Жизнь педагога, его рабочая деятельность протекает в постоянном взаимодействии, общении с другими людьми: учащимися и коллегами. Для того чтобы контакты не приводили к конфликтам, не нарушали социального равновесия, чтобы повседневное общение было гармоничным, приятным и полезным, со времен возникновения первых учителей и учеников вырабатывались правила этикета.
Просмотр содержимого документа
«"Деловое общение и деловой этикет в педагогическом коллективе"»
«Деловое общение и деловой этикет в педагогическом коллективе»
ЭТИКЕТ — установленный порядок, совокупность правил, регламентирующих внешние проявления человеческих отношений.
История этикета
Термин «этикет» появился в XVIII веке.
Великие об этикете
«Этикет должен формировать гармоничные отношения между людьми, регулировать поведение человека в разных жизненных ситуациях».
Конфуций
Великие об этикете
«Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение».
Д. Свифт
Великие об этикете
«Манеры до некоторой степени указывают на характер человека и служат внешней оболочкой его внутренней природы».
Николай Васильевич
Шелгунов
Деловое общение
ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ – это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач.
Деловой этикет
Принятый порядок и форма обхождения на службе называется деловым этикетом .
Его основная функция - формирование правил, способствующих взаимопониманию людей.
Второй по значению является функция удобства, т. е. целесообразность и практичность.
Деловой этикет включает в себя 2 группы правил:
- Нормы, действующие в сфере общения между равными по статусу, членами одного коллектива (горизонтальные);
- Наставления, определяющие характер контакта руководителя и подчиненного (вертикальные).
«Успехи того или иного человека в его профессиональной деятельности процентов на пятнадцать зависят от его профессиональных знаний и процентов на восемьдесят пять - от его умения общаться с людьми».
Дейл Карнеги
Основные принципы этики делового общения
- Пунктуальность. Опоздания мешают работе и являются признаком того, что на человека нельзя положиться. Принцип делать все вовремя распространяется на все служебные задания. Специалисты, изучающие организацию и распределение рабочего времени, рекомендуют прибавлять лишних 25 процентов к тому сроку, который, на ваш взгляд, требуется для выполнения порученной работы.
- Приветствие. Здороваться необходимо со всеми — с коллегами, руководством, обучающимися, родителями – независимо от ранга и служебного положения. Обязательным также является соблюдение субординации. Например, первым приветствует начальника подчиненный, входящий приветствует присутствующих, а проходящий — стоящих в группе людей.
Основные принципы этики делового общения
- Внимательность. Умейте работать в команде. Прислушивайтесь к мнению окружающих. Оказывайте внимание своим коллегам, проявляйте участие. Не забывайте поздравлять своих коллег и сослуживцев с праздниками и днями рождения. Будьте искренны, но не шумны в проявлении своих чувств.
- Конфиденциальность. Секреты учреждения необходимо хранить так же бережно, как тайны личного характера. Нет также необходимости пересказывать кому-либо услышанное от сослуживца, руководителя или подчиненного об их служебной деятельности или личной жизни. Главное — дипломатичность.
Основные принципы этики делового общения
- Любезность, доброжелательность и приветливость. В любой ситуации необходимо вести себя с руководством, коллегами, обучающимися и родителями вежливо, приветливо и доброжелательно. Старайтесь быть приветливым и терпимым. Не отпугивайте мрачным видом и суровым выражением лица. Прислушивайтесь к критике. Если она направлена на ваши ошибки, поблагодарите и не проявляйте гнева. Помните, что и вы можете кому-то не нравиться.
- Умение слушать собеседника. "Общение - это улица с двусторонним движением». Умение слушать необходимо проявлять не только с начальством и коллегами, но (и особенно) с обучающимися и их родителями. От них (их оценки нашей работы, их сложившегося представления о нас) зависит качество педагогического процесса.
Основные принципы этики делового общения
- Внешний облик. Следите за собой, соблюдайте гигиену. Ваши волосы, руки должны быть всегда ухоженными и чистыми. Это же касается и одежды и обуви. Пользуйтесь одной парфюмерной линией, но умеренно. Не забывайте о носовых платках. Здоровый ухоженный вид — обязательное требование этикета служебного поведения.
- Грамотность. Внутренние документы, а также материалы, направляемые за пределы учреждения, должны быть изложены хорошим языком, а все имена собственные переданы без ошибок. Нельзя употреблять бранных слов. Не говорите много и не по существу. Иногда лучше промолчать, чем говорить не то, что нужно, то, что мешает работе и рабочим отношениям. Грамотная речь учителя – визитная карточка, лицо школы. Мы должны быть положительным примером для коллег из других учебных учреждений, обучающихся и родителей.
Беседа по телефону
- Снимая трубку телефона, необходимо назвать учреждение, должность и вежливо спросить, что желает звонящий.
- Если разговор по техническим причинам прервался, не бросайтесь тут же набирать номер собеседника. Перезванивает тот, кто первый начал беседу.
- Следует говорить максимально кратко и по существу;
- Нельзя говорить слишком громко в трубку, избегая в то же время и слишком тихой речи. Разговаривать по телефону громко – это признак недостаточного воспитания. Никогда не кричите в трубку, если плохо слышите вы – пожалейте уши вашего собеседника и просто нормальным голосом попросите говорить громче;
- Звонок по домашнему телефону деловому партнеру для служебного разговора может быть оправдан лишь серьезной причиной, кому бы вы ни звонили: начальнику или подчинённому;
Беседа по телефону
- Если вы звоните кому-то и на ваш звонок не отвечают, не кладите трубку, пока не услышите 4-6 длинных гудков - вашему собеседнику может потребоваться некоторое время для того, чтобы подойти к телефону;
- Как минимум несколько раз подумайте перед тем, как звонить в неурочное время - слишком рано утром или поздно вечером. Как правило, не следует звонить до 8 утра и после 11 вечера;
- Нельзя звонить по ставшему вам известным номеру домашнего телефона вашего партнера, если только он сам не дал этот номер вам и не сказал, что ему можно позвонить домой. Следует избегать деловых звонков по домашним номерам в выходные и праздничные дни.
- Ваш сотовый телефон ни в коем случае не должен мешать окружающим. Практически у каждого мобильного телефона есть возможность отрегулировать громкость и тембр звонка так, чтобы он был почти не слышен никому, кроме вас.
Беседа по телефону
- На планёрках и совещаниях (на любых собраниях, где возможны выступления, коллективные обсуждения различных вопросов), мобильный телефон необходимо ставить на беззвучный звонок либо выключать совсем.
- Если звонок пришелся на планёрку или совещание, а вы забыли или по причине его важности, не выключили телефон, то необходимо попросить прощения у ваших собеседников и прерваться на звонок, на максимально короткое время.
- Постарайтесь свести до минимума разговоры по мобильному в присутствии ваших коллег. Громкий и без особой нужды продолжительный разговор в окружении многих людей наверняка не прибавит вам авторитета в их глазах, напротив, оставит у них впечатление о выскочке, желающем пустить пыль в глаза.
Беседа по телефону
- Если вы звоните на номер сотового телефона, то следует помнить, что ваш собеседник может быть в дороге, за рулем автомашины и, отвлекая его, вы можете подвергнуть его опасности. Поэтому будьте кратки и отложите обсуждение деталей до другого раза.
- Когда приходит время заканчивать телефонный разговор и прощаться, следуйте правилу: кто первый начал разговор, т. е. кто позвонил, тот и должен его завершить.
- Лицу, которому позвонили, не следует проявлять нетерпение и всячески "закруглять" беседу. Это дурной тон. Вы начинаете прощаться, а человек, говорящий с вами, возможно, ещё не всё узнал или не всё уяснил.
- Как надо прощаться с собеседником? Поблагодарите ещё раз собеседника, если он поздравил вас с чем-то или сообщил приятные сведения. Если считаете нужным, заверьте собеседника, что вы всегда рады его звонку и личной встрече, или просто попрощайтесь и пожелайте всего хорошего.
Беседа по телефону
- Надо помнить, что телефон усугубляет недостатки речи. Быстрое или замедленное произношение слов затрудняет восприятие. Особенно следите за произношением чисел, имен собственных и согласных букв. Если в разговоре встречаются названия городов, фамилии или другие имена собственные, которые плохо воспринимаются на слух, их нужно произносить по слогам или даже передавать по буквам.
- Этикет делового телефонного разговора имеет в запасе целый ряд реплик для корректировки общения. Например: Как Вы меня слышите? Не могли бы Вы повторить? Извините, очень плохо слышно. Простите, я не расслышал, что Вы сказали, и т.п.
8 «нельзя» для работника ( свод неписаных правил)
- Нельзя сваливать на других свои ошибки
- Нельзя присваивать себе чужие вещи
- Нельзя одеваться небрежно
- Нельзя сплетничать
- Нельзя притворяться больным
- Нельзя выходить на работу, если вы на самом деле больны
- Нельзя выносить на всеобщее обсуждение личные проблемы
- Нельзя пользоваться офисной оргтехникой в личных целях
Спасибо за внимание!