СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактические игры "Ориентировка во времени"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактические игры позволяют закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра. Закреплять понятие времени. Закреплять представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь).

Просмотр содержимого документа
«Дидактические игры "Ориентировка во времени"»

Дидактические игры «Ориентировка во времени».

«Успей вовремя»

Цель: Продолжать закреплять понятие времени.

Развивать чувство времени, учить регулировать свою деятельность в соответствии с временным интервалом. Воспитывать любознательность.

Материалы: разрезные картинки, песочные часы.

Ход: На столе у воспитателя картинкой вниз лежит 10 карточек.

Дети разбиваются на пары. Воспитатель предлагает взять конверты с разрезанными частями и собрать из них картинку за 3 минуты (показывает песочные часы). Воспитатель проверяет, все ли дети успели выполнить задание, и напоминает о важности умения укладываться в заданное время.


«Назови сутки»

Цель: Закреплять представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь)

Материалы: карточки, с изображением частей суток.

Ход: Воспитатель вместе с детьми выясняет, из скольких частей состоят сутки, предлагает назвать их, показать соответствующие картинки и выложить их в правильной последовательности (Утро, день, вечер, ночь). Взрослый предлагает составить сутки и называет одну из частей суток. Дети перечисляют остальные части суток и показывают соответствующие картинки. Игра повторяется 2-3 раза.


«Живая неделя»

Цель: закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

Материалы: карточки с цифрами от 1 до 7, музыка.

Ход: У детей карточки с кругами (от 1 до 7). По заданию ведущего дети под музыку выполняют различные движения. По ее окончании выстраиваются в ряд в соответствии с количеством кругов на карточке, обозначающих дни недели. Проверка осуществляется перекличкой. Игра повторяется 2-3 раза со сменой карточек.


«Тик-так»

Цель: Продолжать учить определять форму предметов и их частей на примере макета часов. Познакомить с часами, учить устанавливать время на макете часов. Воспитывать интерес к играм.

Материалы: будильник, наручные часы, настенные часы с кукушкой.

Ход: На столе у воспитателя под салфеткой разные виды часов: будильник, наручные часы, настенные часы с кукушкой.

Воспитатель читает стихотворение:«Петушок»

Кукареку-кукареку

Звонко петушок поет.

Озарило солнцем реку,

В небе облако плывет.

Просыпайтесь, звери, птицы!

Принимайтесь за дела.

На траве роса искрится,

Ночь июльская прошла.

Как будильник настоящий,

Разбудил вас петушок.

Распушил он хвост блестящий

И расправил гребешок.

Воспитатель выясняет у детей, какие приборы придумал человек для измерения времени. (Часы). Затем снимает салфетку с разных видов часов и загадывает загадки. Дети показывают отгадки.

  • Ежедневно в семь утра

  • Я трещу

  • - Вставать пора! (будильник)

  • Живет в резной избушке

  • Веселая кукушка.

  • Она кукует каждый час

  • И ранним утром будит нас. (настенные часы с кукушкой)

  • «12 месяцев»

  • Цель: закрепить понятие о месяцах.

  • Материал: карточки, на которых изображены предметы от 1 до 12.

  • Содержание. В. раскладывает карточки изображением вниз и перемешивает их. Играющие выбирают любую карточку и выстраиваются по порядку в соответствии с числом, указанным на карточке. Они превратились в «12 месяцев» Каждый «месяц» вспоминает, что он может рассказать о себе. Ведущий задает вопросы: «Пятый месяц, как тебя зовут?» Так зовут второй месяц?» Затем задания усложняются: «Январь, придумай загадку о своем месяце. Октябрь вспомни пословицу о своем времени года. Март, ты какой по счету в году? Сентябрь, назови сказку, где встречается твое время года. Апрель, в каких сказках встречается твое время года?» Далее игру можно усложнить. Для этого используется набор картинок с изображением времен года и ярко выраженных сезонных явлений. Играющие рассматривают картинки и выбирают те, которые соответствуют его месяцу или времени года.

  • «Назови пропущенное слово»

  • Цель: закрепить знания о днях недели, частях суток.

  • Материал. Мяч.

  • Содержание. Ведущий начинает сразу и бросает мяч одному из играющих:

  • - Солнышко светит днем, а луна . . .

  • - Утром я пришла на работу, а вернулась домой . . .

  • - Если вчера была пятница, то сегодня . . .

  • - Если за понедельником был вторник, то за четвергом . . .

  • Аналогично можно проводить игру о временах года, месяцах.

  • «День и ночь» или «Когда это бывает»

  • Цель: закрепить знания о частях суток.

  • Материал: модель суток, картинки.

  • Содержание. Воспитатель выставляет модель суток, стрелка указывает поочередно на разные части суток — дети выбирают те картинки, на которых изображена трудовая деятельность людей, осуществляемая в это время суток. Примерные вопросы: Что изображено на картинке? Почему ты выбрал именно эту картинку? Как называется эта часть суток?

  • «Когда это бывает?»

  • Цели: закрепить знание детей о частях суток, развивать речь, память.

  • Ход игры: Воспитатель раскладывает картинки, изображающие жизнь детей: утренняя гимнастика, завтрак, занятия и т. д. Дети выбирают себе любую картинку, рассматривают ее. На слово «утро» все дети поднимают картинку, связанную с утром, и объясняют свой выбор. Затем день, вечер, ночь.

  • «А что потом?»

  • Цели: закрепить знание детей о частях суток, о деятельности детей в разное время суток; развивать речь, память.

  • Ход игры: Дети садятся полукругом. Воспитатель объясняет правила игры:

  • Будем рассказывать по порядку о том, что мы делаем с самого утра. Кто ошибется, сядет на последний стул, а все остальные передвинутся. Можно ввести игровой такой момент: воспитатель поет песенку «камешек у меня. Кому дать? Кому дать? Тот и будет отвечать».

  • Воспитатель начинает: «Вы утром проснулись. А что было потом?» Передает камешек кому-либо из играющих. Тот отвечает: «Делали гимнастику» - «А потом?» Передает камешек другому ребенку.

  • Игра продолжается, пока дети не назовут последнее — ночной сон.

  • «Назови скорей»

  • Цель: формирование знаний о днях недели.

  • Содержание. Дети образуют круг. С помощью считалки выбирается ведущий. Он бросает мяч кому-либо из детей и говорит: «Какой день недели перед четвергом? Ребенок, поймавший мяч, отвечает «Среда». Теперь он становится ведущим и задает вопрос: «Какой день недели был вчера?» (Назови дни недели после вторника. Назови день недели между средой и пятницей).

  • «Игра с полосками»

  • Цель: учить пользоваться словами «до» и «после».

  • Содержание. В. говорит: «Возьмите карточку и сосчитайте, сколько на ней полосок? На третью полоску положите 6 кружков. Какое число идет до 6? На какую полоску надо положить 5 кружков и почему? Какое число идет после 6? На какую полоску надо положить 7 кружков и почему? Какое самое большое число на вашей карточке? (самое маленькое). Теперь мы знаем, что все числа, которые идут до какого-нибудь числа, меньше этого числа, а все числа, которые идут после этого числа, больше него».

  • «Какой сегодня день»

  • Цель: закрепить знания о последовательности дней недели.

  • Содержание. В. предлагает детям встать в круг я поиграть в игру: «Назови следующий день». Объясняет игровые действия и правила: Ребенок называет день недели, например, воскресенье, и бросает мяч другому. Тот, поймав мяч, называет следующий день и т. д.

  • «Вчера-сегодня»

  • Цель: развивать чувство времени у детей.

  • Ход игры: Взрослый предлагает детям, выслушав предложения, определить, какого времени оно касается (настоящего или прошлого). Если прошлого, то дети показывают руками сзади себя – было когда-то, если же предложения касается настоящего, то дети разводят руками.

  • « Путешествие в страну часов»

  • Цель: познакомить детей с тем как можно узнать время без часов. Рассказать о том, что в Москве на кремле есть самые главные часы нашей Родины.

  • Материал: часы, картинки и иллюстрации с изображением кремлевских часов и других часов.

  • Ход игры: Воспитатель рассказывает о том, что раньше люди узнавали время по крику петуха, по цветам, затем изобрели часы…..

  • «Времена года»

  • Цель: Закреплять представления о временах года и месяцах осени.

  • Материалы: модель времена года.

  • Ход: Воспитатель показывает детям модель «Времена года»: квадрат, разделенный на 4 части (времена года), окрашенные в красный, зеленый, голубой и желтые цвета. Желтой сектор разделен еще на 3 части, окрашенные в светло-желтый, желтый и желто-коричневый.

  • Воспитатель спрашивает у детей: «Сколько всего времен года? Назовите их по порядку. (Показывает времена года на модели, уточняя цвет.)

  • Покажите на модель осень. На сколько частей разделено это время года? Как вы думаете, почему здесь 3 части? Какие месяцы осени вы знаете? Последний месяц осени – ноябрь. Назовите месяца осени по порядку». (сентябрь, октябрь, ноябрь.) Воспитатель показывает месяцы на модели.

  • «Составь неделю»

  • Цель: Закреплять умение последовательно называть дни недели.

  • Материалы: Два набора с карточками от 1 до 7, музыкальное сопровождение.

  • Ход игры: Дети делятся на две команды по набору карточек с цифрами от 1 до 7. Воспитатель предлагает детям построиться в шеренгу, образуя неделю: первым встает ребенок, у которого на карточке написана цифра 1 (понедельник), вторым, у которого на карточке – цифра 2 и т.д. Затем дети называют дни недели по порядку и показывают соответствующие карточки с цифрами.

  • Дети под музыку по заданию воспитателя выполняют различные движения, а по ее окончанию строятся в шеренгу, образуя неделю начиная со вторника. Затем дети составляют неделю, начиная с четверга и т.д. Игра повторяется 2-3 раза.

  • После выполнения каждого задания дети по порядку называют дни недели начиная с заданного дня. За правильно выполненное задание команда получает звездочку.

  • В конце игры подсчитывается количество звездочек и определяется победитель.

  • «Не ошибись».

  • Цели: развивать быстроту мышления; закрепить знания детей о том, что они делают в разное время суток.

  • Ход игры. Воспитатель называет разные части суток или действия детей. А дети должны ответить одним словом: «Завтракаем», «Умываемся», назвать, когда это бывает.

  • Ориентировка в пространстве

  • «Поможем Элли вернуться домой»

  • Задачи: Закреплять умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений на плане, определять направление движения объектов, отражать в речи их пространственное положение

  • Материалы: Альбомный лист с изображением плана, конверты с заданиями.

  • Ход: Воспитатель напоминает детям отрывок из сказки, в котором девочка Элли с другом Тотошкой после урагана попала в другую страну. Воспитатель предлагает детям помочь ей вернуться домой. Вместе с детьми он рассматривает план возращения домой.

  • Взрослый обращает внимание детей на то, что путь Элли обозначен на плане цифрами, а в группе – конвертами с заданиями. Дети находят на плане цифру 1, а в группе – конверт с цифрой 1(В котором размещен текст с заданием на счет). Затем предлагает найти на плане цифру 2 и определить, в каком направлении надо нарисовать стрелку (слева направо из нижнего левого угла в нижний правый угол). Дети находят в группе конверт с цифрой 2 (с заданием). Аналогично дети находят конверты с цифрами 3, 4 и 5 рисуют стрелки и выполняют задания последовательно.

  • «Рисуем дорожку к участку»

  • Цель: Развивать умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений и схем.

  • Материалы: листы бумаги с изображением плана территории

  • Ход: у детей листы бумаги с изображением плана территории школы - интерната (здание и участок школы - интерната).

  • Воспитатель предлагает детям помочь Петрушке найти дорогу к участку и дает указания:

  • - придумайте, как мы будем обозначать направления движения. (Прямой линией со стрелкой)

  • - положите треугольник посередине листа

  • - проведите прямую линию со стрелкой от прямоугольника до треугольника.

  • - положите круг посередине одной из боковых сторон листа (участок другой группы)

  • Проведите прямую линию со стрелкой от треугольника до круга.

  • - уточните дальнейшее направление движения до участка

  • - проведите прямую линию со стрелкой от круга к участку.

  • Затем дети по очереди рассказывают о направлении движения от школы - интерната до участка, используя пространственные понятия.

  • « Как найти дорожку в школу?»

  • Цель: Закрепить умение детей ориентироваться по плану местности, уметь объяснять расположение объектов по отношению друг к другу. Закреплять умение определять направление движения. Развивать абстрактное мышление.

  • Материал: план местности (микрорайона) макет местности микрорайона.

  • Ход игры: дети ориентируются по плану и на макете.

  • «Линии и точки»

  • Цель: Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. Развивать внимание, мыслительные операции, воображение.

  • Материалы: тетрадные листы в крупную клетку, цветные карандаши.

  • Ход игры: Воспитатель раздает листы в клетку и карандаши и просит детей украсить «коврики для гномов». Затем на доске цветным мелом проводит линии слева направо и сверху вниз, называя их направление, и уточняет: Что образуют линии (клеточки). Клеточки помогают расположить рисунок ровно. В центре клеточки и на пересечении линий можно поставить точки. (Показывает несколько вариантов) А теперь давайте украсим коврики для гномов с помощью цветных линий, клеточек и точек.

  • «Художники»

  • Цель: развитие ориентировки в пространстве.

  • Ход игры. Ведущий предлагает детям нарисовать картину. Все вместе продумывают ее сюжет: город, комната, зоопарк и т. п. Затем каждый рассказывает о задуманном элементе картины, поясняет, где он должен находиться относительно других предметов. Воспитатель заполняет картину предлагаемыми детьми элементами, рисуя ее мелом на доске или фломастером на большом листе бумаги. В центре можно нарисовать избушку (изображение должно быть простым и узнаваемым) вверху, на крыше дома – трубу. Из трубы вверх идет дым. Внизу перед избушкой сидит кот. В задании должны быть использованы слова: вверху, внизу, слева, справа, от, за, перед, между, около, рядом и т.д

  • «Расскажи про свой узор»

  • Цель: учить овладевать пространственными представлениями.

  • Содержание. У каждого ребенка картинка (коврик) с узором. Дети должны рассказать, как располагаются элементы узора: в правом верхнем углу круг, в левом верхнем углу - квадрат, в левом нижнем углу - овал, в правом нижнем углу - прямоугольник, в середине — треугольник.

  • «Сравни и заполни»

  • Цель: учить осуществлять зрительно-мысленный анализ способа расположения фигур.

  • Игровой материал: набор геометрических фигур.

  • Содержание. Каждый из игроков должен внимательно рассмотреть свою табличку с изображением геометрических фигур, найти закономерность в их расположении, а затем заполнить пустые клеточки со знаками вопроса, положив в них нужную фигуру. Выигрывает тот, кто правильно и быстро справится с заданием.

  • «Как расположены фигуры»

  • Цель: учить детей располагать геометрические фигуры на плоскости.

  • Материал. 2 таблицы, на которых посередине нарисована 1 фигура и вокруг нее (вверху, внизу, справа, слева), по одной фигуре, лист бумаги, конверт с моделями геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал).

  • Содержание. Воспитатель вывешивает таблицу с геометрическими фигурами и объясняет задание: «Внимательно рассмотрите таблицу, запомните, как расположены фигуры и разместите свои фигуры на листе точно так же. Чтобы хорошо все запомнить, надо рассмотреть таблицу в следующем порядке: сначала назвать фигуру, расположенную посередине, затем вверху и внизу, справа и слева. Кто хочет рассказать, как те положены фигуры? После этого воспитатель поворачивает таблицу обратной стороной к детям. Выполнив задание, дети рассказывают, как они разместили фигуры, сверяют результат своей работы с образцом, исправляют ошибки. Могут быть даны аналогичные задания.

  • «Путешествие»

  • Цель: учить ориентироваться в пространстве.

  • Содержание. Воспитатель обозначает направление на полу групповой комнаты стрелками разного цвета, а ребенку говорит: «Сначала иди туда, куда указывает красная стрелка, потом поверни туда, куда указывает синяя, затем пройди три шага и там ищи». Задания могут быть любые как одному ребенку, так и всей группе детей.

  • «Куда бросим мяч?»

  • Цель: продолжать учить ориентироваться в пространстве.

  • Содержание. Дети встают в круг. В. дает задания: «Брось мяч тому, кто стоит перед тобой. Брось мяч тому, кто стоит сбоку от тебя» и т. п.

  • «Найди парную картинку»

  • Цель: ориентировка на плоскости листа; учить описывать расположение геометрических фигур на карточках.

  • Содержание. На доске вывешивается 4-6 карточек, парные к ним раскладываются на столе рисунками вниз. Воспитатель объясняет задание: «Сейчас мы поиграем в игру «Найди парную картинку» тот, кого я вызову, возьмет одну из карточек на этом столе, назовет, какие фигуры на ней нарисованы и где они расположены. Затем найдет такую же карточку среди висящих на доске и поместит под ней свою».

  • «Угадай, где стоит»

  • Цель: учить овладевать пространственными представлениями.

  • Содержание. Перед детьми — несколько предметов, расположенных по углам воображаемого квадрата и в середине его. Воспитатель предлагает детям отгадать, какой предмет стоит сзади зайца и перед куклой или справа от лисы, перед куклой и т. д.

  • «Найди нужную картинку».

  • Цель: учить овладевать пространственными представлениями.

  • Содержание. Дети отыскивают картинку с указанными воспитателем предметами, затем рассказывают о расположении этих предметов: «Первым слева стоит слон, за ним мартышка, последним - мишка», или «В середине большой чайник, справа от него - голубая чашка, слева - розовая чашка» и т. д.

  • «Кто первый назовет»

  • Цель: развитие внимания.

  • Содержание. Воспитатель показывает детям картинку, на которой в ряд слева направо или сверху вниз изображены разнородные предметы. Воспитатель договаривается, откуда начинать пересчет предметов: слева, справа, сверху, снизу. Ударяет молоточков несколько раз. Дети должны посчитать количество ударов и найти игрушку, которая стоит на указанном месте. Кто первым назовет игрушку, становится победителем и занимает место ведущего.

  • «Найди кошку»

  • Цель: учить находить сходство и различие предметов.

  • Содержание. Один художник рисовал кошек. Их было вначале 9. Но потом одна кошка исчезла. Художник успел нарисовать только 8 кошек. Нужно определить, как выглядела 8 кошка?

  • «На что это похоже»

  • Цель: развитие умственных способностей.

  • Содержание. В. предлагает детям 9-10 картинок поочередно, дети говорят на что это похоже. Вне занятия в течение дня дети самостоятельно рисуют собственные картинки и предлагают другим детям сказать, на что это похоже.

  • «Нарисуй по описанию»

  • Цель: развитие внимания, воображения.

  • Содержание. Воспитатель два раза читает текст: «Стоял белый дом, крыша у него была треугольная. Большие окна были красными, а маленькое окно над ними - желтое. А дверь у него была коричневая». Второй раз читает медленнее. Дети слушают с закрытыми глазами, потом рисуют его.

  • «Собери правильно»

  • Цель: упражнять в мысленном объединением предметов в группы, в образовании множеств.

  • Содержание. В. указывает на таблицу с изображениями разных овощей, и Фруктов и задает вопросы: «Что здесь нарисовано? Какой формы овощи? (Фрукты). Какого цвета овощи (фрукты)? Как можно сгруппировать эти предметы? Сколько тогда получится групп? и т. д.2.

  • «Игра с тремя обручами»

  • Цель: закреплять умение классифицировать предметы по 2-4 свойствам.

  • Содержание. Воспитатель предлагает новую ситуацию в игре с тремя обручами. Устанавливается правило игры, например фигуры, разложить так, чтобы внутри красного обруча оказались все красные. Внутри зеленого все треугольники, внутри черного - все большие. Игру с тремя обручами можно повторять много раз, меняя правила игры.

  • «Что изменилось»

  • Цель: учить понимать выражение «до» и « после»

  • Содержание. Воспитатель объясняет игровые действия: «Надо внимательно по порядку, начиная с центра, рассмотреть узор, составленный из фигур, и запомнить, как они расположены, а затем определить, что изменилось» (Воспитатель меняет местами сразу по 4 фигуры, например, квадраты и прямоугольники).

  • https://pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie/matematika/kartoteka-didakticheskih-igr-po-femp-v-podgotovitelnoy-gruppe-1241979

  • https://multiurok.ru/files/katalogh-didaktichiesk-ighr-po-nravstvienno-patrio.html

  • https://multiurok.ru/files/siuzhietno-rolievyie-ighry-dlia-dietiei.html