника. Игрок, в которого попали мячом, выбывает из игры. Если он ловит мяч на лету, то ответный броском старается попасть в противника. Так меняется порядок бросков, и число выбывших растет. Команда, выбившая всех противников, выигрывает. Роль стоящего позади игрока — поднимать и передавать своей команде мяч, выкатившийся за пределы площадки. Этот игрок может ввести противника в заблуждение. Брошенный ему через площадку мяч он может отбросить своим партнерам для более удачного броска. Однако сам вы бить противника он не может.


Игра "Сбей картошку (Сбей бульбу)"

В Беларуси издавна распространены игры-упражнения на силу, ловкость, сообразительность,
Умение действовать в самых не обычных условиях. Вот одно из таких игровых испытаний для подростков и юношей 14— 18 лет и старше.
На два пня (в помещении их могут заменить табуретки, стулья), находящиеся на расстоянии 1,5—2 м, кладут круглое бревно. Игрок садится на середину бревна, скрестив ноги, лицом в сторону одного из пней (табуретов). Коленями опираться на бревно и передвигаться по нему не разрешается, но можно опираться о землю (пол) палкой длиной 1—1,5 м. Установив равновесие, играющий поднимает палку и старается сбить ею 4 картофелины, выложенные в виде квадрата (со стороной 20 или 30 см) на каждом пне (табурете). Если при этом он нарушит равновесие, то может снова опереться палкой о землю, а потом продолжать сбивать картофелины. Кто не удержится на палке и коснется земли рукой или ногой, уступает очередь следующему. Задача участников — сбить картофелины при наименьшем количестве попыток. Если участник игры, сбив картофелины, не удерживается на бревне, результат не засчитывается.

Игра "Прятки"

В эту игру играют во всех арабских странах.
Играют на площадке, заросшей кустами и деревьями. В середине ее, по возможности у толстого дерева, повернувшись к нему лицом, игрок водящей команды громко считает до ста.
Игроки другой команды прячутся. Начинаются поиски, и, если водящий находит спрятавшегося, он должен добежать до дерева и коснуться его. Обнаруженный игрок тоже бежит к дереву, стараясь коснуться раньше водящего. Если он не успел этого сделать, то выбывает из игры. Если же недостаточно ловким оказался водящий, его место занимает другой член команды. Так количество игроков обеих команд постепенно убывает. Побеждает команда, которой удается выгнать всех соперников.
Выбить водящего может не только тот, кого обнаружили, но и любой спрятавшийся, сумев быстрее прибежать к дереву. Из водящей команды в игре участвует лишь один игрок, остальные находятся вне игровой площадки и ждут, пока придет их черед вступать в игру.

Игра "Сахреоба"

Любимая и широко распространенная игра в Грузии. Она развивает ловкость, физическую выносливость. а также дисциплинирует.


Для игры требуется 10 палочек длиной до 1 м. любого диаметра. Палочки раскладывают на ровной площадке параллельно, на расстоянии 50 см. Вдоль ряда палок с обеих сторон кладут по плоскому камню на расстоянии 50 см от палочек. Игрок должен сделать не сколько упражнений.


1. От первого камня нужно пропрыгать на одной ноге до второго камня, обходя лежащие деревянные палочки, справа и слева — змейкой, совершая своего рода слалом, а затем вернуться к исходному камню. Второй ногой касаться земли не разрешено правилами Каждый раз, пройдя все палки. игрок имеет право отдохнуть, но не более минуты.


2. Повторить первое упражнение, прыгая на другой ноге.


3. На одной ноге пропрыгать всю цепочку туда и обратно, перепрыгивая палочки посередине. Нельзя менять ноги и через каждую палку делать больше одного прыжка.


4. На одной ноге совершать по площадке слалом как в первом упражнении, но теперь прыгать боком, чтобы стопа была параллельна палкам.


5. Обеими ногами перепрыгнуть через все палочки поочередно и возвратиться обратно.


б. Предыдущее упражнение повторить, прыгая спиной, при чем каждую палку нужно перепрыгивать одним прыжком.


7. Обеими ногами перепрыгивать через палки от одного камня к другому и обратно, но на этот раз так, чтобы перепрыгивать сразу через две палочки.


Порядок упражнения таков: от начального камня прыгнуть ко второй палочке, оттуда за третью, пятую и т. д. Через десятую — ко второму камню и обратно таким же образом.
Игра идет на время, поэтому выигрывает игрок, закончивший раньше других все упражнения.

Игра "Прокати обруч"

На одной стороне площадки проводится линия. В 6—8 м от нее ставятся стойки с натянутей между ними веревкой на такой высоте, чтобы прокатываемый под нею обруч не задевал ее (вместо стойки можно ставить дуги).
Участники выстраиваются в шеренгу в 3—4 шагах от линии, У них два обруча. Каждый игрок по очереди выходит на линию и катит обруч по направлению к «воротам». Поймав обруч по выходе из ворот, он возвращается на свое место и передает обруч следующему игроку. Второй обруч вводится в игру, не дожидаясь возвращения первого.
Выигрывают участники, не уронившие обруч до ворот.
Варианты игры:
1. для игры используется несколько стоек или дуг. Стойки ставятся на ровной дорожке ближе к краю, образуя как бы тоннель.
Участники, прокатывающие обруч, перед тоннелем ударом руки направляют обруч в тоннель, за тем обегают его и подхватывают обруч на выходе.
2. На дорожке или площадке через 1,5—2 м устанавливаются зигзагообразно цветные флажки на подставках. Участники должны прокатить обручи по этой ломаной линии, огибая флажок с наружной стороны.
3. Прокатывание обручей по определенному, заранее обусловленному маршруту. для этого заранее изготавливаются указатели — стрелки с нарисованными на них обручами или флажки с изображениями обручей. Указатели размещаются в разных направлениях на дорожках и площадках.

Игра "Ходули"

(Русская народная игра)

Этот конкурс скорее подойдет для юношей, хотя если найдутся желающие девушки, то тоже могут поучаствовать.

Для конкурса понадобятся ходули. Если вы на природе, то можно попробовать их сделать из подручных материалов. Но будьте осторожны, ходули должны быть надежными.

Суть игры - пройти на ходулях быстрее всех определенное расстояние. Но не просто пройти, а пройти наступая на кружки диаметром около 50 см. Кружки можно сделать из бумаги или обозначить мелом или краской.

Игра "Монетный двор"

В некоторых странах Азии и Африки дети и взрослые любят играть в «Монетный двор».
Игроки вставляют в землю полуметровую палку и кладут на нее сверху монету или металлический кружочек. Вокруг палки чертят круг диаметром 1 м. Игроки стоят на расстоянии двух метров от палки и по очереди стараются сбить монету другой монетой. Однако лишь сбить ее недостаточно — монета должна упасть на землю за кругом. Кому это удается выполнить, получает очко. Очки подсчитывают после десяти туров. Тур—это. двойной удар (по одному разу двух партнеров). Выигрывает тот, кто набрал больше очков.
Игра развивает глазомер, ловкость, точность удара.

Игра "Валтени"

(латышская игра)
В эту игру играют на лесной поляне. Играющие, за исключением одного игрока, ложатся на траву лицом вниз и закрывают глаза. Водящий с силой бросает балтени — обтесанную палку длиной до 50 см — в кустарник так, чтобы не сразу можно было ее найти.
При возгласе водящего: «Готово!» — все быстро вскакивают и бегут искать брошенную палку. Нашедший, балтени первым, получает право стать метателем. Несмотря на свою простоту, игра требует большой ловкости.


Игра "Шакал охраняет дерево"

Эта подвижная игра популярна у детей Индии.
Играют З—5 ребят у невысокого дерева, на которое легко забраться. Вокруг дерева чертят круг радиусом 4 м. Внутри его игроки, вне круга — «шакал», который ловит их. У игроков имеется короткая палка, так называемая данда.
Один из игроков бросает между ног данду назад, стараясь бросить подальше. «Шакал бежит за ней. Пока его нет, игроки влезают на дерево. «Шакал» приносит назад палку и кладет у дерева, а сам снова становится вне круга. Один из игроков, спустившись с дерева еще раз бросает данду, как можно дальше. «Шакал» должен поймать этого игрока перед тем, как тот бросит палку, или же, быстро вернувшись с ней, он сумеет еще застать игрока под деревом.
Дерево — дом, там схватить игрока нельзя, но вне дома любой игрок должен поменяться местами с «шакалом».
Игра "Бой мешками"

Старинная забава татарского народа - бой мешками на бревне.
Габариты: 4 х 2 х 1,5 м.
Устанавливается на лужайке, в спортзале.
Предназначено для детей старшего школьного возраста и взрослых.

Краткое описание.
Двое садятся на бревно и с помощью мешков стараются сбить друг друга с бревна.

Бег по следу (Эздэн йегеру)

(Татарская народная игра)

Играют подростки и старшие школьники, 20-30 человек.



Описание. Играющие разбиваются на; две команды и выстраиваются в две колонны за линией старта. Для каждой команды чертятся от линии старта непрерывные прямые линии, большие круги, спирали и другие фигуры (рис.). Первые игроки команд начинают бег по нарисованным линиям. Вернувшись, они касаются руками вторых игроков своих команд, а сами становятся в конец колонны. Остальные пробегают это же расстояние. Выигрывает команда, закончившая эстафету первой.

Правила.

  1. Не разрешается начинать бег, пока возвратившийся игрок не коснется рукой следующего.

  2. При беге надо строго придерживаться линий дистанции.

В узелок (Тесычек уены)

(Татарская народная игра)

В игре принимают участие дети младшего и среднего возраста, 20-30 человек. Для нее нужен платок, завязанный узлом.

Описание. Один из игроков - водящий. Остальные участники, образовав круг, садятся на землю Гили становятся на колени на расстоянии не более 2 м яруг от друга. Водящий стоит за кругом с платком, завязанным в узелок. По сигналу руководителя водящий бросает узелок одному из игроков, сидящих в кругу, И отходит на три шага назад. Сидящие начинают передавать узелок от одного игрока другому так быстро, как будто ой летит по кругу. Водящий бежит за узелком, чтобы перехватить его. Если это ему удается, он меняется ролью с игроком, у которого был перехвачен узелок.

Правила.

  1. Сидящие могут передавать узелок только своему соседу справа или слева.

  2. Водящий должен перехватить узелок из рук. Узелок не считается пойманным водящим, если поднят им с земли (если кто-то уронит) или схвачен на лету. Однако в игре младших ребят водящему разрешается брать узелок с пола (с земли), если его уронили.

  3. Во время передачи узелка можно менять направление.

Скачки (Ат сабыштырыу)

В игре участвуют девочки и мальчики младшего и среднего школьного возраста, 3-10 человек. Проводится на ровных площадках у школы, у дома, в пионерлагере. Для игры нужны плоский деревянный диск диаметром 6-7 см, кол высотой примерно 40 см и деревянные прутики длиной 20 см (по количеству играющих).

Описание. На земле чертят 3 концентрических круга (один в другом) диаметром 1, 2, 3 м. В центр вбивают кол. На расстоянии 1 м от внешнего круга проводят линию старта. От нее на расстоянии 10-15 м чертят линию финиша. Расстояние от линии старта до линии финиша разбивается на полуметровые дистанции (рис. 1).




Каждый игрок втыкает на линии старта свой прутик (своего «коня»). Затем все участники, перебежав к линии финиша, выстраиваются в шеренгу, установив путем жеребьевки очередность в бросании диска. Первый в шеренге бросает с линии старта диск в кол. Если он попадет в него, то переставляет своего «коня» на пятую черту. Если диск, не задев кола, попадет в центральный круг, то «конь» бросавшего «перескакивает» на третью черту. Если диск падает во 2-й круг, то «конь» переставляется па вторую черту, если в 3-й, - на первую черту. Если диск падает за чертой большого круга, то «конь» бросавшего остается на месте. И так играет каждый: после одного броска первого бросает второй и т. д. Тот, чей «конь» быстрее «проскачет» все дистанции, считается победителем. Играющим приходится все время бегать от линии старта или от кругов до линии финиша.

Правила.

  1. При броске диска нельзя заступать за линию старта. Если играющий это сделает, его бросок не засчитывается.

  2. Установленная очередность должна строго соблюдаться.

  3. Бросать диск 2 раза подряд не разрешается.

  4. Лапта

  5. Старинная игра «Лапта», часто называемая «Русской лаптой», широко распространена в РСФСР и в других республиках Советского Союза, причем в разных местах она имеет свое название (например, в Таджикистане эта игра называется «Тулуфбози», в Башкирии - «Уральский мяч», в Каракалпакии - «Кошамаран») и некоторые различия в правилах. Приведенные ниже правила игры применяются главным образом в средней полосе РСФСР.

  6. В «Лапту» играют на большой площадке, лужайке в летнее время. Участвуют в ней школьники, молодежь и взрослые, от 8 до 30 человек. Игра проводится самостоятельно. Судьями в игре обычно бывают капитаны команд, или «матки», как их часто называют в этой игре.

  7. Для игры требуются небольшой тряпичный, резиновый или теннисный мяч и лапта - круглая палка длиной 70-80 см и толщиной 3-3,5 см. С одного конца ее немного стесывают, чтобы легче было держать в руках; на другом конце она остается круглой (для начинающих можно сделать ее лопатообразной).

  8. Описание. На двух сторонах площадки - «поля» - на расстоянии 40-80 м чертят или отмечают ветками или другими предметами две линии - линию кона и линию «города». Выбирают двух капитанов («маток») и разделяются на две команды любым способом (обычно путем сговаривания). По жребию одна команда становится за линию «города»; другая размещается произвольно в «поле». Капитан «полевой» команды посылает одного игрока в «город» для подачи мяча.

  9. По очереди первый метальщик - игрок «города» - берет лапту и становится у линии «города», напротив него находится подающий, который подбрасывает мяч, а метальщик отбивает его лаптой в «поле» как можно выше и дальше. Полевые игроки стараются поймать его с воздуха или схватить с земли. Пробивший удачно по мячу бежит на кон и возвращается в «город», за что зарабатывает 1 очко. Игроки «поля», схватив мяч с земли, пытаются осалить мячом перебегающих. Если кого-либо осалят, сами бегут в «город», а игроки из «города» бегут в «поле» и стремятся попасть мячом в игрока, не успевшего убежать в «город» (т. е. стремятся «отсалиться»). Команда, успевшая в полном составе занять «город», остается там и начинает отбивать мяч в «поле». Если полевой игрок поймает его с воздуха («свечу»), вся его команда переходит в «город», а бывшие в «городе» идут в «поле». И так идет борьба за овладение «городом». Каждый сумевший пробежать на кон и обратно зарабатывает очко.

Играют до определенного количества очков или на условленное время. Команда, получившая больше очков, выигрывает.

Правила.

  1. Игроки «города» отбивают мяч в «поле» по очереди, установленной капитаном.

  2. Каждый игрок бьет по мячу 1 раз, а капитан имеет право на 3 удара.

  3. Подающий должен подбрасывать мяч так, чтобы было легко ударить по нему, иначе он обязан повторить подбрасывание. И так до 3 раз. Если 3 раза он подбросит плохо, его сменяют.

  4. Перебегающий должен оставить лапту в «городе», иначе обязан возвратиться за ней.

  5. Попадание мячом засчитывается лишь в том случае, если он попадет в игрока непосредственно, а не отскочив от чего-либо.

  6. Если игрок пробил мяч слабо, он может не бежать на кон, а ждать хорошего удара, выполненного затем кем-либо из других игроков. Поэтому одновременно могут бежать несколько игроков, пробивших мяч неудачно.

  7. Подающий имеет право осаливать перебегающих, как и игроки «поля».

  8. Перебегать можно только до тех пор, пока мяч находится вне «города».

  9. Вернувшийся в «город» игрок имеет право опять отбивать мяч в «поле» в порядке очереди.

Вариант - «Лапта с полуконом». То же построение играющих, что и в предыдущей игре, только посередине между линиями «города» и кона чертится параллельно им линия полукона для того, чтобы бегущий после удара по мячу мог остановиться на полуконе в случае, если ему трудно добежать до кона. При следующем ударе он бежит на кон, а затем, если сможет, бежит обратно и на обратном пути может остановиться на полуконе.

Правила - те же, что в предыдущей игре.

Все по местам (игра на лыжах)

(Русская народная игра)

Эта игра проводится зимой на лыжах ребятами среднего и старшего школьного возраста. В нее можно играть только на большой снежной поляне или на реке, замерзшей и покрытой снегом. Количество участников - от 5 до 40 человек.

Описание. Все играющие на лыжах с палками размещаются по большому кругу, размер которого зависит от количества участников. Расстояние между лыжниками - 3-4 м. Один участник - водящий. Он становится на лыжах без палок в стороне от круга.

Все медленно двигаются один за другим по кругу. Водящий подъезжает к ним и по своему выбору приглашает кого-нибудь: «За мной!» Приглашенный оставляет палки на месте, воткнув их в снег, и следует за водящим. Так постепенно водящий приглашает всех лыжников, и они двигаются за ним в колонне по одному. Водящий отводит колонну в сторону от круга, на котором остались воткнутые палки игроков. Неожиданно он подает команду: «Все по местам!» (или свистком), и лыжники стремятся быстрее возвратиться в круг и взяться за любые воткнутые палки. Водящий также занимает место у любых палок. Тот, кто останется без палок, становится водящим.

Правила

  1. Лыжники идут за водящим только после приглашения.

  2. Двигаясь за водящим в колонне, нельзя никого обгонять.

Игра во всадники (Далу-далу)

(Дагестанская игра)

В эту лезгинскую игру играют только мальчики-подростки и молодежь. Количество участников - 5-15 человек и больше.

Описание. Чертится круг диаметром 7-10 м. По жребию выбирают двух водящих. Остальные становятся равномерно по линии круга лицом к центру. Оба водящих скачут вне круга на одной ноге наперегонки 10-15 шагов. Победитель влезает на плечи любого из стоящих по кругу игроков, а второй водящий обегает весь круг. Пока он бежит, «седок» должен слезть с плеч одного игрока и сесть на плечи стоящего рядом. Если за время пока «седок» пересаживается, второй водящий подбежит и осалит его ногой, то бежавший садится на осаленного, а игрок, с которого тот слез, бежит теперь по кругу и старается осалить нового «седока».

Правила.

  1. Второй водящий может осалить первого только после того, как пробежит полный круг.

  2. Салить можно лишь стоящего или хотя бы касающегося земли «седока».

Повелитель лунки (Гъуэтет)

(Кабардино-Балкария)

В этой игре участвуют подростки, 10-20 человек. Играют все теплое время года. Для игры требуется ровная площадка размером примерно 30x30 м. В центре ее выкапывается лунка, в которую кладут мяч.

Описание. По считалке выбирают «повелителя» лунки («гъуэ»). Он садится в 5-7 м от играющих, которые становятся вокруг мяча (в радиусе 2-4 м) на равном расстоянии друг от друга и от мяча. Когда все готовы, «повелитель» выкрикивает имя любого из игроков. Тот должен быстро схватить мяч и осалить им кого-либо из играющих или с места, или гоняясь за ним. Осаленный выходит из игры. Если названный «повелителем» игрок промахнулся, то выходит из игры сам. Остальные снова занимают места по кругу, и игра продолжается. Побеждает тот, кто продержался дольше всех неосаленным. В следующей игре он становится «повелителем» лунки.

Правила.

  1. Нельзя выбегать за условленную территорию. О расстоянии между мячом и играющими договариваются заранее - от этого зависит степень сложности игры.

  2. Салить игрока можно только прямым попаданием мяча, а не с отскока.

Метание в цель (Овн тов халхн)

(Игра народа Колмыкии)

Игра широко распространена среди детей школьного возраста, молодежи и взрослых. Участвует в ней от 2 до 30 человек. Для игры нужны палки по количеству играющих с заостренным концом, заменяющие «копья», длиной в 0,5-1 м. Проводится игра на воздухе.

Описание. На земле чертится линия, в 10 м от нее (расстояние можно увеличить или уменьшить в зависимости от состава играющих и места проведения игры) - кружок диаметром с тарелку среднего размера. Устанавливается (жребием) очередность метания. Первый по очереди бросает «копье» с плеча с силой, стараясь попасть в кружок. За ним бросает следующий по очереди, и так бросают все игроки. Попавший в цель получает название «меткий» («овн тов»). Лучшим счи­тается тот, у кого «копье» попало ближе к середине кружка.

Если играющих много, то они делятся на 2-3 группы и метание проводится сразу в 2-3 кружка, расположенные на расстоянии не менее 5-8 м один от другого.

Игра может быть командной. Разделившись на две команды, каждая «стреляет» в свой кружок. За попадание в кружок команде начисляют очко. Выигравшей считается команда, у которой к концу игры будет больше очков.

Правила.

  1. При метании «копья» нельзя заступать начальную черту, в противном случае попадание не засчитывается.

  2. За «копьем» можно идти только тогда, когда все бросят свои «копья».

  3. Играют 2-3 раза (по договоренности) и только тогда отмечают лучших.



Ножной мяч (Джавган топ)

Это древняя кумыкская игра. В нее играют школьники и молодежь на ровной площадке размером не менее 20X40 м. Участвует от 3 до 15-20 человек.


Описание. Ближе к одному из краев площадки чертят круг диаметром 3-4 м. В 25-30 м от него выбирают цель: камень, дерево и т. п. По жребию определяют водящего. Он кладет в центр круга мяч (рис. А) и, стоя рядом, охраняет его от попыток остальных игроков выбить ногой этот мяч, повести его к цели (например, камню) и попасть мячом в эту цель. Забегающих в круг водящий может осалить, и тогда они должны остаться в кругу как «пленники» и помогать охранять мяч.

Если нападающим все же удастся выбить мяч, то они гонят его ногами в сторону цели. Тогда защитники покидают круг и бегут охранять цель (см. рис. Б). Защищая ее, они могут опять отобрать мяч у нападающих. В этом случае водящий снова получает право охранять мяч, положив его в центр круга. Тот же, кто сделал последний удар по мячу перед захватом его водящим, становится его «пленником». Если нападающие доведут мяч до цели, то право охранять его в кругу получает тот, кто сделал последний удар, поразив мячом цель.

Правила

  1. Бить и гнать мяч можно только ногами, за исключением водящего, который может брать мяч руками.

  2. Взяв мяч руками, водящий не имеет права держать его, а должен сразу же положить в центр круга.



Метание в цель (Овн тов халхн)

(Игра народа Колмыкии)

Игра широко распространена среди детей школьного возраста, молодежи и взрослых. Участвует в ней от 2 до 30 человек. Для игры нужны палки по количеству играющих с заостренным концом, заменяющие «копья», длиной в 0,5-1 м. Проводится игра на воздухе.

Описание. На земле чертится линия, в 10 м от нее (расстояние можно увеличить или уменьшить в зависимости от состава играющих и места проведения игры) - кружок диаметром с тарелку среднего размера. Устанавливается (жребием) очередность метания. Первый по очереди бросает «копье» с плеча с силой, стараясь попасть в кружок. За ним бросает следующий по очереди, и так бросают все игроки. Попавший в цель получает название «меткий» («овн тов»). Лучшим счи­тается тот, у кого «копье» попало ближе к середине кружка.

Если играющих много, то они делятся на 2-3 группы и метание проводится сразу в 2-3 кружка, расположенные на расстоянии не менее 5-8 м один от другого.

Игра может быть командной. Разделившись на две команды, каждая «стреляет» в свой кружок. За попадание в кружок команде начисляют очко. Выигравшей считается команда, у которой к концу игры будет больше очков.

Правила.

  1. При метании «копья» нельзя заступать начальную черту, в противном случае попадание не засчитывается.

  2. За «копьем» можно идти только тогда, когда все бросят свои «копья».

  3. Играют 2-3 раза (по договоренности) и только тогда отмечают лучших.

Я есть (Оленпа)

(Карелия)

Игру организуют обычно мальчики 12-15 лет, иногда в ней участвуют и девочки. Играют весной и летом (обычно 12-20 человек) на тихой деревенской улице, на беговой дорожке стадиона или просто на лужайке.

Описание. Отмеряют площадку для игры длиной 80-100 м и шириной 8-10 м. В середине площадки становятся в 3-4 м друг против друга шеренгами две равные по численности команды. Договариваются или решают по жребию, какая команда первой будет водить - догонять убегающих.

Игроки убегающей команды хлопают (все вместе) в ладоши, поворачиваются и бегут к своему краю площадки. Водящая команда гонится за ними, стараясь осалить хотя бы одного из убегающих прежде, чем все они пересекут черту на своем конце площадки. Осаленный должен крикнуть: «Я есть!» («Оленпа!») После этого и он, и вся его команда поворачиваются и гонятся за игроками водящей команды, которые теперь стремятся убежать за линию на своем конце площадки. Чаще всего направление погони меняется несколько раз подряд, пока одной из команд удастся в полном составе неосаленными убежать за черту. Если это им удается, их считают победителями. Тогда игра начинается снова и ведется до условленного заранее числа побед.

Правила.

  1. Салить можно любого игрока, в том числе игрока, только что осалившего соперника, но сначала осаленный соперник должен крикнуть: «Я есть!»

  2. Забежавший за боковую линию считается осаленным.

Пятнашки (Реги гиппазил)

Карелия

Умело используя местные природные условия - обилие озер и рек, покрытых зимой льдом, - мальчики 10-13 лет часто затевают на них игры на коньках и с санками.

Перед игрой расчищают от снега лед на катке, озере, речке. Играющие разделяются на пары (по желанию). В каждой паре один игрок на коньках везет второго, сидящего на санках.

Описание. Выбранная по желанию или по считалке пара водящих старается догнать любую другую пару и осалить одного из ее игроков. При этом салит сидящий на санках, и только рукой. Пара, в которой осален игрок, становится водящей, и игра продолжается.

Правила.

  1. Заехавшие за пределы условленной площадки становятся водящими.

  2. Не разрешается салить тех, кто только что водил.


Ведущий (Йэртчэм)

(Игра народа Коми)

Играют 3-15 мальчиков и девочек 10-12 лет на пересеченной местности (с кочками, ручейками, канавами, холмами).

Описание. В начале игры выбирается ведущий (йэртчэм) - наиболее ловкий и быстрый игрок. Для этого все участники бегут наперегонки, взбираясь на вершину холма, или до определенного предмета (например, дерева). Достигший цели первым становится ведущим. Остальные участники выстраиваются за ним в колонну по одному в том порядке, в каком прибежали при выборе ведущего. По своему усмотрению ведущий бежит в любом направлении, стараясь выбрать трудный маршрут движения (взбегает на крутые горки, обегает вокруг кустов, дерева, прыгает по кочкам, перепрыгивает ручейки, канавки, перелезает через изгороди, кувыркается, прыгает на одной или двух ногах и т. д.). Остальные игроки, следуя за ним, выполняют эти движения. Не сумевшие их выполнить выходят из игры. К концу ее ведущий должен закончить маршрут в том месте, откуда началась игра.

В зависимости от прихода играющих на первоначальное место определяются порядковые места участников. Игрок, прибежавший первым после ведущего, получает право быть ведущим в следующей игре.

Правила.

  1. Закончившим игру считается только тот, кто выполнял все движения указанным способом.

  2. По дороге играющие могут обгонять друг друга.

  3. Каждому разрешается при преодолении препятствия использовать три попытки.

Разновидность. Игра может быть и командной, если в ней участвует больше 16-20 человек. В таком случае все ребята разбиваются на две равные команды. В каждой из них выбирается капитан, который, став ведущим в команде соперника, придумывает трудные способы преодоления маршрута.

Маршрут должен быть примерно одинаковым по трудности для обеих команд. Преодолевать все препятствия каждая команда должна таким образом, какой будет предложен. Ведущий следит за правильным выполнением командой соперника условий игры, т. е. за преодолением препятствий показанными им способами. Если игрок не может преодолеть препятствие за три попытки, он выбывает из игры.

Обе команды начинают бег с преодолением препятствий одновременно по сигналу. Команда-победительница определяется по большему количеству ее участников, правильно закончивших дистанцию. В случае равенства победа присуждается той команде, последний игрок которой раньше пришел к финишу.

Катание по шестам (Вара умбач мунчалтымаш)

Эта игра была широко распространена во многих районах марийского края в 1920-1950 гг., что подтверждается постановлением Краснококшайского исполкома (1919 г.), в котором указывалось: «Ввиду важности проведения в жизнь зимнего спорта среди населения, и главным образом среди молодежи... сделать обязательным для каждого селения, уезда... устройство гор для катания, а также сделать шесты для катания, часто - применяемые местным населением». Длинные, гладко обструганные жерди (бревнышки) укладывали на расстоянии 1 м параллельно друг другу и обливали водой. Протяженность таких «рельсов» - от 50 до 200 м. Если жерди укладывались на крутом склоне, то их водой не обливали. Проводят эту игру зимой, участвуют в ней подростки, молодежь и взрослые, от 2 до 30-40 и более катающихся; особенно много во время праздников.


Описание. Участники распределяются по парам примерно равного роста и веса. Двое игроков становятся на лежащие параллельно скользкие шесты, взявшись за руки (за плечи, за талию), и катятся по ним под уклон (рис.). Задача - проехать донизу, не упав. Для этого требуется не только умение сохранять равновесие, но и согласованность действий напарников. Наиболее умелые в этой игре изобретают новые способы поддерживать друг друга, комичные позы. Все это делает катание по шестам веселым народным зрелищем.

Бой петухов (Агытан кучедалмаш)

В Марийском крае эта известная у многих народов игра начала культивироваться в начале 20-х годов нашего века. В 1925 г. она была включена в программу праздника «Неделя физической культуры». С тех пор стала одним из популярных комических состязаний, у которого появляются все новые разновидности. Довольно часто применяется командный вариант игры.

Играют дети школьного возраста (на улице в теплое время года или в помещении), от 4 до 20 человек. Для игры требуется ровная площадка шириной 5 м, длиной, соответствующей числу участников.

Описание. Игроки сговариваются, подбирая себе в пару соперника по силам и росту, и таким образом делятся на две команды. Команды выстраиваются в две шеренги одна против другой на расстоянии 1 м, причем соперники из каждой пары стоят друг перед другом. Каждый захватывает ногу, согнутую в колене, за спиной двумя руками. По сигналу руководителя соперники из каждой пары сближаются и начинают толкать друг друга плечом, прыгая на одной ноге. Кому удастся вывести своего соперника из равновесия (соперник стал на обе ноги), тот получает очко, и эта пара выходит из игры. Побеждает команд получившая наибольшее количество очков.

Правила.

  1. Толкать можно соперника только своей пары.

  2. Толкать разрешается только плечом в плечо. За толкание головой и за другие непредусмотренные приемы участник объявляется потерпевшим поражение.

  3. Когда один из соперников побежден, оба напарника сразу покидают место «сражения» и подходят к судье или руководителю для начисления очков.

Маляр и краски (Буяну-буяну)

(Татарская народная игра)

В игре участвуют в основном дети дошкольного и младшего школьного возраста, от 5 до 40 человек.

Описание. На расстоянии 20-30 м чертят две параллельные линии. На одной из них устанавливают гимнастические скамейки. Сбоку между линиями чертят круг диаметром 3-4 м - «дом маляра». Выбирают водящего и «маляра», остальные игроки становятся «красками».

«Краски» садятся на гимнастические скамейки или на траву в один ряд. Отослав «маляра» в его «дом», водящий распределяет между играющими краски: красную, зеленую, желтую и т. д. По сигналу руководителя к водящему (он стоит рядом с «красками») подходит «маляр» и спрашивает:

- Бабушка, бабушка, я пришел за краской. Разрешите взять?

- У меня, дружочек, красок много очень. Какую тебе дать?

«Маляр» называет какую-нибудь краску, например красную. Участник игры, получивший название «красная краска», быстро встает и бежит до второй линии. «Маляр» пытается догнать его и коснуться рукой. Если ему это удается, то он отводит «краску» в свой «дом». Если «маляр» не поймает «краску», то она возвращается к себе в «дом» (на скамейку) и «меняет» свой цвет. После этого игра повторяется.

Правила.

  1. Ловить «краску» можно только до противоположной линии площадки.

  2. «Маляру» запрещается ловить игрока, пока тот не встал с гимнастической скамейки или с земли.

  3. Не добежав до второй линии, «краска» не имеет права вернуться обратно и сесть на скамейку.

БОЛЬНАЯ КОШКА (Бразилия)


Играют более пяти человек.
Ход игры: один игрок - это здоровая кошка, которая старается поймать всех остальных. Каждый игрок, которого запятнали, должен положить руку точно на то место, где его запятнали. Он становится тоже кошкой, но больной и помогает здоровой кошке при ловле. Больная кошка может пятнать только здоровой рукой. Игрок, которого не запят­нали, побеждает. Он становится здоровой кошкой на следу­ющий круг.


ПОТЯГ (Белоруссия)


Играют 10 и более человек.
Ход игры: участники игры делятся на две равные груп­пы. Игроки каждой группы держатся друг за друга и образу­ют одну цепь при помощи согнутых в локтях рук. Впереди цепи становятся более сильные и ловкие участники - «за­водные». Став друг против друга, «заводные» так же берут друг друга за согнутые в локтях руки и тянут каждый в свою сторону, стараясь ими разорвать цепь противника, или пе­ретянуть ее за намеченную линию.
Правило: тянуть начинают точно по сигналу.


ПОЕЗД (Аргентина)


Играют 7 и более человек.
Нужен свисток. Каждый игрок строит себе депо: очер­чивает небольшой круг. В середине площадки стоит водя­щий - паровоз. У него нет своего депо. Водящий идет от одного вагона к другому. К кому он подходит, тот следует за ним. Так собираются все вагоны. Паровоз неожиданно сви­стит, и все бегут к депо, паровоз тоже. Игрок, оставшийся без места, становится водящим - паровозом.


ИГРА В МОЛОТИЛКУ (Йемен)


Играют 6 и более человек.
Ход игры: игроки встают все вместе в тесный круг. Один остается снаружи. Он старается попасть в круг. Для этого он должен выдернуть кого-нибудь из круга. Стоящие в кру­ге пытаются избежать этого и бегут, как карусельные ло­шадки, по кругу. Если кого-то выдернут из круга, то он во­дит.

ШАРИК В ЛАДОНИ (Бирма)


Играют не менее 6 человек. Нужен шарик или камешек. Ход игры: игроки выстраиваются в шеренгу на расстоя­нии 30 - 40 см друг от друга. Вытянутые руки с раскрытыми ладонями держат за спиной. Один из игроков стоит за их спинами. У него в руке шарик или камешек. Идя вдоль ше­ренги, он делает вид, будто хочет опустить шарик в чью-нибудь ладонь. Игроки не должны оглядываться. Наконец он опускает шарик в чью-то руку. Игрок, получивший ша­рик, неожиданно вырывается из шеренги. Соседи справа и слева должны схватить его (или осалить) прежде, чем он двинется с места. Но при этом они не имеют права сходить с линии. Если им не удастся его схватить, он может вер­нуться на место, и игра продолжается. Если его схватят, он меняется местами с ведущим.


НАЙДИ ПЛАТОК! (Австрия)


Играют четверо и более человек. Нужен платок.
Ход игры: игроки выбирают водящего, который прячет платок, а остальные в это время зажмуриваются. Платок прячут на небольшой территории, которую заранее отмеча­ют. Спрятав платок, игрок говорит: «Платок отдыхает». Все начинают искать, поиски направляет спрятавший. Если го­ворит «тепло», идущий знает, что он близко от места, где находится платок, «горячо» - в непосредственной близости от него, «огонь» - тогда надо брать платок. Когда ищущий удаляется от того места, где спрятан платок, то водящий предупреждает его словами «прохладно», «холодно». Тот, кто найдет платок, не говорит об этом, а незаметно подкрады­вается к игроку, который к нему ближе всего, и ударяет его платком. В следующем туре он и будет прятать платок.


ЛЕВ И КОЗА (Афганистан)


Играют 10—20 человек. Нужны маски льва и козы.
Ход игры: выбирают «льва» и «козу». Остальные игроки, взявшись за руки, образуют круг. «Коза» стоит внутри кру­га, «лев» - за кругом. Он должен поймать «козу». Играю­щие свободно пропускают «козу», а «льва», наоборот, за­держивают. Игра продолжается до тех пор, пока «лев» не поймает «козу». В случае удачи они обмениваются ролями или выбирается другая пара.



ТЯНИ ЗА ГОЛОВУ! (Канада)


Играют два человека. Нужен длинный шарф.
Ход игры: ива человека встают на четвереньки лицом друг к другу и завязывают через обе головы шарф. Оба игрока ползут назад, стараясь тащить за собой противника. Руки и колени при этом должны оставаться на земле. Выигрывает тот, кто на порядок перетянул противника в свою сторону. Проигрывает игрок также и тогда, когда у него соскальзы­вает с головы шарф.



А НУ-КА, ПОВТОРИ! (Конго)


Играют четыре и более человек.
Ход игры: игроки становятся полукругом, в центре стоит водящий. Время от времени он делает какое-то движение: поднимает руку, поворачивается, наклоняется, топает но­гой и т.д. Все игроки должны точно повторить его движе­ния. Если игрок ошибается, то водящий занимает его мес­то, а игрок становится водяшим. Если одновременно оши­бутся несколько человек, то водящий сам выбирает, кто зай­мет его место.

БАЛТЕНИ (Латвия)


Играют пять и более человек. Нужна палка.
Ход игры: игроки ложатся на траву лицом вниз (по кругу голова к голове) и закрывают глаза. Водящий бросает балтени - обтесанную палку длиной 50 см - в кусты или заросли так, чтобы ее не сразу можно было найти. По сигналу водя­щего все быстро вскакивают и бегут искать палку. Тот, кто нашел ее первым, становится водящим.

ДОБРОЕ УТРО, ОХОТНИК! ( Швейцария)


Играют 10-15 человек.
Ход игры: игроки становятся в круг, выбирают охотни­ка, который ходит за спинами игроков. Неожиданно он при­касается к плечу игрока. Тот, до кого дотронулись, повора­чивается и говорит: «Доброе утро, охотник!», и тут же идет по кругу, но в направлении, противоположном тому, куда идет охотник. Обойдя полкруга, они встречаются, игрок вновь произносит: «Доброе утро, охотник!». И оба бегут, чтобы занять пустое место в круге. Тот, кто не успел это сделать, становится охотником.

ВЫТАЩИ ПЛАТОК! ( Азербайджан)


Играют 10 и более человек. Нужны платки.
Ход игры: две команды выстраиваются друг против друга на некотором расстоянии. Между ними проводится черта. У каждого сзади за пояс заткнут носовой платок или косынка. По жребию одна из команд становится водящей. По коман­де судьи дети двигаются вперед (водящие стоят на месте), переходят черту, и тут судья кричит: «Огонь!». Игроки бегут обратно, а противники (водящие) стремятся их догнать, что­бы вытащить из-за пояса платок. Затем команды меняются ролями. Побеждает та команда, которая захватит большее число платков.

СТАТУЯ (Армения)


Играют 5-20 человек.
Ход игры: игроки делятся на ловцов и убегающих. На каждые 5 человек назначают одного ловца, на 20 человек -четверых ловцов. По назначению руководителя ловцы вы­ходят за пределы поля, а убегающие свободно располагают­ся на площадке. По сигналу ловцы преследуют остальных игроков, стремясь одного из них осалить. Осаленный дол­жен тут же остановиться (замереть на месте), в том положе­нии, в котором его осалили. Того, кто замер, может «осво­бодить» любой игрок, коснувшись его. Игра заканчивается, когда будут осалены все игроки. После этого выбирают но­вых ловцов, и игра продолжается.
Правило 1. Осаливать игрока можно, коснувшись ладо­нью любого места тела, кроме головы.
Правило 2. Убегающий, по инерции выбежавший за пре­делы поля, считается выбывшим из игры.


ЛОВИ МЕШОК! (Игра индейцев).


Играют 8 и более человек. Нужен мешочек, наполнен­ный песком (весом 200 г для 5-6-летних, 400 г - для стар­ших детей).
Ход игры: игроки встают в круг и бросают друг другу мешочек. Кто не поймает мешочек, тот выходит из игры. Выигрывает тот, кто остался в кругу.
Вариант: при бросании мешочка можно назвать пер­вый слог какого-нибудь слова, и ловящий должен закон­чить это слово. Например: вес - на, цве - ток и т.п.

УКУС ЗМЕИ (Египет)


Играют более двух человек.
Ход игры: на земле рисуют круг. Один игрок прыгает в круг, остальные окружают его, встав на колени. Они стара­ются схватить прыгающего игрока в кругу за ноги. Кому это удается, тот меняется с игроком в кругу местами.

САХРЕОБА (Грузия)


Это грузинская игра с прыжками, для которой потребу­ется несколько палок наподобие городошных бит (толщи­ной не более 5 см). Палки кладут на землю параллельно одна другой на расстоянии в полметра. Чем больше палок, тем труднее будет игра. Рядом с первой палкой и после­дней - по плоскому камню: здесь прыгуны могут отдыхать (недолго!).
Начинающий игру должен, прыгая на одной ноге, обойти змейкой все палки. На обратном пути надо перепрыгивать через палки, ставя ступни перпендикулярно им. И снова к камню - но теперь ступни ставятся параллельно палкам. Заканчиваешь игру, прыгая с палки на палку.
Если сбился, ошибся, сразу уступаешь место следую­щему прыгуну, а сам, дождавшись снова своей очереди, на­чинаешь все сначала.
Мы сказали о четырех способах прыжков, но вы сами можете придумать новые; можете как-то по-иному класть палки... В общем, программа состязаний во многом будет зависеть от вашего желания и от вашей изобретательности. В любом случае победителем будет тот, кто с меньшего чис­ла попыток выполнит без ошибок все обговоренные зада­ния.



ЯГУЛЬГА-ТАУСМАК (Туркмения)


«Достань платок» - вот что это означает в переводе с туркменского. Из названия игры уже во многом ясен ее смысл. Платок подвешен на шесте. Или привязан к вере­вочке, переброшенной, скажем, через сук дерева. В общем, надо так устроить, чтобы платок можно было поднимать выше и выше.
Игра начинается - платок можно достать, лишь слегка подпрыгнув (с разбега). Это всем удается. Новый заход, пла­ток подняли повыше - тут уж придется очень постараться, чтобы дотянуться до него. С каждым разом задача все слож­нее, и вот уже для кого-то платок недосягаем. В конце кон­цов останется один, кому удалось подпрыгнуть выше всех...

ПОЖАРНАЯ КОМАНДА (Германия).


Играют 10 и более человек.
Стулья по числу игроков устанавливаются по кругу, спинками внутрь. Играющие (пожарные) прохаживаются вокруг этих стульев под звуки музыки (удары бубна, бараба­на). Как только музыка замолкает, игроки должны поло­жить на стул, около которого остановились, предмет одеж­ды. Игра продолжается. Когда каждый участник снимет 3 предмета (они оказываются на разных стульях), звучит сиг­нал тревоги: «Пожар!». Игроки должны быстро отыскать свои вещи и надеть их. Кто быстрее всех оденется, становится победителем.





АФРИКАНСКИЕ САЛКИ ПО КРУГУ (Танзания)


Играют 10 и более человек.
Нужен лист от дерева. Игроки встают в круг лицом к центру. За их спинами ходит водящий и дотрагивается до ладоней игроков листом. Затем он кладет лист кому-нибудь в руку и бежит. Игрок с листом - за ним. Если водящий пробежит круг, и его не догонят, он встанет на свободное место, а преследовавший его игрок становится новым водя­щим.

Используемая литература и интернет-ресурсы.

  1. Игры на природе: http://www.vampodarok.com/

  2. Интернет-сайт Диво: http://mio-divo.ru/7.htm

  3. Образовательный интернет-сайт i-Gnom.ru: http://www.i-gnom.ru/interesnoe/play/igry_narodov_myra.html

  4. Н.В. Студенетский. Веселый отдых:-М; Искусство/-1956,-207с

Яндекс-рисунки:

  1. http://cs4312.userapi.com/u7634401/-14/x_7d3c59c4.jpg

  2. http://nnm.uz/uploads/posts/2011-08/1313774233_newboycartwheel.jpg

  3. http://pics2.pokazuha.ru/p442/s/m/4519745jms.jpg

  4. http://detochki-doma.ru/wp-content/uploads/2012/03/Podvizhnyie-igryi-dlya-detey.jpg

  5. http://www.irelle.com/images/articles/5-3.gif

  6. http://www.kzn.ru/old/upload/htmleditor/images/tp_1156.JPG

  7. http://img4.findthebest.com/sites/default/files/1/media/images/Dolomiti_Superski.jpg

  8. http://s004.radikal.ru/i206/1112/96/6bdde48237d6.jpg

  9. http://img-fotki.yandex.ru/get/3207/mistina.5/0_1ba9e_72b738c4_XL

  10. http://cs11046.userapi.com/u360308/-6/x_7c3385c2.jpg

  11. http://www.tvoyrebenok.ru/images/icons/kid_games/6.jpg

  12. http://madamelenastar.p.fl1.fo.ru/image/chunk2/1193914/0/editor/blog/4649752.png

  13. http://npx.autismspot.com/globe.jpg

  14. http://www.zooclub.ru/attach/3766.jpg

  15. http://readmas.ru/wp-content/filesall/udivitelnaya_dryjba_zverey_dw_readmas.ru_42.jpg

  16. http://gidtravel.com/fotogal/1321114124PICT1246.JPG

  17. http://zf.usue.ru/gallery/news/920.jpg



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!