СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Деятельность учителя и обучающихся на уроке реализующем требования ФГОС

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

С этой статьёй я выступала на семинаре учителей математики школ республики Бурятия. К статье прилагается презентация.

Просмотр содержимого документа
«Деятельность учителя и обучающихся на уроке реализующем требования ФГОС»

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ И ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКЕ РЕАЛИЗУЮЩЕМ ТРЕБОВАНИЯ ФГОС.

Можно долго спорить о том, каким должен быть современный урок.
Неоспоримо одно: он должен быть одушевленным личностью учителя.

До сих пор обучение строилось в школе по такой схеме: учитель «дает», ученик «берет». В результате у детей формируется иждивенческое отношение не только к школе, но и к жизни вообще.

Главная революция стандартов - сделать системно- деятельностный подход основным инструментом педагогического труда

Проблема качества образования в школе существовала всегда. Какими только методами, и технологиями не пытались ее решить.

Новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) все настойчивее входят в современную школу, где учителя, учащиеся, родители – участники важного для жизни школы события.

Основная цель системно - деятельностного подхода в обучении: научить не знаниям, а умению их добывать.

Данная таблица (традиц и соврем урок) позволяет сделать вывод: различается, прежде всего, деятельность учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивного становится главным деятелем. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» – слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно– деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся. Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».

Но изменилась ли роль учителя?

Учитель-консультант, т.е.владеет способами деятельности, которые указывают путь решения проблемы.

Учитель-модератор. Модерирование – деятельность направленная на раскрытие потенциальных возможностей ученика и его способностей.

Учитель-тьютор. Осуществляет педагогическое сопровождение ученика

Технологическая карта современного урока более подробно

раскрывает структуру и содержание урока по ФГОС:

  1. Организация начала занятия

  2. Проверка выполнения домашнего задания

  3. Целеполагание и мотивация (подготовка к основному этапу занятия)

  4. Актуализация знаний учащихся (постановка проблемы)

  5. Усвоение новых знаний и способов действий

  6. Первичная проверка понимания

  7. Первичное закрепление (организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений для её применения по образцу)

  8. Применение знаний и умений в новой ситуации (творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путём решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений)

  9. Обобщение и систематизация знаний

  10. Контроль и самопроверка знаний

  11. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

  12. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Конечно, было сказано, что ведущая роль теперь у ученика, и все-таки главную роль на уроке, по-моему, играет учитель. Именно от него зависит, будет ли та или иная методика работать на ученика или нет. Можно замечательно знать свой предмет, но не уметь заинтересовать им учащихся.В новых Стандартах сформулированы требования к современному учителю: это профессионал, который

  • демонстрирует универсальные и предметные способы действий

  • инициирует действия учащихся

  • консультирует и корректирует их действия

  • находит способы включения в работу каждого ученика

  • создает условия для приобретения детьми жизненного опыта.

Исходя из перечисленного формируются виды деят-ти учителя и учащихся на разных этапах урока:

ТРЕБОВАНИЯ К ЗАДАНИЯМ НА УРОКЕ.

  1. Повышенный уровень сложности, задания должны носить проблемный и поисковый характер.

  2. Задания должны предполагать необходимость комплексного применения знаний из нескольких разделов предмета или из разных предметов.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА.

Мобилизующий этап:

  1. Выполняя предложенные учителем задания, частично поискового характера, определяет тему урока.

  2. Пользуясь опорной схемой, формулирует цели урока, создаёт установку на их реализацию.

  3. Актуализирует имеющиеся знания, применяя их в практической деятельности.

Этап овладения новыми знаниями:

  1. Сам формулирует задания на основе имеющегося опыта работы с аналогичными заданиями.

  2. Выполняет задания, комментируя и поясняя свои действия.

  3. Формулирует новое правило на основе анализа предложенного учителем материала.

Этап рефлексии: 1. Вспоминает ход урока. 2. Анализирует свою деятельность или деятельность товарищей на уроке. 3.Формулирует свои впечатления.

ТРЕБОВАНИЯ К УЧИТЕЛЮ.

  1. Учитель чётко и точно формулирует задания.

  2. Не даёт новые знания в готовом виде.

  3. Не повторяет задание два раза.

  4. Не комментирует ответы учеников и не исправляет их, предлагая это сделать самим ученикам (взаимоконтроль).

  5. Не повторяет то, что уже сказали ученики.

  6. Предугадывает затруднения учеников и меняет по ходу урока задание, если дети не смогли его выполнить с первого раза.

  7. Подбирает комплексные задания (возможность посмотреть на задание с разных сторон и предложить различные варианты решения).

школа сегодня становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель не проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.

Важной характеристикой  деятельностного  подхода  в работе педагогов является системность.  Системно-деятельностный   подход  осуществляется на различных этапах урока. Деятельностный   подход   на  уроках осуществляется через

  1. моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях; 

  2. использование активных и интерактивных методик; 

  3. участие в проектной деятельности, владение приёмами  исследовательской деятельности; 

  4. вовлечение учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность, а также проектную  деятельность - обеспечивающих свободный поиск эффективного, отвечающего индивидуальности ребёнка, подхода к решению задачи. 

Учащиеся: 

работают с источниками  информации, с современными средствами коммуникации; 
критически осмысляют актуальную социальную информацию, поступающую из разных источников, формулируют на этой основе собственные заключения и оценочные суждения; 
решают познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации; 
анализируют современные общественные явления и события; 
осваивают типичные социальные роли через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; 
аргументируют защиту своей позиции, оппонируют иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах; 
выполняют творческие работы и исследовательские проекты.

1 этап Целеполагание.

2 Если это урок открытия новых знаний Цель: решение учебной задачи и обсуждение проекта ее решения.

3. Первичное закрепление

Цель этапа: развитие общеучебных умений и навыков; способности к комментированию, обоснованию своих действий, соотнесению своих действий с планом

Задачи этапа: применение нового знания в типовых заданиях

  • Способы: фронтальная работа, работа в парах

  • Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий. В процессе первичного закрепления примеры решаются с комментированием, задания выполняются с проговариванием алгоритма

Сам работа с самопроверкой по эталону

Цель этапа: развитие способности осуществлять самоконтроль, корректировку действий

Задачи: самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях.

Способы: Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий). Выполняется письменно

Методы: самоконтроль, самооценка.

При проведении самостоятельной работы в классе каждый ребёнок проговаривает новые правила про себя. При проверке работы каждый должен себя проверить - всё ли он понял, запомнил ли новые правила. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха.



Включение в систему знаний и повторение

Цель этапа: развитие способности выявления границ нового знания и синтеза раннее изученного материала с новым знанием

Задачи: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Способы 1. Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие 2. Затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее

Рефлексия. Цель: формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. Вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей

Задачи: оценить учащимися собственную учебную деятельность , осознать методы построения и границы применения нового способа действий

Совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс ориентируясь на личность каждого ученика.

Виды учебной рефлексии:

  • Физическая (успел – не успел)

  • Сенсорная (самочувствие: комфортно – дискомфортно)

  • Интеллектуальная (что понял, что осознал – что не понял, почему, какие испытал затруднения)

  • Духовная (стал лучше – хуже; созидал или разрушал себя, других)


Структурные элементы учебного занятия

Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС


Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

1. Постановка учебных задач

Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи

Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва.

Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему.

Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

2. Совместное исследование проблемы.

Поиск решения учебной задачи.

Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.

Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения

Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий

Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения

3. Моделирование

Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта.

Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей.

Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения.

Воспринимают ответы обучающихся

Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

4. Конструирование нового способа действия.

Построение ориентированной основы нового способа действия.

Организует учебное исследование для выделения понятия.

Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия.

Участвуют в обсуждении содержания материала

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль

5. Переход к этапу решения частных задач.

Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия.

Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции.

Осуществляют работу по выполнению отдельных операций.

Учатся формулировать собственное мнение и позицию

Осуществляют самоконтроль

6. Применение общего способа действия для решения частных задач.

Коррекция отработки способа.

Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу.

Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки.

Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия

Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату

7. Контроль на этапе окончания учебной темы.

Контроль.

Диагностическая работа (на выходе):

- организация дифференцированной коррекционной работы,

- контрольно-оценивающая деятельность.

Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.

Рефлексия своих действий

Осуществляют пошаговый контроль по результату



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!