СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактические материалы "В помощь учителю музыки"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В папке представлены примерные задания и памятки для учащихся по осуществлению анализа музыкальных произведений, характеристики эмоционального воздействия музыки на слушателя; тестовые материалы; рефлексивная оценка эмоционального состояния школьников; подборка юмористических фактов из жизни музыкантов; поэтический блок о музыке, композиторах, музыкальных произведениях.

Просмотр содержимого документа
«Жизненные правила для музыкантов Р.Шумана»

Р. Шуман «Жизненные правила для музыкантов» (1850)


Развитие слуха - это самое важное. Старайся с юных лет распознавать тональности и отдельные звуки. Колокол, оконное стекло, кукушка - прислушайся, какие звуки они издают.

Играй усердно гаммы и другие упражнения для пальцев. Но есть много людей, которые полагают, что этим все и достигается, которые до глубокой старости ежедневно проводят многие часы за техническими упражнениями. Это приблизительно то же самое, что ежедневно произносить азбуку и стараться делать это все быстрее и быстрее. Употребляй свое время с большей пользой.

Никогда не бренчи! Всегда бодро играй пьесу до конца и никогда не бросай на половине.

Старайся играть легкие пьесы хорошо и красиво; это лучше, чем посредственно играть трудные.

Всегда проявляй заботу о чистоте настройки своего инструмента.

Необходимо, чтобы пьесой овладели не только пальцы, ты должен уметь также напевать ее про себя без инструмента. Обостряй свое воображение настолько, чтобы ты мог удержать в памяти не одну лишь мелодию, но и относящуюся к ней гармонию.

Старайся, даже если у тебя не большой голос, петь с листа без помощи инструмента; тонкость твоего слуха будет от этого все время возрастать. Если же у тебя хороший голос, не медли ни минуты и развивай его; рассматривай это как прекраснейший дар, которым тебя наделило небо.

Ты должен настолько себя развить, чтобы понимать музыку, читая ее глазами

На сладостях, печенье и конфетах из ребенка никогда не вырастить здорового человека. Духовная пища так же, как и телесная, должна быть простой и здоровой. Великие мастера достаточно позаботились о такой пище; ее и придерживайтесь.

Ты не должен распространять плохие сочинения: наоборот, должен всеми силами препятствовать их распространению.

Выбирая пьесы для работы, советуйся со старшими; ты этим сбережешь себе много времени. Постепенно знакомься со всеми самыми значительными произведениями всех значительных мастеров.

Но никогда не упускай возможности участвовать в совместной игре в дуэтах, трио и т.п. Это придаст твоей игре свободу и живость. Почаще аккомпанируй певцам.

Если бы все хотели играть первую скрипку, нельзя было бы составить оркестра. Уважай поэтому каждого музыканта на его месте.

Люби свой инструмент, но в своем тщеславии не считай его высшим и единственным. Помни, что существуют другие и столь же прекрасные. Помни и о существовании певцов; не забудь, что самое высокое в музыке находит свое выражение в хоре и оркестре.

Играй усердно фуги больших мастеров, особенно Иог. Себ. Баха. "Хорошо темперированный клавир" должен быть твоим хлебом насущным. Тогда ты безусловно станешь основательным музыкантом.

Ищи среди своих товарищей таких, которые знают больше, чем ты.

Отдыхай от своих музыкальных занятий, усердно читая поэтов. Чаще бывай на лоне природы.

Изучение истории музыки, подкрепляемой живым слушанием образцовых произведений различных эпох, скорее всего излечит тебя от самомнения и тщеславия.

Если ты проходишь мимо церкви и слышишь, что в ней играют на органе, войди и послушай. Если тебе посчастливится самому сесть на органную скамью, то испытай свои маленькие пальцы и подивись этому всемогуществу музыки.

Пой усердно в хоре, особенно средние голоса. Это разовьет в тебе музыкальность.

Прислушайся внимательно ко всем народным песням; это целая сокровищница прекраснейших мелодий, они откроют тебе глаза на характер различных народов.

Как можно раньше примечай звук и характер различных инструментов, старайся запечатлеть в своем слухе их своеобразную звуковую окраску.

Никогда не упускай случая послушать хорошую оперу.

Не суди о сочинении, прослушав его один раз; то, что тебе понравится в первый момент, не всегда самое лучшее. Мастера требуют изучения. Многое станет тебе ясным лишь в глубокой старости.

В суждениях о музыке различай, принадлежит ли произведение к области профессионального искусства или создано только для дилетантского развлечения; первые отстаивай, по поводу других не гневайся!

Как можно раньше познакомься с дирижированием. Почаще наблюдай хороших дирижеров; вместе с ними можешь потихоньку дирижировать. Это принесет тебе ясность.

Внимательно наблюдай жизнь, а также знакомься с другими искусствами и науками.

Законы морали те же, что и законы искусства.

Старанием и выдержкой ты всегда достигнешь более высокого.

Просмотр содержимого документа
«Задания на дом»

  1. Описать любой пример воздействия музыки на людей.









  1. Какого русского композитора XIX века называют музыкантом-сказочником и почему?







  1. Кто из русских композиторов входил в творческое объединение «Могучая кучка»? Что объединяло их взгляды?









  1. Как Вы думаете, может ли композитор одной страны написать о жизни и природе другой страны или использовать в своем творчестве музыку другого народа? Аргументируйте свои ответы.









  1. Вы знаете, что существует симфонический оркестр. Назовите типы оркестров и инструменты, которые входят в эти разные типы оркестров.










  1. Р.н.п. «Во саду ли, в огороде» Римский-Корсаков использовал в опере «Сказка о царе Салтане». Продолжите ряд русских народных песен, которые композиторы использовали в своих произведениях.







  1. Напишите все жанры, которые Вы знаете в музыке.







  1. Что такое мажор и минор? Приведите примеры мажорных и минорных произведений. Можно ли определение «мажор» и «минор» перенести на другие виды искусства (литература, живопись).







  1. В основе каждой оперы или балета лежит литературное произведение – либретто. Назовите известные вам оперы и балеты и их авторов, за основу либретто которых взяты сказки.








  1. В чем различие между формой рондо и формой вариаций. Приведите примеры произведений, написанных в этих музыкальных формах.






  1. Мы знаем, что Музыка – это сама Жизнь. Телевидение без музыки тоже невозможно. Хочется узнать Ваше отношение к музыке рекламных роликов. Допустим, что Вы – режиссер ролика. Какую музыку Вы использовали бы для этого ролика, а какую нет?










  1. Два стихотворения описывают гомофонный (мелодия и сопровождение) и полифонический (несколько самостоятельных мелодий) склад музыки. Напишите под буквами «а» и «б», к какому складу музыки принадлежит каждое стихотворение?

Два голоса, пленительно сливаясь, а)

С небесной сладостью песнь дивную поют;

Сдружившись стройностью и в звуках соглашаясь,

Они в таинственной гармонии текут.

(Е. Растопчина)

Вот тонким голосом сначала б)

Поет протяжно запевала,

Вот подстает к нему другой,

Еще… еще и подхватили.

(А. Яхонтов)

Анализ музыкальных произведений


  1. Послушай музыкальные произведения и определи их фактуру:


а) Э. Григ. Танец Анитры из сюиты «Пер Гюнт» -

б) И.С. Бах. Органная фуга соль минор -

в) П.И. Чайковский. Утренняя молитва из ф-го цикла «Детский альбом» -


  1. Послушай музыкальные произведения и определи их форму:


а) М. Равель. Болеро -

б) С.С. Прокофьев. Хор «Вставайте, люди русские» из кантаты «Александр Невский» -

в) Л.В. Бетховен. Увертюра «Эгмонт» -

г) Ф. Шопен. Прелюдия № 7 -

д) А.П. Бородин. Романс «Спящая княжна» -

е) П.И. Чайковский. Неаполитанская песенка из ф-го цикла «Детский альбом» -


  1. Составь пары из фамилий композиторов и характеристик их личности и творчества, соедини пары стрелками:


А.П. Бородин новатор в музыке, творил на рубеже венского классицизма и эпохи Просвещения

И.С. Бах курский композитор, педагог

Ф. Шопен основоположник американской национальной классики,

создатель симфоджаза

К. Дебюсси представитель русского реализма, член «Могучей кучки»

Л.В. Бетховен представитель классицизма, органист

М.И. Глинка представитель реализма в музыке, создатель реалистической

оперы

Ф. Лист представитель импрессионизма в музыке

Д. Гершвин основатель эпического симфонизма, член «Могучей кучки»

Э. Григ композитор-романтик, создатель песен-романсов

Г.В. Свиридов вундеркинд, венский классик, реформатор в музыке

Ф. Шуберт русский пианист-виртуоз 20 столетия, дирижер

Ж. Бизе основоположник русской классической музыки

В.А. Моцарт пианист-романтик, пропагандист жанра ф-ной миниатюры

М.П. Мусоргский пианист, дирижер, создатель норвежской национальной

классики

С.В. Рахманинов венгерский пианист-виртуоз, дирижер, педагог


Просмотр содержимого документа
«Интерес к муз. деят-ти - анкета для дошк и мл.шк.»

Анкета для дошкольника (младшего школьника)


Цель: изучение предпочтений у детей к различным видам музыкально-творческой деятельности.

Инструкция: ребенку задается вопрос: «Чем тебе нравится заниматься на музыкальном занятии:

слушать музыку;

петь;

играть на музыкальных инструментах;

танцевать;

играть в музыкальные игры;

заниматься творчеством: песенным, инструментальным, танцевальным, игровым?».

Ребенок закрашивает определенный кружок на выданном ему бланке:

а) красным – нравится;

б) черным – не нравится;

в) черно-красным – не уверен.

Инструментарий: красный и черный карандаши, бланк опроса с нарисованными кружочками по количеству видов деятельности.

Интерпретация: сделать выборку по видам музыкальной деятельности в зависимости от использованной цветовой гаммы:

а) красный – устойчивый интерес;

б) красно-черный – неустойчивый интерес;

в) черный – отрицательное отношение.


Просмотр содержимого документа
«Итоговая работа 7 класс»

ИТОГОВАЯ РАБОТА ПО МУЗЫКЕ (7 класс)


Фамилия, имя___________________________________________________ Класс___________________


  1. Назовите темы I и II полугодия:


а)


б)


  1. Дай определение следующим терминам:


Кантата –



Рапсодия –



Увертюра –



Симфония –



Фантазия –



Оратория –



Соната –



Симфоническая картина –



Камерная музыка –



Программное произведение –




  1. Дай характеристику танцам, приведи музыкальные примеры (назови произведение и композитора, его написавшего):

а) Болеро –




б) Полонез –






  1. Дай определение слову «лирика», назови виды лирики:









  1. Приведи примеры пяти известных тебе музыкальных произведений и определи их музыкальный образ:


Композитор, название произведения

Музыкальный образ

















  1. Приведи примеры пяти известных тебе музыкальных произведений и назови принцип развития музыкальной драматургии:


Композитор, название произведения

Принцип развития музыкальной драматургии
















  1. Заверши название музыкального произведения:


- М.И. Глинка. Увертюра к опере «Руслан и _____________________»


- Л.В. Бетховен. Соната №14 («______________________»)


- О. Тактакишвили. Оратория «По следам ____________________________»


- Л.В. Бетховен. Увертюра «___________________»


- Н.А. Римский-Корсаков. Опера «Сказание о невидимом граде Китеже и _____________________»


- М. Огиньский. Полонез «Прощание ___________________________»


- Д.Д. Шостакович. Симфония №7 («_______________________________»)


- П.И. Чайковский. Увертюра-фантазия «_____________________ и ___________________________»

Просмотр содержимого документа
«Итоговая работа 8 класс»

ИТОГОВАЯ РАБОТА ПО МУЗЫКЕ (8 класс)


Фамилия, имя_____________________________________________________ Класс_________________


ЧАСТЬ А

Задание: из трех вариантов ответов необходимо выбрать верное утверждение


  1. Джаз – это…

а) сплав традиций европейской музыки и музыки Востока

б) сплав традиций музыки Латинской Америки и Африки

в) сплав традиций европейской и афроамериканской музыки


  1. Рок-музыка всегда:

а) четырехдольна

б) двухдольна

в) трехдольна


  1. Джаз появился:

а) в начале XIX века в Нью-Йорке

б) в конце XIX века в Нью-Орлеане

в) в начале XX века в Нью-Джерси


  1. Вокал в рок-музыке бывает:

а) только сольный

б) сольный и ансамблевый

в) только ансамблевый


  1. В рок-музыке в сольном вокале обязательно присутствует:

а) техника академического вокала

б) техника народного вокала

в) техника фальцетного вокала


  1. Для появление рок-музыки необходимо наличие и совпадение следующих факторов:

а) музыкальный, смысловой и экологический

б) музыкальный, ритмический и экономический

в) музыкальный, языковой и социально-психологический


  1. «Спиричуэл» в переводе с английского языка означает:

а) духовный

б) душный

в) духовой


  1. Блюз – это…

а) песня-марш

б) песня-шутка

в) песня-жалоба


  1. Кульминацией песни в рок-музыке является:

а) виртуозная импровизационная увертюра

б) виртуозная импровизационная кода

в) виртуозная импровизационная каденция


  1. Симфоджаз – это…

а) сплав классики и джаза

б) сплав классики и фольклора

в) сплав классики и рок-музыки



  1. Основной принцип развития песни в рок-музыке – это…

а) интегративность

б) композиционность

в) вариационность


  1. Дата международного признание рок-музыки в СССР:

а) 1975 год

б) 1984 год

в) 1990 год


  1. Гармонический ансамбль в рок-музыке – это…

а) пение интервалами

б) пение аккордами

в) пение в унисон


  1. В рок-музыке в мелодическом ансамбле:

а) каждый из музыкантов ведет свою мелодию

б) один из музыкантов ведет мелодию

в) музыканты поют сольно по очереди


  1. Представители авторской (бардовской) песни:

а) являются только исполнителями песни

б) являются композиторами, поэтами и исполнителями

в) являются только поэтами

ЧАСТЬ В

Задание: необходимо дать более полный ответ на следующие вопросы


  1. Назовите принципы художественной деятельности в массовой музыкальной культуре:

1)


2)


3)


  1. Перечислите четыре основные особенностям джаза:

1)


2)


3)


4)


  1. Назовите известных вам выдающихся мастеров джаза и представителей западной рок-музыки (группы или солистов):

    Джаз

    Рок-музыка










  2. Начертите схему эволюции джаза:






  1. Перечислите пять основных причинам появления рока:

1)


2)


3)


4)


5)


  1. Впишите в таблицу недостающие сведения:

Название

Принадлежность

Назначение

Отличительные черты

Представители


«Черный источник»



Бонни Тайлер

«Зимние тени»




Рок-н-ролл


Для танца (быстрого)







«Белый источник»

Для слушания


Гр. «Азия».

«Исходная точка»



Баллада









  1. Назовите периоды становления отечественной рок-музыки и центры возникновения рок-музыки в СССР:









  1. Впишите в таблицу недостающие сведения:

Группа

Лидер

Культурная роль

«Аквариум»


«философ-резонер»


Константин Кинчев

«политический лидер-диктатор»

«ДДТ»





«священник-полководец»


Вячеслав Бутусов

«трагический герой»

«АВИА»




Гарик Сукачев


«Чай Ф»


«национальный герой «глубинки»



«безумец»

«Звуки Му»




Просмотр содержимого документа
«Музыка глазами младшего школьника»

МУЗЫКА ГЛАЗАМИ МЛАДШЕГО ШКОЛНИКА


Анкета для учащихся


  1. Любишь ли ты уроки музыки?

  2. Можешь ли назвать себя любителем музыки?

  3. Какую музыку ты любишь слушать (классическую, современную, русскую, зарубежную)?

  4. Сочиняешь ли ты музыку? (как часто и какую).

  5. Как часто ты рисуешь свои музыкальные впечатления?

  6. Сочиняешь ли ты музыкальные сказки? (на какие темы).

  7. Твои любимые композиторы?

  8. Любимые произведения?

  9. Играешь ли ты на музыкальных инструментах? Каких?

  10. Участвуешь ли в концертах, музыкальных спектаклях?

  11. Что ты больше любишь: слушать музыку, сочинять, исполнять ее?

  12. Какие настроения может передавать музыка?

  13. Какие средства музыкальной выразительности помогают создать яркий образ?

  14. Каким видам деятельности ты отдаешь предпочтение на уроках музыки?


Просмотр содержимого документа
«Музыкальная поэзия»




































Просмотр содержимого документа
«Музыкальное домино.4 кл.»



ТАРАНТЕЛЛА


УКРАИНА



БУЛЬБА



ПОЛЬША


ПОЛОНЕЗ


МОЛДАВИЯ





ГОПАК



ВЕНГРИЯ


СИРТАКИ



БЕЛОРУССИЯ


МАЗУРКА


ИТАЛИЯ





ПОЛЬКА



ПОЛЬША


ЧАРДАШ


ГРЕЦИЯ



МОЛДОВЕНЯСКА



ЧЕХИЯ


Произведение

Средства музыкальной выразительности

Произведение

Средства музыкальной выразительности

П.И. Чайковский.

Баркарола

Лад

Мажор

Минор

Переменный

Э. Коссович.

Санта Лючия

Лад

Мажор

Минор

Переменный

Темп

Медленный

Умеренный

Быстрый

Темп

Медленный

Умеренный

Быстрый

Динамика

Громкая

Тихая

Динамика

Громкая

Тихая

Регистр

Высокий

Средний

Низкий

Регистр

Высокий

Средний

Низкий

Сфера музыки

Инструментальная

Вокальная

Вокально-инструментальная

Сфера музыки

Инструментальная

Вокальная

Вокально-инструментальная

Настроение

Суровое

Нежное

Победное

Задумчивое

Шутливое

Изящное

Грозное

Игривое

Праздничное

Мечтательное

Светлое

Бодрое

Настроение

Суровое

Нежное

Победное

Задумчивое

Шутливое

Изящное

Грозное

Игривое

Праздничное

Мечтательное

Светлое

Бодрое

Произведение

Средства музыкальной выразительности

Произведение

Средства музыкальной выразительности

П.И. Чайковский.

Баркарола

Лад

Мажор

Минор

Переменный

Э. Коссович.

Санта Лючия

Лад

Мажор

Минор

Переменный

Темп

Медленный

Умеренный

Быстрый

Темп

Медленный

Умеренный

Быстрый

Динамика

Громкая

Тихая

Динамика

Громкая

Тихая

Регистр

Высокий

Средний

Низкий

Регистр

Высокий

Средний

Низкий

Сфера музыки

Инструментальная

Вокальная

Вокально-инструментальная

Сфера музыки

Инструментальная

Вокальная

Вокально-инструментальная

Настроение

Суровое

Нежное

Победное

Задумчивое

Шутливое

Изящное

Грозное

Игривое

Праздничное

Мечтательное

Светлое

Бодрое

Настроение

Суровое

Нежное

Победное

Задумчивое

Шутливое

Изящное

Грозное

Игривое

Праздничное

Мечтательное

Светлое

Бодрое


Просмотр содержимого документа
«Музыканты шутят»



























Просмотр содержимого документа
«8 кл.Вводный аудиотест (масс. муз.куль-ра)»

Задание: установи соответствие жанровой принадлежности звучащей музыки и соответствующей ей характеристики, поставь соединительные стрелки.


Фамилия______________________________Имя_________________________________Класс_________


Классика

Ю. Визбор.

Наполним музыкой сердца

Яркий, мощный вокал, использование электронных гитар, ударной секции, синтезатора, наличие бэк-вокала

Фольклор

Юритмикс.

Сладкие мечты

Автором слов и музыки, а также исполнителем является один человек, аккомпанемент исполняется на гитаре, первостепенное значение приобретает слово

Авторская песня

Дип Перпл.

Дым над водой

Инструментальная композиция, на первый план

выходит ритмичность музыки, она предназначена для активного танца, акцент делается на синтезированные, электронные звуки

Джаз

А. Вивальди.

Времена года

Пение без сопровождения, куплетная форма песни,

наличие распевов в мелодии, связь песенного жанра с календарем

Рок-музыка

Н. Матвиенко.

А на добрий вечiр

Музыка коммерческого направления, имеет

запоминающуюся мелодию, четкий ритмический

рисунок, звучит приятный для слуха голос (чаще женский)

Поп-музыка

GMS.

Коктейль от GMS

Звучание струнной группы инструментов, стройная

гармония, возвышенный характер музыки

Клубная музыка

Марк Шилз.

Блюз

Острые созвучия, наличие свинга (раскачивания), импровизации, в основе ритма – бит (удар, пульс, биение) равноправие музыкальных инструментов,



Задание: установи соответствие жанровой принадлежности звучащей музыки и соответствующей ей характеристики, поставь соединительные стрелки.


Фамилия______________________________Имя_________________________________Класс_________


Классика

Ю. Визбор.

Наполним музыкой сердца

Яркий, мощный вокал, использование электронных гитар, ударной секции, синтезатора, наличие бэк-вокала

Фольклор

Юритмикс.

Сладкие мечты

Автором слов и музыки, а также исполнителем является один человек, аккомпанемент исполняется на гитаре, первостепенное значение приобретает слово

Авторская песня

Дип Перпл.

Дым над водой

Инструментальная композиция, на первый план

выходит ритмичность музыки, она предназначена для активного танца, акцент делается на синтезированные, электронные звуки

Джаз

А. Вивальди.

Времена года

Пение без сопровождения, куплетная форма песни,

наличие распевов в мелодии, связь песенного жанра с календарем

Рок-музыка

Н. Матвиенко.

А на добрий вечiр

Музыка коммерческого направления, имеет

запоминающуюся мелодию, четкий ритмический

рисунок, звучит приятный для слуха голос (чаще женский)

Поп-музыка

GMS.

Коктейль от GMS

Звучание струнной группы инструментов, стройная

гармония, возвышенный характер музыки

Клубная музыка

Марк Шилз.

Блюз

Острые созвучия, наличие свинга (раскачивания), импровизации, в основе ритма – бит (удар, пульс, биение) равноправие музыкальных инструментов,

Пометка для учителя: данный тест проводится как вводный перед началом изучения темы «Современная массовая музыкальная культура». Цель – выявление общего музыкального кругозора обучающихся, их слухового опыта, умения ориентироваться в жанрово-стилистических особенностях музыки разных эпох. Выбор музыкальных примеров может быть иной, главное, чтобы в них ярко проявлялись черты того или иного жанра.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!