СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дебаты как разновидность цивилизованного спора. Правила ведения дебатов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке предлагается технология проведения дебатов. Данное занятие лучше проводить  в 7-11 классах. 

Просмотр содержимого документа
«Дебаты как разновидность цивилизованного спора. Правила ведения дебатов.»











ВНЕКЛАССНОЕ ЗАНЯТИЕ





Тема: Дебаты как разновидность цивилизованного спора. Правила ведения дебатов.







Учитель: Коконова Ирина Николаевна











































Тема: Дебаты как разновидность цивилизованного спора. Правила ведения дебатов.

Цели: способствовать формированию у учащихся умения научно аргументировать свою точку зрения, уместно использовать выразительные средства языка; развивать умение анализировать, делать выводы; воспитывать коммуникативно-компетентную личность, умеющую строить свою речь в соответствии с правилами эффективного общения.



Задачи: учащиеся анализируют схему и правила проведения дебатов; разрабатывают возможные варианты обсуждения определённой проблемы в ходе дебатов; формулируют свою точку зрения и находят убедительные аргументы для её подтверждения во время обсуждения проблем дискуссионного характера, учитывая ситуацию, коммуникативное задание, соблюдая этику общения, правила риторики.



Оборудование: презентация «Правила проведения дебатов» карточки с действующими лицами, материалы для кейсов.



ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный этап



II. Постановка цели и задач беседы. Мотивация учебной деятельности

Дебаты — вид дискуссии, интеллектуальная игра, в которой две команды отстаивают противоположные утверждения по некоторой сложной проблеме, чтобы убедить членов жюри в своей правоте.

Существуют определённые правила ведения дебатов, которые, прежде всего, помогают обучаться культуре конструктивного общения. Кроме того, дебаты содействуют развитию логического мышления, способствуют формированию уверенности и убеждённости в отстаивании своей позиции, помогают приобрести навыки командной работы.

Главная цель игры «Дебаты» — научиться культуре ведения публичной дискуссии.

Основой «Дебатов» является спорный тезис-утверждение (или тема игры), которое и определяет позиции двух соревнующихся команд. Дебаты могут принимать различные формы. Число участников колеблется от 2-х до 4-х в каждой команде. В некоторых видах. Дебатов участникам разрешается лишь произносить свои речи, в других же им даётся возможность участвовать в перекрёстных вопросах.



1. Коллективное ознакомление с правилами проведения дебатов

Правила проведения дебатов (презентация)

  • В дебатах принимают участие все учащиеся (которые исполняют роль «спикеров», «секретаря», «экспертов» и действуют в соответствии с ними, остальные — «зрители» — подбирают аргументы за и против, формулируют вопросы).

  • Устанавливается регламент, за соблюдением которого следит председатель (учитель).

  • Каждый участник имеет право выступить только один раз.

  • Эксперты оценивают аргументы, но не участников.

  • Остальные ученики играют роль зрителей.

  • Спикеры команд ведут разработку кейса (понятия, аргументы, контраргументы) на основе ранее проделанной работы.



2. Проведение ролевой игры «Дебаты»

1) Ознакомление с этапами работы

Действующие лица:

Команды (состоят из игроков-«спикеров») — утверждающие защищают тему, отрицающие — опровергают.

Судьи — решают, какая из команд оказалась более убедительной в доказательстве своей позиции; ведут протокол игры, в котором отмечают области столкновения позиций; указывают сильные и слабые стороны выступления спикеров.

Таймкипер (секретарь)— следит за соблюдением регламента и правил игры.

Тренер (тьютор) — обычно учитель.



Этапы работы в технологии «Дебаты»

1. Подготовка.

2.Выбор темы.

3. Построение сюжета доказательств.

4. Подбор аргументов.

5.Собственно дебаты.

6. Оглашение позиций (дискуссия).

7. Раунд перекрёстных вопросов.

8. Судейство.

2) Слово ведущего (учителя-тьютора)

Тема, которую мы сегодня будем обсуждать «Можно ли в современном мире обойтись без компьютера?» Давайте разделимся на команды и выберем действующих лиц.

Я подготовила вам кейс с подсказками – аргументами и контраргументами, которые вы можете использовать. На обсуждение команде дается 5 минут.

Комментарий к проведению дебатов

Выступают поочерёдно защитники и противники тезиса. Первый выступающий выдвигает тезис, называет ключевые понятия и аспекты. После него выступает главный оратор от оппозиции и формулирует антитезис, а также понятия и аспекты. Далее вторые участники от команд приводят аргументы в пользу утверждений своих команд. Последние из участников подытоживают то, что было сказано командой.

Ведущий может задавать наводящие вопросы, прерывать выступления.

«Зрители» слушают и делают записи по ходу выступлений; задают вопросы и дают информацию. Выступающий принимает помощь или отклоняет её. Каждая команда имеет право взять время на консультацию друг с другом.



3. Голосование, выступление экспертов

Комментарий для учителя

После дебатов проводится голосование в пользу выбранной позиции. Должен оцениваться не тезис, а аргументы, представленные сторонами. «Эксперты» ведут протокол деятельности «спикеров» (оценивается содержание выступления, содержательность ответов на вопросы, культура общения).

111. Рефлексия. Подведение итогов урока



1. Беседа с использованием интерактивного приёма «микрофон»

♦ Определите, чем дискуссия отличается от дебатов и что у них общее.

♦ В чём заключается суть дебатов?

♦ Оцените общую культуру участников дебатов.

2. Заключительное слово учителя

— Итак, что же дают дебаты вам, выпускникам школы?

Дебаты развивают в молодых людях навыки, необходимые для эффективного общения в любой сфере человеческой деятельности, вырабатывают критическое мышление, являясь одновременно популярным видом интеллектуального времяпрепровождения.