СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактические игры и упражнения по теме "Безударные гласные"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактические игры и упражнения, направленные на успешное обучение темы «Безударные гласные в корне слова»

            В основе правила правописания безударной гласной в корне слов лежит фонематический принцип русской орфографии, в соответствии с которым одна и та же буква обозначает фонему в сильной и слабой позиции. Опираясь на данный принцип, учителю важно показать, что при написании нельзя доверять произношению. Необходимо научить детей определять, в какой морфеме содержится сомнительный звук, развивать у них умение находить проверочные слова.

         В ходе изучения правила ученик должен поставить в слове ударение, указать ударные и безударные гласные, найти корень слова, подобрать к слову родственные слова или изменить форму слова, выбрать нужное проверочное слово с ударной гласной в корне.

Уже в первом классе с помощью дидактических игр происходит знакомство с этим правилом.

Игры:

Игра «Помоги  птицам»

Цель: тренировка в ударении и в слогоделении слов.

Надо разместить птиц на деревья. Первое дерево - ударный первый слог, второе – второй слог. Для этого детям надо произнести слова - названия птиц, разделить их на слоги, определить на какую часть слова падает ударение.

Игра «Собери овощи», игра «Собери грибы» - подобные игры.

Игра «Чёрный или белый»

Цель: обратить внимание на разное звучание слогов в слове, знакомство с ударением.

Учитель медленно произносит слово, и предлагает послушать, одинаково ли звучат части в этом слове. При повторном произношении дети первую часть произносят громче. У каждого ребёнка набор чёрных и белых квадратиков. Если слог ударный, кладут чёрный квадрат, если безударный - белый.

Игра «Слова перевёртыши»

Цель: умение делить слова на слоги.

Детям предлагается первый слог сделать вторым и прочитать новые слова.

Насос, сыро, наши, камыш, рады, жилы, навес.

Игра «Помоги»

Цель: выработка умения, верно, ставить ударение в словах.

Необходимо учащимся, верно, расставить ударение, чтобы предложения легко читались.

Косит косец, а зайчишка косит.

Трусит трусишка, а ослик трусит.

Просмотр содержимого документа
«Дидактические игры и упражнения по теме "Безударные гласные"»

Дидактические игры и упражнения, направленные на успешное обучение темы «Безударные гласные в корне слова»

В основе правила правописания безударной гласной в корне слов лежит фонематический принцип русской орфографии, в соответствии с которым одна и та же буква обозначает фонему в сильной и слабой позиции. Опираясь на данный принцип, учителю важно показать, что при написании нельзя доверять произношению. Необходимо научить детей определять, в какой морфеме содержится сомнительный звук, развивать у них умение находить проверочные слова.

В ходе изучения правила ученик должен поставить в слове ударение, указать ударные и безударные гласные, найти корень слова, подобрать к слову родственные слова или изменить форму слова, выбрать нужное проверочное слово с ударной гласной в корне.

Уже в первом классе с помощью дидактических игр происходит знакомство с этим правилом.

Игры:

Игра «Помоги птицам»

Цель: тренировка в ударении и в слогоделении слов.

Надо разместить птиц на деревья. Первое дерево - ударный первый слог, второе – второй слог. Для этого детям надо произнести слова - названия птиц, разделить их на слоги, определить на какую часть слова падает ударение.

Игра «Собери овощи», игра «Собери грибы» - подобные игры.

Игра «Чёрный или белый»

Цель: обратить внимание на разное звучание слогов в слове, знакомство с ударением.

Учитель медленно произносит слово, и предлагает послушать, одинаково ли звучат части в этом слове. При повторном произношении дети первую часть произносят громче. У каждого ребёнка набор чёрных и белых квадратиков. Если слог ударный, кладут чёрный квадрат, если безударный - белый.

Игра «Слова перевёртыши»

Цель: умение делить слова на слоги.

Детям предлагается первый слог сделать вторым и прочитать новые слова.

Насос, сыро, наши, камыш, рады, жилы, навес.

Игра «Помоги»

Цель: выработка умения, верно, ставить ударение в словах.

Необходимо учащимся, верно, расставить ударение, чтобы предложения легко читались.

Косит косец, а зайчишка косит.

Трусит трусишка, а ослик трусит.

Игра «Пирамида»

Цель: формирование умения определять ударную и безударную гласную, формирование умения изменять слово, находить проверочное.

Собери пирамиду, вставив пропущенную букву.



Цв…ты

Сп…на

Сл…ны

Дв…ры

Гр…чи

Ст…на



Игра «Забей гол»

Цель: формирование умения определять ударную и безударную гласную, формирование умения изменять слово.

На экране в два столбика написаны слова с безударной гласной. Класс делится на две команды. Каждый ученик по очереди в тетради или на доске пишет гласные. (забивает голы)

Выигрывает та команда, которая забьёт наибольшее количество точных голов.

п…рты р…ка

гр…да в…да

ст…на п…тно

пл…та гр…бы

гл…за ш…рфы

Игра «Лесенка»

Цель: формирование умения определять ударную и безударную гласную, формирование умения изменять слово.

р


к

а


к


в

ё

р


р


б

и

н

а


л


н

е

й

к

а



в


р

х

у

ш

к

а

п


ч

т

а

л

ь

о

н



Игра «Пишущая машинка»

Цель: формирование умения определять ударную и безударную гласную, формирование умения изменять слово, находить проверочное.

Какая буква сломалась в пишущей машинке?

  1. В -г- р –де п-спели п-мид-ры. К-ля взял к-рзинку и с-брал п-мидоры.

  2. У Т-ни были х-р-шие к-сы. Дев-чка заплела в-л-сы в к-су.



Игра «Кроссворд»

Цель: формирование умения определять ударную и безударную гласную, формирование умения изменять слово, находить

проверочное.















с

к

п

к

с

к

п

к

с

























































Начинайте с буквы С.



Комната для еды.

Ночная птица.

Частичка снега.



Начинайте с буквы К.

Дом для лошадей.

Площадка для катания на коньках.

Предмет, с помощью которого окрашивают пол и стены.

Детёныш кошки.



Начинайте с буквы П.

Слово, противоположное по значению слову кривой.

Тот, кто пасёт стадо.



Игра «Угадай слово»

Цель: развитие умения подбирать в рифму нужные по смыслу слова; закрепление правописания слов с безударными гласными.

В праздники на улицах

В руках у детворы

Горят, перелваются

Воздушные…(шары).



Белка спряталась в дупло,

В нём и ухо и…(тепло).



Глубока и широка

Наша быстрая …( река).

Улетел скворец не зря
За моря и за …(леса).



Закаляют нас всегда

Слонце, воздух и …(вода).



На каток ушла с утра

Моя младшая …( сестра).



Подводной лодке не страшна

Океанская …(волна).



Кругом гречиха зацвела-

В улей мёд несёт…(пчела).



Нарядили ёлку: бусы в три ряда,

Наверху сверкает красная…(звезда).



Игра «Подбери противоположное по значению слово»

Цель: активизация словаря; закрепление правописания безударных гласных.



Друзья(враги), лето(зима), близко (далеко), маленький(большой), сытый(голодный), начало(конец), пресный (солёный), тёплый (холодный),старый (молодой), лёгкий (тяжёлый), темно( светло), утро (вечер).\



Игра «Разбери «кучу-малу».

Цель: развитие умения применять различные способы проверки написании безударных гласных в корне слова.

- Записать слова в три столбика:



















Игра «Собери урожай»

Цель: закрепление правописания слов с безударной гласной.



На экране(доске) написаны слова с пропущенной безударной гласной. Ученикам надо записать слова с буквой о(е, и, а). Кто быстрее и верно соберёт яблоки.

Слова: в…да, гл…за, гн…здо, ч…сло, гр…чи, с…сна, ст…лы, л…сток, ст…на, з…мля, п…ла, тр…ва, с…стра, м…чи.





Упражнения, направленные на тренировку в постановке ударения.

1.Спишите предложения, поставьте ударение над выделенными словами. Чем различаются выделенные слова?

Мальчик вышел из леса. Красивые у нас леса.

2.Выпишите слова, имеющие три слога.

Пила, топор, молоток, шило, отвёртка, гвоздь, рубанок.

3.Составьте словосочетания с данными словами. Поставьте ударение.

яркие цвет

солнечное краски

жёлтый небо

4.Составьте предложения со словами.

Кругом- кругом

Кружки-кружки

Замок-замок

5.Дополните предложения подходящими по смыслу словами. Поставьте ударение.

Стоит в поле… .

Машина стоит… .

Упражнения, направленные на формирование умения подбирать проверочное слово и изменять его.

1.Спишите слова с безударной гласной, рядом напишите проверочные слова.

Ш…ги- …, л…са-…, м…ря-…, гр…бы-….

2.Спишите предложения, вставляя пропущенные безударные гласные.

На тр…ве ещё блестит р…са. На дв…ре г…рой, а в избе в…дой.

3.Спишите предложения. Найдите проверяемое слово и проверочное слово.

Козы гуляют по лугу. Одна коза ушла в лес. На горе стоят высокие сосны. Под сосной тень.

  1. Выберите и запишите слова с безударной гласной, проверяемые по принципу «один-много». Рядом укажите проверочное слово.

По утрам я завожу (часы). У оленя красивые (рога).

Снег лежал на вершине (горы).

  1. Допишите предложения, вставляя слова пропущенной безударной гласной.

Завод даёт (стр..на) машины. Мальчик посидел у (р…ка).

  1. Выпишите из текста однокоренные слова, поставьте ударение. Подчеркните безударную гласную, выделите корень.

В нашем лесу живёт лесник. Он знает все лесные тропинки. Лесничий помогает лесу. Он охраняет наш лесистый край.

  1. Выпишите из группы слов слова с ударной гласной в корне.

Мак, маковый, макушка, маковка.

Мигнуть, промокнуть, рискнуть, поникнуть.

  1. От данного корня образуйте слова с безударной гласной в корне.

-низ - (низинка, низовье, низок)

-нов - (новинка, новичок, обновление)

8. В какой группе слов указаны все безударные гласные в корне? Запишите эти слова.

Слезать, слежка, летит.

Слезать, следить, слетать.

Перелезет, наследил, долететь.

9.К выделенным словам подберите однокоренные. Укажите корень. Поставьте ударение.

Часы чинит… . Часовщик, сторож, садовник, мастер,

Лес охраняет… . лесник.

За садом ухаживает… .

Упражнения, направленные на формирование умения подбирать проверочное слово путём подбора однокоренных слов.

  1. К данному слову назовите однокоренные слова с ударной гласной в корне.

Платить (плата, платный, бесплатный, расплата).

Тяжёлый (тяжесть, тяжко).

  1. Образуйте слова с указанными суффиксами:

-ок- -очк- -к-

лес коза гора

гриб роза нора

нос лампа вила

Какая группа слов нуждается в проверке? Назовите проверочные слова.

  1. Из слов составьте предложения.

Самая, кладовая, для, колосья, нас, дорогая, хлеба.

Не имеют, золотые, цены, зёрна.

( Колосья хлеба – самая дорогая для нас кладовая. Золотые зёрна не имеют цены.)

  1. Измените словосочетания по образцу. Подчеркните проверочные слова.

М…ховая шапка – шапка из меха.

Зв…риный след – след… .

Ст…льная лента – лента из … .

  1. Спишите, вставляя пропущенные безударные гласные в корне.

Из л…сной чащи вышла л…са. Пост…яла, прислушалась, осм…трелась. Разб…жалась и на л…ту прыг! Проехалась и д…вай передними лапами барабанить. Ткнулась мордочкой в л…дяное зеркало и то присядет, то подскочит.

  1. Из слов, которые диктует учитель, надо выбрать только слова с безударной гласной в корне.

Посмотрел, известный, загадка, задрожал, указка, честный, ядовитый, гриб, нагоняет, грустный.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!