Тема урока : Деление дробей
Тип урока: объяснение нового материала.
Цели:
Образовательные:
Воспитательные:
Развивающие:
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Сообщение темы урока, его цели Сегодня на уроке вам предстоит познакомиться с алгоритмом нахождения частного рациональных дробей. Кроме того, будем продолжать отрабатывать навык нахождения произведения рациональных дробей.
Актуализация знаний учащихся
Перед устной работой 4 ученика получают задания для самостоятельной работы.
Карточка 1. Найдите значение выражения:
а) , если х = 0,6, y = –0,8;
б) , если х = 6;
в) , если 3 х - 4 y = 0,2.
Карточка 2. Расшифруй название красивейшего животного, которое живет в дальневосточной Уссурийской тайге. Этот зверь охотится на кабанов и оленей. А на него самого не охотится никто. Другие звери его боятся, а человек бережёт.
Ответ: тигр.
Какие дроби называются рациональными?
В чем заключается основное свойство дроби?
Где применяется данное правило?
Сформулируйте правило умножения дробей. Докажите это правило.
Вычислите устно (задание записано на доске)
Как найти частное обыкновенных дробей?
Какие числа называются взаимно обратными?
Назовите для каждого из данных взаимно обратное.
Как называются представленные здесь выражения?
Математический диктант: \
а) − Представьте в виде степени:
б) − Запишите выражение обратное данному:
в) − Сократите дробь:
г) − Разложите на множители:
ах + а; 2у2z + 4yx2; x2 – 6x + 9; 25y2 – z2
(После выполнения всех заданий учащиеся обмениваются тетрадями, проверяют работу соседа и определяют количество набранных баллов.) \
Ученик у доски доказывает правило умножения дробей.
Чтобы умножить дробь на дробь, нужно перемножить их числители и перемножить их знаменатели. Первое произведение записать числителем, а второе – знаменателем.
Дано:
a, b, c, d; b≠0, d≠0
Доказать:
Доказательство:
Пусть
По определению частного: a = bm; c = dn.
Разделим обе части равенства на bd≠0.
ч.т.д.
Самоконтроль \\
1. − Выполните указанные действия. Найдите соответствующую вашему ответу – букву в таблице. Расшифровав пентаграмму, вы узнаете имя человека, чей папирус с решением задач на деление дробей дошел до нас.
(Учащиеся получают карточки с заданием.)
Действия с дробями считались самой сложной наукой. Так египтяне все дроби старались записать как суммы долей, то есть дробей вида . Например, вместо они писали Единственным исключением была дробь Иногда это бывало удобно.
В папирусе Ахмеса есть задача: “Разделить 7 хлебов между 8 людьми”. \
Если резать каждый хлеб на 8 частей, придется провести 49 разрезов.
А по-египетски эта задача решалась так. Дробь записывали в виде долей: Значит, каждому человеку надо дать полхлеба, четверть хлеба и восьмушку хлеба; поэтому четыре хлеба разрезаем пополам, два хлеба — на 4 части и один хлеб — на 8 долей, после чего каждому даем его часть.
Но складывать такие дроби было неудобно. Ведь в оба слагаемых могут входить одинаковые доли, и тогда при сложении появится дробь вида А таких дробей египтяне не допускали. Поэтому папирус Ахмеса начинается с таблицы, в которой все дроби такого вида от до записаны в виде сумм долей. С помощью этой таблицы выполняли и деление чисел. Вот, например, как 5 делили на 21:
Как видите, достаточно громоздко. О делении же рациональных дробей не было и речи. А нам с вами предстоит освоить этот материал.
Объяснение нового материала\
При делении обыкновенных дробей первую дробь умножают на дробь, обратную второй.
− Так же поступают и при делении рациональных дробей, т.е.
Чтобы разделить одну дробь на другую, нужно первую дробь умножить на дробь, обратную второй.
Дано:
a, b, c, d; b≠0, c≠0; d≠0
Доказать:
Доказательство:
Достаточно показать, что произведение равно
Действительно, ч.т.д.
Например:
Практическая часть
(За доской работают 2 ученика)
− Выполните действия:
1-й ученик:
2-й ученик:
Задания для самоконтроля:
Сильная группа:
а) Докажите, что, если abc =1, то
Решение:
1) Выразим с, ac и bc из выражения abc =1.
2) Делаем замену:
(Если ученик справится с заданием, то он прочитает слово “верно”.)
Дополнительно:
Определите, при каких натуральных n значения выражения являются целыми числами.
Подведение итогов урока.
− Как разделить дробь на дробь?
− Каков алгоритм этого действия?
Домашнее задание