Деятельность по воспитанию, развитию и социализации обучающихся
В проекте Федерального государственного стандарта общего образования духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности. Воспитание и социализация должны быть интегрированы во все виды деятельности школьника: учебную, внеучебную, внешкольную, семейную, общественно-полезную, они, в первую очередь, формируют уклад школьной жизни. В процессы духовно-нравственного развития учащегося необходимо включать все субъекты воспитания и социализации детей: семью, институты государства и гражданского общества, учреждения дополнительного образования, культуры и спорта.
Нами была разработана рабочая программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся, направленная на организацию нравственного уклада школьной жизни, включающего все виды деятельности обучающихся, основанного на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.
Согласно этой программе основной педагогической целью является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Задачи духовно-нравственного воспитания определены как ожидаемые результаты в логике требований к личностным результатам общего начального образования и предусматривают:
В области формирования личностной культуры:
- формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;
- укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
- формирование основ нравственного самосознания личности (совести), как способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
- формирование нравственного смысла учения;
- формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.
В области формирования социальной культуры:
- пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
- воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
- формирование патриотизма и гражданской солидарности;
- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
- укрепление доверия к другим людям;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям.
В области формирования семейной культуры:
- формирование отношения к семье как основе российского общества;
- формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
- формирование представления о семейных ценностях, тендерных семейных ролях и уважения к ним.
.Категория «уклад школьной жизни» является базовой для организации пространства духовно-нравственного развития обучающегося, его эффективной социализации и своевременного взросления. Уклад школьной жизни педагогически интегрирует основные виды и формы деятельности ребёнка: урочную, внеурочную, внешкольную, семейную, общественно полезную, трудовую, эстетическую, социально коммуникативную и др. на основе базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, национальных духовных традиций народов России.
Создание среды, школьного пространства духовно-нравственного воспитания и развития учащихся является важнейшей задачей деятельности педагога, именно в этом пространстве декларируются, осмысливаются, утверждаются, развиваются и реализуются нравственные ценности.
В школе организованы подпространства, позволяющие учащимся изучать символы российской государственности и символы родного края; осваивать культуру общения и взаимодействия с другими учащимися и педагогами (тематически оформленные стенды в школе и в классе, используемые в воспитательном процессе).
Одной из педагогических задач разработки и реализации данной программы является организация эффективного взаимодействия школы и семьи в целях духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.
Для достижения этих задач ведется работа по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) учащихся путем организации родительских лекториев, собраний-диспутов, встреч за круглым столом, вечеров вопросов и ответов.
Знания, получаемые родителями (законными представителями) востребованы в реальных педагогических ситуациях и открывают им возможности активного, квалифицированного, ответственного, свободного участия в воспитательных программах и мероприятиях. Совместно с родителями мы ежегодно организуем тематические туристические походы, совместные праздники и внеклассные мероприятия, которые совершенствуют межличностные отношения педагога, учащихся и родителей. Кроме этого дети совместно с родителями участвуют в ежегодном классном конкурсе, в котором презентуют свои семейные проекты (В 1 классе по теме «Моя родословная», во 2 классе «все профессии важны»). Кроме этого расширение партнерских взаимоотношений с родителями достигается путем привлечения их к активной деятельности в составе родительских комитетов классных коллективов учащихся, подготовке и проведения совместных мероприятий.
В классе хорошо налажено самоуправление. Наш класс представляет собой «город», который является частью «Маленькой страны» (школы), которая имеет свой гимн, флаг, герб (Рисунок 1). Есть в «Маленькой стране» свои законы, которым подчиняются все «города».
Рисунок 1 – Стенд, на котором обозначены все города Маленькой страны
У каждого города есть свое название, герб, девиз, песня, флаг (рисунок 2). В «Маленькой стране» есть «Президент» (педагог-организатор), но главными руководящими органами являются Комитет учебных дел и Комитет воспитательных дел, в который избираются по 1 представителю от каждого «города».
Рисунок 2 – Фотографии жителей и флаги каждого города
Организационную структуру ученического самоуправления в классе и ее подчиненность школьному самоуправлению можно представить в виде общей схемы (рисунок 3):
Рисунок 3 - Структура ученического самоуправления.
Мэр города избирается общим голосованием на один год после предвыборной компании всех желающих претендентов. Ежегодно проходят избирательные компании, в результате которых мэр переизбирается либо назначается повторно.
Управления города - главный исполнительный орган, избираемый на классном собрании на один год. Его члены руководят работой отделов, созданных для организации в классе познавательной, художественно-творческой, физкультурно-оздоровительной, трудовой, шефской, и других видов деятельности.
Отделы объединяют в своем составе учеников на основе общих интересов и существующих между ними дружеских отношений.
Управление здравоохранения.
1. Отвечает за соблюдение правил личной гигиены в течение дня:
- проверка чистоты рук перед едой, после прогулки;
- опрятность учеников;
- аккуратность школьных принадлежностей.
2. Ежемесячно проводят конкурс-шоу причесок. Первый тур - демонстрация причесок девочками (оценивают мальчики). Второй тур - демонстрация причесок мальчиками (оценивают девочки).
3. Один раз в четверть готовят отчет о состоянии здорового образа жизни в классе, который оглашается на классном и родительском собраниях.
4. Заботится о чистоте помещений, рабочих мест о проветривании кабинета, валеологических паузах на уроках.
Управление печати и информации.
1. Отвечает за своевременную смену информации в классных уголках, уголках для родителей, на школьном стенде.
2. Отвечает за оформление страницы поздравлений, за своевременное ее заполнение. Самостоятельно ведет учет всех дат (школы, класса, страны, учащихся), их оглашение и оформление в классном уголке.
3. Проведение дней поздравлений именинников совместно с отделом культуры.
4. Очень быстро и живо откликается на все события в школе и классе оригинальными и традиционными стенгазетами, мини – зарисовками.
Управление культуры.
Самый хлопотливое, говорливое, шумное, оптимистическое, веселое управление – сначала интересуется мнением «граждан города» (какие праздники, мероприятия они хотели бы провести, какие спектакли поставить, в каких конкурсах принять участие и др.), затем вместе с культмассовым сектором родительского коллектива организует и осуществляет совместный план. А еще это сюрпризы – поздравления с днем рождения, призовыми местами на конкурсах и соревнованиях, другими приятными событиями.
Управление внутренних дел
1. Отвечает за дежурство по школе:
- распределение постов дежурства; контроль работы дежурных на всех постах;
- отчет о дежурстве за неделю на школьной рабочей линейке (замечания, предложения по их устранению);
- ведение тетрадей дежурства по школе, запись замечаний и предложений.
2. Дежурство по классу:
- составление и ведение графика дежурства; контроль выполнения дежурства;
- ведение тетрадей по оцениванию дежурства, запись замечаний и предложений (ежедневно); составление и оглашение отчета о дежурстве по классу ежемесячно на классном собрании;
- выбор и награждение детей в номинации: «классные дежурные» (один раз в четверть).
Управление образования.
1. Контролирует ведение тетрадей, состояние учебников, своевременное заполнение дневников.
2. Ежемесячно называет обладателя самой чистой, аккуратной тетрадки.
3. Оказывает своевременную помощь в обучении при выполнении домашних заданий.
Управление физкультуры и спорта.
1. Организует каждодневную утреннюю гимнастику в классе (зимний период), на улице (осенне-весенний период).
2. Проводит подвижные игры на улице во время динамических пауз, эстафеты, спортивные игры с выносным материалом.
3. Организует участие одноклассников в спортивных праздниках и состязаниях
Раз в неделю каждое управление собирается на собрание, где обсуждаются возникшие вопросы, выносятся и принимаются предложения и т.д. Раз в месяц все управления собираются вместе и представляют отчеты по своей деятельности. Отметим, что к третьему классу самоуправление в классе налажено достаточно эффективно и требуют минимального участия со стороны учителя.
Отметим, что все внеклассные мероприятия планируются учащимися в начале каждой четверти на совете дела, на котором распределяются обязанности между управлениями. В течение подготовки к мероприятиям каждое управление неоднократно собирается для обсуждения сценария, репетиций, обсуждения вопросов по его проведению, оформлению и т.д. Для решения определенных вопросов управление культуры по мере необходимости приглашает на собрание родительскую инициативную группу (избирается ежегодно, в ее обязанности входит решение организационных вопросов к внеклассным мероприятиям, например, закупка наградных материалов, организации выезда или сладкого стола и т.д.)
После проведенного мероприятия учащиеся вновь собираются на совете дела, обсуждают результаты проделанной работы, планируют работу дальше.
Таким образом, в 1 и 2 классах были проведены мероприятия, направленные на воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека («Моя малая Родина», туристический поход «Военно-патриотическая игра», классные часы «Права и обязанности школьника», «Я – гражданин России» и др.), основными задачами которых было воспитание ценностного отношения к России, своему краю, государственной символике, законам Российской Федерации, формирование элементарных представлений об институтах гражданского общества, о государственном устройстве российского общества, о правах и обязанностях школьника, гражданина, товарища.
Особое внимание уделялось воспитанию нравственных чувств и этического сознания через такие мероприятия как, праздники «Маме от всего сердца» (Рисунок 5), «Семья – моя крепость», «Мы – часть мира», концерты «Ко дню пожилого человека», классные часы «У меня есть друзья», «Все мы разные, но все мы равные», «С детства дружбой дорожи», «Хочу и надо- трудный выбор», «Профессии моих родителей» и др. Были организованы акции: «Готовим открытки ко дню пожилого человека» (в сотрудничестве с городским социальным центром «Лада»), концерт для детей детского дома (Рисунок 6). Эти мероприятия позволили сформировать начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье; сформировали нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; позволили учащимся проявить неравнодушие к жизненным проблемам других детей, находящимся в трудной ситуации; воспитывали уважительное отношение к родителям (законным представителям), к людям пожилого возраста.
Рисунок 5 – Сюрпризы для мам
Рисунок 6 - Концерт для детей детского дома
Не остается в стороне и воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни через активное участие в школьных трудовых мероприятиях (уборка школьной территории, генеральные уборки в классе, были проведена акция по уборке территории памятника в районе библиотеки недалеко от школы и акция «Книголекари», когда учащиеся в школьной библиотеке «лечили» старые книги – подклеивали их, изготавливали закладки). Был проведен Эко-урок «Мусору – вторую жизнь», на котором был подведен итог конкурса поделок полезных вещей из природного материала. Основными задачами этих мероприятий было формирование ценностного и творческого отношение к труду; формирование первоначальных навыков трудового творческого сотрудничества со сверстниками и взрослыми; получение первоначального опыта участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности; развитие мотивации к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Неотъемлемой частью воспитательной работы было формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни через проведение спортивных праздников «Большие гонки» (Рисунок ), «Смелые, сильные, ловкие», участие в городских спортивных мероприятиях и соревнованиях, проведение туристических походов, проведение бесед о здоровом образе жизни и т.д. Проводимые мероприятия направлены на воспитание ценностного отношения к своему здоровью, на получение первоначального личного опыта здоровьесберегающей деятельности, первоначальных представлений о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества.
Рисунок - Большие гонки
Спортивные городские соревнования
Участие в Кроссе нации
Совместные туристические походы
Так же уделяется внимание воспитанию ценностного отношения к природе, окружающей среде. Для формирования ценностного отношение к природе; первоначального опыта эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе; получения первоначального опыта участия в природоохранной деятельности в школе проводились мероприятия экологической направленности: праздники «Осенний хоровод», «Масленица», «День воды», организовывались конкурсы поделок из природного материала, конкурсы рисунков и плакатов на экологические темы, конкурс кормушек для птиц, проводились акции «Накорми птиц», «Чистый двор» и др.
Поездка в конный спортивный клуб (кормление лошадей, помощь в уборке конюшен, катание на лошадях)
Праздник «Масленица»
Вывод