Департамент образования и науки Брянской области
ГБПОУ Трубчевский политехнический техникум
ДЕЛОВАЯ ИГРА
По МДК 01.01 «Лесопильное производство»
профессионального модуля ПМ 01 «Разработка и ведение технологических процессов деревообрабатывающих производств»
Преподаватель: Федотенкова Т.Д.
Г. Трубчевск
2016
УДК 684.8(075.32)
ББК 37.я 722
Ф34
Рецензенты: С.А. Беликова– почетный работник общего образования, методист ГБПОУ «Трубчевский политехнический техникум»
Т.А.Богатырева – преподаватель высщей категории ГБПОУ «Трубчевский политехнический техникум»
Федотенкова Т.Д. ©. Деловая игра МДК 01.01 Лесопильное производство профессионального модуля ПМ.01 Разработка и ведение технологических процессов деревообрабатывающих производств: Учебно-методическое пособие/ Т.Д. Федотенкова ГБПОУ «Трубчевский политехнический техникум». – Трубчевск: ГБПОУ «Трубчевский политехнический техникум», 2016. – 10 с.
В учебно-методическом пособии собраны все материалы, необходимые для проведения деловой игры МДК 01.02 Лесопильное производство профессионального модуля ПМ Разработка и ведение технологических процессов деревообрабатывающих производств, который ведется на 3 курсе техникума по специальности 35.02.03 Технология деревообработки при изучении темы «Производственный процесс в лесопильном цехе» с целью активизации методов обучения при изучении данной темы.
Предлагаемый материал может быть полезен преподавателям для работы и студентам для подготовки к итоговому и промежуточному контролю знаний.
УДК 684.8(075.32)
ББК37.я 722
© Федотенкова Т.Д., 2016
Содержание
1. | Аннотация | 4 |
2. | Введение | 4 |
3. | Игровая ситуация | 5 |
4. | Обеспеченность урока | 6 |
5. | Распределение времени игры | 7 |
6. | Инструкции участникам игры | 8 |
7. | Приложения | 9 |
8. | Перечень вопросов к защите игры | 9 |
9. | Литература | 10 |
Аннотация
Методическое пособие составлено по учебному курсу МДК 01.01 «Лесопильное производство» и адресовано преподавателям спецдисциплин.
Необходимость создания пособия вызвало затруднение студентов при изучении темы «Производственный процесс в лесопильном цехе».
Цель пособия – познакомить с приемами проведения деловых игр при изучении тем спецдисциплин.
Задачи – повторить, закрепить, углубить знания по изучаемой теме, развить и вскрыть деловые качества студентов.
Методическое пособие состоит из собственно игровой ситуации; блок-схемы деловой игры; распределения времени игры; инструкций участникам игры; приложений 1,2; перечня вопросов к защите игры.
Введение
Обучение в настоящее время практически невозможно без широчайшего применения самых активных методов, при которых моделируются реальные ситуации и обучаемым предлагаются ролевые задачи в заданных обстоятельствах. Без этих методов не воспитать самостоятельности у нынешних и будущих руководителей – качества, которое сегодня противополагается исполнительности и послушанию, которое становится первейшей заповедью любого командира производства.
Один из таких методов – деловые игры – уже нашел применение при изучении спецдисциплин. Всякая деловая игра использует комбинацию некоторых элементарных конфликтных ситуаций. Сегодня деловую игру можно рассматривать как новую область деятельности научно-технического значения, как имитационный эксперимент, как форму ролевого общения, как метод обучения, исследования и решения производственных задач. Хорошая деловая игра отличается самообучением и самоорганизацией – признаками саморегулирования. Применение на уроках деловых игр позволяет глубже увязать теоретическое обучение с практикой.
Деловая игра обычно состоит из нескольких этапов;
1 этап – организационный. Перед студентами ставится проблема. Группа делится на 2-3 соревнующиеся подгруппы. Каждая подгруппа, в свою очередь, разбивается по секторам (по 2-4 человека). Устанавливаются правила игры, временный регламент. Каждый студент решает часть заданной проблемы, в зависимости от взятой роли. Проблема ставится перед изучением темы.
2 этап – обсуждение проблемы в секторах, выработка решения по проблеме. Используется справочная, учебная литература, конспекты. Обсуждение ведется в форме беседы, в результате которой вырабатывается конкретное решение. Выбирается старший по сектору. Преподаватель направляет студентов на принятие правильного решения, активизирует деятельность студентов.
3 этап – каждая подгруппа разрабатывает выбранный проект, обосновывая свой выбор расчетами. Каждый сектор группы занимается делом согласно распределения ролей.
4 этап – защита проекта перед комиссией. Определение наиболее положительного проекта.
5 этап – подведение итогов игры.
При планировании деловой игры преподаватель определяет «проблемные» вопросы темы и использует их в игре. В процессе игры студенты должны овладеть умением выполнять должностные обязанности. Для того, чтобы принять активное участие в игре, студент должен знать дисциплины или определенные темы изучаемых дисциплин:
Инженерная графика
Технологическое оборудование
Материаловедение и древесиноведение
Технологию деревообработки
Навык участия в разыгрывании производственных ситуаций следует прививать с простых ситуаций, постепенно их усложняя.
При изучении темы «Производственный процесс в лесопильном цехе» МДК 01.01 Лесопильное производство профессионального модуля ПМ.01 Разработка и ведение технологических процессов деревообрабатывающих производств организуется игровое проектирование по выбору производственного потока.
Берется упрощенный вариант проектирования на основе выбора способа распиловки сырья, для получения конкретно заданной пилопродукции. При изучении темы необходимо выделить вопросы, рассматриваемые во время игры.
При проведении игры необходимо научить студентов:
Разбираться в типовых планировках цехов лесопиления.
Уметь составлять планировки цехов в соответствии с заданными условиями.
Работать с ГОСТами, инструкциями, положениями.
Анализировать технологию по разработанной планировке цеха
Уметь изменять технологию при изменении ситуации.
Игровая ситуация
«Разработать, защитить и утвердить план лесопильного цеха согласно заданным условиям».
Условие: Распиливается сырьё диаметром 16-36 см. Цель – получение пиломатериалов внутрироссийского потребления.
Необходимо:
Выбрать способ распиловки.
Произвести выбор оборудования.
Обосновать свой выбор путем расчета производственного потока.
Выполнить план цеха.
Блок-схема деловой игры
Стадии игры | Руководитель игры | Старший группы | Сектор выработки решения | Сектор расчета потока | Сектор выполнения планировки |
Блок 1 Подготовка, получение задания | Знакомство с игрой, распределение ролей, выдача задания | Распределен. обязанностей, изучение задания | Изучение обязанност. | Изучение обязанност. | Изучение обязанност. |
Блок 2 Предпроект исследован. | Выдача необходимой справочной, технической литературы | Сбор, анализ существующих аналогов, обобщение информации, выбор решения | Анализ, обобщение информации выбор решения | Подготовка необходимой документац. | Выполнен. Плана участка |
Блок 3 Разработка проекта | | Контроль за работой секторов | Разработка решения. Обоснован. выбора | Выполнение расчетов | Выполнен. Планировки |
Блок 4 Заседание комиссии | Конкурсный отбор | Защита проекта | | | |
Блок 5 Подведение итогов | Объявление оценок, подведение итогов | | | | |
Обеспеченность урока
Типовые планировки лесопильного цеха на базе различного бревнопильного оборудования (лесопильных рам, круглопильных станков, ленточнопильных станков, агрегатов).
ГОСТы, положения, инструкции.
Студенты должны повторить дома игровую тему и все с ней связанное. Задание игры участники узнают на уроке.
При изучении темы обратить особое внимание на следующие вопросы:
Признаки специализации производственного потока.
Виды оборудования для распиловки сырья.
Принципы построения потока.
Определение потребного количества оборудования в потоке.
Типовые планировки потоков лесопильного цеха.
Техника безопасности в лесопильном цехе.
Распределение времени игры
Блок 1 (1 час)
Тема: подготовка игры, получение задания.
Преподаватель знакомит группу с игрой, методами её проведения, целью. Знакомит с функциональными обязанностями участников, системой оценки. На начало игры каждый участник группы имеет начальный фонд – 10 баллов, из которого создается фонд группы. Из этого фонда идет плата за нарушения правил игры или поощрение ( см. приложение 1).
Группа разбивается на 2-3 авторских коллектива, выбирается старший коллектива. Затем идет распределение ролей по секторам, изучение задания и обязанностей.
Блок2 (1 час)
Тема: предпроектное исследование.
Игра начинается с проверки готовности участников. За опоздание, отсутствие без уважительной причины, отсутствие необходимых материалов и др. нарушения участники щтрафуются (так начинается каждое занятие).
Преподаватель выдает всю необходимую документацию. Необходимо за отведенный срок собрать максимум информации. На этом занятии проводится сбор, анализ и обобщение конкретной информации, относящейся к заданию. Студенты знакомятся с типовыми планировками лесопильного цеха, анализируют их, выбирают вариант, подходящий для выполнения задания, обосновывают свой выбор. При анализе члены авторского коллектива обмениваются информацией, вырабатывая в себе умение выбрать полезное, необходимое, учитывать даже мелочи.
Блок 3 (2 часа)
Тема; разработка проекта.
На данном занятии проводится работа над проектом. Получив конкретное решение сектор расчета потока приступает к расчету производственного потока. В данный расчет входит:
Расчет эффективных рамосмен.
Расчет годового объема распиловки сырья.
Расчет ритма работы бревнопильного оборудования.
Расчет необходимого количества обрезных и торцовочных станков.
В это время сектор разработки планировки выполняет на миллиметровой бумаге план лесопильного цеха.
Блок 4 (1 час)
Тема: защита проекта.
Защита проекта ведется на заседании производственной комиссии. В качестве членов комиссии приглашаются преподаватели смежных дисциплин. Старшие групп выносят на обозрение составленные планировки, представляют расчеты. Типовые планировки для разных коллективов следует давать разные, чтобы планировки не оказались одинаковые. Защита проекта ведется по очереди старшими групп и секторов, согласно направления содержания выступления (приложение 2).
При защите задаются вопросы членами комиссии и групп «конкурентов». Отвечать на вопросы могут все члены защищающейся группы, если старшие групп затрудняются в ответе.
При обсуждении проекта каждый член комиссии отмечает положительные и отрицательные стороны проекта, предлагает место за выполненную работу. Замечания комиссии могут быть опровергнуты членами проектных групп. На основании компромиссного решения определяется лучший проект.
Блок 5 (1 час)
Тема: подведение итогов игры.
Каждый студент высказывает свое мнение о значимости урока, его достоинствах и недостатках, целесообразности проведения уроков такого типа. Старшие групп объявляют оценку каждого участника игры своей группы, комментируя её.
Деловая деятельность каждого участника игры должна быть оценена качеством разработанных документов, умением логически раскрыть содержание проблемы. Оценка игры может быть дана присутствующими на уроке преподавателями.
Игра рассчитана на 6 часов учебного времени.
Инструкции участникам игры.
Руководитель игры (преподаватель).
На протяжении всей игры осуществляет контроль за ходом игры. Контролирует соблюдение игрового режима, ведет учет баллов, набранных каждой проектной группой.
Разъясняет всей группе содержание игры, распределяет роли согласно пожеланиям в группе.
Выдает задание на проектирование, необходимую справочную и техническую документацию, инструкции.
Согласовывает выбранное решение, указывает ошибки, которые должны быть сразу устранены.
Оценивает чертежи и пояснительные записки.
Ведет заседание комиссии.
Участвует в оценке проектов.
Подводит итоги игры.
Оценивает каждого участника игры.
Сектор выработки решения
Производит сбор, анализ существующих аналогов, обобщение конкретной информации. Выбирает решение задания и предлагает на обсуждение авторскому коллективу.
Сектор расчета потока
Пользуясь методическими указаниями, в соответствии с выбранным решением и заданием, производят расчет производственного потока по вопросам, указанным в блок-схеме 2.
Сектор выполнения планировки
Пользуясь типовыми планировками лесопильного цеха и в соответствии с выбранным решение и заданием, на миллиметровой бумаге в масштабе 1:100 вычерчивают план лесопильного цеха, Дают описание технологического процесса распиловки сырья.
Приложение 1
Таблица штрафов и поощрений
Оценочные показатели | Поощрения (балл) | Штраф (балл) |
Балл на начало игры (у каждого участника - 10 баллов) | | |
За опоздания идр. Нарушения трудовой дисциплины (одним членом и за одно) | | - 5 |
Обращение за помощью к арбитру | | -2……6 |
Несвоевременное выполнение работы | | -10 |
Исполнение чертежей | +2……8 | -2…..8 |
Выполнение расчетов | +4…..10 | -4…..10 |
Оценка комиссией проекта | 5,10,15,20 | |
Приложение 2
План выступления при защите проекта
Зачитывается тема проекта и задание на проект.
Представляется планировка проекта.
Представляются расчеты потока.
По планировке дается объяснение технологического процесса распиловки сырья. При этом необходимо сказать:
А) о рациональности использования сырья;
Б) о возможности изменения технологического процесса в случае выхода из строя какого-либо оборудования.
Примерный перечень вопросов к защите
Что такое поток и каковы принципы его построения?
Как влияет правильный выбор планировки на рациональное использование сырья?
Почему выбрано данное оборудование в планировке?
Какие особенности планировки цеха на базе лесопильных рам; круглопильных и ленточнопильных станков; агрегатов?
Зависит ли выбор оборудования для распиловки сырья от способа распиловки?
Какие существуют способы распиловки сырья?
Какие технологические процессы характерны для всех способов распиловки сырья?
Какие технические параметры оборудования необходимо учитывать в технологическом расчете?
Что представляют собой фрезерно-пильные, фрезерно-брусующие станки и агрегаты? Какие операции они выполняют?
Типы оборудования для обрезки и торцовки досок и их характеристики?
Как рассчитывается потребность оборудования на участке обрезки и торцовки досок?
Какие правила техники безопасности необходимо выполнять в лесопильном цехе?
Литература
Бельчиков Я.М., Бирштейн М.М. Деловые игры- Рига: «АВОТС», 2005.
Методические указания по проведению деловых игр –Москва, 2005.
Рыкунин С.Н., Кандалина Л.Н. Технология деревообработки: Учебник для нач. проф. образования – М.:Издательский центр «Академия», 2005.
Тюкина Ю.П., Макарова Н.С. Общая технология лесопильно-деревообрабатывающего производства: Учебник для сред. проф.-техн. училищ.- 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 2003.
Тюкина Ю.П., Рыкунин С.Н., Шалаев В.С. Технология лесопильно-деревообрабатывающего производства: М.: Лесная промышленность, 1986г.
Рецензия
На учебно-методическое пособие МДК 01.01 Лесопильное производство профессионального модуля ПМ. 01 Разработка и ведение технологических процессов деревообрабатывающих производств, разработанный преподавателем ГБПОУ «Трубчевский политехнический техникум» Федотенковой Т.Д.
Учебно-методическое пособие разработано с учетом специфики подготовки дипломированных специалистов и требований федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования для специальности 35.02.03 «Технология деревообработки».
Методическое пособие составлено по учебному плану МДК 01.01 Лесопильное производство профессионального модуля ПМ 01 «Разработка и ведение технологических процессов деревообрабатывающих производств».
Методическое пособие состоит из игровой ситуации, блок-схемы игры, инструкций участникам игры, приложений и перечня вопросов к защите игры.
Цель данного пособия – познакомить с приемами проведения деловых игр при изучении тем спецдисциплин.
Методическое пособие позволяет научить студентов разбираться в типовых планировках лесопильных цехов; уметь выполнять планировки в соответствии с заданными условиями; работать с учебной и методической литературой, ГОСТами, инструкциями; анализировать технологический процесс по планировке и уметь изменять его при изменении производственной ситуации.
Данное методическое пособие разработанное преподавателем Федотенковой Т.Д. может быть рекомендовано для использования в учебном процессе средних специальных учебных заведений при подготовке специалистов по специальности 35.02.03 «Технология деревообработки».
Преподаватель высшей категории
ГБПОУ «Трубчевский
политехнический техникум» Богатырева Т.А.
Рецензия
На учебно-методическое пособие МДК 01.01 Лесопильное производство профессионального модуля ПМ. 01 Разработка и ведение технологических процессов деревообрабатывающих производств, разработанный преподавателем ГБПОУ «Трубчевский политехнический техникум» Федотенковой Т.Д.
Учебно-методическое пособие по МДК 01.01 Лесопильное производство профессионального модуля ПМ 01 «Разработка и ведение технологических процессов деревообрабатывающих производств» составлено в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников специальности 35.02.03 «Технология деревообработки».
Учебно-методическиое пособие разработано в соответствии с учебным планом специальности 35.02.03 «Технология деревообработки».
Учебно-методическое пособие содержит сценарий деловой игры. Проведение деловой игры помогает студентам закрепить знания, полученные при изучении модуля.
Разработанное методическое пособие активизирует методы изучения темы, заставляет обучающихся повторить, закрепить, углубить знания по изучаемой теме, развить и вскрыть деловые качества, воспитывает чувство коллективизма, воспитывает самостоятельность у будущих руководителей – качество, которое сегодня противополагается исполнительности и послушанию, которое становится первейшей заповедью любого командира производства.
Методическое пособие в виде деловой игры - это имитационный эксперимент, форма ролевого общения, метод обучения, исследования и решения производственных задач. Представленная деловая игра отличается самообучением и самоорганизацией – признаками саморегулирования. Применение на уроках деловых игр позволяет глубже увязать теоретическое обучение с практикой.
Учебно-методическое пособие по МДК 01.01 Лесопильное производство профессионального модуля ПМ 01 «Разработка и ведение технологических процессов деревообрабатывающих производств», разработанное преподавателем Федотенковой Т.Д. рекомендовано методическим советом техникума для применения в учебном процессе и может быть рекомендовано для использования в учебном процессе средних специальных учебных заведений при подготовке специалистов по специальности 35.02.03 «Технология деревообработки».
Почетный работник общего образования,
методист ГБПОУ «Трубчевский
политехнический техникум» С.А.Беликова