Декоративно – прикладное искусство
Для детей с умеренной и выраженной умственной отсталостью
Разработала: учитель технологии
Лаптева Ирина Юрьевна.
актуальность
Включение занятий по декоративно-прикладному искусству в программу обучения детей с умеренной и выраженной умственной отсталостью продиктовано необходимостью вовлечения таких детей в разнообразные виды доступной деятельности. Цель этих занятий – подготовить воспитанников к выполнению несложных работ в особо созданных условиях.
однако достижению поставленной цели препятствуют особенности психофизического развития детей данной категории.
состояние детей с умеренной умственной отсталостью характеризуется выраженным недоразвитием всех сторон психики: восприятия, внимания, памяти, речи, мышления, двигательной, сенсорной, эмоционально – волевой сфер.
тяжелые нарушения моторики, зрительно – моторной координации непосредственно отражаются на возможностях и результатах предмено-практической деятельности детей. Особенно затруднены у них тонкие, дифференцированные движения рук и пальцев: они часто не соизмеряют усилий при действиях с предметами.
для детей данной категории характерно поверхностное восприятие явлений и предметов. Они не анализируют воспринимаемый материал, не сравнивают и не сопоставляют его с другими объектами. Это проявляется в резком контрасте между восприятием простого и несколько усложнённого материала. Вся деятельность детей по восприятию предметов характеризуется не дифференцированностью, глобальностью. Отсутствие целенаправленных приемов: анализа, синтеза, сравнения, систематического поиска, полного охвата материала, применения адекватных способов действий – приводит к хаотичному, беспорядочному и неосмысленному характеру их деятельности.
Внимание детей с умеренной и выраженной умственной отсталостью слабоустойчиво, его трудно привлечь, дети легко отвлекаются. Им свойственна крайняя слабость активного внимания, необходимого для достижения заранее поставленной цели. Привлечь внимание детей можно только с помощью ярких предметов, картинок, однако длительно сосредоточить их на чем-либо чрезвычайно трудно. При создании благоприятных условий и соблюдении специфики работы (частая смена видов деятельности, дозированное преподнесение материала и т. д.) большинство детей достаточно активно включаются в учебный процесс, выполняют инструкции учителя, переключаются с одного вида деятельности на другой.
весьма характерным для мышления этих детей является слабое восприятие задания, обусловленное недостаточно сильной мотивацией, уход от задания, психическая пассивность. Часто можно отметить почти полное отсутствие ориентировочного этапа в их деятельности. Многие дети не способны к целенаправленной ее организации, т.е. к последовательному переходу от одного действия к другому, осуществлению связи между ними, применению адекватных способов выполнения задания.
Устные инструкции взрослого, состоящие из нескольких, следующих друг за другом заданий, воспринимаются ими с большим трудом. Многие из детей могут действовать только сопряжено с учителем или по показу. Все обучение строится на основе предметно – практической деятельности, сопровождаемой указаниями учителя. В результате обучения характер деятельности детей по выполнению посильных практических задач значительно изменяется: она становится более целенаправленной, осмысленной, организованной: дети быстрее понимают задание, их действия становятся более четкими. Это говорит об определенных потенциальных возможностях умственного развития детей.
Предметная деятельность, на которой целиком основываются занятия по ДПИ, обладает большими развивающими и коррекционными возможностями. Целенаправленное ее использование как средства коррекции в процессе обучения детей с выраженной умственной отсталостью может обеспечить развитие их сенсомоторной сферы, мелкой моторики, координации движений обеих рук, зрительно-двигательной координации, восприятия, представлений об окружающем мире. Таким образом, в процессе обучения таких детей декоративно-прикладному творчеству на первый план выходят не столько образовательные задачи, сколько коррекционно-развивающие, воспитательные. Это закономерно, поскольку школьники с выраженными нарушениями интеллектуального развития обладают ограниченными возможностями овладения как знаниями о декоративно-прикладном искусстве, так и соответствующими умениями и навыками, связанными с участием в нем.
Задачи курса:
Главная задача ДПИ – развивать ручную умелость через овладение конкретными приемами практической работы. Наряду с этим на занятиях ДПИ ставятся и решаются следующие задачи: 1. Учить трудовым приемам и навыкам работы с различными материалами (бумагой и картоном, тканью и нитками, соленым тестом, природным материалом). 2. Учить организовывать рабочее место, соблюдать правила безопасной работы. 3. Учить анализировать образец, ориентироваться в карточке, в последовательности выполнения отдельных приемов. 4. Учить рациональной разметке деталей и экономному расходованию материала. 5. Формировать знания о некоторых видах народного творчества. 6. Прививать интерес к ДПИ, к культуре своей Родины. 7 Воспитывать аккуратность, точность выполнения, внимательность, а также нравственные качества детей.
Специфические задачи
1. Коррекция недостатков восприятия, памяти, внимания. 2. Совершенствование мелкой моторики, зрительно-двигательной координации, координации движений обеих рук. 3. Коррекция наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. 4. Развитие речи учащихся. 5. Коррекция эмоционально-волевой сферы, формирование наблюдательности, целенаправленности, самостоятельности. 6. Развитие адекватного отношения к результатам собственной деятельности и деятельности других, формирование основ самооценки.
Методы и приемы :
- совместные действия ребенка и взрослого, действия по подражанию (в основном на начальном этапе обучения и при изучении нового содержания); -Действия школьников по образцу; -Действия с контурными изображениями, использование приемов наложения и обводки шаблонов, трафаретов; -Изготовление изделия после предварительного тактильного и зрительного обследования; -Предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога рисунков, картин, специально подобранных предметов декоративно-прикладного творчества; -Соотнесение предметов с соответствующими им изображениями с последующим их называнием или указанием на них с помощью жеста; Обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качеств для последующего более точного воспроизведения их в процессе практической деятельности.
Направления курса
Аппликация соломкой
Аппликация из круп
Кожаная пластика
Изделия из спичек
Изделия из бумаги
Что необходимо для работы
- Стебли растений, бумага, калька, картон, клей, кисти и краски, рамы и рамки, ножницы и резаки, утюг, карандаш и ручка, морилка, лак.
- Стебли растений, бумага, калька, картон, клей, кисти и краски, рамы и рамки, ножницы и резаки, утюг, карандаш и ручка, морилка, лак.
Композиция и элементы аппликации
- Построение композиции: композиционный центр, линейная перспектива. Формат и размер готовой работы, сочетание света, теней, тонов, стилизация.
- Построение композиции: композиционный центр, линейная перспектива.
- Формат и размер готовой работы, сочетание света, теней, тонов, стилизация.
Учебная работа
- Поиск направления наложения соломы по форме предмета, порядок изготовления элемента аппликации. Выкладывание соломинок по выбранному направлению.
- Поиск направления наложения соломы по форме предмета, порядок изготовления элемента аппликации.
- Выкладывание соломинок по выбранному направлению.
Аппликация соломкой
Художественное вырезание
- Инструменты и материалы: ножницы разных размеров, бумага по назначению, клей ПВА, кисточки. Силуэт, симметрическое вырезание.
- Инструменты и материалы: ножницы разных размеров, бумага по назначению, клей ПВА, кисточки.
- Силуэт, симметрическое вырезание.
Техника «Декупаж2
- Материалы6 картон и бумага, контурные наклейки, украшения, макетный нож, ножницы, шпатели, силиконовый клей, пинцет, палитра, лак для бумаги. Технические приемы: вырезание макетным ножом, ножницами, с запасом.
- Материалы6 картон и бумага, контурные наклейки, украшения, макетный нож, ножницы, шпатели, силиконовый клей, пинцет, палитра, лак для бумаги.
- Технические приемы: вырезание макетным ножом, ножницами, с запасом.
Увлекательный мир оригами
- Оригамные формы изготовление из листа бумаги трехмерные геометрические фигуры. Модульное оригами.
- Оригамные формы изготовление из листа бумаги трехмерные геометрические фигуры.
- Модульное оригами.
Изделия из бумаги
Оригинальные картины из зерен
- Моделирование оттенков цвета сочетанием по-разному окрашенных зерен позволяет сымитировать любую фигурку
- Моделирование оттенков цвета сочетанием по-разному окрашенных зерен позволяет сымитировать любую фигурку
Материалы и инструменты
- Клей ПВА, акриловые краски, зубочистки, тарелки, пинцет, деревянные рамки и лопатки, рис, гречка, ячневая крупа, манная крупа, перловка, пшено, просо, горох.
- Клей ПВА, акриловые краски, зубочистки, тарелки, пинцет, деревянные рамки и лопатки, рис, гречка, ячневая крупа, манная крупа, перловка, пшено, просо, горох.
Технология изготовления
- Окраска зерен, подбор зерен для работы, выкладывание середины цветка, выкладывание лепестков и листьев.
- Окраска зерен, подбор зерен для работы, выкладывание середины цветка, выкладывание лепестков и листьев.
Аппликации из круп
Основные приемы
Кожаная пластика
- Штамповка;
- Гравировка;
- Гравировка;
- Мозаика;
- Тиснение;
- Обжиг;
- Батик;
Чаще используют сочетание этих способов. Края панно украшают кожаной оплеткой. Можно комбинировать различные техники изготовления и способы декора: гравировку с росписью, гравировку с накладками, выжигание с росписью и накладками, тиснение с оплеткой и раскраской и пт.
Инструменты и материалы
Для работы с кожей понадобятся такие предметы:
- Хорошо заточенные ножницы любого размера. Лучше всего если это будут ножницы со слегка загнутыми концами, а также маленькие маникюрные ножницы;
- Нож сапожный;
- Шило острое и тупое;
- Пинцет для элементов изделий над пламенем свечи;
- Шпатель для клея. Можно применять старые вязальные спицы, ручку кисточки для рисования, использованные стержни для шариковых ручек;
- Спички и свеча с подсвечником;
- Клей ПВА, «момент» или другой, предназначенный для кожи;
- Отходы натуральной кожи, декоративная искусственная кожа, натуральный мех;
- Различные бусы (деревянные или керамические);
- Застежки для пояса или колье, булавки для брошей,
рамки для панно;
- Украшение разноцветными кусками кожи. Процесс украшения изделий кожаной мозаикой включает следующие операции: вырезание разноцветных кусков кожи, сшивание этих лоскутков, окантовку их ручным тамбурным швом или цветной строчкой.
Мозаика
Мелкие цветочки.
- Можно сделать цветочки из одной детали с 4-5 лепесточками или же взять 2-3 трилистника и собрать листочек из них. В качестве сердцевины вставить нарезанный и свернутый в трубочку прямоугольник.
Спасибо за внимание.