СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактические занятия и игры по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидектические игры по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов

Просмотр содержимого документа
«Дидактические занятия и игры по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов»

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ И ИГРЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ СО СВОЙСТВАМИ И ПРИЗНАКАМИ ПРЕДМЕТОВ

Раскладывание однородных предметов разной величины на две группы

Цель: фиксировать внимание детей на величине предметов, формировать простейшие приемы установления тождества и различия величины, учить понимать слова: такой, не такой, большой, маленький.

Дидактический материал: деревянные круги, квадраты, прямоугольники, овалы и треугольники больших и маленьких размеров. Каждому ребенку на занятии одновременно необходимы пять больших и пять маленьких предметов одинаковой  формы,  фактуры и цвета.

Взрослый показывает детям пять больших и пять маленьких кругов и говорит, что у него много разных кружков. Демонстрирует вначале большие, а затем маленькие круги; поясняет, что они разной величины: такие (большие) и такие (маленькие). Перемешав круги, объясняет, что их надо разложить так, чтобы в одной стороне были большие, а в другой — маленькие предметы.

Взрослый по очереди приглашает к столу детей, предлагает им взять по одному маленькому и большому предмету и положить на соответствующее место. Каждый ребенок раскладывает по одной паре предметов разной величины в соответствии с образцом (группа предметов такой же величины). Взрослый раздает материал для самостоятельного выполнения задания. При этом дети получают для группировки предметы разной формы: одни — круги, другие — квадраты, третьи — овалы, четвертые — треугольники, пятые — прямоугольники. Каждый одновременно оперирует с пятью маленькими и пятью большими предметами одинаковой формы.

Выполнив задание на группировку больших и маленьких кругов, ребенок может упражняться в группировке больших и маленьких треугольников или квадратов, овалов или прямоугольников. На одном занятии он может сгруппировать две-три разновидности больших и маленьких предметов.

В ходе занятия взрослый оказывает помощь только тем детям, которые испытывают затруднения. Легкость (или трудность) сенсорных задач для детей данного возраста относительна. Это объясняется разным уровнем подготовленности детей, и определяется разными факторами: незакончившейся адаптацией, отсутствием навыков организованного поведения на занятиях, отвлекаемостью.

В занятии принимают участие 8—10 детей. Оно проводится один раз и длится  10—12 минут.

2. Раскладывание однородных предметов разной формы на две группы.

Цель: обратить внимание детей на форму предметов, формировать простейшие приемы установления тождества и различия формы однородных предметов, учить сопоставлять формы по образцу, ориентируясь на слова: такая, не такая, разные, одинаковые.

Дидактический материал: деревянные круги, квадраты, овалы, треугольники, прямоугольники одинакового размера, цвета, фактуры. Каждому ребенку необходимы пять предметов одной и пять другой формы.

Взрослый показывает детям произвольно перемешанные пять кругов и пять квадратов, обращая их внимание на то, что предметы разной формы. Затем объясняет, что их надо разложить так: предметы одной формы в одну сторону, а другой— в другую. Показывает детям круг и говорит: «Такие игрушки я буду класть в одну сторону, вот сюда». При показе квадрата следует пояснение: «А такие игрушки я буду класть сюда, в другую сторону». Приглашая к своему столу по очереди всех малышей, дает им возможность разложить — в соответствии с образцом — по два предмета разной формы.

Затем взрослый раздает всем детям материал для самостоятельного выполнения задания. Сначала им предлагают предметы явно отличающейся формы: одним — круги и квадраты, другим — квадраты и овалы, третьим — овалы и треугольники. Тот, кто выполнил задание, совершает то же действие еще раз, но уже с предметами более близкой формы: кругами и овалами, квадратами и прямоугольниками и т.д.

На занятии дети могут разложить предметы разной формы два-три раза.

Занятие длится  10—12 минут и проводится один раз.

  1. Размещение вкладышей разной величины в соответствующих отверстиях.

Цель: закреплять умение группировать предметы по величине, учить соотносить разнородные  предметы,  выбирая  из двух величин одинаковой формы.

Дидактический материал: шесть-восемь решеток с большими и маленькими отверстиями и комплекты соответствующих вкладышей (в каждой решетке четыре больших и пять маленьких отверстий).

Взрослый  показывает детям  решетку  с  большими  и  маленькими круглыми отверстиями, большие и маленькие круглые вкладыши.  Поясняет, что в  решетке  есть  разные  «окна»,  большие и маленькие, и  вкладыши тоже разные,  ими можно   закрыть   все   «окна»:   большие — большими,   маленькие — маленькими. Взрослый размещает по одному большому и маленькому вкладышу в соответствующие гнезда, обращая внимание детей  на то,  что  если вкладыш  окажется не на своем месте, то «окно» будет закрыто неверно, плохо. После показа и объяснения взрослый приглашает к столу всех детей  по  очереди,  предлагает каждому взять  большой вкладыш и закрыть им соответствующее отверстие; затем дает маленький вкладыш и предлагает закрыть «окно» другой величины.

Потом взрослый раздает детям материал для самостоятельного выполнения задания: одни размещают в соответствующих отверстиях большие и маленькие круги, другие — большие и маленькие квадраты и т.д.

Младшие дети сначала размещают круглые вкладыши, которые легко входят в гнезда. Только после этого им дают другой материал. Более взрослым детям можно сразу предложить большие и маленькие квадраты или прямоугольники. В этом случае необходимо не только соотнесение предметов по величине, но и пространственное соотнесение углов и сторон вкладышей и отверстий. Тем детям, которые не могут вложить квадрат в квадратное отверстие, взрослый помогает: взяв своей рукой руку ребенка, поворачивает предмет до тех пор, пока утлы и стороны не совместятся.

Детям, справившимся с заданием, дают возможность выполнить его еще раз, но уже с другим материалом. Так, если ребенок вначале размещал круглые вкладыши разной величины, ему можно предложить квадратные вкладыши, затем треугольные или прямоугольные. Таким образом, на одном занятии дети могут выполнить задание два-три раза, работая всякий раз с разнообразными предметами.

Занятие проводится один раз и длится  10—12 минут.

4. Размещение вкладышей разной формы в соответствующих отверстиях.

Цель: закреплять умение группировать однородные предметы по форме, учить соотносить разнородные предметы, выбирая из двух заданных форм.

Дидактический материал: 8—10 решеток с отверстиями разной формы и комплекты соответствующих вкладышей. Целесообразны сочетания следующих форм: круглые—квадратные, овальные — треугольные, квадратные — треугольные, круглые — треугольные, прямоугольные — овальные, круглые — овальные, квадратные — прямоугольные и т. д.

Взрослый показывает детям решетку с круглыми и квадратными отверстиями, фиксирует их внимание на том, что «окна» разной формы: такие (показывает квадратные отверстия) и вот такие (показывает круглые отверстия). Демонстрирует круглые и квадратные вкладыши, говорит, что они тоже разные и что ими можно закрыть соответствующие отверстия. Размещает по одному вкладышу разной формы в гнездах. После объяснения и показа по очереди приглашает

к столу детей и предлагает каждому разместить по одному вкладышу разной формы в соответствующих отверстиях.

Затем взрослый раздает материал для самостоятельного выполнения задания. Детям, сидящим рядом, дает разные формы: одним предлагает задание на соотнесение разнородных предметов круглой и квадратной формы, другим — прямоугольной и треугольной, третьим — овальной и треугольной и т. д.

После выполнения задания дети повторяют его еще раз, но уже с материалом, более близким по форме: круглым и овальным, квадратным и прямоугольным, овальным и прямоугольным.

Дети, быстро справившиеся с заданиями, выполняют те же действия еще раз с предметами другой формы. Так, если ребенок в первый раз размещал вкладыши круглой и квадратной формы, второй раз — квадратной и прямоугольной формы, то в третий раз ему можно предложить круглые и овальные вкладыши.

Занятие проводится один раз и длится 10—12 минут.

5. Соотнесение предметов двух заданных форм и величин при выборе из четырех.

Цель: учить выбирать предметы двух заданных сенсорных свойств (величина и форма) из четырех возможных; закреплять умение  соотносить разнородные предметы по форме и величине.

Дидактический материал: решетки с вкладышами (большие и малые круги, квадраты) на каждого ребенка.

Для выполнения  задания детей объединяют в пары.

Две решетки составляют большими сторонами: в одной четыре больших и пять маленьких круглых отверстий, в другой - четыре больших и пять маленьких квадратных отверстий. Составляются решетки таким образом, чтобы отверстия одной и той же величины располагались по диагонали (см.  вкладку, рис.1).

Итак, соединив решетки, взрослый берет соответствующие вкладыши и обращает внимание детей на то, что сегодня «дом» (решетки) новый, большой и есть много игрушек (вкладышей). Далее поясняет, что все «окна» в доме можно закрыть, но сначала надо найти большие и маленькие окна. Обведя рукой разные отверстия, объясняет, что окна разные не только по величине, но и по форме: «Вот такие, круглые, а эти окошки вот такие, они другой формы».

Подозвав двух детей, взрослый предлагает им взять по любому большому вкладышу, отыскать соответствующие окошки и закрыть их, а затем маленькими вкладышами этой же формы закрыть другие окна. По очереди к столу по двое подходят остальные дети и размещают по одному большому и по одному маленькому вкладышу одинаковой формы. При систематической работе по предлагаемой методике, как правило, необходимость в поэтапном обследовании формы и величины, как это делалось прежде, не возникает. Рассматривание вкладышей и отверстий решетки и их сопоставление происходят быстро. Однако некоторые дети нуждаются в помощи взрослого, направленной на организацию последовательного анализа качеств предметов.

После того как взрослый объяснит задание и определит, как дети поняли его, им раздают материал для самостоятельной работы. Очень важно правильно подбирать пары: успешно справляющихся с заданием целесообразно объединить с детьми, испытывающими трудности (тех, кто систематически допускает ошибки, объединять не следует).

Составив пары, нужно обеспечить активность более слабого ребенка, проследить, чтобы сильный ребенок не подавлял его инициативу, не выполнял бы за него все задания. Сажать детей за стол лучше всего так, чтобы они находились не на противоположных, а на смежных сторонах стола. Все вкладыши размещаются на углу стола, ближайшем к детям.

Вначале одному ребенку предлагают закрыть все круглые отверстия, а второму — квадратные. Им показывают вкладыши и ту часть общей решетки, где их надо разместить. Дети сами отбирают нужные вкладыши из общего материала.

После того как они разместят вкладыши в соответствующих гнездах, взрослый вынимает их, разворачивает обе решетки на 90° (по часовой стрелке) и предлагает снова выполнить задание, но уже с другим сочетанием формы и величины предметов. Так, если сначала один ребенок размещал круглые вкладыши разной величины, то теперь он будет работать с большими кругами и маленькими квадратами. При очередном повороте решеток этот же ребенок будет размещать большие и малые квадраты. И, наконец, последний поворот решеток позволит ему выполнить задание с большими квадратами и малыми кругами.

Занятие длится 10—12 минут и проводится один раз.

6. Соотнесение предметов двух заданных форм при выборе из четырех

Цель: продолжать учить выбирать предметы двух заданных форм из четырех возможных, закреплять умение соотносить разнородные предметы по форме, формировать навык выполнения задания вместе с другим ребенком.

Дидактический материал: комплект решеток с вкладышами соответствующей формы (включают следующие сочетания форм: круг — квадрат, круг — треугольник, круг — прямоугольник, квадрат — треугольник;, квадрат — овал, треугольник — прямоугольник, треугольник — овал) на каждого ребенка.

Взрослый показывает детям две решетки, соединенные большими сторонами, и обращает их внимание на форму отверстий. Затем демонстрирует разные вкладыши, поясняя, что ими можно закрыть все «окна». Фиксируя внимание детей на форме вкладыша, берет один из них и, отыскав необходимое гнездо, закрывает его. Показывая предметы, использует слова такой, разные.

После объяснения и показа взрослый приглашает к столу двоих детей, дает им по круглому вкладышу, предлагает рассмотреть их, найти в решетке отверстия такой же формы и закрыть их. Такая же работа проводится и с любой другой формой. Все дети, также по двое, выполняют задания на столе педагога.

Затем каждой паре детей раздают индивидуальный материал для самостоятельного выполнения задания: две решетки, соединенные большими сторонами, и соответствующее количество вкладышей трех-четырех форм.

Детей размещают за столом и объединяют в пары так же, как и на предыдущем занятии. По мере выполнения парой детей задания взрослый вынимает вкладыши, поворачивает решетки по часовой стрелке на 90° и предлагает сделать то же, но с другим сочетанием форм. Так, если сначала один ребенок размещал вкладыши круглой и квадратной формы, то теперь он выполняет задание с предметами круглой и треугольной формы; при очередном повороте решетки оперирует с треугольниками и овальными предметами, а при последнем повороте размещает овальные и квадратные вкладыши. Второй ребенок размещает соответственно вначале овальные и треугольные вкладыши, затем овальные и квадратные, далее  квадратные и круглые и, наконец, круглые и

треугольные.

Дети могут выполнять задания двумя способами. Первый, более простой, заключается в отборе пяти предметов одной формы и размещении их в соответствующих отверстиях; затем в отборе пяти предметов другой формы и их размещении. В этом случае дети один раз соотносят форму объекта   с   отверстиями.   Потом,   как   бы   автоматически,   без сопоставления   каждого   вкладыша  с  соответствующим  гнездом, по принципу группировки отбирают остальные вкладыши этой же формы и, уже в большей степени ориентируясь на место, размещают их в соответствующих отверстиях. Более сложный способ — это поочередное обследование сенсорных свойств и качеств предметов разной формы при размещении их в соответствующих гнездах. Он более трудный, свидетельствует об умении продолжительно и качественно совершать умственные операции, в основе которых лежат сенсорные действия. Этот способ доступен не всем детям. Занятие длится  10—12 минут и проводится один раз.

7. Раскладывание однородных предметов разного цвета на две группы.

Цель: закреплять у детей умение группировать однородные объекты  по цвету.

Дидактический материал: палочки восьми цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового, черного, белого. Каждый ребенок получает десять палочек — пять одного и пять другого цвета.

Взрослый показывает пять палочек синего и пять палочек. Красного цвета, перемешанных произвольно. Внимание детей фиксируется на том, что палочки разные. Показывая палочку красного цвета, взрослый говорит, что у него есть еще палочки такого же цвета. Продемонстрировав палочку синего цвета, говорит, что и такие палочки тоже есть. Затем он группирует предметы, откладывая палочки синего цвета в одну, а красного в другую сторону. Показывая каждый предмет, пользуется словами: такой, цвет, разные. Приложив одну палочку красного цвета к другой, поясняет, что они одинакового цвета, и кладет их вместе. Таким же образом детям показывают подбор палочек другого цвета.

После   общего   объяснения   и   показа   взрослый   выясняет, как каждый ребенок понял задание: подзывает к столу кого-либо из детей и предлагает взять любую палочку, рассмотреть и ее, и две группы уже рассортированных предметов, определить, куда надо положить данную палочку. Когда ребенок найдет такую же  по  цвету группу и  присоединит к ней свою палочку, можно предложить ему взять палочку другого  цвета  и  выполнить  задание  еще  раз.  Затем  взрослый приглашает   к   столу   остальных  детей   и   предлагает   им  по очереди выполнить то же задание. Затрудняющимся он помогает словесным объяснением.

Затем взрослый раздает детям материал для самостоятельного выполнения задания. Они работают с предметами следующих цветовых сочетаний: красный — синий, желтый — зеленый, черный — белый, оранжевый —фиолетовый.

После того как дети рассортируют палочки предложенных цветов, им дают возможность выполнить задание еще один-два раза, но с новыми сочетаниями более близких цветовых тонов: красный — оранжевый, оранжевый — желтый, зеленый — синий, синий — фиолетовый и т. д.

Если кто-либо из детей будет употреблять  названия  цветов неправильно, взрослый поправляет его, но не требует их запоминания и употребления. Так, если ребенок оранжевый цвет называет красным, взрослый говорит: «Нет, это не красный, это оранжевый. Такого цвета бывают морковка и апельсин».   Пояснение   должно   быть   кратким,   не   отвлекающим детей от выполнения задания.

Занятие длится  10—12 минут и проводится один раз.

8. Размещение грибков двух цветов в отверстиях столиков соответствующего цвета.

Цель:   закрепить   умение   группировать   и   соотносить   по цвету разнообразные предметы.

Дидактический материал: 8—10 двухцветных столиков и грибки резко различающихся цветовых сочетаний: красный — синий, желтый — зеленый, черный — белый, оранжевый — фиолетовый, а также более близких: красный — оранжевый, оранжевый — желтый, желтый — белый, фиолетовый — синий и т. д. (смвкладку, рис.2).

Взрослый демонстрирует столик и поясняет: часть столика — одного (красного) цвета, а другая — другого (синего) цвета. Затем показывает грибки красного и синего цвета и объясняет, что одна часть столика и некоторые грибки одинакового цвета. «Посадив» красный грибок, подчеркивает, что он «спрятался», его почти не видно. Далее «сажает» синий грибок на той стороне столика, которая окрашена в синий цвет. Взрослый приглашает к столу детей по очереди и предлагает каждому разместить два грибка разного цвета на части столика такого же цвета.

После объяснения и показа педагог раздает детям материал для самостоятельного выполнения задания. Вначале малыши размещают грибки резко различающихся цветовых сочетаний: красный — синий, черный — белый, оранжевый — фиолетовый и т. д. Затем они выполняют задание повторно, с более близкими цветовыми сочетаниями: желтый — оранжевый, красный — оранжевый, синий — фиолетовый и т. д. При этом столики составляются торцевыми частями: к красной части столика придвигается оранжевая и малыш  получает красные и оранжевые грибки.

Занятие   проводится   один   раз   и   длится   12—15   минут.

9. Соотнесение предметов двух заданных цветов при выборе из четырех.

Цель: учить выбирать предметы двух заданных цветов из четырех возможных, закреплять умение соотносить разнообразные предметы по цвету.

Дидактический материал: четырехцветные столики и грибки: два двухцветных столика составляют вместе большими сторонами; 20 грибков четырех цветов перемешиваются произвольно (см. вкладку, рис.3).

Для   выполнения   задания   детей   объединяют   по   двое. Взрослый предлагает каждому ребенку «посадить» грибки двух цветов. Дети по три-четыре раза выполняют задание с разными сочетаниями цветов. Одни и те же столики поворачивают различными сторонами. Так, составив столик красного и синего цвета со столиком желтого и зеленого цвета, одному ребенку предлагают разместить красные  и  синие  грибки.

Затем взрослый поворачивает столики на 90° и дает задание отобрать и разместить красные и зеленые грибки.

После поворота столиков еще на 90° перед ребенком ставят задачу отобрать грибки желтого и зеленого цвета, и, наконец, последний поворот дает возможность упражняться в группировке и размещении грибков желтого и синего цвета. Второй ребенок в это время выполняет задание с предметами зеленого и желтого, затем желтого и синего, синего и красного, красного и зеленого цвета.

При выполнении детьми задания можно помочь им самостоятельно исправить ошибки вопросами и указаниями: «У тебя все грибки правильно посажены? Посмотри внимательно, что ты  сделал неправильно? Не торопись!»

Особое внимание необходимо обратить на способ выполнения  задания.

Некоторые дети берут по одному предмету в том порядке, в котором они предложены, и размещают их в соответствии с цветом. Этот способ более перспективный, но и более сложный, так как в этом случае дети производят многочисленные сопоставления предметов. Другие отбирают грибки одного цвета, размещают их на соответствующей части столика, затем эту же операцию производят с грибками другого цвета.

Часть детей выполняет задание как путем отбора всех предметов одного цвета и их размещения, так и путем последовательного сопоставления цвета Каждого грибка с поверхностью столика. Взрослый должен следить, чтобы дети не мешали друг другу при пользовании общим материалом.

Продолжительность занятия составляет 10—12 минут. Занятие проводится один раз.

10. Выкладывание цветной мозаики на тему: «Курочка и цыплята»

Цель: фиксировать внимание детей на том, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения.

Дидактический материал: коробки с восьмиугольными деталями мозаики: в каждой один элемент белого цвета, и шесть — желтого. Панель с отверстиями для размещения мозаики (см. вкладку, рис.4).

Начните  занятие  с  исполнения  песенки  «Цыплята»  (муз. А.Филиппенко, Ел. Т. Волгиной):

Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать.

А за ней ребятки —

Желтые цыплятки.

Ко-ко-ко-ко, ко-ко-ко,

Не ходите далеко.

Лапками гребите,

Зернышки ищите.

Съели толстого жука,

Дождевого червяка.

Выпили водицы —

Полное корытце.

Взрослый  показывает  белую  мозаику  и  говорит:  «Такого  цвета  будет  курочка».  Демонстрируя  желтую  мозаику, поясняет: «Такого цвета будут цыплятки». Размещает в отверстии панели белую мозаику и еще раз объясняет, что это   курочка — она   будет   такого   цвета.   Затем   размещает рядом  с  курочкой  один  элемент  желтой  мозаики — цыпленка.

Предлагает кому-либо из детей подойти к столу, найти еще одного цыпленка, взять его и разместить на панели позади курочки. Если ребенок выполняет задание неуверенно, помогает ему и просит найти других цыплят.

После того как все цыплята будут найдены и размещены «гуськом»  за курочкой, можно раздать  материал детям для самостоятельного выполнения задания, которое они могут выполнить дважды.

Если кто-либо из детей допускает ошибки при выполнении индивидуального задания, то взрослый может подсказать: «У тебя все цыплятки одинаковые? Разве такого цвета бывает цыпленок?»

Занятие длится 8—10 минут и проводится один раз.

11. Выкладывание мозаики на тему: «Домики и флажки».

 Цель: продолжать формировать представление о том, что один и тот же цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения.

Дидактический материал: коробки с мозаикой, в каждой из них по  10 элементов белой и красной мозаики; три зеленых, два синих, три желтых элемента (они не потребуются  при  выполнении  задания,  но  усложнят условия  выбора). Взрослый,   показывая   элемент   белой   мозаики,   говорит, что такого цвета будут домики; показывая  элемент красной мозаики, говорит, что такого цвета будут флажки. Затем размещает на панели сначала домик, а над ним флажок (см.вкладку, рис. 5) и предлагает кому-либо из детей подойти к столу, найти сначала домик, а затем флажок и разместить их на панели. Взрослый предлагает другим детям проконтролировать,  правильно ли  найден и  расположен тот или  иной  элемент мозаики.  После  этого  поочередно  приглашает к  столу  остальных детей  и  предлагает им выполнить такое же задание.  Раздает детям материал для самостоятельной деятельности и следит за правильностью выполнения задания. В ходе работы внимание детей следует  обратить  на  правильный  подбор  белых  элементов мозаики для домиков, а размещение  флажка может быть произвольным.   Индивидуальное руководство может состоять в наводящих вопросах, обращенных к детям, например: «У тебя  все  домики  с  флажками?»  и  т. п.  Дети  помладше или хуже подготовленные нуждаются в помощи: взрослый своей рукой берет руку ребенка и помогает ему разместить  элементы мозаики  в отверстиях панели.

Занятие проводится один раз, его продолжительность — 8—10 минут.

12. Рисование красками на тему: «Огоньки вечером»

Цель: формировать отношение к цвету как важнейшему свойству предметов; подводить детей к самостоятельному выбору заданного цвета (из четырех предложенных); обучать технике нанесения мазка способом примакивания, отмечая момент прикладывания и отрыва кисти.

Дидактический материал: лист черной альбомной бумаги (21 х 30 см), гуашь красного, желтого, синего и зеленого цвета в розетках, кисточка беличья или колонковая №8—12 (на каждого ребенка).

Прежде всего, напомните детям о том, что вечером они наблюдали за освещенными окнами домов, видели, как зажигаются огни. Затем покажите лист черной бумаги и постепенно нанесите на него по два мазка синей, зеленой, красной и желтой краской. Нанеся мазки синего цвета на черный лист, объясните, что огоньки такого цвета плохо видны вечером. Нанеся два зеленых мазка, спросите, хорошо ли видны ночью огоньки такого цвета. Когда вы изобразите огоньки красной, а затем желтой краской, дети отметят, что лучше всего видны огоньки желтого цвета.

Теперь можно дать каждому ребенку краски четырех цветов и спросить, какой из них они будут рисовать огоньки. Дети рассматривают краски, находят нужную. Существенное значение при выборе краски имеет способ подачи материала: розетки с красками лучше разместить таким образом, чтобы краска заданного цвета не была крайней нижней справа.

После того как все дети найдут краску нужного цвета, взрослый поочередно подходит к каждому ребенку, дает ему кисть без краски, и рукой ребенка имитирует несколько мазков на своем листе бумаги, фиксируя момент прикладывания кисти к бумаге и отрыва от нее. Затем взрослый дает малышу лист бумаги, разрешает набрать краску на кисть и начать рисовать огоньки. Следит за тем, чтобы он наносил мазки по всей поверхности листа бумаги, не накладывая один мазок на другой.

Когда ребенок нанесет достаточное количество мазков (нарисует огоньки), нужно взять его работу и отложить в сторону, сказав, что рисунок должен высохнуть и тогда все его посмотрят (кисть следует забрать вместе с работой).

Выполнив задание, дети охотно остаются на своих местах: продолжают рассматривать краски, наблюдают за работой товарищей.

При планомерном обучении по предлагаемой методике в данном занятии могут участвовать дети в возрасте от 2 лет 3 месяцев и старше.

Занятие проводится один раз и длится 6—8 минут.

13. Рисование красками на тему: «Листочки деревьев»

Цель:   продолжать  учить   самостоятельно  выбирать   заданный цвет из четырех предложенных, совершенствовать умение наносить мазки путем примакивания.

Дидактический материал: лист белой бумаги, краски (красная, желтая, зеленая, синяя), кисть, четыре розетки для красок (на каждого ребенка).

Занятие проходит так же, как и предыдущее. Вначале надо   показать  детям  веточку  с  распустившимися  листочками или  любое  комнатное  растение,  обращая  их  внимание  на цвет  листьев.   Потом  каждому  ребенку  раздают  по  четыре розетки с разными красками и предлагают найти ту, которая  похожа на  цвет листьев.  После  этого  взрослый  поочередно подходит к каждому, дает кисть и предлагает сделать несколько  мазков  сухой  кистью  на  листе  взрослого  (сухое примакивания).  Затем дети по очереди на своих листах бумаги  краской  рисуют листья.  Взрослый  помогает указаниями:  рисовать  по  всей  поверхности  листа,  не  нанося  мазки один на другой. По окончании работы рисунки следует просушить, а потом показать детям.

Как правило, дети легко находят заданную краску, рисуют с радостью, затруднений не испытывают.

Занятие проводится один раз и длится 8—10 минут.

14. Рисование красками на тему: «Апельсин».

Цель: учить самостоятельно выбирать цвета для передачи особенностей хорошо знакомого предмета; выбирать краску из трех близких цветов (красного, оранжевого, желтого); рисовать круг одним быстрым движением слева направо, закрашивать его внутри преимущественно круговыми движениями.

Дидактический материал: листы голубой бумаги, краски (оранжевая, красная, желтая), кисти, четыре розетки для красок (на каждого ребенка).

Взрослый показывает детям апельсин, поясняет, что он круглый (очерчивает его форму круговым движением руки слева направо), подходит к каждому ребенку и предлагает обвести рукой апельсин, обращая внимание на то, чтобы жест был энергичный, а предполагаемая линия — замкнутой.

Далее одним быстрым движением взрослый рисует на листе, закрепленном на мольберте, замкнутый круг и закрашивает его круговыми движениями. Нарисовав апельсин, сравнивает его с образцом по цвету и  форме.

Затем переходят к индивидуальному обучению. Подойдя к ребенку, взрослый предлагает найти краску, которой он будет рисовать апельсин. Дает ему сухую кисть, обхватывает его руку и обводит замкнутый круг один-два раза. Только после такого предварительного обучения можно разрешить малышу окунуть  кисть в краску и  нарисовать  апельсин.

В конце занятия следует обратить внимание детей на то, что настоящий апельсин и нарисованный — одинакового цвета, (см.  вкладку, рис.6).

Занятие проводится один раз, его продолжительность — 8—10 минут.

15. Рисование красками на тему: «Одуванчики и жук на лугу»

Цель: совершенствовать умение самостоятельно выбирать цвет для передачи свойств хорошо знакомых предметов, учить выбирать краски двух заданных цветов из четырех предложенных,  закреплять умение рисовать мазками.

Дидактический материал: лист зеленой бумаги, четыре розетки с красками четырех цветов (красная, желтая, синяя, черная), по две кисти (на каждого ребенка).

Желательно, чтобы занятию предшествовала прогулка на луг. На занятии перед каждым ребенком размещают четыре розетки   с   указанными   красками,   предлагают   рассмотреть   их, вспомнить и показать, какого цвета были на лугу одуванчики, затем показать, какого цвета был жук. Каждому ребенку предлагают на одном общем листе бумаги нарисовать два-три одуванчика,   а   взрослый   изображает   черным   пятном   жука. После общего объяснения и показа детям раздают листы бумаги для самостоятельной работы, еще раз предлагают показать краски, которыми они будут рисовать одуванчики, и дают одну кисть.  После  того как ребенок нарисует достаточное количество одуванчиков, использованную кисть забирают и дают другую, чистую, для черной краски.

Спросив, какой краской надо рисовать жука, взрослый подсказывает: жука лучше нарисовать между одуванчиками, а не на них — иначе краски сольются (смвкладку, рис.7). Занятие проводится один раз и длится 8—10 минут.

16. Выкладывание мозаики на тему: «Елочки и грибочки»

Цель: закрепить представление о том, что один цвет может быть  использован для  изображения  разных предметов.

Дидактический материал: коробки, в которых лежат десять элементов зеленой и красной, пять белой, желтой и синей мозаики (на каждого ребенка).

Взрослый показывает детям мозаику и поясняет, что елочки бывают вот такого (зеленого) цвета. Размещает у себя на панели элементы зеленой мозаики. Затем показывает элементы красной мозаики, поясняя, что такого цвета бывают грибочки, и размещает их на панели. Затем снова берет элемент зеленой мозаики (елочку) и красной (грибочки), размещает их, чередуя по цвету. Действия можно сопровождать словами: «Елочки нарядные стали все в рядок, и за каждой елочкой красненький грибок» (см. вкладку, рис. 8).

После объяснения дети по очереди выполняют задание на столе, располагая в чередующемся порядке элементы зеленой и красной мозаики. Затем каждому ребенку дают коробку с мозаикой для самостоятельной работы.

Дифференцированное руководство деятельностью детей осуществляется различными методами в зависимости от степени успешности выполнения задания. При единичных ошибках достаточно вопроса: «У тебя все правильно? Посмотри внимательно!» В других случаях (дети правильно размещают две-три пары элементов, затем начинают ошибаться) надо спросить: «Почему два грибка вместе?» — и помочь исправить ошибки. Некоторые дети нуждаются в поэлементном диктанте. Тогда помогает подсказка: «Елочка, грибочек, елочка, грибочек».

Занятие длится 10—12 минут и может проводиться один-два раза.

17. Выкладывание мозаики на тему: «Гуси с гусятами»

Цель: продолжать фиксировать внимание детей на характерных цветовых свойствах предметов, учить чередовать объекты по цвету, выбирая три заданных цвета из пяти предложенных.

Дидактический материал: коробки, в каждой 10 элементов желтой и белой, пять красной, синей и зеленой мозаики (на каждого ребенка).

Показывая элементы синей мозаики, взрослый поясняет: такого цвета — речка. Размещает их в левой части панели сверху вниз. Показывая белую мозаику, говорит, что такого цвета гусь; а показывая желтую, говорит, что такого цвета гусенок.

Разместив на панели в ряд элементы белой и желтой мозаики поочередно, поясняет: «Гусь пошел и гусенка повел». После этого приглашает к столу всех детей по очереди и предлагает найти по одному элементу белой и желтой мозаики (гуся с гусенком) и разместить их на панели (см.вкладку, рис. 9).

Когда все элементы будут поочередно размещены, взрослый читает четверостишие из стихотворения М. Клоковой «Гуси»:

Белые гуси на речку идут,

Белые гуси гусяток ведут.

Белые гуси вышли на луга,

Крикнули гуси: «Га-га-га!»

Затем каждому ребенку дают комплект мозаики для самостоятельной работы.

Задание считается выполненным успешно, если ребенок чередует объекты по цвету самостоятельно или с незначительной помощью взрослого. Если ребенку требуется поэлементный диктант, с ним проводится индивидуальная работа в свободное время.

Занятие продолжительностью 10—12 минут проводится один раз.

18. Рисование красками по замыслу

 Цель:   выявить,   сформировано   ли   у  детей   отношение   к цвету как к характерному признаку предметов.

Дидактический  материал:   розетки   с   красками   восьми цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового, черного, белого; разноцветные листы бумаги, кисти. Взрослый  показывает детям  краски  и  предлагает  им  рисовать, кто что хочет. Поочередно приглашая детей к столу, спрашивает, что они хотят нарисовать. Если ребенок затрудняется,  не может заранее  спланировать  свои действия  или выразить словесно задуманное, предлагает ему любую краску, помогает подобрать бумагу соответствующего цвета. Так, если ребенок высказывает желание рисовать огурцы и берет бумагу  зеленого  цвета,  ему  следует  предложить  серый  или белый лист бумаги.

С целью развития творческих способностей, выявления индивидуального опыта, детей лучше сажать по одному, чтобы они не подражали друг другу. В ходе занятия взрослый спрашивает у каждого ребенка, что он рисует; больше внимания уделяет тем, кто в начале занятия затруднялся в выборе темы. Если дети не отвечают, после того как работа будет закончена, их нужно спросить, что же они нарисовали. Далеко не все дети могут заранее сказать, что будут рисовать. Некоторые осмысливают тему в процессе работы, другие — только после ее окончания.

Занятие продолжается 10—12 минут и проводится один раз. Важно создавать детям условия для самостоятельного рисования  в свободное время.

19. Изготовление бус.

Цель: закреплять умение группировать предметы по цвету, учить нанизывать  бусы  на нитку.

Дидактический материал: восемь комплектов бусинок разных цветов (в каждом семь деревянных или глиняных бусинок одного цвета), восемь шнуров, восемь кукол, одетых в однотонные платья (важно, чтобы цвета платьев и бусинок совпадали).

Показывая кукол, взрослый говорит, что они пришли в гости. Затем вместе с детьми размещает кукол в два ряда в таком порядке: кукла в черном платье, кукла в красном, затем в оранжевом, желтом, зеленом, синем, фиолетовом, белом (см. вкладку, рис. 10).

Взрослый рассказывает, что куклы принесли с собой бусинки и шнуры разного цвета, они хотят сделать бусы, но не умеют.  Поэтому дети должны помочь куклам.

Вначале взрослый просит каждого ребенка выбрать бусинки одного (любого) цвета из четырех предложенных. После этого раздает шнуры и предлагает нанизывать на них бусинки. На одном конце шнура следует заранее завязать узелок, чтобы нанизанные бусинки не соскакивали. В ходе занятия  взрослый помогает детям нанизывать  бусинки.

После того как все бусинки будут нанизаны, взрослый завязывает концы шнуров узлом. Теперь дети должны найти ту куклу, для которой они сделали бусы, и «надеть» их. При выполнении задания они ориентируются на слова: такая бусинка, такого же цвета.

Когда всем куклам будут «надеты» бусы, взрослый, показывая на куклу в белом наряде, спрашивает: «Кто знает, какого цвета платье этой куклы? Правильно, белого». Показывая на куклу-соседку, называет цвет ее платья: «А у этой куклы  платье  фиолетового  цвета».   Не  следует  требовать  от

детей повторения и заучивания этого названия цвета. Затем, показывая на куклу в синем наряде, спрашивает: «Какого цвета платье у этой куклы?» Ребенка правильно назвавшего цвет, следует похвалить. Так же определяют цвета платьев остальных кукол. На все эти вопросы и ответы во время игры-занятия уходит не более  1,5—2 минут.

В конце занятия нужно похвалить всех детей за то, что они  сделали для  кукол бусы и  куклы  стали  еще  красивее.

Игра-занятие длится 10—12 минут и проводится один раз.

Примечание. Шнуры и бусы можно давать и для самостоятельной игры, но лишь в том случае, если бусины крупные — не менее 3 см в диаметре.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!