Просмотр содержимого документа
«Деятельность учителя физики в условиях введения ФГОС»
Деятельность учителя на уроке физики в условиях введения ФГОС в 7-ом классе
План
Деятельность учителя на уроке физики в условиях введения ФГОС в 7-ом классе 1
Принципы ФГОС 1
Деятельность 2
Ученик 2
Учитель 2
Физика 3
Выводы 4
Принципы ФГОС
Из основных положений ФГОС.
Стандарт включает требования к результатам освоения ООП, структуре ООП, условиям реализации ООП. Никаких требований к деятельности – полная свобода и творческий полёт мысли учителя.
5. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
7. Стандарт должен быть положен в основу деятельности:
работников образования, разрабатывающих основные образовательные программы основного общего образования с учетом особенностей развития региона Российской Федерации, образовательного учреждения, запросов участников образовательного процесса;
руководителей образовательных учреждений, их заместителей, отвечающих в пределах своей компетенции за качество реализации основной образовательной программы основного общего образования;
сотрудников организаций, осуществляющих оценку качества образования, в том числе общественных организаций, объединений и профессиональных сообществ, осуществляющих общественную экспертизу качества образования в образовательных учреждениях;
разработчиков примерных основных образовательных программ основного общего образования;
сотрудников учреждений основного и дополнительного пофессионального педагогического образования, методических структур в системе общего образования;
авторов (разработчиков) учебной литературы, материальной и информационной среды, архитектурной среды для основного общего образования;
руководителей и специалистов государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, обеспечивающих и контролирующих финансирование образовательных учреждений общего образования;
руководителей и специалистов государственных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, контроль и надзор за соблюдением законодательства в области общего образования;
руководителей и специалистов государственных органов исполнительной власти, обеспечивающих разработку порядка и контрольно-измерительных материалов итоговой аттестации выпускников основной школы;
руководителей и специалистов государственных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих разработку положений об аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.
Итак, стандарт в основу деятельности педагога не входит, это ещё раз подтверждает, что учителя свободны в выборе форм и методов обучения.
Лично я думаю, что основная суть ФГОС – деятельность учащихся, а роль учителя, как это и должно было быть всегда, сводится к направлению этой деятельности. Без деятельности учащихся учителю нечего будет направлять.
Деятельность
Согласно 5 пункту основных положений ФГОС ученик и учитель делят ровно поровну эту деятельность. Но не стоит забывать, что на ученика влияют не только учитель, но и родители, улица, СМИ, интернет и т. п.
Ученик
5. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Учитель
5. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Физика
Теперь о практическом применении ФГОС на уроках физики у нас в школе. Кстати, этот подход я осуществляю не только в 7 классе, но и во всех остальных по мере возможности.
Среда развития обучающихся:
Разные уровни заданий (не только сложность, но и скорость выполнения, кураторы, автоматические зачёты);
Возможность выбора способа и инструмента решения поставленной задачи (компьютерные модели, эксперименты, наблюдения, рисунки, карточки);
Доступность плана работы, примерные контрольные, темы рефератов, сроки лабораторных и контрольных работ, критерии оценивания, текущие оценки (в том числе на школьном сайте);
Дополнительные занятия в секции МАН «Искатель», подготовка к ГИА, олимпиадам;
Возможность участвовать в цифровой жизни школы – сайт, газета, радио.
Индивидуальные особенности обучающихся:
Разные уровни заданий (не только сложность, но и скорость выполнения, кураторы);
Разные подходы к изложению материала (7-8 – игры, загадки и т. п., 9-11 – математика);
По возможности стараюсь задействовать все виды восприятия (эксперимент, видео).
Материально-техническое оснащение образовательного процесса должно обеспечивать возможность:
реализации индивидуальных образовательных планов обучающихся, осуществления их самостоятельной образовательной деятельности;
включения обучающихся в проектную и учебно-исследовательскую деятельность, проведения наблюдений и экспериментов, в том числе с использованием: учебного лабораторного оборудования; цифрового (электронного) и традиционного измерения, включая определение местонахождения; виртуальных лабораторий, вещественных и виртуально-наглядных моделей и коллекций основных математических и естественнонаучных объектов и явлений;
художественного творчества с использованием ручных, электрических и ИКТ-инструментов и таких материалов, как бумага, ткань, нити для вязания и ткачества, пластик, различные краски, глина, дерево, реализации художественно-оформительских и издательских проектов, натурной и рисованной мультипликации;
создания материальных и информационных объектов с использованием ручных и электроинструментов, применяемых в избранных для изучения распространенных технологиях (индустриальных, сельскохозяйственных, технологиях ведения дома, информационных и коммуникационных технологиях), и таких материалов, как дерево, пластик, металл, бумага, ткань, глина;
формирования личного опыта применения универсальных учебных действий в экологически ориентированной социальной деятельности, развитие экологического мышления и экологической культуры;
проектирования и конструирования, в том числе моделей с цифровым управлением и обратной связью, с использованием конструкторов; управления объектами; программирования;
наблюдений, наглядного представления и анализа данных; использования цифровых планов и карт, спутниковых изображений;
физического развития, систематических занятий физической культурой и спортом, участия в физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятиях;
исполнения, сочинения и аранжировки музыкальных произведений с применением традиционных народных и современных инструментов и цифровых технологий;
занятий по изучению правил дорожного движения с использованием игр, оборудования, а также компьютерных технологий;
размещения продуктов познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в информационно-образовательной среде образовательного учреждения;
проектирования и организации своей индивидуальной и групповой деятельности, организации своего времени с использованием ИКТ; планирования учебного процесса, фиксирования его реализации в целом и отдельных этапов (выступлений, дискуссий, экспериментов);
обеспечения доступа в школьной библиотеке к информационным ресурсам Интернета, учебной и художественной литературе, коллекциям медиа-ресурсов на электронных носителях, к множительной технике для тиражирования учебных и методических тексто-графических и аудиовидеоматериалов, результатов творческой, научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся
планирования учебного процесса, фиксации его динамики, промежуточных и итоговых результатов;
проведения массовых мероприятий, собраний, представлений; досуга и общения обучающихся с возможностью для массового просмотра кино- и видеоматериалов, организации сценической работы, театрализованных представлений, обеспеченных озвучиванием, освещением и мультимедиа сопровождением;
выпуска школьных печатных изданий, работы школьного телевидения,
организации качественного горячего питания, медицинского обслуживания и отдыха обучающихся.
Все указанные виды деятельности должны быть обеспечены расходными материалами.
Но дело не только в материально-техническом обеспечении.
Выводы
Не буду перечислять все положительные моменты, а вот недостатки стоит отметить, чтобы определить пути их ликвидации.
ФГОС построен на деятельности учащихся и какие бы методы и техники мы не применяли на уроке, добиться стабильного результата можно только от тех, кто настроен учиться, то есть учить сам себя;
Даже если разбудить интерес ученика к какому-либо элементу, то его надо постоянно поддерживать, и одного-двух уроков в неделю явно недостаточно для этого. Добавим сюда влияние родителей, улицы и интернета на этот интерес и получим результат;
Индивидуальный подход в классе, где 25 человек? Либо я сильно преувеличиваю значение слова «индивидуальный», либо бюрократы, устанавливающие количество учащихся в классе, значение этого слова сильно преуменьшают. Возможно, на мою точку зрения оказали влияние занятия в секции МАН «Искатель», где я могу уделить время каждому ученику, но простая дифференциация заданий – это не индивидуальный подход.
Одним из самых больших минусов является отсутствие базовых знаний и навыков по другим предметам. Начиная с математики и заканчивая чтением, письмом и говорением (последняя контрольная 9 классов). Считаю, что большая часть плохих оценок связана именно с отсутствием базовых навыков, а не пониманием физики как таковой.
Материальная база. Пусть это не решит проблем, но позволит выявить большее количество способных учеников и поможет отстающим хоть как-то приобщиться к практическим навыкам по предмету.
Хочется отметить, что большинство перечисленных недостатков, если не все, не под силу изменить отдельно взятому учителю. Надо действовать в системе с коллегами, родителями, ученикам, улицей, интернетом и т. д.