СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Дела давно минувших дней"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-мастерская. Создание галереи былинных героев после прочтения и обсуждения былины «На заставе богатырской»

Просмотр содержимого документа
«"Дела давно минувших дней"»

«Дела давно минувших дней»


Урок-мастерская. Создание галереи былинных героев после прочтения и обсуждения былины «На заставе богатырской»


Цели: иметь знакомство с разными образами русских богатырей и былинных героев (в литературе и изобразительном искусстве);

уметь определиться с видом своей деятельности при создании галереи былинных героев и оценить свою деятельность


Оборудование

  1. Грамзапись казацкого хора «Три горы»

  2. Репродукция картины Виктора Васнецова «Три богатыря»

  3. Презентация «Богатыри Земли Русской»

  4. Рабочие материалы (картон, краски, карандаши, пластилин и др.)


Ход урока

  1. Актуализация знаний

Звучит аудиозапись песни «Три горы» (по мотивам былин). На слайде картина Виктора Васнецова «Три богатыря»

После прослушивания вопросы:

  1. Какое произведение вы услышали? (Былины)

  2. Что необычного в этой песне? (Напевность, особенная речь, повторение отдельных слов и т.д.)

  3. Что увидели на слайде?


Алеша Попович, Илья Муромец…. Кто это? Продолжите… (Святогор, Добрыня Никитич, МикуляСелянинович…)


  1. Определение темы урока, формулирование цели

«Узнай героя»

  1. И он вез-то Соловья да в чисто поле,

И он срубил ему да буйну голову. (Илья Муромец)


  1. На своей ли кобыле соловенькой

Приехал ко сошке кленовенькой.

Он брал-то сошку одной рукой,

Сошку из земли он повыдернул. (Микула Селянинович)


  1. Как ухватит он за колпак да земли греческой,

Он шибнетво Змею да во проклятую –

Он отшиб Змеи двенадцать да всех хоботов. (Добрыня Никитич)


В одной из былин говорится :


Высоки горы Сорочинские,

Темны леса Брянские,

Черны грязи Смоленские,

Быстры-светлы реки русские.

А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!

Сегодня у нас заключительный урок по былине, сегодня у нас мастерская. Как бы вы предложили назвать наш урок. Как можно назвать нашу мастерскую, обращаясь к былинам… («Былинные богатыри», «Могучие богатыри славной Руси»).


  1. Просмотр слайдов. Обратимся к слайдам, рассмотрим репродукцию картины Виктора Васнецова и других художников:

  1. Кто изображен?

  2. Какая картина более реалистична?

  3. Как художник изобразил природу? И т.д.

Обобщение: богатыри – собирательные образы, т.е. образы, в которых народ воплотил доброту, силу, храбрость, мужество, смекалку, чувства собственного достоинства – все , что хотели видеть в защитниках Родины, богатыри – это герои.


  1. Определение деятельности.

Ребята, я предлагаю создать нам свою галерею былинных героев….

Галерея – см. словарь (слово многозначное…)

Обсуждение. Вам необходимо определиться, …. (рисунок, словарик, памятник, текст из былины…)


  1. Работа мастерской


  1. Представление работ и оценивание самими учащимися


  1. Рефлексия.

Какие бы надписи вы оставили на придорожном камне? (у входа в нашу галерею)

Читайте былины (задание: продолжить…)

Варианты: 1) они учат любить и защищать родину

2) помогают понять историю,

3) учат быть добрее и т.п.


  1. Д\з:













ТЕКСТ 1

(Каморки под крышей в двух соседних домах; кровли домов сходились, и между ними тянулся водосточный желоб; стоило лишь перешагнуть через желоб, и можно было попасть из одного окошка в другое; поперек желоба стояли большие деревянные ящики, в них росла зелень для приправ и небольшие розовые кусты – по одному в каждом ящике, пышно разросшиеся, так что от одного окна к другому тянулись словно две цветочные грядки)




ТЕКСТ 2

(Лежит несчастная девица

Среди подушек пуховых,

Под гордой сенью балдахина;

Завесы, пышная перина

В кистях, в узорах дорогих;

Повсюду ткани парчевые;

Играют яхонты, как жар;

Кругом курильницы златые

Подъемлют ароматный пар…)



ТЕКСТ 3

С удивлением и растерянностью Снегурочка оглядывает свои владения. Руки чуть расставлены в стороны, словно Снегурочка готова обнять все, что видит вокруг. Костюм под стать этой царевне зимнего леса. Богатая парчовая шубка практически сливается с поверхностью снега. Наряд расписан золотым шитьем. Маленькая шапочка с меховой опушкой вносит в образ Снегурочки нотку женственности и нежности.


СЛОВАРИК

ПАЛИЦА – тяжелая дубинка с утолщенным концом


КОПЬЁ – колющее или метательное орудие на древке


ТЕРЕМ – высокий богатый дом с покатой крышей, с надворными постройками


НАЛИЧНИКИ – накладная планка на оконном проёме


КОНЁК – брус, идущий по гребню кровли и скрепляющий её, а также резное украшение на конце этого бруса


КОЛЬЧУГА – старинный воинский доспех в виде рубашки из металлических колец


САПОГИ – высокая обувь, охватывающая голени


ЛАТЫ – металлические доспехи, броня


ШЛЕМ – старинный металлический воинский головной убор, защищающий от ударов, стрел


МЕЧ – холодное оружие с обоюдоострым длинным прямым клинком

НОЖНЫ – футляр для сабли, шашки, шпаги, кинжала


ЩИТ – предмет старинного вооружения в виде округлой или с углами плоскости для предохранения от ударов, стрел


ПОКОИ – внутренние помещения, комнаты


СВЕТЛИЦА – светлая парадная комната в доме


ИЗБА – деревянный крестьянский дом

ЛАЧУГА – бедная хижина, небольшой и плохой дом


ЛУК и СТРЕЛЫ – ручное оружие для метания стрел в виде пружинящей дуги, стянутой тетивой.

СТРЕЛА – тонкий длинный стержень с заострённым наконечником для стрельбы из лука


ТРОН – место монарха во время торжественных церемоний


САРАФАН – женская одежда, род платья без рукавов, надеваемая поверх рубашки с длинными рукавами


РУБАШКА – одежда из лёгкой ткани, надеваемая на верхнюю часть тела или как нижнее бельё


ШУБКА – зимняя верхняя одежда – меховая или на вате, ватине


ПАРЧА – плотная узорчатая шёлковая ткань с переплетающимися золотыми, серебряными нитями


ПОСАД – пригород, предместье


ШАПКА – головной убор (преимущественно тёплый и мягкий)


ВЕНЕЦ - драгоценный головной убор

СБРУЯ – принадлежность для упряжи, запряжки

ФАТА – закрывающее голову и верхнюю часть тела лёгкое женское покрывало из кружев, шёлка


ОЖЕРЕЛЬЕ – шейное украшение

ПОЯС – лента, шнур, ремень или прошитая полоса ткани для завязывания, застёгивания по талии


БАЛДАХИН – украшенный навес над троном или над кроватью


ПЕРИНА – мягкая толстая подстилка на кровать в виде длинного мешка, набитого пухом или перьями


ЯХОНТ – старинное название рубина, сапфира и некоторых других драгоценных камней


КУРИЛЬНИЦЫ – чаша, в которой зажигают смесь, пускающую благовоние





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!