СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Программа "Планета сокровищ" (далее программа) направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.
Целью духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на уровне начального общего образования является социально педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Алексеенко Веста Витальевна | МОУ СОШ №27 |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 27
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
НА СТУПЕНИ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ПЛАНЕТА СОКРОВИЩ"
Автор программы:
Алексеенко Веста Витальевна,
учитель начальных классов,
МОУ СОШ № 27
г.Комсомольск-на-Амуре
2016 год
О сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг…-
А.С. Пушкин
Школа призвана посредством воспитания и обучения реализовать заложенные психобиологические задатки, трансформировать их в социально - значимые свойства человеческой личности при самом активном участии ребёнка.
В воспитательном процессе в начальной школе основными средствами воспитания являются: игра, познание, предметно-практическая и трудовая деятельность, развитие духовной культуры. Любая игра имеет захватывающий характер, что заставляет учащегося погрузиться в образовательный процесс. Игры дают возможность не только развлекаться, но и думать, развиваться, воспитываться.
Существующие в воспитании факторы прямого влияния (семья, школа, компания сверстников) и непрямого влияния (планета, государство, система образования, культура) ставят перед педагогом задачи: способствовать развитию организма ребёнка (физическое развитие), индивидуальности (индивидуальное развитие) и личности (развитие личности). Развитие этих качеств начинается с первого шага ребёнка, и непременным условием успешности этого процесса вначале является уверенность воспитателя, родителя, учителя, а затем и ребёнка в том, что всего можно добиться, если проявить настойчивость и упорство.
Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая будет соответствовать современным требованиям общества. Развитие «способности жить в современном обществе и сознательно строить свою жизнь, достойную человека» составляет сущность воспитательного процесса. Особое звучание сегодня приобретает проблема воспитания доброй и толерантной личности.
На первом этапе, этапе проектирования, воспитательной системы класса по результатам наблюдений и диагностических исследований были определены следующие проблемы:
сложность в организации совместной деятельности, т.е. неумение детей сотрудничать друг с другом, и как следствие - конфликтность;
несформированность нравственных качеств, отношений к себе, классному сообществу, семье, природе, обществу;
эгоцентричность, неадекватность самооценки.
Мною, как классным руководителем, ведется работа по сплочению детского коллектива на основе жизненных ценностей. Также строятся отношения с родительским коллективом на основе сотрудничества.
Все вышесказанное привело меня к необходимости создания воспитательной системы класса, при разработке которой основными приоритетами для меня стали:
развитие личностных качеств, являющихся основой для успешной самореализации в жизни;
социализация личности;
триединство «учитель - ребенок - семья», динамично развивающееся;
позитивные потребности ребенка, необходимые для его развития (ЗОЖ, творчество, труд).
Нормативно-правовой и методологической основой программы духовно- нравственного воспитания, развития и социализации обучающихся на ступени начального общего образования "Планета сокровищ" являются Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, а также Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени начального общего образования МОУ СОШ №27 на 2016-2020 годы.
Реализация программы "Планета сокровищ" обеспечивает их приобщение к ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направляет образовательный процесс на воспитание ребёнка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.
Педагогическая организация процесса духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся предусматривает согласование усилий многих социальных субъектов: образовательного учреждения, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных организаций и общественных объединений, включая детско-юношеские движения и организации.
Программа "Планета сокровищ" (далее программа) направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.
Программа содержит 9 разделов.
В первом разделе определены цель и задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся. Во втором разделе определены основные направления духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на ступени начального общего образования. В каждом направлении раскрыта соответствующая система базовых ценностей.
В третьем разделе представлено основное содержание духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся по каждому из направлений организации воспитания в начальной школе. Содержание представлено в виде важнейших содержательных компонентов воспитания и развития обучающихся, их коммуникативной, информационной, проектной, социальной деятельности.
В четвёртом разделе представлена модель организации работы по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации обучающихся.
В пятом разделе описаны основные технологии взаимодействия и сотрудничества субъектов воспитательной деятельности и социальных институтов, определены условия совместной деятельности образовательной организации с семьями обучающихся, с общественными институтами по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации обучающихся.
Шестой раздел содержит описание форм и методов формирования у обучающихся экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни, включая мероприятия по обучению правилам безопасного поведения на дорогах.
В седьмом разделе определены условия совместной деятельности образовательной организации с семьями обучающихся, формы им методы повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся.
В восьмом разделе по каждому из основных направлений духовно- нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся определены планируемые воспитательные результаты.
В заключительном, девятом разделе представлены критерии и показатели эффективности деятельности по обеспечению воспитания и социализации обучающихся на ступени начального общего образования., а также промежуточные итоги реализации программы на 2019 год.
Раздел 1
Цель и задачи духовно-нравственного развития,
воспитания, социализации учеников начальных классов
Целью духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на уровне начального общего образования является социально педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на уровне начального общего образования:
В области формирования нравственной культуры:
- формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебноигровой, предметно продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, традиционных для народов России, российского общества, непрерывного образования, самовоспитания и стремления к нравственному совершенствованию;
- укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
- формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
- формирование нравственного смысла учения;
- формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
- принятие обучающимся нравственных ценностей, национальных и этнических духовных традиций с учетом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
- формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.
В области формирования социальной культуры:
- формирование основ российской культурной и гражданской идентичности (самобытности);
- пробуждение веры в Россию, в свой народ, чувства личной ответственности за Отечество;
воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
формирование патриотизма и гражданской солидарности;
развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, человеколюбия (гуманности) понимания других людей и сопереживания им;
становление гражданских качеств личности на основе демократических ценностных ориентаций;
формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
формирование основ культуры межэтнического и межконфессионального общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей всех народов России.
В области формирования семейной культуры:
формирование отношения к семье как основе российского общества;
формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
формирование представления о традиционных семейных ценностях народов России, семейных ролях и уважения к ним;
знакомство обучающегося с культурноисторическими и этническими традициями российской семьи.
Раздел 2
Основные направления духовно-нравственного развития,
воспитания и социализации обучающихся
на ступени начального общего образования
Общие задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на уровне начального общего образования классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России.
Каждое из направлений духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся основано на определенной системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать усвоение их обучающимися.
Организация духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся осуществляется по следующим направлениям:
1. Гражданско-патриотическое воспитание
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
2. Нравственное и духовное воспитание
Ценности: духовный мир человека, нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, свобода совести и вероисповедания; вера; традиционные религии и духовная культура народов России, российская светская (гражданская) этика.
3. Воспитание положительного отношения к труду и творчеству
Ценности: уважение к труду, человеку труда; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие, работа в коллективе, ответственное отношение к труду и творчеству, активная жизненная позиция, самореализация в профессии.
4. Интеллектуальное воспитание
Ценности: образование, истина, интеллект, наука, интеллектуальная деятельность, интеллектуальное развитие личности, знание, общество знаний.
5. Здоровьесберегающее воспитание
Ценности: здоровье физическое, духовное и нравственное, здоровый образ жизни, здоровьесберегающие технологии, физическая культура и спорт
6. Культуротворческое и эстетическое воспитание
Ценности: красота; гармония; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве, культуросозидание, индивидуальные творческие способности, диалог культур и цивилизаций.
7. Воспитание семейных ценностей
Ценности: семья, семейные традиции, культура семейной жизни, этика и психология семейных отношений, любовь и уважение к родителям, прародителям; забота о старших и младших.
8. Экологическое воспитание
Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; бережное освоение природных ресурсов региона, страны, планеты, экологическая культура, забота об окружающей среде, домашних животных.
Все направления духовнонравственного развития, воспитания и социализации важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
Раздел 3
Основное содержание духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся
Направление | Содержание | Виды деятельности | Мероприятия |
Мы - граждане России | ценностные представления о любви к России, народам Российской Федерации, к своей малой родине; первоначальные нравственные представления о долге, чести и достоинстве в контексте отношения к Отечеству, к согражданам, к семье, школе, одноклассникам; элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, важнейших законах государства; представления о символах государства – Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательная организация; интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края (населенного пункта), в котором находится образовательная организация; уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения; ценностное отношение к своему национальному языку и культуре; первоначальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны; первоначальные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и ее народов; уважительное отношение к воинскому прошлому и настоящему нашей страны, уважение к защитникам Родины. | получают первоначальные представления о Конституции знакомятся с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, с обязанностями гражданина (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, экскурсий по историческим и памятным местам, сюжетно - ролевых игр гражданского и историко знакомятся с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России (в процессе бесед, сюжетноролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий, путешествий, туристическокраеведческих экспедиций, изучения вариативных учебных дисциплин); знакомятся с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности (в процессе посильного участия в социальных проектах и мероприятиях, проводимых этими организациями, встреч с их представителями); участвуют в просмотре учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов, проведении бесед о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, подготовке и проведении игр военнопатриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетноролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими; участвуют в проектах, направленных на изучение истории своей семьи в контексте значимых событий истории родного края, страны. | Викторины, классные часы: «Моя родина – Россия», «Герб, флаг, гимн России», «Край, в котором я живу», «Богатыри земли русской», "Мы - жители города, края", "Расскажи мне дед", "Ими гордится Россия", "Скажи-ка дядя" и др. Конкурсы чтецов, сочинений, рисунков на темы: "Моя Россия", "Мир без войны", "Мир глазами детей", "История одной фотокарточки", "Лицемерию здесь нет места..." и др. Экскурсии: посещение художественного, краеведческого музеев, выезды с экскурсиями в музеи Комсомольского района и края, на предприятия города. Акции: "Посылка солдату", "Письмо солдату", "Открытка ветерану", "Поздравь своего учителя", "Комсомольск - город зелени и чистоты" и др. Праздники: "День открытых дверей", «Первый раз, в первый класс", "Мы школьниками стали", "Праздник первых каникул", "День игры и игрушки", "Битва хоров", "Священный праздник - День Победы", "А ну- ка, мальчики" и др.
|
Мы дружим друг с другом | первоначальные представления о морали, об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл и ценность жизни, справедливость, милосердие, нравственный выбор, достоинство, любовь и др.); первоначальные представления о значении религиозной культуры в жизни человека и общества, связи религиозных культур народов России и российской гражданской (светской) этики, свободе совести и вероисповедания, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны; первоначальные представления о духовных ценностях народов России; уважительное отношение к традициям, культуре и языку своего народа и других народов России; знание и выполнение правил поведения в образовательной организации, дома, на улице, в населенном пункте, в общественных местах, на природе; уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим; установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке; бережное, гуманное отношение ко всему живому; стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и проанализировать его; отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач. | получают первоначальные представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов (в процессе изучения учебных инвариантных и вариативных предметов, бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературномузыкальные композиции, художественные выставки и других мероприятий, отражающих культурные и духовные традиции народов России); участвуют в проведении внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах моральнонравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия; знакомятся с основными правилами поведения в школе, общественных местах; усваивают первоначальный опыт нравственных взаимоотношений в коллективе класса и образовательной организации – овладевают навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим детям, взрослым, обучаются дружной игре, взаимной поддержке, участвуют в коллективных играх, приобретают опыта совместной деятельности; принимают посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, других живых существах, природе. . | Классные часы: "Ссориться нельзя, дружить", "Мы - коллектив?!", "Что такое дружба", "Расскажи мне обо мне", "Вместе мы сила", "Человек среди людей", "Всемирный день прав ребенка", "Права ребенка" и др. Уроки чтения и обсуждения "Читаем книгу вместе" (на нравственные темы). Оформление классного уголка.
|
Мы трудолюбивы | первоначальные представления о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества; уважение к труду и творчеству старших и сверстников; элементарные представления об основных профессиях; ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности; элементарные представления о современной экономике; первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебнотрудовых проектов; умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебнотрудовых заданий; умение соблюдать порядок на рабочем месте; бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам; отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей. | получают первоначальные представления о роли труда и значении творчества в жизни человека и общества в процессе изучения учебных дисциплин и проведения внеурочных мероприятий; знакомятся с различными видами труда, профессиями (в ходе экскурсий на производственные предприятия, встреч с представителями разных профессий, изучения учебных предметов); знакомятся с профессиями своих родителей (законных представителей) и прародителей, участвуют в организации и проведении презентаций «Труд наших родных»; приобретают опыт уважительного и творческого отношения к учебному труду (посредством презентации учебных и творческих достижений, стимулирования творческого учебного труда, предоставления обучающимся возможностей творческой инициативы в учебном труде); приобретают начальный опыт участия в различных видах общественно полезной деятельности; приобретают умения и навыки самообслуживания в школе и дома. | Выполнение общественных поручений (участие в классном самоуправлении, в дежурстве по школе, столовой). Классные часы, презентации: "Профессии моих родителей", "Мир моих увлечений", "Делу время - потехе час", "Берегите время" и др. Праздники: День открытых дверей в классе. Акции: "Комсомольск - город зелени и чистоты", "Чистюлька", "Служба 911". Экскурсии на предприятия города. |
Мы хорошо учимся | первоначальные представления о возможностях интеллектуальной деятельности, о ее значении для развития личности и общества; представление об образовании и самообразовании как общечеловеческой ценности; элементарные представления о роли знаний, науки в развитии современного производства, в жизни человека и общества; первоначальные представления о содержании, ценности и безопасности современного информационного пространства; интерес к познанию нового; уважение интеллектуального труда, людям науки, представителям творческих профессий; элементарные навыки работы с научной информацией; первоначальный опыт организации и реализации учебно-исследовательских проектов. | получают первоначальные представления о роли знаний, интеллектуального труда и творчества в жизни человека и общества в процессе изучения учебных дисциплин и проведения внеурочных мероприятий; получают элементарные представления о возможностях интеллектуальной деятельности и направлениях развития личности в рамках деятельности детских научных сообществ, кружков и центров интеллектуального развития, в ходе проведения интеллектуальных игр и т. д.; активно участвуют в олимпиадах, конкурсах, творческих лабораториях, интеллектуальных играх, деятельности детских научных сообществ, кружков и центров интеллектуальной направленности и т. д.; получают элементарные навыки научно-исследовательской работы в ходе реализации учебно-исследовательских проектов.
| Олимпиады по предметам. Участие в работе НОУ "Первые ступеньки в науку". Конкурсы проектов по предметам. Ведение портфолио ученика начальной школы. Посещение кружков во внеурочной деятельности. |
Мы дружим со спортом | первоначальные представления о здоровье человека как абсолютной ценности, его значения для полноценной человеческой жизни, о физическом, духовном и нравственном здоровье; формирование начальных представлений о культуре здорового образа жизни; базовые навыки сохранения собственного здоровья; первоначальные представления о ценности занятий физической культурой и спортом; элементарные знания по истории российского и мирового спорта, уважение к спортсменам; отрицательное отношение к употреблению психоактивных веществ, к курению и алкоголю, избытку компьютерных игр и интернета.
| получают первоначальные представления о здоровье человека как абсолютной ценности, его значении для полноценной человеческой жизни, о физическом, духовном и нравственном здоровье, о природных возможностях организма человека, о неразрывной связи здоровья человека с его образом жизни в процессе учебной и внеурочной деятельности; участвуют в пропаганде здорового образа жизни (в процессе бесед, тематических игр, театрализованных представлений, проектной деятельности); учатся организовывать правильный режим занятий физической культурой, спортом, туризмом, рацион здорового питания, режим дня, учебы и отдыха; получают элементарные представления о первой доврачебной помощи пострадавшим; получают представление о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека; получают элементарные знания и умения противостоять негативному влиянию открытой и скрытой рекламы ПАВ, алкоголя, табакокурения; участвуют в проектах и мероприятиях, направленных на воспитание ответственного отношения к своему здоровью, профилактику возникновения вредных привычек, различных форм асоциального поведения; регулярно занимаются физической культурой и спортом, активно участвуют в школьных спортивных мероприятиях, соревнованиях. | Беседы, классные часы, викторины: "Вредные привычки", "Здоровый сон – здоровый дух", "Овощи – кладовая витаминов", "Режим дня школьника", "Зачем человек спит", "Откуда берутся грязнули", "Веселый урок здоровья", "Веселые приключения зубной щетки", "Какая бывает одежда", "Телевизор и ребенок", "Век компьютерных технологий", "Здоровье – бесценное богатство" и др. Спортивные праздники: "День здоровья", "Папа, мама, я – спортивная семья", "Спартакиада", "Весёлые старты", "Юноша, мужчина - защитник Отечества", соревнования по зимним видам спорта. Проекты: "В здоровом теле – здоровый дух", "Мой любимый вид спорта", "Секреты правильного питания".
|
Мы культурны и воспитаны | первоначальные представления об эстетических идеалах и ценностях; первоначальные навыки культуроосвоения и культуросозидания, направленные на приобщение к достижениям общечеловеческой и национальной культуры; проявление и развитие индивидуальных творческих способностей; формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества; начальные представления об искусстве народов России; интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке; интерес к занятиям художественным творчеством; стремление к опрятному внешнему виду; отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
| получают элементарные представления об эстетических идеалах и художественных ценностях культур народов России; знакомятся с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами; осваивают навыки видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края; осваивают навыки видеть прекрасное в поведении, отношениях и труде людей, развивают умения различать добро и зло, красивое и безобразное, плохое и хорошее, созидательное и разрушительное; получают первичный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности; участвуют вместе с родителями (законными представителями) в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров, в экскурсионнокраеведческой деятельности, реализации культурнодосуговых программ, включая посещение объектов художественной культуры с последующим представлением в образовательной организации своих впечатлений и созданных по мотивам экскурсий творческих работ; получают элементарные представления о стиле одежды как способе выражения душевного состояния человека; участвуют в художественном оформлении помещений. | Классные часы, беседы: "Эстетический вкус в природе", "Эстетический вкус в быту", "Я и мои таланты", "У фантазии нет границ, Конкурсы: "Мое увлечение", "Мама, папа, я – читающая семья", Экскурсии: В художественный музей, галереи Праздники: "Что за прелесть эти сказки", "Новогодний калейдоскоп", "В гостях у Осени", "Поле чудес" Постановки: участие в кружке "Театр" (внеурочная деятельность) |
Мы любим свою семью | первоначальные представления о семье как социальном институте, о роли семьи в жизни человека и общества; знание правил поведение в семье, понимание необходимости их выполнения; представление о семейных ролях, правах и обязанностях членов семьи; знание истории, ценностей и традиций своей семьи; уважительное, заботливое отношение к родителям, прародителям, сестрам и братьям; элементарные представления об этике и психологии семейных отношений, основанных на традиционных семейных ценностях народов России. | получают элементарные представления о семье как социальном институте, о роли семьи в жизни человека; получают первоначальные представления о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни, этике и психологии семейных отношений, основанных на традиционных семейных ценностях народов России, нравственных взаимоотношениях в семье; расширят опыт позитивного взаимодействия в семье; участвуют в школьных программах и проектах, направленных на повышение авторитета семейных отношений, на развитие диалога поколений. | Классные часы: "История моего имени", "Моя семья в фотографиях и воспоминаниях", "Праздники в нашей семье", "История создания семьи моих родителей","Традиции нашей семьи", "Моя родословная", "Летопись моей семьи", "Памятные даты моей семьи", "О тех, кого мы вспоминаем с грустью…", "Традиции нашей семьи" и др. Праздники: "Мамины руки, нет их теплее…", День защитника Отечества, "Супер-бабушка", "Масленица", "Я и папа - это сила!", День открытых дверей" и др. Конкурсы рисунков, плакатов, поделок. |
Мы дружим с природой | развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе; ценностное отношение к природе и всем формам жизни; элементарный опыт природоохранительной деятельности; бережное отношение к растениям и животным; понимание взаимосвязи здоровья человека и экологической культуры; первоначальные навыки определения экологического компонента в проектной и учебно-исследовательской деятельности, других формах образовательной деятельности. | усваивают элементарные представления об экологически грамотном взаимодействии человека с природой; получают первоначальный опыт эмоциональночувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе; получают первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности; учатся вести экологически грамотный образ жизни в школе, дома, в природной и городской среде.
| Экологические акции, десанты "Комсомольск - город зелени и чистоты", "Чистый город", "Школа - территория чистоты", "Первоцветы", "Помоги зимующим птицам", "Ёлочка", "Нет пожарам". Классные часы, викторины: "Птицы Хабаровского края", Игра "Знатоки хвойного леса", "Первоцветы»" и др. Экскурсии: в зооцентр "Питон", заповедник "Комсомольский", выезды на природу. Конкурсы:
|
Раздел 4
Модель организации работы
по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации обучающихся.
Программа воспитания реализуется через использование игры, как одной из образовательных технологий. Нами понимается это как формирование некого сообщества в целях оказания взаимопомощи участников, организации соревнований и мотивации друг друга.
Она имеет поэтапное построение, которое основано на периодах взросления младшего школьника, на индивидуальных особенностях детской группы и подчинено целевым ориентирам воспитательной работы школы, программа начинает действовать с первого по четвертый класс обучения в школе. В процессе реализации воспитательной системы классному руководителю необходимо создать единое воспитательное пространство на основе социального взаимодействия с семьей каждого ребенка.
Этапы функционирования программы:
Навстречу к Планете Сокровищ.
Учимся вместе преодолевать трудности.
Творчество нам помогает в пути.
Да здравствует Планета Сокровищ.
Реализация программы «Планета Сокровищ» происходит через создание игровой ситуации. На мой взгляд, процесс обучения и воспитания – путешествие в поисках ПЛАНЕТЫ СОКРОВИЩ. «Что такое Планета Сокровищ» - Это окружающий нас мир, люди, которые ставят перед нами вопросы. Сокровищами на этой планете являются знания, опыт, творчество, отношения с людьми, нравственные качества.
Придя в первый класс, ребята попали на корабль, который доставит их на эту планету. За время путешествия в детях формируются такие жизненные ценности, как любознательность, творчество, здоровье, добро, взаимопонимание, труд, патриотизм, а приобщение к этим ценностям происходит через природу, самих детей, семью и общество. Пройдя четыре этапа, ребенок становится подготовленным к тому, чтобы с этой планеты отправиться в путешествие под названием «Жизнь».
Содержание деятельности по программе рассчитано на 4 года обучения, с 1 по 4 класс.
1 этап - проектирование «Навстречу к Планете Сокровищ» (2016-2017).
На данном этапе необходимо изучить потребности, интересы и другие личностные характеристики детей, родителей, учителей; идет поиск новых видов деятельности; определение перспектив жизнедеятельности классного коллектива, т.е. зарождается социально-педагогическое взаимодействие учителей, детей, семьи, идет процесс познания друг друга.
Задачи:
помочь ребенку адаптироваться к новым социальным условиям;
раскрытие индивидуальных интересов и потребностей;
воспитывать самостоятельность деятельности;
закладывать основы охраны здоровья;
проектирование традиций классного сообщества.
Ожидаемый результат:
Итогом первого этапа является составление перспективного планирования воспитательной работы на весь курс начальной школы по результатам проведенных исследований, определение приоритетных направлений деятельности, становление взаимодействия всех участников классного сообщества: учитель - ребенок - родители.
Результат личностного развития - модель второклассника.
Ребенок:
адаптирован к новой социальной роли;
стремится осознать свои интересы и выбрать сферы творчества;
умеет организовать свое рабочее место;
готов выполнять правила по охране своего здоровья;
представляет себя членом классного сообщества.
II этап - становление «Учимся вместе преодолевать трудности» (2017-2018).
Идет процесс образования коллектива, формирование органов самоуправления, рождение традиций классного сообщества, активизация учащихся на основе приобщения к жизненным ценностным ориентирам. Дети учатся участвовать в коллективно-творческой деятельности.
Задачи:
развивать познавательные и творческие способности, мотивационную сферу ребенка;
закладывать нормы нравственного поведения и гражданского сознания;
формировать потребности в ЗОЖ;
активизировать роль системы самоуправления в классе;
формировать умение высказывать своё мнение и относиться с уважением к мнению другого.
Ожидаемый результат:
На втором этапе дети понимают систему жизненных ценностей человека, знают правила сотрудничества и стремятся их выполнять. Наблюдаются признаки коллектива.
Результат личностного развития - модель третьеклассника
Ребенок:
стремится к познанию и активной творческой личностной позиции;
знает нормы нравственного поведения;
проявляет заботу о своём здоровье;
открывает отношения «я - коллектив»;
умеет обосновать своё мнение.
Ш этап - этап стабильного функционирования «Творчество нам помогает в пути» (2018-2019).
Классный коллектив выступает как единое целое, как содружество детей и взрослых. На этом этапе возрастает эффективность соуправления и самоуправления, усиливается рост социально-познавательной активности учащихся, определяются эффективные виды деятельности. Вся деятельность преломляется через творчество.
Задачи:
создать условия для реализации творческого потенциала личности; формировать положительное отношение к общечеловеческим ценностям, воспитывать любовь к Отечеству, семье, школе;
создать условия для творческого взаимодействия формирующихся личностей.
Ожидаемый результат:
В классе функционирует система самоуправления, дети самостоятельно организуют коллективную познавательно-творческую деятельность, это в то же время является основой для развития личности и её самореализации.
Результат личностного развития - модель четвероклассника.
Ребенок:
развивает свои индивидуальные познавательные и творческие способности;
представляет систему жизненных ценностей;
готов взаимодействовать с другими членами классного сообщества, учитывая интересы каждого.
IV этап - завершение функционирования, или конкретного обновления системы «Да здравствует Планета Сокровищ» (2019-2020).
Характерна нацеленность сообществ детей, родителей, педагогов на творческий поиск, усложняется содержание деятельности, усиливается требовательность личности к себе. Создаются условия для преемственности традиций классного сообщества к традициям следующей ступени обучения.
Задачи:
приобщать к применению творчества в любой деятельности;
воспитывать познавательную социальную активность, гражданское самосознание;
повышать ценностный потенциал личности;
воспитывать чувство ответственности за свое здоровье;
обеспечить преемственность между ступенями обучения.
Ожидаемый результат:
Классный коллектив готов перейти на следующую ступень, в путешествие под названием «Жизнь», стремится к поиску новых идей, новых способов жизнедеятельности. Ярко выражена индивидуальность коллектива. Дети оперируют системой жизненных ценностных ориентиров во взаимодействии с коллективом, семьей, обществом, природой.
Результата личностного развития - модель пятиклассника.
Ребенок:
стремится к позитивному самовыражению и совершенствованию своих творческих способностей;
приобщен к ЗОЖ;
знает основы нравственного поведения;
осознает свою социальную роль в семье, классе, обществе.
Создание среды, благоприятствующей духовно-нравственному воспитанию и развитию учащихся, является важнейшей задачей деятельности школы, классного руководителя.
1. В школе организованы воспитательные подпространства: уголок с символикой Российской Федерации и Хабаровского края, спортивный и актовый залы для проведения школьных праздников, культурных событий, социальных проектов и т.п., позволяющие учащимся:
- изучать символы российской государственности и символы родного края; общенациональные, краевые, муниципальные и школьные праздники; историю, культурные традиции, достижения учащихся и педагогов; связи школы с социальными партнерами;
- осваивать культуру общения и взаимодействия с другими учащимися и педагогами; эстетические ценности красоты, гармонии, совершенства в архитектурном и предметном пространстве школы; ценности здорового образа жизни.
2. В классе организована работа с обучающимися по следующим направлениям:
Схема ученического самоуправления в классе
Деятельность участников воспитательной системы построена на принципе триединства: дети - учитель - родители.
Взаимодействие по данной схеме осуществляется при условии реализации единой воспитательной цели, в результате чего происходит развитие не только детей, но и семьи в целом.
Ученическое самоуправление является неотъемлемой частью воспитательного процесса. Самоуправление влияет на формирование коллектива в целом, т.к. дети учатся взаимодействовать друг с другом, подчиняясь какой-либо задаче, самостоятельно распределяют обязанности и определяют меру ответственности за выполняемое дело.
Самоуправление – это:
взаимоуважение;
плодотворное сотрудничество;
приобретение жизненного опыта;
организаторские и лидерские качества;
коммуникативность;
воля и уверенность в себе;
профориентация;
формирование активной гражданской позиции.
3. Создано социально открытое пространство, когда педагоги, сотрудники школы, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных ценностей, положенных в основание данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности:
- в содержании и построении уроков;
- в способах организации совместной деятельности взрослых и детей в учебной и внеучебной деятельности;
- в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка;
- в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности учащихся;
- в специальных событиях, спроектированных с учётом определенной ценности и смысла;
- в личном примере педагогов ученикам.
Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе:
- нравственного примера педагога;
- социально-педагогического партнёрства;
- индивидуально-личностного развития ребёнка;
- интегративности программ духовно-нравственного воспитания;
-социальной востребованности воспитания.
Для организации такого пространства согласовываются усилия всех социальных субъектов-участников воспитания: педагогического коллектива, семьи, общественных организаций, подростково-молодежных клубов, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, что находит своё отражение в правилах внутреннего распорядка школы, решениях общешкольных и классных родительских собраний.
Огромная роль в нравственном становлении личности школьника принадлежит учителю, который, являясь образцом для учеников, несет нравственные нормы отношения к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам. Педагоги, работающие в классе умеют организовывать учебные ситуации для решения проблем духовно-нравственного характера и связывают их с реальными жизненными и социальными ситуациями; умеют проектировать дела и мероприятия, в которых происходит присвоение культурных образцов и самоопределение учащихся.
Раздел 5
Технологии взаимодействия и сотрудничества субъектов воспитательного процесса и социальных институтов
Духовно-нравственное развитие и воспитание учеников начальных классов осуществляется образовательным учреждением, семьёй, внешкольными учреждениями, учреждения дополнительного образования, культуры и спорта.
Основные технологии:
Повседневные технологии воспитания:
технология поддержания и переключения внимания детей во время беседы с ними;
технология включения детей в игру;
Ситуативные технологии воспитания:
технология организации «ситуации успеха»для поддержания чувства собственного достоинства ребенка, повышения его самооценки, принятия субъектной позиции;
Перспективные технологии воспитания:
технология мероприятия;
технология игры;
технология коллективного дела.
Для реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания детей на ступени начального общего образования МОУ СОШ № 27 взаимодействует:
с музыкальной школой, организация литературно-музыкальных мероприятий;
с художественной школой, организация конкурсов, выставок детского творчества;
с художественным музеем города, организация выставок детского творчества, конкурсов, мастер классов;
с краеведческим музеем города, организация выставок;
с ДЮСШ №4, организация спортивных секций, праздников, соревнований;
с Дворцом творчества детей и молодёжи, организация: внешкольной занятости детей, а также конкурсов, праздников, выставок творческих работ, проведение воспитательных мероприятий и консультаций для педагогов;
с Драмтеатром, организация просмотра детских спектаклей и праздников;
с Театром Юного зрителя, организация просмотра детских спектаклей и праздников; организация конкурсов творческих работ;
с ЗОО центром «Питон», организация конкурсов и внеклассных мероприятий;
с «Комсомольским» заповедником, организация экскурсий, конкурсов;
с шахматным клубом, организация внеурочной деятельности кружок «Юный шахматист», проведение состязаний шахматистов;
с библиотекой им. Н. Островского, проведение мероприятий, консультаций, конкурсов;
с ГИБДД, проведение бесед, практических занятий, ролевых игр;
с центром «Юность», организация и проведение праздников и мероприятий;
с киноцентром «Красный» и кинотеатром «Факел», организация просмотра детских фильмов и конкурсов творческих работ.
направления воспитания
Рисунок 2. Структура создания школьного уклада
Раздел 6
Формы и методы формирования у обучающихся экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни, включая мероприятия по обучению правилам безопасного поведения на дорогах
Экологическая культура складывается из экологических знаний и умений, экологического мышления, ценностных ориентаций, экологически оправданного поведения.
Экологическая культура – это качество личности, компонентами которой являются:
интерес к природе и проблемам ее охраны;
знания о природе и способах ее защиты и устойчивого развития;
нравственные и эстетические чувства по отношению к природе;
Методы и формы экологического воспитания:
игра позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей;
дискуссии, способствуют проявлению личного отношения учащихся к экологическим проблемам;
беседа, позволяет представить научные основы охраны природы в широких и разносторонних связях;
ролевые игры, выступают средством психологической подготовки школьников к реальным экологическим ситуациям;
доклады учащихся;
викторины;
праздники;
кукольные и театрализованные постановки;
карнавальные шествия;
выставки творческих работ;
практические занятия озеленение пришкольного участка, сбор корма для зимующих птиц, изготовление кормушек, рисунки, плакаты, листовки, выступление агитбригад;
игры-экскурсии;
интерактивные путешествия;
проекты;
Формирование экологических понятий у младших школьников осуществляю с помощью заданий, которым придаю экологическую направленность. В результате этого учащиеся чаще вовлекаются в самостоятельный поиск, учатся прогнозировать последствия поведения и деятельности в окружающей среде, овладевают практическими умениями, участвуют в творческой деятельности.
Мероприятия по обучению правилам безопасного поведения на дорогах.
Процесс обучения детей младшего школьного возраста правилам поведения на дорогах имеет практическую направленность на обеспечение безопасности детей, формирование у них самооценки, самоконтроля и самоорганизации применительно к сфере дорожного движения.
Методы обучения:
устные методы
рассказ, сообщение учащимся новых знаний, фактов, событий, т.е. то, что они не могут наблюдать непосредственно;
рассказ-объяснение, раскрытие логических последовательностей, совместный поиск новых знаний;
беседас опорой на уже имеющиеся знания и личный опыт учеников, подводит к пониманию нового материала;
самостоятельная работа развивает произвольное внимание и мышление;
игра
познавательные игры с детьми провожу по правилам;
игры-упражнения, многократно повторяемые и направленные на формирование умений и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, применяю для развития координации движений в реальной дорожной обстановке;
ролевая игра, способствует более прочному запоминанию правильных безопасных действий, развивает воображение;
моделирование дорожных ситуаций для самостоятельного поиска выхода из опасных ситуаций;
экскурсии
пешие;
автобусные, во время остановок обращаю внимание учащихся на опасные места вокруг школы, объекты, закрывающие обзор, сезонные изменения дорожных условий; показываю действия пешеходов, водителей и пассажиров, дорожную разметку, дорожные знаки, светофоры и т.д.
Методы воспитания:
Применительно к тематике безопасности дорожного движения использую следующие методы воспитания:
внушение приостанавливает опасные действия ребенка на улице и дороге и, наоборот, стимулирует правильные действия;
убеждение, образное отражение реальности опасного поведения на дороге;
пример правильного и безопасного поведения в любой дорожной ситуации;
упражнение формируют необходимые для дорожной безопасности качества личности, навыки и привычки; развивается целостность восприятия, наблюдательность, дисциплинированность, осторожность; привычка вырабатывается постепенно, при повторении одних и тех же действий;
поощрение, внимательное отношение к успехам в овладении правилами безопасного поведения на улицах и дорогах; уважение, доверие вселяют в ребенка уверенность в своих силах, самостоятельность, чувство собственного достоинства, волю;
моделирование дорожных ситуаций, заставляет детей логически мыслить, анализировать, сравнивать ситуации, принимать правильные решения;
креативные задания развивают творческие и познавательные способности детей.
Формы работы:
классные часы; викторины; тематические праздники;
коллективно - творческие дела;
экскурсии по улицам города;
практические занятия на школьной площадке и игровой комнате;
подвижные и настольные учебные игры;
художественное творчество учащихся: конкурсы поделок и рисунков;
встречи с инспектором ГИБДД; встреча с медицинским работником; проектная и исследовательская деятельность учащихся.
Раздел 7
Описание форм и методов повышения педагогической культуры родителей
(законных представителей) обучающихся
Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) – одно из ключевых направлений реализации программы воспитания и социализации обучающихся на уровне начального общего образования.
Система работы МОУ СОШ №27 по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовнонравственного развития, воспитания и социализации обучающихся младшего школьного возраста основана на следующих принципах:
совместная педагогическая деятельность семьи и школы, в том числе в определении направлений, ценностей и приоритетов деятельности образовательной организации по духовнонравственному развитию и воспитанию обучающихся с учетом законодательно установленного преимущественного права родителей (законных представителей) на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами, мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей их семей, местных и региональных культурных особенностей, в разработке содержания и реализации программы воспитания и социализации обучающихся, оценке ее эффективности;
сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей (законных представителей);
педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям (законным представителям);
поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей (законных представителей);
содействие родителям (законным представителям) в решении индивидуальных проблем воспитания детей с учетом закрепленного законом приоритета семьи родителей (законных представителей) обучающихся в воспитании своих детей перед всеми иными лицами;
опора на положительный опыт семейного воспитания, традиционные семейные ценности народов России.
Методы повышения педагогической культуры родителей:
организация исследования родителями (целенаправленного изучения) текстов психолого-педагогического и нормативно-правового содержания, опыта других родителей;
информирование родителей специалистами (педагогами, психологами, врачами и т. п.);
организация «переговорных площадок» – места встречи родителей, младших школьников, учителей для согласования интересов, позиций и способов взаимодействия по решению конкретных вопросов, открытое обсуждение имеющихся проблем;
организация предъявления родителями своего опыта воспитания, своих проектов решения актуальных задач помощи ребенку;
проигрывание родителем актуальных ситуаций для понимания собственных стереотипов и барьеров для эффективного воспитания;
организация преодоления родителями ошибочных и неэффективных способов решения задач семейного воспитания младших школьников;
организация совместного времяпрепровождения родителей одного ученического класса;
преобразования стереотипов взаимодействия с родными близкими и партнерами в воспитании и социализации детей.
Ведущей формой повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся является родительское собрание, которое обеспечивает как информирование, «переговорную площадку» так и психолого-педагогический тренинг.
Большую роль в социализации учащихся играет работа с родителями, особенно тематические родительские собрания.
Учебный год, класс | Родительские собрания |
2016 – 2017 учебный год, 1 класс. | Тема 1. Трудности адаптации первоклассников к школе. Как их преодолеть Тема 2. Влияние здорового образа жизни на развитие и воспитание первоклассника Тема 3. Учение – основной вид деятельности младшего школьника. Как родителям помочь ребенку в учебе Тема 4. Игра и труд в жизни младшего школьника Тема 5. Друзья моего ребенка Тема 6. Перелистывая страницы первого года обучения. |
2017– 2018 учебный год, 2 класс. | Тема 1. Индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста. Тема 2. Роль семьи и школы в воспитании здорового поколения. Тема 3. Детская агрессивность и ее причины. Тема 4. Самооценка младшего школьника. Тема 5. Семейные традиции в организации жизнедеятельности ребенка младшего школьного возраста. Тема 6. Вот и пролетел второй год обучения. |
2018 -2019 учебный год, 3 класс | Тема 1.Третьеклассник. Особенности обучения во вторую смену. Тема 2. Телевизор: помощник или враг. Тема 3. Семейный досуг: игры, домашние праздники, чтение. Тема 4. Методы семейного воспитания. Наказание и поощрение в семье: за и против. Тема 5. Путь к здоровому образу жизни. Тема 6. Вот и стали мы на год взрослей. |
2019 – 2020 учебный год, 4 класс | Тема 1. Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных и личностных качеств ребенка. Тема 2. Слабоуспевающий ребенок не значит «плохой человек» Тема 3. Роль семьи в воспитании нравственных ценностей Тема 4. Ребенок среди сверстников. Тема 5. Темперамент. Как определить темперамент ребенка. Тема 6. «Прощай, начальная школа» |
Раздел 8
Планируемые результаты
По каждому из направлений духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на уровне начального общего образования должны быть достигнуты обучающимися следующие воспитательные результаты.
Гражданско-патриотическое воспитание:
ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
элементарные представления о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
первоначальный опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
первоначальный опыт межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми – представителями разных народов России;
уважительное отношение к воинскому прошлому и настоящему нашей страны, уважение к защитникам Родины.
Нравственное и духовное воспитание:
начальные представления о традиционных для российского общества моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с традиционными нравственными нормами;
уважительное отношение к традиционным религиям народов России;
неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
знание традиций своей семьи и образовательной организации, бережное отношение к ним.
Воспитание положительного отношения к труду и творчеству:
ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
ценностное и творческое отношение к учебному труду, понимание важности образования для жизни человека;
элементарные представления о различных профессиях;
первоначальные навыки трудового, творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
осознание важности самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности;
умения и навыки самообслуживания в школе и дома.
Интеллектуальное воспитание:
первоначальные представления о роли знаний, интеллектуального труда и творчества в жизни человека и общества, возможностях интеллектуальной деятельности и направлениях развития личности;
элементарные навыки учебно-исследовательской работы;
первоначальные навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в творческой интеллектуальной деятельности;
элементарные представления об этике интеллектуальной деятельности.
Здоровьесберегающее воспитание:
первоначальные представления о здоровье человека как абсолютной ценности, о физическом, духовном и нравственном здоровье, о неразрывной связи здоровья человека с его образом жизни;
элементарный опыт пропаганды здорового образа жизни;
элементарный опыт организации здорового образа жизни;
представление о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
представление о негативном влиянии психоактивных веществ, алкоголя, табакокурения на здоровье человека;
регулярные занятия физической культурой и спортом и осознанное к ним отношение.
Культуротворческое и эстетическое воспитание:
умения видеть красоту в окружающем мире;
первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
понимание важности реализации эстетических ценностей в пространстве образовательной организации и семьи, в быту, в стиле одежды.
Воспитание семейных ценностей:
элементарные представления о семье как социальном институте, о роли семьи в жизни человека;
первоначальные представления о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни, этике и психологии семейных отношений, нравственных взаимоотношениях в семье;
опыт позитивного взаимодействия в семье в рамках школьно-семейных программ и проектов.
Экологическое воспитание:
ценностное отношение к природе;
элементарные представления об экокультурных ценностях, о законодательстве в области защиты окружающей среды;
первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства.
Раздел 9
Методика и инструментарий мониторинга
духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся и воспитанников.
Изучаемый показатель | Название методики, автор | Участники | Ответственные | Срок |
Занятость учащихся во внеурочное время (кружки, секции) | Статистические данные, анкетирование | 1-4 | Классный руководитель | 1 раз в полугодие |
Количество преступлений и правонарушений | Статистические данные | 1-4 | Классный руководитель | 1 раз в полугодие |
Оценка сформированности классного коллектива | Анкетирование | 1-4 | Классный руководитель | 1 раз в полугодие |
Количество учащихся, занимающихся в спортивных секциях, клубах на данный момент | Статистические данные | 1-4 | Классный руководитель | 1 раз в полугодие |
Уровень развития самоуправления в классе, уровень сформированности лидерских качеств школьников | Анкетирование, наблюдение | 4 | Классный руководитель | 1 раз в полугодие |
Самооценка учащихся об участии в делах класса или своего положения в коллективе | Опрос | 4 | Классный руководитель | 1 раз в полугодие |
Результативность участия в конкурсах, соревнованиях, смотрах | Статистические данные | 1-4 | Классный руководитель | 1 раз в четверть |
Занятость учащихся всех категорий в каникулярное время | Статистические данные | 1-4 | Классный руководитель | Ноябрь, январь, март, июнь-август |
Личностный рост учащихся | диагностики | 4 | Классный руководитель | Апрель |
Удовлетворенность родителей работой ОУ | Определение коэффициента удовлетворенности родителей работой ОУ | Родители 1-4 классов | Классные руководители 1-4 классов | Апрель |
Промежуточные итоги реализации программы на 2018 - 2019 год.
Анализ воспитательной работы в 3-В классе
за I полугодие 2018-2019 учебного года
На начало учебного года были поставлены следующие цели и задачи
Цель: формирование и развитие социально мобильной, идейно устойчивой, нравственно и физически здоровой личности, востребованной в современном обществе, через тесное сотрудничество школы, семьи, социума.
Задачи воспитательной работы классного коллектива:
Формировать у детей гражданско-патриотическое сознание, духовно-нравственные ценности гражданина Российской Федерации.
Воспитывать любовь к родному краю.
Способствовать сплочению классного коллектива, формированию доброжелательного отношения между одноклассниками.
Организовать работу по сохранению и укреплению здоровья школьников, по формированию навыков безопасности жизнедеятельности.
Активизировать использование инновационных форм и методов работы по организации досуга учащихся.
Воспитывать экологическую, этическую и эстетическую культуру обучающихся.
Прививать любовь к труду, формировать навыки профессионального самоопределения, экономического сознания, инициативы, творческого подхода к делу.
Развивать коммуникативные навыки и формировать методы бесконфликтного общения с людьми.
Поддерживать творческую активность учащихся во всех сферах деятельности.
Создавать условия для эффективного взаимодействия семьи и коллектива класса.
Повышать ответственность родителей за воспитание и обучение детей, правовую защиту личности ребёнка.
Привлекать родителей к участию во внеклассной и школьной деятельности.
В соответствии с воспитательными целями и задачами школы, а также особенностями развития классного коллектива приоритетными направлениями воспитательной работы являлись классные и школьные мероприятия. Итоги за первое полугодие показывают правильность выбранных ориентиров на формирование классного коллектива и способов их реализации через игровые, здоровьесберегающие технологии. Эффективными были средства педагогического влияния, такие как беседа, классные часы разной тематики, игры.
Воспитательную работу в классе мы строили, опираясь на следующие направления:
гражданско-патриотическое воспитание;
нравственно-эстетическое воспитание;
экологическое воспитание;
физкультурно-оздоровительное воспитание;
трудовое воспитание;
семейное воспитание;
совместная воспитательная работа семьи и школы
По всем направлениям деятельности были проведены тематические классные часы.
И самым первым уроком в этом учебном году был, конечно же, урок, посвящённый родному краю "Мы - жители города, края", в котором ребята принимали самое активное участие, рассказывали о просторах нашей Родины, о местах, где им посчастливилось побывать.
Важным составляющим воспитательной работы является гражданско-патриотическое воспитание, главная задача которого – формирование у детей уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье. Для реализации данных задач были проведены следующие мероприятия: "Моя Россия", "Мир без войны", "Мир глазами детей", "История одной фотокарточки", "Лицемерию здесь нет места..." и др. Классные часы, "Расскажи мне дед", "Ими гордится Россия", "Скажи-ка дядя", «День толерантности». У учащихся сформированы понятия «Родина», «Малая Родина», «семья», «коллектив», уважение к членам семьи, они умеют действовать по правилам, но остается необходимость постоянного напоминания и контроля за деятельностью учащихся.
Одним из важнейших звеньев в воспитательной работе является нравственно-эстетическое воспитание. Основные его задачи: формировать навыки культурного поведения и общения, нравственные нормы. Воспитательная работа в классе велась так, чтобы воспитывать у учащихся доброту по отношению к окружающим людям, культуру взаимоотношений между детьми, культуру поведения в обществе. В рамках данного направления прошли следующие мероприятия: "Ссориться нельзя, дружить", "Мы - коллектив?!", "Что такое дружба", и др. С целью эстетического развития учащиеся посещали Драматический театр, Музей изобразительных искусств. У большинства детей сформировано умение слушать, быть терпимыми, искренними. Теоретическими знаниями дети обладают, но не всегда используют их на практике.
В целях трудового воспитания школьников в течение первого полугодия была проведена акция "Комсомольск - город зелени и чистоты", "Чистюлька", "Служба 911".
Для того, чтобы адаптировать детей к самостоятельной жизни, формировались базовые бытовые трудовые умения в сфере ухода за жилищем, за личными вещами и обувью, за телом, организовывались генеральные уборки класса, проводилась работа по привитию умения следить за своим внешним видом и ухаживать за личными вещами, проводились беседы на темы "Профессии моих родителей", "Мир моих увлечений", "Делу время - потехе час", "Берегите время" и др.
Основные задачи экологического воспитания – это воспитание любви к родной природе, овладение умением ухаживать за живыми существами, растениями. Для реализации данных задач были проведены следующие мероприятия: "Помоги зимующим птицам", "Ёлочка", "Нет пожарам", «Волшебная осень» (конкурс рисунков), «Как вести себя на природе», конкурс загадок о природе, акция «Чистый школьный двор» и др. Дети с удовольствием изготавливали кормушки для птиц «Помоги зимующим птицам». Организовывались экскурсии в осенний лес, на уроке «Окружающий мир» наблюдали жизнь природы зимой, Экскурсии в зооцентр «Питон». В следующем полугодии необходимо продолжить формировать у учащихся практически-деятельное отношение к окружающей среде.
Большая роль в воспитательной работе отводилась физическому воспитанию и воспитанию здорового образа жизни. Задачи формирования позитивного отношения к здоровому образу жизни решались через следующие мероприятия: «Мы выбираем здоровый образ жизни» (конкурс рисунков), беседы «Здоровое питание», «Профилактика простудных заболеваний», классные часы «Закаливание и спорт», «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу».
Одним из определяющих факторов успешного функционирования классного коллектива является обеспечение безопасности жизнедеятельности учащихся. В связи с этим, регулярно проводились инструктажи по безопасному поведению школьников, осуществлялись меры по поддержанию противопожарного состояния школы на должном уровне. На стенде класса вывешена схема эвакуации, определён и изучен порядок действий в случае возникновения пожара, а также оформлены стенды по противопожарной безопасности и по правилам дорожного движения. Проводились учебные тренировки по эвакуации из здания на случай возникновения пожара или террористического акта.
Дорожное движение является неотъемлемой частью нашей жизни. Ежедневно каждому человеку, при выходе на улицу, необходимо соблюдать правила дорожного движения. Это служит гарантом обеспечения безопасности при движении вдоль проезжей части, при её пересечении, при движении на автомобиле. К сожалению, на дорогах получают травмы и гибнут люди, в том числе и дети. Формирование осознанного соблюдения правил дорожного движения, воспитание культуры безопасного поведения на дорогах является наиболее эффективным способом снижения дорожно-транспортного травматизма. Именно поэтому, после летних каникул традиционно проходила неделя безопасности дорожного движения «Внимание, дети на дороге!». Неоднократно проводились беседы, классные часы, конкурсы по правилам дорожного движения, а также о поведении в общественном транспорте. Цель всех этих мероприятий – воспитание законопослушных участников дорожного движения, формирование здорового образа жизни. В классе агитируется здоровое поведение, здоровое питание, здоровый образ жизни.
Важной задачей этого полугодия было осуществление более тесного взаимодействия семьи и школы. Ведь добиться реальных успехов в деле воспитания детей мы можем только, если родители будут нашими активными помощниками. В начале года мы вместе с родителями обсудили перспективы на учебный год, запланировали проведение совместных мероприятий. Для родителей учащихся были организованы собрания, позволяющие им получить информацию о психолого-педагогических особенностях детей. Также рассматривались такие вопросы: факторы, влияющие на успеваемость детей, здоровый образ жизни, детская агрессия, пути предотвращения конфликтных ситуаций. Наиболее эффективными формами взаимодействия были индивидуальные и групповые консультации для родителей, разработаны памятки по темам или иным вопросам воспитания. Родители активно посещают родительские собрания и осведомлены успеваемостью детей. Считаю, что работа с родителями даёт свои результаты. Об этом свидетельствует заинтересованность родителей делами класса, активное участие в его жизнедеятельности.
В классе сложился удовлетворительный психологический микроклимат. Большинство ребят стараются быть доброжелательными, самостоятельными, активными. Важно, что в классе есть ребята с высокой степенью нравственной ориентации, которые влияют на общественное мнение в коллективе. Общественную активность ребят можно считать на достаточном уровне. Ученическое самоуправление в классе находится на стадии развития. Сплочению классного коллектива в значительной мере способствуют коллективные формы работы. Детям не скучно вместе, они любят проводить совместно игровую и досуговую деятельность. Мальчики и девочки дружны. Учащиеся принимают участие в классных, школьных мероприятиях, ответственно готовятся к ним. В начале первой четверти был выбран актив класса, а также свои обязанности получили все учащиеся класса. Ребята активны, стараются выполнять свои обязанности.
Из проведенного анализа воспитательной работы за I полугодие в 3-В классе следует, что необходимо продолжать работу по раскрытию творческой индивидуальности личности младшего школьника в атмосфере сотрудничества и взаимодействия семьи и школы.