СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактические материалы для контрольно -оценочной деятельности на уроках,фрагмент рефлексивно- оценочного этапа урока по теме "Тайны написания жи-ши"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Фрагмент рефлексивно-оценочного этапа урока по теме "Тайны написания жи-ши".Дидактические материалы для контрольно-оценочной деятельности на уроке.

Просмотр содержимого документа
«Дидактические материалы для контрольно -оценочной деятельности на уроках,фрагмент рефлексивно- оценочного этапа урока по теме "Тайны написания жи-ши"»

Фрагмент технологической карты урока русского языка во 2 классе по УМК «Перспективная начальная школа»


Предмет: русский язык

Класс: 2 класс УМК: «Перспективная начальная школа»

Учитель: Бондарь Ирина Владимировна


Тема

Тайна написания сочетаний жи- ши.


Тип урока

Урок закрепления


Цель

Формирование умения различать ударную и безударную позиции написания сочетаний жи-ши в разных местах.

Задачи

-формировать умение различать ударную и безударную позиции написания сочетаний жи-ши в разных местах;

- способствовать развитию связной речи учащихся, логического мышления, обогащение словаря;

- развивать умение решать проблему, делать выводы, анализировать, сравнивать.

- воспитывать коммуникативные качества;

- создавать комфортный микроклимат, ситуацию успеха.


Основные понятия

Орфограмма, корень, ударная и безударная позиции сочетаний жи-ши , проверочные слова.


Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты (предметные): научатся находить ударную и безударную позицию написания сочетаний жи-ши расширить словарный запас учащихся.

Познавательные УУД:

а) обучение работе с разными видами информации

б) формирование умения поиска информации в учебных словарях.

в) формирование умения обращаться к дидактической иллюстрации для решения проблемы.

Коммуникативные УУД:

а) формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;

б) договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

в) наблюдать за действиями одноклассников, находить неточности и корректировать их.

Личностные УУД:

а) осознание алгоритма учебного действия;

б) способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

в) организация участия детей в действиях интриги, ориентирующей обучающихся помогать героям интриги с целью решить интеллектуальные задачи

г) контроль процесса и результатов деятельности.

Регулятивные: целеполагание

коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: самостоятельное формулирование цели и задач;

совместно с учителем давать оценку своей деятельности на уроке.



Ресурсы:

- основные


- дополнительные


  • Н.А. Чуракова «Русский язык» Учебник, часть1; Тетрадь для самостоятельной работы №1. Т.А.Байкова, О.В.Малаховская, Толковый словарь С.И.Ожегов, Н.Ю. Шведова.

  • карточки с пропущенными орфограммами.


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


Планируемые результаты

Предметные

УУД

Рефлексивно-оценочный этап урока.


1.Вопросы итоговой рефлексии:

-Какие учебные задачи стояли на уроке?

- Можете ответить на поставленные вопросы?

- Мы достигли цели урока?

- А какой этап урока вам наиболее понравился и удался?

2 Метод «Незаконченное предложение».

А теперь скажи, дружок,

        Тебе понравился урок?

        Что расскажешь дома маме?

        Поделись сейчас ты с нами!

- А теперь я хочу, чтобы вы поделились своими впечатлениями о сегодняшнем уроке. Дополните предложения:

1.    Я узнал …

2.    Я научился …

3.    Я смогу…

4.    На уроке мне было…

3.Оцените свои достижения по «Листу самооценки».

Лист самооценки.

Критерии:

Да + нет -

На уроке я отвечал всегда устно полным ответом.

Я подобрал все проверочные слова.

Я помогал в группе заполнять таблицу, высказывал свое мнение.

Мое мнение в группе чаще всего учитывалось.

Я выполнил правильно итоговый тест.

-Кто поставил пять плюсов-отметка «5»,четыре плюса-«4»,три плюса-«3».

4. «БЛАГОДАРЮ» В конце урока предложить каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось.

5.Рефлексия эмоционального состояния.

- Оцените свою деятельность на уроке в целом. Возьмите зеленое, жёлтое или красное цветов яблоко, лежащие у вас на партах. Прикрепите яблоки к нашему «Дереву успеха».

Зеленый: Я работал на уроке с желанием, был уверен в себе.

Желтый: Я работал на уроке с желанием, но чувствовал какое-то неудобство, волнение, тем не менее, мне было интересно.

Красный: Я работал на уроке без желания, боялся отвечать и выполнять работ.

Анализируют собственную деятельность на уроке, ставят цели на следующий урок.










Научатся определять свои успехи по изученной теме. Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.



Личностные: самоконтроль,устанавливать связь между целью деятельности и её результатом

Регулятивные:

совместно с учителем давать оценку своей деятельности на уроке. Определять эмоциональное состояние.

Домашнее задание


Задание разного уровня.Круг трёх цветов:

Красный- отметка « 3»

Жёлтый- отметка «4»

Зелёный- отметка «5»

Задание написно на карточках:

Карточка 1.

Найдите изученные буквосочетания и запиши в тетрадь предложения:

В воздухе кружились пушистые снежинки.

Малыши ходили в рощу. Я учу уроки.

Карточка 2.

Измени слово так, чтобы оно обозначало множество предметов:

Гараж, шалаш, груша, морж, ёрш, этаж, уж, мышь, карандаш, ёж.

Карточка 3

Измени слово так, чтобы оно обозначало множество предметов. Составь и запиши 2-3 предложения с сочетаниями жи-ши.

Гараж, шалаш, груша, морж, ёрш, этаж, уж, мышь, карандаш, ёж.

Спасибо за урок!




Регулятивные: Осуществляют поиск необходимой информации




Дидактические материалы для организации контрольно-оценочной деятельности учащихся начальных классов.

  • «Лесенка» - ученики на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька - требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно;

  • «Волшебная линеечка» - на полях тетрадей чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше;

  • «Светофор» - оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов: красный – я умею сам, жёлтый – я умею, но не уверен, зелёный – нужна помощь;

  • на каждом уроке за правильно выполненную работу (демонстрацию знаний и умений по предмету, освоение УУД и активности на уроке) учащиеся получают жетоны разных цветов и формы. Каждую недели в тетрадь «успехов» дети вклеивают узор из геометрических фигур, полученных за неделю, и анализирует свои достижения, сравнивая их с достижениями предыдущих недель. Так же в тетради каждому школьнику пишут благодарности, поздравления, “теплые слова”, комплименты как учитель так и одноклассники.

Допускается словесное оценивание - устным ответам учитель даёт словесную оценку: «Умница!», «Молодец!», «Отлично!», «Хорошо» и т.д.

«МЕТОД ПЯТИ ПАЛЬЦЕВ»

М (мизинец) – мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил?

Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?

С (средний) – состояние духа. Каким было сегодня преобладающее настроение?

У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?

Б! (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья?

«ТАБЛИЦА ФИКСАЦИЯ»

Понятие

Знал

Узнал

Хочу узнать






«ОЦЕНКА СВОИХ ОТВЕТОВ»

«+»

« - «

«П»

«Н»

«О»







«+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный;

«-» - ответил по своей инициативе, но ответ неправильный;

«П» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный;

«Н» - ответил по просьбе учителя, но ответ неправильный;

«0» - не ответил

«ОПОРНЫЕ СЛОВА»

Некоторые вопросы для рефлексии (содержания заданий, способов организации работы, итоговой, текущей, до и после выполнения заданий)

- Какую задачу решали? Что надо было сделать? Что делали? Как выполняли задание? Что не получилось и почему? Что следует делать в дальнейшем? Что может помочь в дальнейшей работе?

-Какие трудности (проблемы) возникли (испытывали)? Почему? Как они были преодолены?

-Что хотели? Чего достигли? Как этого достигли? Что нас не устраивает?

-Как назвать задание (урок)? Как вы думаете, чем мы будем заниматься на следующем уроке?

-Какие другие виды заданий можно придумать по данному условию? Какие задания из тех, что были на уроке, оказались самыми простыми, сложными, интересными…? Почему?

- Какие виды ошибок могут встретиться? Какую новую задачу мы определили для будущей работы? Что изменилось в условии задания по сравнению с предыдущим?

-Составьте список вопросов, на которые мы будем отвечать на следующем уроке. Зачем вы его составили?

- Зачем понадобилась новая запись, в чём её преимущество перед прежней? Зачем искали закономерность? Зачем выполняли эту работу? Зачем вы пришли сегодня на урок?

- Почему этот способ не сработал? Почему у меня (у него) не получается решение задачи?

-Что понравилось в работе ученика? Что было интересного (трудно, легко)? Что помогло найти ошибку (неточность)?

- Что нового для себя узнали? Что нового про себя узнали? Что нового предполагали узнать в ходе сегодняшнего занятия? Чему научиться?

-Оправдались ли ваши ожидания? (если нет, то почему?). Удалось ли вам получить ответы на свои вопросы? На какие вопросы вы хотели бы получить ответ?

-Как бы вы оценили свою работу на уроке? (работу своей группы, пары). По каким критериям? Ваше эмоциональное состояние? (до и после урока)

-Чего не понял человек, который составлял (пример, задачу…), решал…... Задай такой вопрос, чтобы, ответив на него, автор увидел свою ошибку.

-Хотим ли мы того, чего хотели вчера? Изменились ли наши цели?

«Фразеологизм» или «Пословица»

Выберите фразеологизм или пословицу которые характеризуют вашу работу сегодня

Шевелить мозгами

Краем уха

Хлопать ушами


«ПЛЮС — МИНУС - ИНТЕРЕСНО»

В графу «П» - «плюс»- записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной . В графу «И» - «интересно»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

«ЛИСТ САМОКОНТРОЛЯ»

Вид задания

Отметка




«БЛАГОДАРЮ»

В конце урока предложить каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.

Метод «Незаконченное предложение»

Дополните предложения:

1.    Я узнал …

2.    Я научился …

3.    Я смогу…

4.    На уроке мне было…


Уровень достижения конкретных предметных и метапредметных результатов отслеживается с помощью «Листов учебных достижений»

При создании данных листов учитываются программа и требования к обязательному минимуму содержания образования. Заполняется после проведения самостоятельных и контрольных работ. Рассчитаны на четверть. По этим листам хорошо отслеживается динамика роста ученика.

Вербальные оценки могут играть доминирующую роль в формировании самооценки ученика. Это связано с тем, что эти оценки более лабильны, эмоционально окрашены, более доходчивы до учащихся. Можно проводить такие игры: “Горячий стул” (на стул приглашается один человек из класса, каждый из присутствующих говорит ему одним или двумя словами комплимент); “Я хороший потому, что…” (Ребята в парах по очереди называют друг другу 10 своих положительных качеств . Правила: сначала один говорит о себе, а другой считает, затем наоборот. Второй не должен повторяться.)

Во втором классе оценочная деятельность учащихся становится более осознанной. Например, по русскому языку предлагается задание: «Подобрать пять слов с парной согласной в корне слова». Вначале необходимо выяснить, что необходимо знать и уметь для достижения цели (знание парной согласной; умение выделять и находить корень; подбирать проверочные слова).

Таким образом, составляется план совместных действий, определяется последовательность. После завершения работы идёт самопроверка, где ребёнок учится контролировать самого себя. На полях тетради фиксирует знаком, символом результат выполнения задания. Проверив работу, учитель может согласиться или не согласиться с поставленной ребёнком оценкой. При таком несовпадении идёт разъяснительная работа с детьми. Ошибки, исправленные детьми, считаются их достоинством, так как в большинстве случаев своих ошибок дети не видят.

 Третий и четвёртый годы обучения можно считать завершённым, когда учащиеся не только сами могут по своим критериям оценить работу в баллах, но и могут составить индивидуальную программу подготовки к аналогичной работе (определить объём и содержание требуемой дополнительной тренировки).

Формы контроля и оценки

Содержательный контроль и оценка предметных результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребенком и не допускает сравнения его с другими детьми.

Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений используются:

    • стартовые (входной контроль) и итоговые проверочные работы;

    • текущие проверочные работы;

    • тестовые диагностические работы;

    • устный опрос;

    • проверка сформированности навыков чтения;

    • “портфолио” ученика.

Также ведется работа по накопительной системе оценки в рамках «Портфеля достижений» обучающихся 1 – 4-х классов по трём направлениям:

- систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы наблюдений и т.д.);

- выборка детских творческих работ, стартовая диагностика, промежуточные и итоговые работы по русскому языку, математике, окружающему миру;

- материалы, характеризирующие достижения обучающихся в рамках внеучебной и досуговой деятельности (результаты участия в олимпиадах, конкурсах, выставках, смотрах, спортивных мероприятиях и т. д.)