Цель:
- уметь определять и выделять деепричастие среди других частей речи: глагола, причастия, наречия.
Задачи:
- Находить отличительные и общие признаки деепричастия с другими частями речи;
- Определять общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль деепричастия;
- Уметь определять и составлять синтаксические конструкции с использованием деепричастий как в устной, так и в письменной речи.
- Развивать коммуникативные навыки;
Ход урока:
Разминка:
I. Графический диктант (составление схем предложений, зачитываемых учителем);
Взаимопроверка графического диктанта;
II. Скороговорка (запись на доске):
Чайные чашки в печали, стуча и бренча, закричали.
Чтение и проговаривание скороговорки.
- Назовите в этой скороговорке деепричастия (стуча, бренча).
- Докажите, что это деепричастия.
- Доказательство.
Работа в группах:
III. Сравнительная характеристика причастия и деепричастия (как особых форм глагола).
Совместное заполнение таблицы (в группах)
№ вопроса
|
причастие
|
деепричастие
|
1.От какой части речи образуются? |
|
2. На какие вопросы отвечают? |
|
|
3. Что обозначают? |
|
|
4. Признаки каких частей речи сочетают в себе? |
|
|
5. Как изменяются? |
|
|
6. Имеют суффиксы: |
|
|
Чем отличаются по морфемному составу? |
|
|
8. Какими членами предложения могут быть? |
|
|
9. На какой вопрос отвечают как член предложения? |
|
|
10. Какую часть речи распространяют в предложении |
|
|
11. Как обособляются? |
|
|
12. Роль как средства выразительности |
|
|
III а. Совместное обсуждение таблицы.
№ вопроса
|
причастие
|
деепричастие
|
1. От какой части речи образуются? |
От глагола |
2.На какие вопросы отвечают? |
Какой?
Каков?
|
Что делая?
Что сделав?
|
3. Что обозначают? |
Признак предмета по действию
|
Добавочное действие
|
4. Признаки каких частей речи сочетают в себе? |
Глагола
прилагательного
|
Глагола
наречия
|
5. Как изменяются? |
По родам, числам, падежам
|
Не изменяется
|
6. Имеют суффиксы: |
-ущ-(-ющ-);-ащ-(-ящ-); -вш-,-ш-;-им-(-ем-, -ом-);-енн-(-ен-), -нн-(-н-), -т-
|
-а- (-я-);
-вши- -ши-
-в-; -учи- (уст.)
|
Чем отличаются по морфемному составу? |
Имеет окончание
|
Не имеет окончание
|
8. Какими членами предложения могут быть? |
Определение, сказуемое
|
обстоятельство
|
9. На какой вопрос отвечают как член предложения? |
Какой?
Каков?
|
Как?
Когда?
Почему?
|
10. Какую часть речи распространяют в предложении |
Существительное, местоимение
|
глагол
|
11. Как обособляются? |
После определяемого существительного
|
Всегда обособляется
|
12. Роль как средства выразительности |
Художественное определение; украшает имя и “придает красоту образу”
|
Украшает глагол, дополняет его другими действиями;
“создает живописную картину действия”
|
IV. Работа с текстами:
Прочитать отрывки из стихотворений, найти и назвать в них одиночные деепричастия и деепричастные обороты:
1.Ф.И.Тютчева “Зима недаром “злится”:
…
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя…
2. Ф.И.Тютчева “Весенняя гроза”:
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом…
3. Н.А. Некрасова “Однажды…”:
…И, шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведет под уздцы мужичок…;
4. А.С.Пушкина “Зима!.. Крестьянин, торжествуя…”:
Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь…
5. Э.А. Асадова “Лес”:
…Ежась от свежего ветерка,
Чуть посинев, крепыши-маслята,
Взявшись за руки, как ребята,
Топают, греясь, вокруг пенька!
6. С.А.Есенина “Отговорила роща золотая”:
Отговорила роща золотая
Березовым веселым языком,
И журавли, печально пролетая.
Уж не жалеют больше ни о ком…
7. С.Я.Маршака “Словарь”:
Усердней с каждым днем гляжу в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руках свой потайной фонарь…
8. И.А.Бунина “***”:
В саду листки берез, без шороха срываясь,
Средь тонких паутин, как бабочки, блестят
И, слабо по ветвям цепляясь и качаясь,
На блеклую траву беспомощно летят…
V. “Найди пару”:
Представитель от каждой группы получает карточку с незаконченным текстом пословицы. Обладателям второй половины пословицы необходимо найти свою пару:
…, по волосам не плачут |
Снявши голову, … |
…, не умоешься |
Не замочив рук, … |
Что имеем, не храним, … |
…, потерявши, плачем. |
…, не всегда брани дорогу |
Спотыкаясь,… |
…, не суйся в воду |
Не зная броду, … |
Пирога ждать,… |
…, не евши, спать |
V.а “Аукцион фразеологических оборотов”.
Дается прямое значение, ученики по данному смыслу называют фразеологические обороты, в составе которых сохранились формы деепричастий:
Работать хорошо - Засучив рукава
Работать плохо Спустя рукава
Бежать быстро, (мчаться) Сломя голову
Уйти (остаться ) ни с чем, не
добиться желаемого Не солоно хлебавши
Без особого на то желания Скрепя сердце.
- Какими членами предложения являются данные фразеологизмы (неделимые словосочетания)? (Обстоятельствами)
- Фразеологические обороты требуют обособления в предложении? (Нет, даже если в их составе есть деепричастие).
-Какую часть речи заменяют фразеологические обороты, в составе которых есть деепричастия? (Наречия)
- Что объединяет наречия и деепричастия? (неизменяемость, не имеют окончания, синтаксическая роль, вопрос как к члену предложения, зависят от глагола).
VI. Одинаковы ли деепричастия?
У Л. Козыря есть четверостишие:
Холмы, вырастая и в сумерках тая
и думу какую-то в складках тая,
о том и молчат, что совсем не простая,
совсем не простая планета моя.
От каких глаголов образованы деепричастия?
… в сумерках та?я (таять)
и думу какую-то в складках тая? (таить),…
VII. Коварство деепричастного оборота.
В сочинении ученика были такие предложения: “ … Открыв окно, запахло соснами. Сидя у окна, в комнату влетел воробей…” - Нет ли здесь ошибки?
Совместное составление предложений. Запись в тетрадь правильных вариантов.
VIII. Редактирование. Отредактировать данный текст, заменить 3-4 синтаксических конструкции на деепричастные обороты.
1. Солнце выглянуло в последний раз, осветило мрачную сторону горизонта и скрылось.2. Вся окрестность вдруг изменяется и принимает мрачный вид.3. Вот задрожала осиновая роща.4. Листья становятся мутного цвета. 5. Верхушки деревьев качаются, и пучки сухой травы летят через дорогу. 6. Стрижи и ласточки пролетают низко над землей, рассекая воздух. 7. Заметались беспокойные муравьи, сбились в кучу. 8. Вспыхивает молния, ослепляет зрение и освещает нас. 9. Над самой головой раздается оглушительный гул, который заставляет нас трепетать.
- чтение отредактированных текстов
- подведение итогов урока. Рефлексия работы.
Домашнее задание : Решение кроссворда “Деепричастие”.

Задание. Выбрать из З предложенных вариантов то слово, которое обладает названным признаком.
По горизонтали:
3. Неизменяемая особая форма глагола: исследован, всколыхнув, раздумывай.
6. Деепричастие, образованное от непереходного глагола: увидев, присев, назван.
7. Деепричастие, имеющее устаревший суффикс: снимая, будучи, списав.
8. Глагол, который не образует деепричастия: жать, жить, дать.
9. Деепричастие совершенного вида, образованное с помощью суффикса -я: читая, унеся, унося.
10. Деепричастие, выступающее в роли обстоятельства образа действия: Смеясь, он рассказывал о своих приключениях. Увидев меня, она перешла на другую сторону улицы. Выждав момент, он ринулся в бой.
11. Деепричастие, выступающее в роли обстоятельства причины: Забыв дома ключ, он сильно разволновался. Придя в школу, Петька рассказал лучшему другу о том, что с ним произошло. Плача и смеясь одновременно, Мишка потирал разбитое колено.
По вертикали:
1. Деепричастие совершенного вида: посоветовав, потягиваясь, разбрасывая.
2. Деепричастие возвратное: переписывая, стукнувшись, приплясывая.
4. Деепричастие несовершенного вида: перебежав, запираясь, вымывшись.
5. Деепричастие, образованное от переходного глагола: прикрывая, занимаясь, подскочив.