Дидактические игры и упражнения, направленные на успешное обучение темы «Безударные гласные в корне слова»
В основе правила правописания безударной гласной в корне слов лежит фонематический принцип русской орфографии, в соответствии с которым одна и та же буква обозначает фонему в сильной и слабой позиции. Опираясь на данный принцип, учителю важно показать, что при написании нельзя доверять произношению. Необходимо научить детей определять, в какой морфеме содержится сомнительный звук, развивать у них умение находить проверочные слова.
В ходе изучения правила ученик должен поставить в слове ударение, указать ударные и безударные гласные, найти корень слова, подобрать к слову родственные слова или изменить форму слова, выбрать нужное проверочное слово с ударной гласной в корне.
Уже в первом классе с помощью дидактических игр происходит знакомство с этим правилом.
Игры:
Игра «Помоги птицам»
Цель: тренировка в ударении и в слогоделении слов.
Надо разместить птиц на деревья. Первое дерево - ударный первый слог, второе – второй слог. Для этого детям надо произнести слова - названия птиц, разделить их на слоги, определить на какую часть слова падает ударение.
Игра «Собери овощи», игра «Собери грибы» - подобные игры.
Игра «Чёрный или белый»
Цель: обратить внимание на разное звучание слогов в слове, знакомство с ударением.
Учитель медленно произносит слово, и предлагает послушать, одинаково ли звучат части в этом слове. При повторном произношении дети первую часть произносят громче. У каждого ребёнка набор чёрных и белых квадратиков. Если слог ударный, кладут чёрный квадрат, если безударный - белый.
Игра «Слова перевёртыши»
Цель: умение делить слова на слоги.
Детям предлагается первый слог сделать вторым и прочитать новые слова.
Насос, сыро, наши, камыш, рады, жилы, навес.
Игра «Помоги»
Цель: выработка умения, верно, ставить ударение в словах.
Необходимо учащимся, верно, расставить ударение, чтобы предложения легко читались.
Косит косец, а зайчишка косит.
Трусит трусишка, а ослик трусит.
Игра «Пирамида»
Цель: формирование умения определять ударную и безударную гласную, формирование умения изменять слово, находить проверочное.
Собери пирамиду, вставив пропущенную букву.
Цв…ты
Сп…на
Сл…ны
Дв…ры
Гр…чи
Ст…на
Игра «Забей гол»
Цель: формирование умения определять ударную и безударную гласную, формирование умения изменять слово.
На экране в два столбика написаны слова с безударной гласной. Класс делится на две команды. Каждый ученик по очереди в тетради или на доске пишет гласные. (забивает голы)
Выигрывает та команда, которая забьёт наибольшее количество точных голов.
п…рты р…ка
гр…да в…да
ст…на п…тно
пл…та гр…бы
гл…за ш…рфы
Игра «Лесенка»
Цель: формирование умения определять ударную и безударную гласную, формирование умения изменять слово.
р | | к | а | |
к | | в | ё | р | |
р | | б | и | н | а | |
л | | н | е | й | к | а | | |
в | | р | х | у | ш | к | а |
п | | ч | т | а | л | ь | о | н |
Игра «Пишущая машинка»
Цель: формирование умения определять ударную и безударную гласную, формирование умения изменять слово, находить проверочное.
Какая буква сломалась в пишущей машинке?
В -г- р –де п-спели п-мид-ры. К-ля взял к-рзинку и с-брал п-мидоры.
У Т-ни были х-р-шие к-сы. Дев-чка заплела в-л-сы в к-су.
Игра «Кроссворд»
Цель: формирование умения определять ударную и безударную гласную, формирование умения изменять слово, находить
проверочное.
Начинайте с буквы С.
Комната для еды.
Ночная птица.
Частичка снега.
Начинайте с буквы К.
Дом для лошадей.
Площадка для катания на коньках.
Предмет, с помощью которого окрашивают пол и стены.
Детёныш кошки.
Начинайте с буквы П.
Слово, противоположное по значению слову кривой.
Тот, кто пасёт стадо.
Игра «Угадай слово»
Цель: развитие умения подбирать в рифму нужные по смыслу слова; закрепление правописания слов с безударными гласными.
В праздники на улицах
В руках у детворы
Горят, перелваются
Воздушные…(шары).
Белка спряталась в дупло,
В нём и ухо и…(тепло).
Глубока и широка
Наша быстрая …( река).
Улетел скворец не зря
За моря и за …(леса).
Закаляют нас всегда
Слонце, воздух и …(вода).
На каток ушла с утра
Моя младшая …( сестра).
Подводной лодке не страшна
Океанская …(волна).
Кругом гречиха зацвела-
В улей мёд несёт…(пчела).
Нарядили ёлку: бусы в три ряда,
Наверху сверкает красная…(звезда).
Игра «Подбери противоположное по значению слово»
Цель: активизация словаря; закрепление правописания безударных гласных.
Друзья(враги), лето(зима), близко (далеко), маленький(большой), сытый(голодный), начало(конец), пресный (солёный), тёплый (холодный),старый (молодой), лёгкий (тяжёлый), темно( светло), утро (вечер).\
Игра «Разбери «кучу-малу».
Цель: развитие умения применять различные способы проверки написании безударных гласных в корне слова.
- Записать слова в три столбика:
Игра «Собери урожай»
Цель: закрепление правописания слов с безударной гласной.
На экране(доске) написаны слова с пропущенной безударной гласной. Ученикам надо записать слова с буквой о(е, и, а). Кто быстрее и верно соберёт яблоки.
Слова: в…да, гл…за, гн…здо, ч…сло, гр…чи, с…сна, ст…лы, л…сток, ст…на, з…мля, п…ла, тр…ва, с…стра, м…чи.
Упражнения, направленные на тренировку в постановке ударения.
1.Спишите предложения, поставьте ударение над выделенными словами. Чем различаются выделенные слова?
Мальчик вышел из леса. Красивые у нас леса.
2.Выпишите слова, имеющие три слога.
Пила, топор, молоток, шило, отвёртка, гвоздь, рубанок.
3.Составьте словосочетания с данными словами. Поставьте ударение.
яркие цвет
солнечное краски
жёлтый небо
4.Составьте предложения со словами.
Кругом- кругом
Кружки-кружки
Замок-замок
5.Дополните предложения подходящими по смыслу словами. Поставьте ударение.
Стоит в поле… .
Машина стоит… .
Упражнения, направленные на формирование умения подбирать проверочное слово и изменять его.
1.Спишите слова с безударной гласной, рядом напишите проверочные слова.
Ш…ги- …, л…са-…, м…ря-…, гр…бы-….
2.Спишите предложения, вставляя пропущенные безударные гласные.
На тр…ве ещё блестит р…са. На дв…ре г…рой, а в избе в…дой.
3.Спишите предложения. Найдите проверяемое слово и проверочное слово.
Козы гуляют по лугу. Одна коза ушла в лес. На горе стоят высокие сосны. Под сосной тень.
Выберите и запишите слова с безударной гласной, проверяемые по принципу «один-много». Рядом укажите проверочное слово.
По утрам я завожу (часы). У оленя красивые (рога).
Снег лежал на вершине (горы).
Допишите предложения, вставляя слова пропущенной безударной гласной.
Завод даёт (стр..на) машины. Мальчик посидел у (р…ка).
Выпишите из текста однокоренные слова, поставьте ударение. Подчеркните безударную гласную, выделите корень.
В нашем лесу живёт лесник. Он знает все лесные тропинки. Лесничий помогает лесу. Он охраняет наш лесистый край.
Выпишите из группы слов слова с ударной гласной в корне.
Мак, маковый, макушка, маковка.
Мигнуть, промокнуть, рискнуть, поникнуть.
От данного корня образуйте слова с безударной гласной в корне.
-низ - (низинка, низовье, низок)
-нов - (новинка, новичок, обновление)
8. В какой группе слов указаны все безударные гласные в корне? Запишите эти слова.
Слезать, слежка, летит.
Слезать, следить, слетать.
Перелезет, наследил, долететь.
9.К выделенным словам подберите однокоренные. Укажите корень. Поставьте ударение.
Часы чинит… . Часовщик, сторож, садовник, мастер,
Лес охраняет… . лесник.
За садом ухаживает… .
Упражнения, направленные на формирование умения подбирать проверочное слово путём подбора однокоренных слов.
К данному слову назовите однокоренные слова с ударной гласной в корне.
Платить (плата, платный, бесплатный, расплата).
Тяжёлый (тяжесть, тяжко).
Образуйте слова с указанными суффиксами:
-ок- -очк- -к-
лес коза гора
гриб роза нора
нос лампа вила
Какая группа слов нуждается в проверке? Назовите проверочные слова.
Из слов составьте предложения.
Самая, кладовая, для, колосья, нас, дорогая, хлеба.
Не имеют, золотые, цены, зёрна.
( Колосья хлеба – самая дорогая для нас кладовая. Золотые зёрна не имеют цены.)
Измените словосочетания по образцу. Подчеркните проверочные слова.
М…ховая шапка – шапка из меха.
Зв…риный след – след… .
Ст…льная лента – лента из … .
Спишите, вставляя пропущенные безударные гласные в корне.
Из л…сной чащи вышла л…са. Пост…яла, прислушалась, осм…трелась. Разб…жалась и на л…ту прыг! Проехалась и д…вай передними лапами барабанить. Ткнулась мордочкой в л…дяное зеркало и то присядет, то подскочит.
Из слов, которые диктует учитель, надо выбрать только слова с безударной гласной в корне.
Посмотрел, известный, загадка, задрожал, указка, честный, ядовитый, гриб, нагоняет, грустный.