СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Декоративная шкатулка на основе прямого шипа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проведён в 9 классе. Для учащихся коррекционных школ.

Просмотр содержимого документа
«Декоративная шкатулка на основе прямого шипа»











Название работы: Конспект урока технологии и предпринимательства в 9 классе « Декоративная шкатулка на основе шипового соединения – прямой ящичный шип ».




Автор: Гвоздков Виктор Борисович, учитель технологии и предпринимательства (столярное дело)








Место выполнения работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ногинская специальная (коррекционная) школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

г.Ногинск, Московская область,














ПЛАН – КОНСПЕКТ

урока по столярному делу


Тема: «Декоративная шкатулка на основе шипового соединения».


Цели:


Коррекционно-образовательная: Формирование творческих способностей и эстетического вкуса учащихся, к истокам народного творчества на основе внедрения в образовательный процесс декоративной шкатулки.


Коррекционно-развивающая: Развитие речи, усложнение и обогащение словарного запаса. Развивать мышление в процессе выполнения практической деятельности.


Коррекционно-воспитательная: воспитывать ответственное отношение к выполнению работы, бережное отношение к оборудованию и приспособлениям, уважение к старшим, взаимопомощь и работа в коллективе.


Здоровьесберегающие: смена вида деятельности, соблюдение требований техники безопасности при выполнении практической работы, использование специальной одежды при ручной обработке древесины.


Тип урока. Комбинированный.


Формы обучения. Фронтальные, групповые, индивидуальные.


Методы обучения. Информационно – сообщающий, объяснительный, инструктивно – практический.


Оборудование. Заготовки из пиломатериала различного сечения по толщине, ширине и по длине. Разметочный инструмент – линейка, линейка, столярный угольник , рейсмус. Приспособления – струпцины, верстак . Оборудование – токарно – долбежный станок, электролобзик, ножовка для смешанного пиления, рубанок. Вспомогательный инструмент – упор под угол 90 градусов, клей ПВА.










ХОД УРОКА.


  1. Организационная часть.


Приветствие, проверка внешнего вида учащихся, организация рабочих мест, создание рабочего настроя.


  1. Повторение пройденного материала.


- какие породы деревьев вы знаете?

- какой разметочный инструмент применяем в столярном деле?

- какой инструмент применяют при строгании?

- правила безопасной работы при строгании.

- какой инструмент применяется при пилении?


  1. Сообщение нового материала.


Сегодня на уроке мы будем изготовлять шкатулку. Перед тем как перейти к практической части урока узнаем немного истории происхождения данного изделия.

Первые шкатулки появились в странах Ближнего Востока, в Египте, Японии и Китае. Археологами были обнаружены фрагменты ларцев из дерева, богато украшенных тканью и резьбой. Возраст их составлял более двух тысячилетий. В Европу эти вещи попали в Средневековье.

Шкатулка – небольшой предмет, чаще ящичек, различной формы, для хранения мелких, обычно ценных вещей, драгоценностей и украшений.

До развития промышленности все шкатулки изготавливались только вручную и исключительно на заказ для состоятельных людей. И порой этот небольшой предмет домашнего обихода сам считался ценностью, так как порой покрывалась драгоценными камнями, серебром и золотом.

Перед тем как приступить и практической части рассмотрим два теоритических вопроса: виды соединений в столярном деле (разъемные и неразъемные) и механизация в столярном деле, на примере токарно-долбежного станка.


  1. В столярном деле применяются два вида соединений – разъемные и неразъемные. Разъемные соединения производятся специальными крепежными элементами. Данные элементы имеют форму уголка, шайбы, стержня. Они нашли широкое распространение в мебельном производстве и производстве секций перегородок.


Неразъемные соединения – это соединения применяемые в сборке изделий имеющих законченную форму и назначение. К таким соединениям относятся: на гвоздях, шурупах, на клею.







Соединение на шурупах Ящичное шиповое

и гвоздях соединение



Отдельным местом в сборке стоит шиповое соединение.

Мы рассмотрим на уроке одно шиповое соединение – ящичное соединение на прямой открытый шип.




Проушины – поз 1


Шипы – поз 2.

1




2




Самое важное в процессе изготовления данного соединение – это правильная и точная разметка элементов шипового соединения. Для этого применяются следующие столярные разметочные инструменты : линейка, столярный угольник, малка, ярунок, рейсмус. Далее при ручной обработке проводят пропиливание размеченных элементов с помощью ножовки - награнки (мелкозубые пилы). После чего производят срезание ненужной древесины соединения с помощью стамески определенной ширины.


Далее производится подгонка мест соединения с применением оправок с наждачной бумагой. В нашем случае производство ящичного шипового соединения будет осуществлено механически на токарно –долбежном станке.

  1. Токарно – долбежный станок представляет собой точную копию токарного станка по дереву с элементами основных частей – станина, передняя и задняя бабки, электродвигателя, подручника и кнопки «пуск-стоп». Но в данной конструкции появился еще один элемент – фрезерный вал. Фрезерный вал представляет собой вал с насаженным на него фрезами и опорными промежуточными кольцами. Фреза – режущий инструмент круглого сечения с режущими зубьями. Данный инструмент имеет посадочное отверстие равному диаметру вала. Количество зубьев имеет четную формулу, т.е. от 2 до 40. Чем меньше зубьев тем выше скорость резания, но снижается чистота обработки. Опорные промежуточные кольца – имеют посадочное отверстие равному диаметру вала и ширину равную ширине режущей фрезы. Долбежный вал собирается с чередованием колец и фрез с затягиванием гайки и установ-кой вала в центрах станка.









Внимание.



В целях предотвращения травм необходимо строго соблюдать требования техники безопасности:

Держать в порядке рабочую одежду. (Фартук завязан сзади, нарукавники надеты, волосы убраны в берет).

Визуально проверить исправность станка. Проверить подвижные части без включения оборудования.

Проверить материал для работы, чтобы не было пороков и трещин.

Работать на станке должен только один человек, не отвлекаться, иметь защитные очки.

Все измерения и разметки на токарном станке по дереву можно производить только тогда, когда станок полностью остановлен и выключен от силовой сети.

После работы убирать стружку и опилки только щеткой – сметкой.

При пилении размеченных заготовок использовать деревянные упоры и

применять зажимы верстака.

При строгании заготовок рубанком не проверять остроту железки ру-

ками.








4. Практическая часть.



4.1 Подобрать материал для будущего изделия.

4.2 Разметить 2 заготовки длиной 200 мм.

4.3 Разметить 2 заготовки длиной 100 мм.

4.4 Отпилить 2 заготовки длиной 200 мм.

4.5 Отпилить 2 заготовки длиной 100 мм.

4.6 Отстрогать 4 заготовки на ширину 75 мм.

4.7 Разметить места шипов и проушин на заготовках.

4.8 Произвести долбление элементов соединения на токарно-долбежном станке.

4.9 Произвести сборку «насухо» будущего изделия.















Вид будущего изделия















Готовое изделие




5. Подведение итогов урока.



- уборка рабочих мест и мастерской

- анализ проделанной работы с замечанием и указанием ошибок

- замечания по дисциплине в мастерской.

- оценка работы учащихся.