СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Деловая ролевая игра "Молодёжь и выборы"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий мероприятия "Молодёжь и выборы", посвящённого дню молодого избирателя. Активная аудитория - ученики 8 - 11 классов. Мероприятие проводится в форме деловой ролевой игры. Обучающиеся выступают в ролях: кандидатов в президенты Школьной республики, членов избирательной комиссии, журналистов и избирателей. 

Просмотр содержимого документа
«Деловая ролевая игра "Молодёжь и выборы"»































Пояснительная записка

Согласно современной «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» современный национальный воспитательный идеал - это «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации». И одно из направлений воспитания – это формирование правовой культуры подростков, подготовка к осознанному выбору своего будущего и будущего своей страны. Современное общество ставит перед подрастающим поколением определённые цели и задачи, для реализации которых необходимы знания, умения, инициативность, ответственность, активная гражданская позиция.

Одним из направлений правового воспитания подрастающего поколения является формирование знаний об избирательном праве, о правилах проведения выборов. Этому вопросу и посвящена данная разработка внеклассного мероприятия «Молодёжь и выборы». Мероприятие организовано в форме деловой (ролевой) игры, во время проведения которой обучающиеся могут проявить себя в разных ролях: кандидатов, избирателей, наблюдателей, членов избирательной комиссии.









Активная аудитория: обучающиеся 8 – 11 классов.

Цель занятий – сформировать знания об избирательном праве, стадиях избирательного процесса, выборах.

Задачи мероприятия:

  1. Способствовать дальнейшей успешной социализации учеников.

  2. Вовлечь максимальное число обучающихся в активные формы обучения - социальную практику, создание и реализацию значимых социальных инициатив.

Атрибуты и оборудование: проектор, компьютер, презентация, бюллетени, протокол голосования, списки «избирателей», эмблемы «Я молодой избиратель», избирательный ящик (переносной), кабина для голосования, удостоверения кандидатов на должность Президента школьной республики, агитационные плакаты.

Предварительная подготовка:

  1. Выбор кандидатов, подготовка кандидатами своих предвыборных программ.

  2. Выбор членов избирательной комиссии, наблюдателей, подготовка агитационной информации, плаката «Мы будущее России», списков избирателей, изготовление бюллетеней, марок, удостоверений кандидатов, бейджиков для членов комиссии, наблюдателей, эмблем «Молодой избиратель», анкеты для учеников.

  3. Оборудование избирательного участка.

  4. Заполнение учениками анкеты «Я избиратель».

Участники: ведущий, «кандидаты», председатель ЦИК, председатель и члены избирательной комиссии, наблюдатели, избиратели (ученики и преподаватели).

Форма мероприятия: деловая (ролевая) игра.




Ход мероприятия

Перед началом игры «избирателям» (ученикам) прикрепляются эмблемы «Молодой избиратель» (приложение 3)

Вступление.

Мероприятие начинается с показа агитационного ролика «Молодёжь и выборы». Слайд №1

Ведущий:

Каждый человек в своей жизни оказывается перед выбором, который порой сделать очень трудно. Выбор профессии, учебного учреждения. И от того насколько этот выбор сознателен, будет зависеть его будущее. А что уже говорить о политике? От активной гражданской позиции каждого человека, от отношения каждого к своей стране зависит настоящее и будущее нашей Родины – великой России! И вы - юные граждане - будущее России. Именно вы можете сделать мир лучше.

Вы участвовали в опросе и заполнили анкету «Я избиратель» (приложение 1). Данные опроса показали, что многие из вас интересуются политической жизнью страны, и считают, что выборы необходимы и от них зависит развитие вашего города и России в целом. Но многие не владеют информацией о самом избирательном процессе.

Сегодня мы проведём с вами игру «Молодёжь и выборы» и вспомним, что такое избирательное право, рассмотрим стадии избирательного процесса и проведём выборы Президента школьной республики.

Мы являемся гражданами демократического государства. А что такое демократия? (ответы детей)

Слайд №2: высказывание американского президента Авраама Линкольна: «Демократия – это «народное правление, осуществляемое народом ради народа».

- А как народ может управлять государством?

- Является ли голосование гражданина на выборах его участием в управлении страной? (ответы)
Слайд №3: цитата американского политика Джона Натана: «Плохие власти выбираются хорошими гражданами, которые не голосуют».

Как вы понимаете это высказывание? (ответы детей)

Вы, наверное, не раз слышали такие слова: «Вот мы его выбрали, а он ничего не делает для народа», «Вот он обещал, а не выполняет». А если люди не ходили на выборы, то они его и не выбирали! Тогда какие к нему могут быть претензии? Быть избирателями - сложная и ответственная задача. Участвуя в политической жизни, мы можем изменить свою жизнь или жизнь своих близких в лучшую сторону.

Так, что же такое избирательное право? (ответы)

Слайд № 3. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» говорит: 

«Демократические, свободные и периодические выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на выборах и референдуме, защита демократических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме»

Понятие «право» имеет несколько значений. Самое распространённое из них таково: право представляет собой систему общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются и охраняются государством и выступают государственным регулятором общественных отношений. Второй смысл: возможность сделать, получить что-то, обеспечиваемая законом (права и свободы человека – право на отдых, на образование и т.д.). Есть и третье значение – моральное право. Избирательное право – это конституционное право каждого гражданина.

Избирательное право можно подразделить на: пассивное и активное. Пассивное избирательное право граждан – право быть избранными в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления. Активное избирательное право граждан – право избирать в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления.

Согласно Федеральному закону «об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» гражданин участвует в выборах на основе принципов всеобщего, равного и прямого избирательного права, при тайном голосовании. Его участие в выборах добровольно.

Итак, сегодня вы пройдёте так называемый курс молодого избирателя. И мы будем выбирать президента школьной республики.

С чего же начинаются выборы?

I этап «Выдвижение кандидата».

Ведущий: Итак, человек решил подать свою кандидатуру. Он пишет заявление о своём выдвижении.

Слайд № 4.: По закону кандидатом в органы местного самоуправления может быть гражданин, достигший 18 лет, в Государственную Думу – 21 год, а в Президенты РФ – 35 лет.

ФЗ «О выборах…»:

«Не имеют права избирать, быть избранными, участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда»

«Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства».

На основании заявления кандидата составляются подписные листы, в которых избиратели ставят свои подписи в поддержку того или иного кандидата.

Слайд №5: В соответствии с Федеральным законом «О выборах…» в поддержку кандидатов на должность президента должно быть собрано не менее одного миллиона подписей избирателей, на должность депутата Государственной Думы – не менее 1% от общего числа избирателей по округу.

Следующий этап: регистрация кандидатов. Зарегистрированные кандидаты получают удостоверения с точной датой регистрации. Список с указанием их данных передаётся средствам массовой информации.

Итак, у нас 4 кандидата на должность Президента Школьной республики. (представление кандидатов, получают удостоверения о регистрации (приложение 2))

II этап. «Предвыборная агитация»

Ведущий: Чтобы как можно больше получить голосов и соответственно победить на выборах, кандидаты должны о себе заявить, таким образом, начинается предвыборная агитация. Предвыборная агитация начинается с момента регистрации кандидата и заканчивается накануне дня, предшествующего дню выборов (т.е. за сутки до выборов). Доверенные лица, объединения, блоки и инициативные группы избирателей, представляющих кандидатов имеют право:

1. Проводить предвыборную кампанию через средства массовой информации.

2. Проводитьмассовые мероприятия (собрания и встречи с избирателями, публичные дебаты и дискуссии, митинги, шествия, демонстрации)
3.  Выпускать и распространять агитационные материалы (печатные – плакаты, календари, тексты программы кандидата, видеообращения к избирателям и т.д.);

В соответствии с законом представители государственных СМИ отводят для предвыборных выступлений кандидатов на телевидении или по радио равное количество бесплатного времени.

Итак, сегодня состоится встреча с кандидатами на должность президента Школьной республики. Избиратели и журналисты могут задать им вопросы.

(Организуется и проводится игра «Встреча с избирателями». «Кандидаты» представляют свои заранее подготовленные предвыборные программы, «избиратели» и «журналисты» задают вопросы.)

За сутки до дня выборов прекращается и запрещена всякая агитация.

III этап «Избирательный участок»

Ведущий: Ещё до выборов формируются избирательные комиссии и организовываются помещения для голосования (избирательные участки). Избирательная комиссия состоит из председателя и её членов. Также аккредитуются наблюдатели от кандидатов и независимые наблюдатели, для наблюдения за законностью проведения выборов. Заранее составляются списки избирателей, а накануне выборов присылаются бюллетени для голосования установленной формы.

Что же представляет собой помещение для голосования? Федеральный закон сообщает: «В помещении для голосования должен быть зал, в котором размещаются кабины, специально оборудованные места или комнаты для тайного голосования. Кабины оснащаются столиком и письменными принадлежностями». А также избирательные ящики, в которые избиратели бросают заполненные бюллетени.

Слайд №6: изображение бюллетеня (приложение 4).

Что же собой представляет бюллетень. Избирательный бюллетень это документ для голосования, который составляется с учётом определённых требований. В бюллетени должны быть указаны цель и дата выборов и разъяснения о порядке заполнения избирательного бюллетеня:

«Поставьте любой знак в пустом квадрате справа от фамилии только одного зарегистрированного кандидата, в пользу которого сделан выбор.

Избирательный бюллетень, в котором не содержится отметок в квадратах, расположенных справа от сведений о зарегистрированных кандидатах, или знак (знаки) проставлен (проставлены) более чем в одном квадрате, считается недействительным.

Избирательный бюллетень, не заверенный подписями двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса и печатью участковой избирательной комиссии, без специального знака (марки) признаётся бюллетенем неустановленной формы и при подсчёте голосов не учитывается»

IV этап «Голосование и подведение итогов выборов»

Ведущий: Итак, наступил день голосования. Это обязательно выходной день – воскресенье.

Мировая практика проведения выборов показывает, что именно на этапе голосования и подведения итогов выборов допускается больше всего нарушений в ходе избирательного процесса: фальсификаций, подтасовок и т.д. Если таковые нарушения имеют место быть, то результаты выборов на данном избирательном участке могут быть аннулированы. Поэтому необходимо чётко и точно соблюдать процедуру голосования, предусмотренную в законе о выборах. Помимо членов избирательной комиссии на участке в обязательном порядке присутствуют наблюдатели, в задачу которых входит контроль за тем, в какой мере действия избирателей и членов комиссии соответствуют закону.

Представление членов избирательной комиссии, наблюдателей.

Итак, избирательные участки оборудованы, комиссия и наблюдатели на месте. День выборов начинается в 8 часов утра по местному времени.

(По ходу объяснения ведущего члены комиссии демонстрируют свои действия)

Председатель избирательной комиссии объявляет избирательный участок открытым и предъявляет членам избирательной комиссии, присутствующим избирателям и наблюдателям пустые избирательные ящики, которые вслед за этим опечатываются. В ящики для голосования опускаются бюллетени тех, кто проголосовал досрочно. После этого начинается голосование.

Вы вошли в зал для голосования. И что дальше?

Вы можете проголосовать в день выборов с 8 часов утра до 20 часов вечера. Дальше вы идёте к столу для членов избирательной комиссии, предоставляете паспорт или документ его заменяющий (военный билет или удостоверение личности для лиц, которые проходят военную службу, справки установленной формы, выдаваемые органами внутренних дел, заграничный паспорт гражданина Российской Федерации — только для лиц, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации, паспорт моряка). Там вам выдадут избирательный бюллетень. При этом вы должны найти свою фамилию в списке избирателей и поставить подпись в соответствующей графе.

Каждый избиратель голосует лично. С бюллетенем вы идёте в кабину для голосования, где делаете пометку в квадратиках напротив того кандидата, за которого вы отдаёте свой голос, или же пометку напротив графы «Против всех кандидатов». После чего выходите из кабины и опускаете бюллетень в ящик для голосования.

Итак, голосование начинается.

(На экране слайд с плакатом «Выборы Президента Школьной Республики 2016». Звучит «Гимн года молодёжи». Проводится этап голосования.)

Голосование закончилось все рассаживаются по местам.

Итак, на этом для вас как для избирателей процесс голосования заканчивается. Ровно в 20 часов вечера по местному времени избирательные участки закрываются. И только тогда избирательная комиссия приступает к подсчёту голосов.

(Избирательная комиссия подсчитывает голоса, оформляет протокол (приложение 5))

Пока идёт подсчёт голосов, проводится игра с «избирателями».

1. Вопросы.

- Во сколько лет российские граждане получают право избирать? 18 лет.

- Что такое избирательный бюллетень?

- Как называется официальный документ, в который вносятся все граждане данного избирательного участка, имеющие право участвовать в выборах? Избирательный список.

- Часть избирательного округа, где голосует определѐнное количество избирателей, называется... Избирательный участок.

- С какого возраста гражданин имеет право быть избранным в Государственную Думу? 21 год.

- Возраст, с которого человек имеет право баллотироваться на пост Президента РФ? 35 лет.

- Во сколько открывается участок в день голосования, и до какого времени вы имеете право голосовать на своем участке? (с 8часов утра до 20 часов вечера)

- В какой день недели назначается голосование на выборах? (воскресенье)

- Когда прекращается агитационный период? (за сутки до дня голосования)

- Как называется торжественная церемония вступления в должность вновь избранного главы государства? Инаугурация.

2. Нестандартные ситуации во время выборов.

Ведущий: Как уже было сказано ранее, процесс голосования должен проходить в рамках существующего закона о выборах. Давайте попробуем решить несколько нестандартных ситуаций, которые могут возникнуть во время выборов.

Ситуация 1. На избирательном участке избиратель получил избирательный бюллетень и начал заполнять его в зале в присутствии других лиц.

Задание: Дайте оценку действиям избирателя. (Нарушен принцип тайного голосования. Заполнять избирательный бюллетень необходимо в кабине для голосования).

Ситуация 2. В день выборов один из членов вашей семьи не смог пойти на избирательный участок и попросил вас проголосовать за него.

Задание: Можете ли вы проголосовать за него? (Каждый избиратель должен голосовать лично. Голосование за других избирателей не допускается).

Ситуация 3. Вы получили избирательный бюллетень и в кабине для голосования при его заполнении напротив выбранного вами кандидата поставили знак «плюс», а напротив остальных – знак «минус».

Задание: Объясните судьбу вашего «голоса» в данной ситуации. (Бюллетень считается не действительным и «голос» учитываться не будет).

Ситуация 4. Гражданин не хочет принимать участие в выборах. Избирательная комиссия пришла к нему домой и требует, чтобы гражданин проголосовал. Правомерны ли действия комиссии? (Нет, гражданин имеет право выбора, голосование осуществляется добровольно).

Ситуация 5. Человек пришел на выборы, но его данные: фамилия, номер паспорта, адрес написаны неправильно или вас вообще нет в списке избирателей. Что делать? (Избирательная комиссия должна внести данные избирателя в дополнительный список).

Ситуация 6. Гражданин опустил в ящик для голосования чистый бюллетень, как будет считаться его голос при подсчете? (Голос учитываться не будет, так как бюллетень считается испорченным).

Ситуация 7. Вы планируете уехать в другой город и в день голосования вас не будет, какой документ вы должны получить в участковой или территориальной комиссии. (открепительное удостоверение)

Ситуация 8. Если вы не намеренно испортили бюллетень. Каковы ваши действия и действия избирательной комиссии? (отдать в комиссию испорченный бюллетень и получить новый)

Ситуация 9. Вы не можете по какой-то причине посетить избирательный участок, например, заболели и находитесь дома. Как вы можете проголосовать? (подать заявление в участковую избирательную комиссию в письменной форме, устной, по телефону и от других лиц, а комиссия должна организовать голосование на дому)

Итак, голосование окончено, избирательная комиссия закончила подсчёт голосов и заполнение протокола. Все данные об итогах голосования предаются в центральную избирательную комиссию и только после подсчётов всех голосов объявляется победитель в выборах.

А об итогах наших выборов сообщит председатель нашей центральной избирательной комиссии.

Председатель центральной избирательной комиссии оглашает победителя.

Заключение.

Учитель: Вот и закончились наши выборы. Вы сделали свой выбор. Сегодня это была только игра, но когда вам исполниться 18 лет и вы станете совершеннолетними, согласно конституции РФ, вы получите право участвовать в настоящих выборах. И именно от вашего голоса может зависеть судьба страны и народа.

Фотоматериалы проведения мероприятия (приложение 6)














Использованная литература:

  1. Конституция РФ.

  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009. ― 00 с. ― (Стандарты второго поколения). 

  3. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

  4. Федеральный закон о выборах.

  5. Шаг за шагом. Правоведение. Избирательное право. Комплексный образовательный проект. НПО «Школа» - издательство «Открытый мир».- М.,1996.

9