В данной работе представлены результаты использование активных форм обучения как основы формирования когнитивной компетенции учащихся, которая развивается в процессе их познавательной деятельности. Таким образом, исходя из того, что современному обществу и государству требуются граждане, способные к самообучению, саморазвитию, самовоспитанию, главная цель моей работы заключалась в том, чтобы способствовать формированию когнитивной компетенции, которая позволит учащемуся реализовать его личные и социальные цели. В начале работы была проведена диагностика исходного состояния учащихся, предшествующего началу учебного процесса и затем, в течении четырех лет проводился мониторинг основных показателей. В практической работе были использованы разные диагностические обследования , результаты которых обрабатывались совместно с психологами школы. Был осуществлен отбор технологий, форм, методов и приемов обучения, способствующих формированию когнитивной компетенции учащихся и развивающих способность овладения учащимися основ поисковой, проблемной, исследовательской, проектной и практической видами деятельности. Это позволило активно вовлекать обучающихся в процесс познания как активных субъектов через самостоятельную деятельность. Большое значение в формировании когнитивной компетенции обучающихся играет внеурочная деятельность. Это не столько развлечение для них, сколько одна из форм организации обучения, которая связана с основным программным курсом, углубляющая и дополняющая его и тем самым повышающая уровень образования учащихся, способствующая их развитию, расширяющая кругозор. Мониторинг формирования когнитивной компетенции показал качественный прирост по всем показателям. В работе представлено приложение с примерами использования активных форм обучения.