Разработка внеклассного мероприятия посвящённая
« 23 летию Конституции РФ» для 9-11 классов
ДЕЛОВАЯ ИГРА
«ГРАЖДАНИНОМ БЫТЬ ОБЯЗАН»
Цели игры:
1. Способствовать получению и расширению знаний учащихся к 23 летию Конституции РФ её истории, традициях, культуре, праве и т.д.
2. Становление многостороннего развитого гражданина России в эстетическом, культурном, нравственном и физическом отношениях.
3. Воспитывать у учащихся активную жизненную позицию, познавательный интерес к изучению обществознания.
Участники: в игре участвуют по 2-3 команды учащиеся 9классов
Основные задачи: воспитание у школьников гражданских качеств и патриотизма, формирование базисных знаний о государстве, праве, общественных и государственных институтах, правах человека.
Форма проведения: командная интеллектуальная игра.
Организация игры:
· каждая команда сидит за отдельным столом;
· игра состоит из 5 конкурсов;
· каждый конкурс разбит на темы;
· побеждает команда, получившая в конце игры наибольшее количество баллов.
План
1. Вступительное слово учителя. (чёрный ящик)
2. Конкурсы «Символы России» , Конкурс «Государственная власть»
(с историческими справками)
3. Знакомство с Конституции РФ(открытие чёрного ящика)
4. Презентация «23 - летие Конституции РФ»
5. Конкурс «Права и обязанности гражданина РФ»
ХОД ИГРЫ.
Конкурс «Символы России»
1.Государственный флаг.
Команде необходимо из предложенных полосок составить государственный флаг Российской Федерации. Время на выполнение задания – 1 минута. За правильное выполнение задания 1 балл.
Дополнительная информация: Когда-то флаги на поле боя указывали местоположение военачальника или отдельного полка. Самые первые флаги славян были красные. Наиболее заметный и яркий красный цвет повышал воинственность, звал на битву. Красный, белый и синий цвета были любимыми цветами народа. Красный цвет символизировал храбрость, удаль, красоту. (одно из значений слова «красный» - красивый, прекрасный). Синий цвет означал величие, красоту, ясность. Белый – цвет чистоты и святости. Традиция трехцветного знамени пошла от Петра I. Он во время Северной войны дал русской армии и флоту бело-сине-красный флаг. На протяжении истории флаг еще неоднократно менялся, а с 21 августа 1991 года Государственный флаг России вновь стал трехцветным, как написано в законе, он является государственным символом страны ,представляющим прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос белого, синего и красного цвета.
2.Государственный гимн.
Командам выдаются полоски белой бумаги, на которых напечатаны слова государственного гимна России. Необходимо сложить эти строки, чтобы получился первый куплет и припев гимна. Время на выполнение задания – 2 минуты. За правильное выполнение задания – 2 балла.
Правильный ответ:
1. Россия – священная наша держава,
Россия – любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава –
Твое достояние на все времена!
Припев: Славься, отечество наше свободное!
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
Дополнительная информация:. А с 2001 г. был утвержден обновленный вариант гимна с музыкой А.В.Александрова и новым текстом С.В.Михалкова.
3.Государственный герб
Команды получают изображение государственного герба Российской Федерации. Необходимо найти три ошибки. Время на выполнение задания – 2 минуты. За правильное выполнение задание – по 1 баллу за правильно найденную ошибку.
Правильный ответ:
В приведенном изображении герба Российской Федерации допущены следующие ошибки: у орла нет лапок, в которых должны быть скипетр и держава; недостает третьей короны, которая располагается между головами орла; на груди орла отсутствует герб Москвы (изображение святого Георгия Победоносца).
Дополнительная информация: до Петра I на Руси существовали эмблемы – личные знаки князей, такие эмблемы были и у городов. Герб с изображением орла стал символом государственной власти России в XVII в. На протяжении истории герб претерпел значительные изменения, а с 2000 г. данный герб становится официальным символом России.
В чёрном
Конкурс «Государственная власть»
Команды выбирают правильные ответы из предложенных вариантов. Время на выполнение 2 минуты. За каждый правильный ответ – по 1 баллу.
Президент Российской Федерации является:
1) главой государства;
2) главой Правительства РФ;
3) главой парламента РФ;
4) Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.
Правильный ответ:
Президент РФ является главой государства и Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.
Парламент России называется:
1) Советом Федерации;
2) Федеральным Собранием;
3) Государственной Думой;
4) Верховным Советом
Правильный ответ:
Федеральным Собранием.
Суды в России:
1) принимают законы;
2) проводят выборы в стране;
3) вершат правосудие в стране;
4) являются единственным государственным органом, определяющим виновность или невиновность лица.
Правильный ответ:
Суды осуществляют правосудие в стране; являются единственным государственным органом, определяющим виновность или невиновность лица.
Конкурс «Права и обязанности гражданина РФ»
1.Права и свободы гражданина.
Командам выдаются листы бумаги с предложенными ситуациями.
Задача команд: необходимо назвать какие права были нарушены с точки зрения закона в каждой из предложенных ситуаций: 1) «Схватил Волк всех козлят и съел!» (право на жизнь); 2) «Дунул Волк еще раз, и дом Ниф-Нифа разлетелся во все стороны» (право на неприкосновенность жилища); 3) «Заточил Змей Горыныч Василису Прекрасную в темницу» (право на свободу передвижения).
Дополнительная информация: человек имеет очень много прав: право на жизнь, на личную свободу, на неприкосновенность частной жизни, жилища, на защиту со стороны государства и т. д., но не надо забывать, что наши права очень тесно переплетаются с нашими обязанностями («Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав!»).
2.Обязанности гражданина
Команды получают листы бумаги с перечнем обязанностей.
Задача команд: отметить те из них, которые являются обязанностями гражданина России, закрепленными в Конституции РФ.
Обязанности: соблюдать законы; платить налоги; состоять в рядах какой-либо партии; быть членом профсоюзной организации; работать на предприятии; защищать Отечество; охранять природу и окружающую среду; бережно относиться к памятникам истории и культуры; учиться, получать образование.
Время на выполнение – 2 минуты. За правильно выполненное задание – по 1 баллу.
Правильный ответ:
Соблюдать законы, платить налоги, защищать Отечество, охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к памятниками истории и культуры.
3.Возраст.
Командам предлагаются карточки, на которых перечислены различные возрастные категории: а) 12 лет; б) 14 лет; в) 16 лет; г) 18 лет.
Задача команд: во время перечисления ведущим преступлений поднимать ту карточку с возрастом, с которого начинается уголовная ответственность за данное преступление.
Преступления: убийство (с 14 лет); кража (с 14 лет); грабеж (с 14 лет); бандитизм (с 16 лет); получение взятки (с 16 лет); заведомо ложное сообщение об акте терроризма (с 14 лет).
Время на обсуждение командой каждого пункта задания – 5 секунд. За правильно выполненное задание – по 1 баллу.
4. Обстоятельства.
Команды получают карточки: а) отягчающее обстоятельство (увеличивает ответственность); б) облегчающее обстоятельство (уменьшает ответственность); в) освобождает от ответственности (снимает ответственность).
Задача команд: во время перечисления ведущим различных обстоятельств совершения преступления поднимать соответствующие им карточки.
Обстоятельства: совершение преступления группой лиц (отягчающее); явка с повинной (смягчающее); несовершеннолетие виновного (смягчающее); необходимая оборона (освобождает от ответственности); совершение преступления в состоянии опьянения (отягчающее).
Время на обсуждение каждого пункта – 10 секунд. За правильно выполненное задание – по 1 баллу.
5.Уголовное наказание
Командам предлагаются карточки, на которых перечислены различные формы наказания. Необходимо выбрать те наказания, которые предусмотрены Уголовным Кодексом Российской Федерации: лишение свободы, ссылка, высылка, предание публичному позору, штраф, четвертование, избиение плетьми, смертная казнь, бессрочная каторга, конфискация (изъятие) имущества.
Время на выполнение – 1 минута. За правильное выполнение задания – по 1 баллу за каждый правильный ответ.
Правильный ответ:
Лишение свободы, штраф, смертная казнь, конфискация (изъятие) имущества.
Для того чтобы быть достойным гражданином своей страны необходимо знать и соблюдать Конституцию РФ, которая является основным законом государства.
Подведение итогов и награждение победителей.