СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 15.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Декорирование якутскую посуду Чороон

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот урок про декорирование якутскую национальную деревянную посуду Чороон

Просмотр содержимого документа
«Декорирование якутскую посуду Чороон»

Министерство образования Республики Саха (Якутия)

Усть-Алданский район







План конспект по теме

«Нанесение узора на Чороне»

(7 класс)









Бурнашев Егор Павлович, учитель технологии

МБОУ «Курбусахская общеобразовательная школа имени Н.Н.Окоемова»









Информационная карта урока


Предмет

Технология

Класс

7

Тема урока:

«Нанесение узора на Чорон»

Тип урока:  

урок освоения новых знаний

Вид урока

технология ручной обработки древесины

Методы обучения


рассказ, беседа, опрос, демонстрация наглядных пособий, практическая работа

Деятельностная цель: 

формирование умения использовать технологию нанесения орнаментов при декорировании якутского сосуда;

Образовательная цель: 

(расширение понятийной базы за счёт включение в неё новых элементов)

ознакомление с традиционными видами декоративно-прикладного искусства, освоение приемов выполнения основных операций ручными инструментами

Формирование УУД:

Личностные действия: 

(самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)

обучиться навыкам самостоятельной работы, привить интерес к культуре и истории своего народа.

Регулятивные действия: 

(целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)

выполнение декоративного изделия, определение последовательности по технологической карте изготовления изделия,

Познавательные действия:

 (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)

освоение приемов выполнения основных операций ручными инструментами

развитие навыков работы с резцом при декорировании изделия из дерева;

при выполнении практической работы придерживаться технологической карты

Коммуникативные действия: 

(планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)

декорирование изделия










Планируемые результаты:

Познавательные

Личностные

Коммуникативные

Регулятивные

научатся самостоятельно создавать способы решения проблем творческого характера;

научиться анализировать, сравнивать, обобщать, воображения при выполнении учебных действий; формирование желания выполнять учебные действия.

участвовать в диалоге, на уроке и в жизненных ситуациях; сотрудничать с одноклассниками в выполнении изделия; принимать решения и реализовывать их; точно выражать свои мысли.


организовывать свое рабочее место под руководством учителя; определять цель и составлять план выполнения задания; развивать практические навыки и умения при решении повседневных проблем связанных с технологией.


Умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание.

Самоорганизация;

умение излагать свои мысли, делать вывод.

способность к рассуждению построение логических рассуждений.




взаимодействовать с учителем, группой;

выражение своих мыслей, аргументация своих мнений


способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке;

планирование последовательных действий






Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1.      Организационный момент (1 минуты)

Здравствуйте ребята, садитесь.

Познакомимся, меня зовут Егор Павлович,

Приветствие - визуально контролируют свою готовность к уроку;

рассаживаются на рабочие места.


2.      Актуализация знаний (2 минуты)


Наш урок сегодня будет состоять из двух частей, в первой части мы узнаем новое из старинного искусства якутов и во второй части мы сегодня прикоснемся к этому искусству и на несколько минут станем мастерами.

Восприятие цели урока





Личностные: самоорганизация.

Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке

3.      Постановка учебной задачи (2-3 минуты)


На ваших столах лежат принадлежности которые пока не трогаем. Какие же это инструменты ?

Правильно - резцы по дереву.

Чем же мы сегодня будем заниматься ?

Правильно - резьбой по дереву.

Тема занятия «Декорирование якутского деревянного сосуда - Чорон».

Сегодня мы выполним орнамент на макете чорона, которые в конце урока станут дополнением к декоративному изделию. Поэтому вы должны постараться, чтобы наш сувенир мы смогли сделать подарочным.

Восприятие цели урока

Участие в обсуждении наглядного материала, ответы на вопросы









Личностные: умение излагать свои мысли, делать вывод.

способность к рассуждению

Коммуникативные: взаимодействовать с учителем, группой.

Познавательные:

Умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание.

4.      «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения)

(7-8 минут)


Ответьте на вопрос - Что такое чорон?

Для ответа на этот вопрос я хочу обратиться к высказываниям Алексея Павловича Окладникова, исследователя древнейшей культуры Азии, заслуженного деятеля науки Бурятской и Якутской АССР

«Чороны представляют исключительное достояние материальной культуры якутов.  Таких сосудов нет сейчас ни у одного другого народа в мире».

А вы знаете когда появились чороны?

Посмотрите на слайд – что на нем вы видите?

Первоначально чороны появились в конце бронзового или начале железного века, задолго до образования якутского народа и его культуры. По историческим данным племена бронзового века Якутии имели культурные связи со степными областями Южной Сибири, Забайкалья, а также Китая. Об этом свидетельствуют найденные на территории Якутии обычные «скифские» бронзовые котлы.

Деревянная посуда и утварь занимали важнейшее место в обиходе всех древних народов, в том числе тюркоязычных. Наиболее древние образцы обнаружены в VIII вв. до н.э.

,,,,,,,,,?

Кумысный сосуд чорон — многозначный символ, связанный с ключевыми понятиями жизни якутов. Это и сакральный сосуд, пространственное воплощение мифологической картины мира, и произведение искусства, отразившее философию и эстетический вкус народа.

Кумысные сосуды XVIII века выделяются среди всех образцов своей формой. Гармония пропорций достигается соотношением частей и целого, орнамент подчеркивает вертикальное строение сосуда, сохраняя свое структурное, конструктивное значение.

В качестве характерной особенности якутской посуды можно отметить трансформацию формы трехногих сосудов (переход триподных форм древнеякутской керамики). Данная конструктивная форма связана с сосудами раннего бронзового и железного веков, с традициями синхронных культур Забайкалья, Южной Сибири, Китая.

Какого размера бывают чороны?

Чороны бывают самых разных размеров, начиная от небольших, величиной со стакан до очень крупных, высота которых достигает почти метра.

А какие украшения имеют чороны?

Их украшали помимо резьбы, серебряными серьгами и верёвочками из конского волоса.

А почему конским волосом ?

Чороны изготавливают мастера, придерживаясь определенных правил. Могут выполнить вручную и на токарном станке. Материалом в основном служит береза.

- Как вы думаете что наливают в чорон?

В чороны наливают и пьют кумыс.

- Ребята в чем отличие этих двух чоронов?

Да один имеет три ноги, а второй одну ногу. Чороны бывают двух видов: мужские и женские.

- Какой из этих чоронов мужской, женский?

мужские - на трёх фигурных ножках, окончания которых, выполняются в форме конских копыт. Это связано с культом лошади в Якутии, считалось, что к обладателю такого чорона переходит сила и выносливость лошади.

женские - кубки на одной ножке, в виде шейки коновязи. А коновязь у якутов символизирует долговечность и гостеприимство.

Да, чорон поистине можно считать произведением искусства, так как весь сосуд покрыт чудесными орнаментами. Их очень много. И названия у них разные: в виде урасы-летнего жилища якутов – треугольные, в виде травы и ногтя.

А как расположены все эти орнаменты? Вертикально, горизонтально, наклонно и главное — непрерывно. Это означает, что всему своё время и место, что время необратимо и бесконечно.

Орнаменты на чороне выполняются поясами или ярусами. Обычно чороны имеют три, семь, девять поясов. Древние якуты считали эти числа священными.

Скажите что олицетворяют эти числа?

Три - три мира.

Семь - счастливое число у якутов.

Девять - священное число.

Чем больше поясов или ярусов, тем больше почёта.

Участие в обсуждении наглядного материала, ответы на вопросы Ознакомление с новым материалом урока, просмотр слайдовой презентации.



Личностные: построение логических рассуждений

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своих мнений

Регулятивные: планирование последовательных действий

5.      Первичное закрепление

(4-5 минут)


При нанесении орнамента пользуются различными инструментами: ножом, стамеской, и резцами различной формы.

Перед началом практической части урока ознакомимся с резцами с которыми вы будете выполнять узоры.

Резцы для резьбы по дереву применяют треугольные и полукруглые,,,,,,,,,,.

В основном такие резцы применяются для работы с мягкими пород деревьев – береза, осина….

наблюдение


6.      Самостоятельная работа. Самоанализ и самоконтроль.

(4-5 минут)


Приступаем к практической части занятия. Цель практической работы – нанесение узоров в виде урасы и ногтя с помощью треугольного и полукруглого резцов.

Но прежде чем приступить к работе, давайте повторим правила техники безопасности.

  1. Работу начинай только с разрешения учителя. Когда учитель обращается к тебе, приостанови работу.

  2. Используй инструмент только по назначению.

  3. При работе держи инструмент так, как показал учитель.

  4. Содержи в чистоте и порядке рабочее место.

  5. Не разговаривай во время работы, не отвлекайся посторонними делами.

  6. По окончании работы убери свое рабочее место.

А теперь я покажу вам, как правильно держать резец и наносить узор. Соблюдаем технику безопасности. А этапы работы давайте вместе обсудим. У вас на партах имеются технологические карты.

  1. Берем пишущей рукой резец как шариковую ручку

  2. Второй рукой придавливаем заготовку чорона

  3. Держим руку с резцом под углом 45 градусов

  4. Наносим узор строго от себя, поверх карандашного рисунка

  5. Убираем рабочее место

А чтобы работа спорилась, давайте будем выполнять её под мелодию «Якутские узоры».





Повторение техники безопасности при работе с колюще-режущими предметами
















Знакомятся с этапами работы по технологической карте





Выполнение практической работы

Личностные: овладение нормами и правилами организации труда;

Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности

Регулятивные:

умение применять полученные знания на практике осуществлять контроль по результату, выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления

Познавательные: умение ориентироваться в понятиях,.

Коммуникативные взаимодействовать с учителем группой.

7.      Включение нового знания в систему знаний и повторение. (7-8 минут)


Заканчиваем практическую работу, приводим в порядок рабочее место, складываем мусор в бумажные коробочки.

Ребята, давайте посмотрим на работы знаменитого якутского графика Валериана Васильева из серии «Мастера чоронов». Здесь мы видим, как мастер сделал чорон похожий на цветок. Во второй графической работе изображен старый мастер, который передает свое дело начинающему мастеру.

И на этом занятии как будущий мастер я передал вам частичку своего знания, давайте посмотрим на ваши работы.

Подходим к изделию и ставим чороны на подставку нашего сувенира.

Вот все вместе мы выполнили сувенир, и познакомились с работами мастеров, с работами якутского графика Валериана Васильева.

Завершают практическую работу, убирают рабочее место



Личностные: формироваие эстетического вкуса.

Коммуникативные: формулирование, высказывание и обоснование своих мыслей.

Регулятивные: оценка выполненной работы.

Познавательные: выводы о проделанной работы

8.      Рефлексия     деятельности.


___, ответь пожалуйста,

- Что нового ты узнал сегодня на уроке?

- Что такое Чорон? Для чего он служит?

- Какие узоры используют при оформлении чорона?


Ответы на вопросы

Личностные :развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности






9.      (Итог урока 2-3 минуты)

 

 

 Молодцы, ребята! Все работы выполнены мастерски! Надеюсь, что полученные умения и навыки пригодятся вам в жизни.

Оценки за урок следующие: ________

Спасибо всем за сотрудничество, а сувенир оставьте себе на память об конкурсе.

Все встали. До свидания.


До свидания. 

 











Использованная литература

  1. Алексеев Э.А. Саха талахтан, мастан оноhуктара – Якутские изделия из дерева и тальника. / Э.А. Алексеев. – Як.: Бичик, 1999, 256 с.

  2. Алексеев Э.А. Талах ынахтан са5алаан – Начиная с деревянных игрушек, Методическое пособие. – Як.: 1993, 48 с.

  3. Неустроев Б.Ф. – Мандар. Иис-куус ойуута-дьар5аата – Узоры шитья, Як.: Бичик, 2002.

  4. Неустроев Б.Ф. Кемус кулумэ – Блеск серебра: Альбом / составитель Б.Ф.Неустроев – Мандар – Як.: Кудук, 1999.

  5. Неустроев Б.Ф. Ойуу тыла - Айыы тыла – Язык узора, Як.: Бичик, 2004.

  6. Неустроев Б.Ф. Саха туоьа – Якутская береста Як.: Бичик, 1996.

  7. Носов М.М. О якутском народном орнаменте. / М.М. Носов. – Якутск.: 1936.

  8. Потапов И.А. Якутская народная резьба по дереву. –Якутск:1972.





Скачать

© 2017 1818 6

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!