Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Букановская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО: на заседании ШМО Протокол №_____ Руководитель ШМО______Карпова З.П. От «__»_____2015 г. | СОГЛАСОВАНО: И.О. зам. директора по ВР «Букановская средняя общеобразовательная школа» ______ Васильева Н.А От «__»___2015 г. | УТВЕРЖДАЮ: И. О. директора МКОУ «Букановская средняя общеобразовательная школа» _______Стукан А.В. От «__»__________2015 г. |
ПРОГРАММА
Объединение дополнительного образования
«Декоративно-прикладное творчество. Дизайн»
Составитель: Костыря Н.А.
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
На протяжении всей истории человечества народное декоративно-прикладное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Народное искусство сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественных вкусов. Основу декоративно-прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера.
Программа «Основы декоративно-прикладного творчества» направлена на воспитание художественной культуры воспитанников детского дома, развитие их интереса к народному творчеству, его традициям и наследию, приобщение детей к общечеловеческим ценностям, подготовку к самостоятельной жизни, профилактику асоциального поведения.
При оборудовании мастерской и организации образовательно-воспитательного процесса приоритетное значение имеют вопросы, связанные с обеспечением охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и личной гигиены. Все воспитанники обязательно обучаются основам безопасного труда на занятиях декоративно-прикладным творчеством.
Содержание программы предусматривает ознакомление воспитанников с народными художественными промыслами, основами композиции, материаловедения для художественных работ, технологией художественной обработки и декорирования изделий.
При теоретическом обучении воспитанники знакомятся с истоками возникновения и развития разных видов народного декоративно-прикладного искусства, учатся замечать тесную связь народного творчества с природой, традициями, жизнью народа. Приступая к изучению конкретных видов народного искусства, воспитанники узнают, что каждый из них имеет свой образный строй, свои технические и стилистические приёмы. Изучение особенностей декоративно-прикладного творчества стимулирует общее развитие детей, способствует преодолению имеющихся задержек и нарушений развития.
В процессе практического освоения различных видов декоративно-прикладного искусства воспитанники учатся создавать красоту своими руками. Эти занятия не только формируют эстетический вкус у ребят, но и дают им необходимые технические знания, развивают трудовые умения и навыки, то есть осуществляют психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии.
В основу программы положено:
единство воспитания, обучения и творческой деятельности;
сочетание практической работы с развитием способности многогранно воспринимать окружающую действительность;
развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности.
Цель программы: развитие мотивации кружковцев к занятиям различными видами декоративно-прикладного творчества, знакомство с технологией плетения на рамке, нитяной графики- изонити, гратографии и грунтографии, художественной росписи по ткани, изготовления искусственных цветов из ткани, аппликации, изготовления барельефов, декорирования изделий.
Основные задачи курса:
научить делать различные поделки в разных техниках и использовать их для игровых ситуаций, обогащая игровой опыт детей;
развивать конструктивное мышление и сообразительность;
прививать настойчивость в достижении цели;
обогащать и активизировать словарный запас;
вырабатывать навыки пользования чертежными и измерительными инструментами;
формировать умение работать ножницами, иглой, спицами;
научить экономному и разумному использованию материалов;
тренировать внимание, память, координацию движений, воображение;
создать ситуацию успешности и положительного взаимоотношения в группе;
учить самоанализу и умению оценить чужие успехи.
способствовать формированию образного мышления, творческого воображения,
Основные направления реализации программ и ее участники
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Содержание программы позволяет максимально разнообразить творческую деятельность учащихся и не повторяет имеющиеся школьные курсы трудового обучения (технологии). Программа раскрывает перед ребёнком многогранные возможности декоративно-прикладного творчества; приобщает к большому и разнообразному миру искусства; удовлетворяет потребности детей в общении со своими сверстниками, а также в желании реализовать свои лидерские и организаторские качества. Программа рассчитана на обучение детей 7- 14 лет Занятия проходят во внеурочное время два раза в неделю по 2 часа. Этапы реализации программы расчитанны на 1 год.
План мероприятий
№п/п | Раздел | Всего часов | Тема раздела | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие | 2 | | | |
II. | Изготовление сувениров из полимерной глины | 17 | Полимерная глина. Что это? Как приготовить? Применение полимерной глины в изготовлении изделий. ТБ | 1 | 1 |
Изготовление магнитиков. Технология выполнения | | 4 |
Основы цветоведения. Художественная обработка материалов. Русские народные традиции в оформлении изделий. | 1 | 1 |
Оформление баночек полимерной глиной. Изготовление животных | | 4 |
Изготовление рамки для фото. | | 4 |
Отделка готовых изделий лаком | | 1 |
III | Точечная роспись | 24 | Инструменты и материалы для работы. Виды работ. Приёмы, элементы. ТБ | 1 | 1 |
Узоры для подставки из СД диска Составление композиции узора. | 1 | 1 |
Оформление декоративных бутылок. | | 4 |
Узоры на блокноте , ежедневнике, кошельке | | 2 |
Оформление баночек для сахара и соли | | 4 |
Изготовление рамки для фотографии. | 1 | 3 |
Творческая работа по выбору учащихся | | 5 |
IV | Работа с бумагой | 32 | Папье-маше. Инструменты и материалы для работы. Правила безопасности труда и личной гигиены. Изготовление органайзера для канцелярских принадлежностей | 1 | 3 |
Декупаж. Приемы работы. Материал. | 1 | 2 |
Изготовление рамок из подручного материала. | | 2 |
Изготовление масок. Роспись масок. | 1 | 2 1 |
Изготовление камней в технике папье –маше. | 1 | 2 |
Творческая работа по выбору самих детей. | 1 | 1 |
V. | Графический дизайн | 14 | Инстументы и материалы для графических работ. Способы увеличения и уменьшения рисунка. Подбор рисунков для графических работ. | 1 | 1 |
Графика. Работа тушью | | 2 |
Правила безопасности труда и личной гигиены. Эскиз рисунка. Выполнение работ по выбору учащихся. | | 2 |
Гратография .Способы выполнения | 1 | 1 |
Выполнение работы в технике гратография | | 4 |
Оформление работы в рамку. Изготовление картонной рамки | | 2 |
VI. | Художественная роспись. | 56 | ТБ. Интрументы. Бумага. | 2 | |
Способы перевода рисунка на бумагу. Изговление красителей. Работа с колером. | 1 | 1 |
Отработка приёмов заливок. | | 2 |
Знакомство с резервом. Отработка приёма проведения непрерывных линий резервом по контуру рисунка | | 2 |
«Морской конёк» Эскиз. Графика. Выразительные возможности графики | 1 | 1 |
Рисунок «Морской конёк». Эскиз в цвете. Гуашь | | 2 |
«Морской конёк». Роспись | 1 | 3 |
Панно « Удод» Эскиз. Графика. Статика и динамика. | | 2 |
« Удод» Эскиз в цвете. Сочетание графических и живописных средств. Акварель. | | 2 |
« Удод». Роспись по ткани | | 4 |
Тема « Осень» Графика. Виды линий. Эскиз в цвете. | 1 | 2 |
Акварель. Панно «Осень в городе» | | 3 |
Пропаривание работы. Оформление в рамку «Зима» Эскиз. Графика. Зеркальная симметрия. Простой карандаш. | 0,5 | 2 2 |
«Зима» Эскиз в цвете. Цветовые контрасты. Акварель. | 0,5 | 2 |
«Зима». Роспись по ткани | | 4 |
«Подсолнухи». Эскиз. Графика. Передача строения. Пропорции. Рисунок кистью | | 2 |
«Подсолнухи». Эскиз в цвете. Сочетание графических и живописных средств. Акварель | | 2 |
«Подсолнухи». | | 4 |
Пропаривание работы. Оформление в рамку | | 2 |
Эскиз. Графика. Передача строения. Пропорции. Рисунок кистью«Подсолнухи». | 1 | 1 |
«Подсолнухи». Эскиз в цвете. Сочетание графических и живописных средств. Акварель | | 2 |
«Подсолнухи».Роспись по ткани | | 4 |
Тема «Цветы».Творческая работа по выбору учащихся . | | 2 |
Оформление интерьера . | | 4 |
Анализ выполненной работы. Выставка работ учащихся. | | 2 |
23 | Искусственные цветы из гофрированной бумаги | 14 | Изготовление роз. | 1 | 1 |
Изготовление пионов | | 2 |
Изготовление крокусов. | | 2 |
Изготовление подсолнухов | | 2 |
Изготовление рябчика | О,5 | 2 |
Изготовление веточки сакуры | | 2 |
Выполнение цветочной композиции по выбору учащихся. | | 3 |
Итого: | 140 | | 26 | 118 |
Формы, методы и средства организации
Беседы;
Занятия на основе метода интеграции;
Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;
Выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству в детском саду и в поселке;
Просмотр видеофильмов;
Дидактические игры;
Использование силуэтного моделирования
Экспериментирование с различными художественными материалами;
Формы занятий: групповые, индивидуальные, фронтальные, подгрупповые, интегрированные.
Содержание программы
I.Вводное занятие: (2ч.)
Уточнение состава кружковцев. Знакомство с программой кружка. Инструменты и материалы для выполнении различных работ. Правила безопасности труда и личной гигиены. Содержание рабочего места. Беседа о видах декоративно-прикладного искусства.
Практическая работа:
Запись правил техники безопасности
II. Изготовление сувениров из полимерной глины
Полимерная глина. Что это? Как приготовить? Применение полимерной глины в изготовлении изделий. ТБ .Изготовление магнитиков. Технология выполнения. Основы цветоведения. Художественная обработка материалов. Русские народные традиции в оформлении изделий. Оформление баночек полимерной глиной. Изготовление животных .Изготовление рамки для фото. Отделка готовых изделий лаком
Практическая работа:
1. Изготовление магнитиков.
2. Оформление баночек полимерной глиной.
3. Изготовление животных
III Точечная роспись (24ч.) Инструменты и материалы для работы. Виды работ. Приёмы, элементы. ТБ. Узоры для подставки из СД диска. Составление композиции узора. Оформление декоративных бутылок. Узоры на блокноте , ежедневнике, кошельке. Оформление баночек для сахара и соли. Изготовление рамки для фотографии. Творческая работа по выбору учащихся
Практическая работа:
1. Узоры для подставки из СД диска.
2. Составление композиции узора
3. Оформление декоративных бутылок.
4. Узоры на блокноте , ежедневнике, кошельке.
5. Оформление баночек для сахара и соли
6. Изготовление рамки для фотографии.
7. Выполнение творческой работы по выбору учащихся .
IV.Графический дизайн (14 ч.)
Инстументы и материалы для графических работ.
Способы увеличения и уменьшения рисунка. Подбор рисунков для графических работ.
Графика. Работа тушью .Правила безопасности труда и личной гигиены.
Эскиз рисунка. Выполнение работ по выбору учащихся .Гратаж .Гратография .Грунтография. Способы выполнения. Выполнение работы в технике гратография. Оформление работы в рамку. Изготовление картонной рамки. Анализ выполненной работы. Выставка работ учащихся
Практическая работа
1.Увеличение и уменьшение рисунка
2.Выполнение эскиза рисунка для гратографии
3.Выполнение работы в технике гратографии и грунтографии (воскографии)
4. Изготовление картонной рамки
VI. Художественная роспись ( 56 ч.)
Подготовительные работы-( 8ч.)
История. Виды росписи.. Дизайн интерьера. Дизайн одежды и аксессуаров. Инструменты и приспособления для росписи. Способы перевода рисунка на бумагу.
Приготовление красителей. Работа с колером. Отработка приёмов заливок . Знакомство с резервом. Отработка приёма проведения непрерывных линий резервом по контуру рисунка.
Тема «Морской конёк»- ( 8ч.)
Эскиз. Графика. Виды линий. Выразительные возможности графики. Рисунок « Морской конёк». Эскиз в цвете. Сочетание графических и живописных средств. Гуашь «Морской конёк». Роспись ткани.
Тема « Удод»- (8ч.)
Эскиз. Графика. Статика и динамика. Простой карандаш. « Удод» Эскиз в цвете. Сочетание графических и живописных средств. Акварель. «Удод». Роспись по ткани
Тема « Осень» – (8ч.)
Графика. Виды линий. Выразительные возможности графики. Эскиз в цвете. Сочетание графических и живописных средств. Акварель. Роспись по ткани. Панно «Осень в городе» Пропаривание работы. Оформление в рамку
Тема «Зима» - (8 ч.)
Эскиз. Графика. Зеркальная симметрия. Простой карандаш.
«Зима» Эскиз в цвете. Цветовые контрасты. Акварель. «Зима». Роспись по ткани
Тема «Подсолнухи».-(8ч.)
Эскиз. Графика. Передача строения. Пропорции. Рисунок кистью«Подсолнухи». Эскиз в цвете. Сочетание графических и живописных средств. Акварель«Подсолнухи».Роспись по ткани. Пропаривание работы. Оформление в рамку
Тема «Цветы». Творческая работа по выбору учащихся -( 8ч.)
Тема «Цветы». Оформление интерьера .Эскиз в цвете. Роспись по ткани
Анализ выполненной работы. Выставка работ учащихся.
VII. Искусственные цветы из ткани- (14 ч.)
Цветы из ткани. Использование их в оформлении интерьера, одежды, подарков. Инструктаж по технике безопасности. Инструменты, материалы, приспособления для изготовления искусственных цветов. Подготовка материала к работе: крахмаление, желатинование. Изготовление трафаретов цветов и листьев. Вырезание деталей. Основные приёмы изготовления искусственных цветов.
Практические работы:
Изготовление трафаретов ( лилия, ромашка, хризантемы)
Вырезание деталей.
3. Гофрирование лепестков и листьев.
4. Изготовление тычинок и пестиков
4. Сборка цветов
5. Выполнение цветочной композиции по выбору учащихся.
VII. Экскурсии на выставку работ декоративно-прикладного творчества . Встреча с
народными умельцами - ( 4 ч.)
Ожидаемые результаты
В результате изучения программы декоративно-прикладного творчества учащиеся должны знать:
Технологию и основные приёмы изготовления барельефов, способы художественной обработки изделий из гипса, ткани.
Технику безопасности труда и личной гигиены
Инструменты и приспособления для плетения салфеток, для изонити, для выполнения гратографии, изготовления искусственных цветов, росписи ткани
Правила плетения салфеток на рамке, составления рисунка-сколка;
Понятия «изонить», гратаж, гратография, дизайн, графический дизайн, колер, колорит, статика и динамика, резерв, батик,
Основные и дополнительные материалы ;
Основные приёмы техники изонити, росписи тканей, изготовления цветов.
Историю создания данных видов декоративно-прикладного искусства.
Технологию изготовления сувениров с использованием изонити, гипса, гратографии и грунтографии, батика, искусственных цветов.
должны уметь:
Пояснять значение терминов «барельеф», «гратаж», «дизайн», «панно».
Изготавливать барельефы, магнитики, рамки для фото.
Панно в технике изонити, грунтографии и гратографии, батика.
Пользоваться инструментами и приспособлениями для изготовления сувениров в разных техниках;
Подбирать материалы и инструменты для работы;
Работать с клеем, с тушью, акварелью, с красками для батика, воском, резервом, с бульками и резцами.
Владеть приёмами техники изонити, гратографии, росписи ткани.
Выполнять технику безопасности труда и личной гигиены
Изготавливать сувениры в изученных техниках.