МБОУ «Староузеевская СОШ»
Деятельностный метод обучения
в начальной школе
Разработала: Питимирова Р.К.
учитель начальных классов
2015 г.
«Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и я запомню,
Дай мне сделать самому – и я научусь».
Китайская мудрость
С 1 сентября 2011 года все школы России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), ориентированный на результаты образования, где развитие личности ученика на основе усвоения универсальных учебных действий (УУД), познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.
Новый Стандарт предполагает поворот от «знаниевой» парадигмы к «деятельностной». В основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения лежит системно-деятельностный подход. Следовательно, сегодня предстоит отойти от традиционной передачи готового знания от учителя ученику. Задачей учителя становится включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми новыми знаниями, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем. Для решения этой задачи используется технология деятельностного метода обучения, реализацию которого необходимо начинать с первого класса.
Деятельностный метод обучения - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.
Концептуальной идеей построения технологии обучения по федеральным стандартам второго поколения в системе непрерывного образования явилась идея включения ученика в активную познавательную деятельность.
Реализация технологии деятельностного метода в практике преподавания обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Сформулированные выше дидактические принципы задают систему необходимых и достаточных условий организации непрерывного процесса обучения деятельностной парадигме образования.
В начальной школе используются такие типы уроков деятельностной направленности:
Урок «открытия» нового знания.
В каждом уроке существуют две цели.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов.
Урок рефлексии.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения).
Образовательная цель: коррекция и тренинг изучаемых понятий, алгоритмов.
Урок общеметодологической направленности.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изучаемых понятий и алгоритмов.
Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.
Урок развивающего контроля.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.
Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Использование данного метода в практике позволяет грамотно выстроить урок, включить каждого обучающегося в процесс «открытия» нового знания
При подготовке к урокам в соответствии с его типологией необходимо придерживаться структуры урока, которую можно изобразить блок – схемой.
Организационный момент→Актуализация знаний→Проблемное объяснение с использованием моделей и схем→Первичное закрепление во внешней речи→Самостоятельная работа с самопроверкой→Включение в систему знаний и повторение→Рефлексия деятельности (итог урока).
Для реализации технологии деятельностного метода используются различные типы проблемных ситуаций и методы постановки учебной проблемы:
Приемы создания проблемной ситуации
Тип проблемной ситуации | Тип противоречия | Приемы создания проблемной ситуации |
С удивлением | Между двумя положениями | Одновременно предъявить противоречивые факты или точки зрения. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием. |
| Между житейским представлением учащихся и научным фактом | Шаг 1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку».Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью. |
С затруднением | Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя | Дать практическое задание, не выполнимое вообще. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими. Шаг 1.Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими. Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено. |
Методы постановки учебной проблемы
Побуждающий от проблемной ситуации диалог.
Побуждение к созданию противоречия | Побуждение к формулированию учебной проблемы |
Прием 1. О фактах: Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты? Прием 2. Сколько же в нашем классе мнений? Прием 3. Вы сначала как думали? Прием 4. Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Прием 5. Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущее? Прием 6. Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено? | Выбрать подходящее: - Какой возникает вопрос? - Какова будет тема урока? |
Подводящий к теме диалог.
Система посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к осознанию темы урока.
Не требует создания проблемной ситуации, хорошо выстраивается «от повторения».
Методы решения учебной проблемы
Побуждающий к гипотезам диалог.
Структура | Побуждение к выдвижению гипотез | Побуждение к проверке гипотез |
устной | практической |
Общее побуждение | К любым гипотезам: -Какие есть догадки? Предположения? | Согласны с этой мыслью? Почему? | Как можно проверить эту гипотезу? |
Подсказка | Учитель приводит довод за или против гипотезы | Учитель сам сообщает аргумент | Подсказка плана проверки |
Сообщение | Решающей гипотезы | Учитель сам сообщает аргумент | Подсказка плана проверки |
Наблюдения показали, что в классах, обучающихся по системе деятельностного метода, идёт: тенденция к снижению личностной тревожности, отмечается высокий уровень интеллекта, глубокое овладение понятиями, развивается логическое мышление, умение переносить полученные навыки на другие учебные предметы, умение ориентироваться в сложных ситуациях, появился интерес к процессу познания.
С технологией деятельностного метода наша школа познакомилась при переходе на образовательную систему «Школа 2100». Освоить эту технологию нам помогли работы Петерсон Л.Г. Практика показывает, что введение программ основанных на системно-деятельностном подходе привело к формированию у выпускников младших классов следующие показатели познавательного развития: инициативность, наблюдательность, склонность искать причины увиденного, склонность к размышлению, аргументации своего мнения.
Любой педагог хорошо знает – только то, что пропущено через себя, через деятельность ребёнка, его практический опыт, его эмоциональное переживание, запомнится им на всю жизнь, станет его способностью.
«Надо учить не содержанию науки, а деятельности по её содержанию»- В.Г. Белинский.
«Сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал» -
А. Дистервег