СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Деятельностный метод обучения в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Скажи мне -  и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай мне сделать самому- и я научусь (китайская мудрость).

Просмотр содержимого документа
«Деятельностный метод обучения в начальной школе»

МБОУ «Староузеевская СОШ»

















Деятельностный метод обучения

в начальной школе

















Разработала: Питимирова Р.К.

учитель начальных классов





2015 г.

«Скажи мне – и я забуду,

Покажи мне – и я запомню,

Дай мне сделать самому – и я научусь».

Китайская мудрость



С 1 сентября 2011 года все школы России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), ориентированный на результаты образования, где развитие личности ученика на основе усвоения универсальных учебных действий (УУД), познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.
Новый Стандарт предполагает поворот от «знаниевой» парадигмы к «деятельностной».
В основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения лежит системно-деятельностный подход. Следовательно, сегодня предстоит отойти от традиционной передачи готового знания от учителя ученику. Задачей учителя становится включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми новыми знаниями, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем. Для решения этой задачи используется технология деятельностного метода обучения, реализацию которого необходимо начинать с первого класса.

Деятельностный метод обучения - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.

Концептуальной идеей построения технологии обучения по федеральным стандартам второго поколения в системе непрерывного образования явилась идея включения ученика в активную познавательную деятельность.

Реализация технологии деятельностного метода в практике преподавания обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

  1. Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

  2. Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

  3. Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

  4. Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

  5. Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

  6. Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

  7. Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Сформулированные выше дидактические принципы задают систему необходимых и достаточных условий организации непрерывного процесса обучения деятельностной парадигме образования.

В начальной школе используются такие типы уроков деятельностной направленности:

  1. Урок «открытия» нового знания.

В каждом уроке существуют две цели.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов.

  1. Урок рефлексии.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения).

Образовательная цель: коррекция и тренинг изучаемых понятий, алгоритмов.

  1. Урок общеметодологической направленности.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изучаемых понятий и алгоритмов.

Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.

  1. Урок развивающего контроля.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.

Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Использование данного метода в практике позволяет грамотно выстроить урок, включить каждого обучающегося в процесс «открытия» нового знания

При подготовке к урокам в соответствии с его типологией необходимо придерживаться структуры урока, которую можно изобразить блок – схемой.

Организационный момент→Актуализация знаний→Проблемное объяснение с использованием моделей и схем→Первичное закрепление во внешней речи→Самостоятельная работа с самопроверкой→Включение в систему знаний и повторение→Рефлексия деятельности (итог урока).

Для реализации технологии деятельностного метода используются различные типы проблемных ситуаций и методы постановки учебной проблемы:

Приемы создания проблемной ситуации

Тип проблемной ситуации

Тип противоречия

Приемы создания проблемной ситуации

С удивлением

Между двумя положениями

  1. Одновременно предъявить противоречивые факты или точки зрения.

  2. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.


Между житейским представлением учащихся и научным фактом

  1. Шаг 1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку».Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.

С затруднением

Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя

  1. Дать практическое задание, не выполнимое вообще.

  2. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.

  3. Шаг 1.Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими.

Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено.


Методы постановки учебной проблемы

Побуждающий от проблемной ситуации диалог.

Побуждение к созданию противоречия

Побуждение к формулированию учебной проблемы

Прием 1.

О фактах: Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты?

Прием 2.

Сколько же в нашем классе мнений?

Прием 3.

Вы сначала как думали?

Прием 4.

Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение?

Прием 5.

Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущее?

Прием 6.

Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено?









Выбрать подходящее:

- Какой возникает вопрос?

- Какова будет тема урока?

Подводящий к теме диалог.

  • Система посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к осознанию темы урока.

  • Не требует создания проблемной ситуации, хорошо выстраивается «от повторения».

Методы решения учебной проблемы

  1. Побуждающий к гипотезам диалог.

Структура



Побуждение к выдвижению гипотез

Побуждение к проверке гипотез

устной

практической

Общее побуждение

К любым гипотезам:

-Какие есть догадки? Предположения?

Согласны с этой мыслью? Почему?

Как можно проверить эту гипотезу?

Подсказка

Учитель приводит довод за или против гипотезы

Учитель сам сообщает аргумент

Подсказка плана проверки

Сообщение

Решающей гипотезы

Учитель сам сообщает аргумент

Подсказка плана проверки


Наблюдения показали, что в классах, обучающихся по системе деятельностного метода, идёт: тенденция к снижению личностной тревожности, отмечается высокий уровень интеллекта, глубокое овладение понятиями, развивается логическое мышление, умение переносить полученные навыки на другие учебные предметы, умение ориентироваться в сложных ситуациях, появился интерес к процессу познания.

С технологией деятельностного метода наша школа познакомилась при переходе на образовательную систему «Школа 2100». Освоить эту технологию нам помогли работы Петерсон Л.Г. Практика показывает, что введение программ основанных на системно-деятельностном подходе привело к формированию у выпускников младших классов следующие показатели познавательного развития: инициативность, наблюдательность, склонность искать причины увиденного, склонность к размышлению, аргументации своего мнения.

Любой педагог хорошо знает – только то, что пропущено через себя, через деятельность ребёнка, его практический опыт, его эмоциональное переживание, запомнится им на всю жизнь, станет его способностью.

«Надо учить не содержанию науки, а деятельности по её содержанию»- В.Г. Белинский.

«Сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал» -

А. Дистервег