МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Учебно-методический центр» городского округа Балашиха Московской области
Дополнительная профессиональная программа
(повышение квалификации)
Деловая игра как образовательная технология сотрудничества и продуктивного взаимодействия
Методические материалы
для слушателей
Автор-составитель
Родина Наталья Евгеньевна,
заместитель директора МАОУ СОШ № 5 г.о. Балашиха
2017 г.
I. Цель реализации программы:
совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников в использовании деловой игры как образовательной технологии, позволяющей повысить качество образовательного процесса.
II. Совершенствуемые компетенции:
способность применять современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях;
способность организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников;
готовностью к взаимодействию с учениками, родителями, коллегами, социальными партнерами;
способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, их творческие способности.
II. Планируемые результаты обучения.
Знать:
Теоретические основы технологии деловой игры в образовательном процессе на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях;
Особенности организации групповой работы и продуктивной деятельности обучающихся и воспитанников в процессе деловой игры;
Особенности организации групповой работы и продуктивной деятельности обучающихся и воспитанников, а также родителей, коллег в рамках учебных занятий и мероприятий в форме деловой игры.
Уметь:
Применять технологию деловой игры в образовательном процессе на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях;
Организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников в процессе применения деловой игры;
Взаимодействовать с учениками, родителями, коллегами, социальными партнерами в рамках реализации проекта деловой игры;
Организовывать сотрудничество участников деловой игры, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность участников, их творческие способности.
III. Расписание занятий
№ п/п | Тема | Форма | Трудо-емкость | Примечание |
1 | Технологии обучения на основе сотрудничества и продуктивной деятельности в соответствии с компетентностным подходом в образовании. | Лекция | 6 | Очно (с дистанционной поддержкой) |
2 | Проблема игровых технологий в современной дидактике. Различные концепции и модели деловой игры. | Лекция | 6 | Очно (с дистанционной поддержкой) |
3 | Деловые игры в контексте геймификации образования. | Самосто-ятельная работа | 6 | Дистанционно |
4 | Деловая игра в образовании: генезис, теоретические основы, место в современной игровой педагогике. Контрольная работа № 1 | Семинар №1 | 6 (3+3) | Очно Дистанционно |
5 | Психолого-педагогические особенности использования деловой игры в общеобразовательной школе. | Лекция | 6 | Очно (с дистанционной поддержкой) |
6 | Разработка деловой игры для урока, внеурочного занятия | Самостоятельная работа | 6 | Дистанционно |
7 | Знакомство с практическим опытом использования деловой игры на уроках и внеурочной деятельности. | Семинар | 6 | Очно (с дистанционной поддержкой) |
8 | Деловая игра – интерактивный инструмент современного учителя. Контрольная работа № 2 | Семинар | 6 (3+3) | Очно Дистанционно |
9 | Использование деловой игра в педагогической практике | Самостоятельная работа | 6 | Дистанционно |
10 | Использование деловой игры для повышения профессионального мастерства педагогов. | Семинар | 6 | Очно |
11 | Эффективность использования деловой игры в образовательной организации. | Семинар | 6 | Очно (с дистанционной поддержкой) |
12 | Итоговая аттестация. Защита практико-значимой работы | | 6 | Очно |
| Итого | | 72 часа | |
IV. Содержание программы
1. Технологическое обеспечение педагогической деятельности в современных условиях.
1.1. Педагогические технологии на основе сотрудничества и продуктивной деятельности в соответствии с компетентностным подходом в образовании.
Лекция. Обоснование сущности технологий, основанных на сотрудничестве и продуктивном взаимодействие, и эффективности их применения для формирования у обучающихся ключевых компетенций. Значение применения интерактивных технологий в рамках компетентностного подхода в образовании. Общая характеристика образовательных технологий на основе сотрудничества и продуктивной деятельности (игровые технологии, проектные технологии, кейс-технологии и др.), их интегративный характер.
2. Применение деловой игры в сфере общего образования
2.1.Теоретические основы технологии деловой игры
2.1.1. Проблема игровых технологий в современной дидактике. Различные концепции и модели деловой игры.
Лекция. Научные подходы к изучению игры. Роль игры в обучении и воспитании. Характеристика игровой деятельности. Особенности деловой игры и ее отличия от других дидактических игр. Типология деловых игр. Понятие учебной деловой игры, ее принципы, основные характеристики, структура игровой модели.
2.1.2. Деловые игры в контексте геймификации образования.
Самостоятельная работа. Используя различные источники, подготовиться к обсуждению следующих теоретических вопросов: понятие геймификации (игрофикации); особенности геймификации (игрофикации) в образовании; роль игры в жизни ребенка и взрослого в информационном обществе; возможности использование педагогического потенциала деловой игры для повышения качества игровой деятельности.
2.1.3. Деловая игра в образовании: генезис, теоретические основы, место в современной игровой педагогике. Практическое занятие из двух частей:
1)Семинар.
Примерные вопросы для обсуждения:
Подходы к игровым технологиям обучения в исторической перспективе.
Игровая деятельность в условиях информационного общества.
Технология деловой игры в педагогике XX века.
Различные концепции деловой игры в современной дидактике.
Деловая игра как технология деятельностного типа.
Деловая игра как технология сотрудничества и продуктивного взаимодействия.
2)Деловая игра «Индивидуальный стиль учебной деятельности»
Технологическая часть. Знакомство с технологией деловой игры на практике.
Содержательная часть. Знакомство со структурой индивидуального стиля учебной деятельности (ИСУД), анализ педагогических ситуаций «Конфликт стилей обучения и учения» (в малых группах). Результат игровой деятельности – выработка путей разрешения конфликта стилей.
Контрольная работа № 1. Деловая игра как средство индивидуализации обучения.
Анализ возможностей активно задействовать в деловой игре учащихся с различными особенностями ИСУД. Аспекты ИСУД: мозговая доминантность, ведущий канал сенсорного восприятия, темперамент, гендер и др. (один из аспектов на выбор слушателя).
План выполнения работы:
Вводная часть. Классификация выбранных типов (например, по ведущему каналу сенсорного восприятия: аудиал, визуал, кинестет), краткая характеристика каждого.
Возможности вовлечения учащихся, обладающих соответствующим типом ведущего канала, в активную совместную игровую деятельность: условия в игре, способствующие активизации учащихся данного типа (например, для аудиала благоприятна возможность свободно говорить во время обсуждения в группе); виды заданий, ориентированные на учащихся разных типов (например, для кинестетического типа благоприятна возможность компоновать элементы при выполнении коллажа).
Выводы. Потенциал деловой игры для создания комфортных условий совместной учебной деятельности для учащихся различных типов ИСУД.
2.2. Использование технологии деловой игры в учебно-воспитательной работе.
2.2.1. Психолого-педагогические особенности использования деловой игры в общеобразовательной школе. Деловая игра на уроке и внеурочной деятельности.
Лекция. Особенности использования деловых игр на уроках различных учебных дисциплин. Использование деловой игры на различных этапах учебного процесса. Межпредматная интеграция в рамках деловой игры. Деловые игры в работе с одаренными детьми. Анализ урока в форме деловой игры. Составление технологической карты занятия в форме деловой игры. Возможности использования деловой игры для решения воспитательных задач. Обеспечение индивидуализации обучения с помощью деловой игры. Деловые игры с использованием ИКТ.
2.2.2. Самостоятельная внеаудиторная работа по теме «Разработка деловой игры для урока, внеурочного занятия»
Разработка деловой игры для урока по учебному предмету или внеурочного мероприятия (на выбор слушателя). Разработка отражает следующие аспекты: место данного занятия в рабочей программе, целеполагание, материально-техническое и информационное обеспечение, этапы (введение, формирование команд, постановка и выполнение учебных задач в условиях взаимодействия, представление творческого результата, рефлексивный этап). При выполнении задания проводится индивидуальное консультирование для слушателей в дистанционной форме. В результате слушатель создает готовый к реализации игровой проект, который является частью итоговой зачетной работы.
2.2.3. Знакомство с практическим опытом использования деловой игры на уроках и внеурочной деятельности.
Практическое занятие. Посещение мастер-классов педагогов организации-партнера. Анализ фрагментов деловых игр, используемых на уроках разных предметов. Анализ фрагментов деловых игр, используемых для решения воспитательных задач.
2.2.4. Деловая игра – интерактивный инструмент современного учителя.
Практическое занятие.
Круглый стол.
Обсуждение промежуточных итогов освоения программы, проблем и возможностей применения полученных знаний на практике. Круг обсуждаемых аспектов:
Деловые игры на уроках.
Деловые игры в работе классного руководителя.
Деловые игры в рамках внеурочной деятельности различных направлений.
Эффективность использования деловых в гражданско-патриотическом воспитании учащихся.
Условия применения деловой игры в образовании: человеческий, управленческий, материально-технический, информационный факторы.
Системность использования деловой игры для достижения целей образования.
2.2.5. Самостоятельная внеаудиторная работа по теме «Использование деловой игра в педагогической практике»
Реализация собственного игрового проекта слушателя. Подготовка и проведение в своем образовательном учреждении открытого урока, мероприятия в форме деловой игры (или с элементами деловой игры). Предоставление в письменной форме отчета, отзывов учащихся и педагогов об игре, а также фото или видеоматериалов. Результаты реализации проекта в дальнейшем используются в итоговой зачетной работе.
Контрольная работа № 2. Формирование универсальных учебных действий (УУД) на занятии в форме деловой игры.
Определить, какие УУД учащихся формируются на каждом из основных этапов деловой игры. Для анализа берется конкретная деловая игра по любому предмету или внеклассное занятие в форме деловой игры (на выбор слушателя). Целесообразно использовать разработку слушателя, подготовленную в ходе самостоятельной работы 2.2.2. Работа может быть выполнена в виде таблицы или текста.
№ | Содержание этапа | Конкретный пример | УУД |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Формирование групп | Образец заполнения Предмет: обществознание (экономика). Класс: 8. Учащиеся получают карточки с заданием: определить по картинке вид фактора производства и занять место за соответствующим столом. В группах выбираем командира (директора). Придумываем название. Формулируем приветствие от имени группы другим участникам. | Образец заполнения Познавательные (классификация объектов, анализ информации) Коммуникативные (взаимодействие, инициативное сотрудничество в группе,) Регулятивные (контроль и коррекция выполнения задания) |
2 | Работа в группах | … | … |
3 | Презентация результатов | … | … |
4 | Рефлексия | … | … |
2.3. Деловая игра как технология профессионального педагогического взаимодействия.
2.3.1. Использование деловой игры для повышения профессионального мастерства педагогов.
Практическое занятие. Деловая игра «Педагогическая мастерская». Направления использования деловой игры предлагаются для освоения слушателям в интерактивной форме педагогами-практиками организации-партнера. Слушатели посещают ряд мастер-классов, где знакомятся с различными вариантами (аспектами) применения деловой игры в методической работе, опираясь на интегративный характер данной технологии (деловая игра как разновидность проектной технологии, как ситуационно-ролевая игра, как исследовательская технология, как технология создания успеха, как технология коллективного обучения). Деловая игра представлена как форма проведения педагогических советов, совещаний, заседаний различного уровня, диссеминации инновационного педагогического опыта. На каждом мастер-классе слушатели являются активными участниками продуктивной игровой деятельности.
2.3.2. Эффективность использования деловой игры в образовательной организации. Практическое занятие из двух частей.
I.Круглый стол.
Повестка занятия:
Обсуждение особенностей деловой игры как технологии обучения взрослых, ее место в реализации концепции непрерывного образования для педагогических работников.
Знакомство с практическим опытом разработки и реализации программы внедрения технологии деловой игры в образовательное пространство, деятельностью муниципального ресурсного центра в г.о. Железнодорожный (Балашиха).
Обсуждение перспективы трансляции опыта использования деловой игры через сетевое взаимодействие и создание игровых крауд-проектов.
Особенности применения деловой игры в профессиональном образовании.
Использование деловых игр для повышения педагогического мастерства, формирования и совершенствования профессиональных компетенций современного учителя.
II.Деловая игра «Переход к ФГОС в современной школе: рискологический аспект». Слушатели являются непосредственными участниками игры.
Содержание игры:
Знакомство с видами педагогических рисков в современных условиях. Определение рисков, возникающих в процессе внедрения ФГОС, и способов их минимизации (работа в группах).
Выявление антиинновационных стереотипов педагогов разных возрастных групп.
Разработка способов преодоления сопротивления инновациям в образовательной организации (работа в группах).
Представление результатов своей работы. Обсуждение итогов.
Итоговая аттестация. Защита практико-значимой работы. Аттестация проходит в форме конференции. Секции конференции формируются в зависимости от состава группы. Авторам наиболее успешных игровых проектов предлагается возможность представить свой опыт на традиционной зональной конференции «Игровые модели в образовании». На этой конференции для слушателей курсов организуется отдельная секция «Первый шаг».
Таким образом, логическим завершением обучения является:
освоение теории и практики деловой игры на лекционных и семинарских занятиях, через непосредственное участие в игровой деятельности;
создание и практическая апробация собственного проекта в рамках внеаудиторных занятий;
представление своей работы педагогической общественности на итоговой аттестации.
Формы аттестации и оценочные матери
Контрольная работа № 1. Деловая игра как средство индивидуализации обучения.
Оценивание выполнения задания:
«зачтено» ставится, если слушатель показывает понимание технологических особенностей деловой игры, которые позволяют включить в активное взаимодействие каждого учащегося, и таким образом демонстрирует умение применить теоретические знания основ технологии деловой игры для решения практической педагогической задачи.
«не зачтено» ставится, если слушатель не показывает в работе умение применить теоретические знания для решения практической педагогической задачи.
Контрольная работа № 2. Формирование универсальных учебных действий на занятии в форме деловой игры. Определить, какие УУД учащихся формируются на каждом из основных этапов деловой игры. Работа выполняется в виде таблицы или текста.
Оценивание выполнения задания:
«зачтено» ставится, если слушатель показывает знание содержания основных этапов деловой игры (не менее 3-х) и умеет проиллюстрировать содержание не менее 3-х этапов конкретным примером; умеет планировать результаты обучения в виде УУД.
«не зачтено» ставится, если слушатель не знает содержание основных этапов деловой игры или знает содержание менее 3-х этапов, не может проиллюстрировать примером содержание 3-4 этапов; не умеет планировать результаты обучения в виде УУД (корректно выполнено менее половины работы)
Итоговая аттестация. Защита практико-значимой работы. Итоговая работа представляет собой методическую разработку деловой игры, предназначенной для любой сферы применения (для урока, внеурочного мероприятия, методического мероприятия и т.д.). Работа представляется в письменной форме (в виде технологической карты) и устной защиты, которая может сопровождаться наглядными печатными материалами, компьютерной презентацией, фотоколлажами, и др. Защита может проходить в форме мастер-класса, доклада, демонстрации видеофрагментов урока (мероприятия) с комментариями слушателя. Итоговый проект является общим результатом самостоятельной работы слушателя при выполнении текущих заданий 2.2.2, 2.2.5.
Критерии оценки:
Знание теоретических основ деловой игры (разработка соответствует характеристикам деловой игры).
Разработка учитывает возрастные особенности участников, специфику предмета, назначение деловой игры.
Целеполагание осуществляется в категориях ФГОС ОО.
Обеспечение условий для активной продуктивной деятельности каждого участника.
Качество устного выступления.
Качество наглядных, раздаточных материалов.
Каждый критерий оценивается 0,1,2 или 3 баллами. Максимальное количество баллов 18.
Оценка «зачтено» ставится при получении слушателем в итоге не менее 10 баллов.