Деловые игры как средство интенсификации ( активизации ) преподавания специальных дисциплин в вузе.
Педагогическая и психологическая сущность игры интересовала ученых с глубокой древности. Древние философы видели в игре ее универсальность и значение., возвышающее смысл жизни. Платон находил, что в словах “игра” и “ воспитание” есть этимологическое сближение , а также без игры невозможно учить ремеслу, т.к. в ней философ видел зачатки трудовой деятельности. В теории Платона были заданы все основные смысловые парадигмы, которые послужили предметом исследования будущих мыслителей. Ф. Шиллер считал ,что “человек играет только тогда , когда он является человеком в полном значении этого слова, и только тогда он является настоящим человеком, когда он играет”. Проблема игры интересовала К.Д. Ушинского, Г. Спенсера, К. Гросса, З. Фрейда, А. Адлера, Э.Берна. Карл Гросс рассматривал игру как функциональное упражнение, которое помогло непреднамеренному самообучению и самоусовершенствованию человека. Э. Берн считал, что “основной принцип теории игр состоит” в том, что “любое общение ... полезно и выгодно для людей. Голландский историк и социолог Йохан Хейзинга в монографии “Человек играющий” ищет игровое начало в разнообразных видах человеческой деятельности: правовой, научной , философской, в военной, в искусстве. По его мнению развитие культуры , истории основывается на игре . Игру он рассматривает как высшее проявление человеческой сущности. Л.С. Выготский доказывает, что игра не возникает спонтанно, а формируется под влиянием воспитания и особенно сензитивна к сфере человеческой деятельности и межличностных отношений. Было также установлено, что в игре воспроизводятся и моделируются социальные отношения. А так как ее содержанием является человек ,его отношения, она является формой ориентации в задачах и мотивах человеческой деятельности. Леонтьев А.Н. , развив положения Л.С. Выготского и С.Л. Рубинштейна, разработал наиболее цельную и стройную психологическую теорию игры. По его мнению игра не интуитивный процесс, а целеустремленная деятельность , которая образно, конкретно, чувственно отображает мир и определяется общественными законами развития. Психологическому анализу игры посвящены работы отечественных психологов В.Г, Ананьева, М.Я. Басова, Л.С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, и др.
В результате исследования концепций игры мы выделяем следующие аспекты:
а) концепцию игры как педагогической деятельности , как социального развития субъекта ( Л.С. Выготский);
б) концепцию игры как подготовительных к труду форм деятельности (Б.Г. Ананьев);
в) положение о сущности любого вида игры как единства элементов познания и общения (Б.Г. Ананьев);
г) теорию обобщенного характера игрового действия (Б.Г. Ананьев; А.Н. Леонтьев);
д) положение о связи игры с деятельностью воображения (С.Л. Рубинштейн);
е) теорию мотивации игровой деятельности (А.Н. Леонтьев; Р.И. Жуковская);
ж) положение о жестком соответствии содержания и порядка действия в игре реальному действию при возможности свободного варьирования условиями действия (А.Н. Леонтьев);
з) понятие об игре как средстве действенного освоения знаний (Р.И.Жуковская).
Таким образом, исходя из анализа учений о происхождении, сущности и значении игры, можно сделать вывод, что игра представляет собой сложное и многофункциональное явление, истоки которого берут начало в истории развития человека и общества в целом. Игра. как уже было отмечено, является сложным психологическим, социальным и педагогическим феноменом общества. Как всякому сложному явлению ей присущи неоднозначность свойств, качеств и проявлений. Это отразилось в работах философов, психологов и педагогов, исследовавших суть игры и ее значение для людей.
Впервые деловые игры начали применяться в СССР в 30е годы для моделирования производственных ситуаций с целью принятия правильных решений. Использовались они тогда и как учебные, в вузах Москвы, Ленинграда, Харькова. Но к сожалению, такое новаторство не получило широкого распространения. Уже позже, к 50м годам деловые игры были вновь изобретены в США и применялись сначала для подготовки менеджеров , а затем в качестве способа отработки военных ситуаций. Постепенно использование деловых игр находило все большее применение в целях обучения и подготовки специалистов разного профиля. Содержанием игр , используемых в процессе профессиональной подготовки, является труд, поскольку в игре имитируется предметное содержание человеческого труда, его проблемный характер
Повышение интереса к игровому обучению обусловлено следующими ее педагогическими возможностями:
-активизация учебной и познавательной деятельности;
-отражение особенностей реальных профессий;
-систематизация теоретических знаний с привязкой их к конкретной
трудовой деятельности;
- адаптация личности к реальной трудовой практике.
В педагогической сфере применение игр в учебном процессе шло с некоторым отставанием. Одной из первых попыток педагогического осмысления теории и практики игрового обучения стало исследование Астанова М.Ж. , Пидкасистого П.И. , Хайдарова Ж.С. В ней с позиций логико-исторического подхода рассматриваются различные виды игр и предлагается общая их классификация . С получением все большего распространения деловые игры стали изучаться с разных сторон.
Популярность и успех деловых игр заключается в том, что с их помощью как бы сжимается время, сближая события, далеко разнесенные в практике. Кроме того, они обеспечивают максимальное, эмоциональное вовлечение участников в события., создают оптимальные условия для развития предусмотрительности, гибкости мышления и целеустремленности. Деловая игра приучает к коллективным действиям, к принятию как самостоятельных, так и скоординированных решений, повышает способность и руководить , и подчиняться, стимулирует практические навыки, развивает воображение и интуицию. При игре меняется мотивация обучения. Знания усваиваются не про запас, не для будущего времени, а для обеспечения непосредственных игровых успехов обучающихся в реальном для них процессе. Сложилось мнение, что игры стали одним из наиболее продуктивных нововведений в деле обучения.
По мнению В.В. Красовского и И.Я. Лернера метод обучения существует в сознании педагога как обобщенный проект деятельности. Практически этот проект реализуется как совокупность конкретных действий, операций или приемов преподавания и учения. Игра здесь выступает как форма воплощения этой деятельности и как средство достижения запланированной цели Также Б.Г. Ананьев в своих работах относит деловую игру к средствам обучения - “... игра как средство , весьма эффективна в образовании и развитии другой важнейшей основной формы деятельности, а именно - общения, которое столь же социально, сколь и индивидуально.
Несомненное преимущество деловых игр перед традиционными средствами обучения состоит в том, что они требуют активности со стороны каждого участника, увлекают больше ,чем другие средства обучения. Немаловажно и то, что игры снимают эмоциональные барьеры . Главным достоинством его является радикальное сокращение времени накопления опыта и получения необходимых профессиональных навыков. “Опыт , который в обычных условиях накапливается в течение многих лет, может быть получен с помощью деловых игр в течение недели или месяца.”
Интересным аспектом игр является возможность изменить решение, которое оказалось неэффективным или в корне неверным. Возвращаясь к одной и той же ситуации, анализируя, можно коллективно сравнительно легко прийти к верному решению. При этом участники игр имеют возможность последовательно побывать в разных ролях.
Вовлечение в игру должно быть не только интеллектуальным, но также эмоциональным. Для этого можно применять разные педагогические приемы. Например, это может быть созданный условиями игры дух конкуренции команд. Применение деловых игр способствует лучшему усвоению знаний.
Наиболее распространенными видами дидактической игры стали деловые и ролевые игры, которые чаще всего применяются в обучении. Некоторые исследователи называют иногда деловые игры имитационными, так как в основе их построения лежит имитация определенных профессиональных ситуаций , а итогом игры является имитация их решений . Действительно, первоначально деловые игры были составлены как имитации определенных управленческих ситуаций. Но со временем характер деловой игры видоизменился и расширился. Она стала носить не только имитационный характер, но и аналитический. Под аналитическим характером игры мы понимаем такое построение игры, когда ее сутью является аналитическое исследование, являющееся предметом профессиональной деятельности. Исходя из этого, мы определяем деловую игру как игру, моделирующую какую-либо профессиональную ситуацию, процесс , или исследование. Итогом игры должно быть профессионально правильное решение задания , заложенного в игре. В процессе деловой игры воссоздаются условия, содержание, отношения, динамика той или иной деятельности.
Существуют следующие возможности игровой технологии
а) повышение у студентов интереса к учебным занятиям в целом и к тем социально-экономическим проблемам, которые моделируются или проектируются с помощью игровой технологии;
б) рост познавательной активности в процессе обучения, что позволяет студентам получать и усваивать большее количество информации, основанной на примерах конкретной действительности, моделируемой в игре;
в) приобретение участниками игры навыков принятия ответственных решений в сложных жизненных ситуациях, которые моделируются в процессе проводимой игры;
г) улучшение отношений между участниками игры и педагогами;
д) повышение самооценки участников игры, т.к. у них появляется возможность от слов перейти к конкретному делу и проверить свои способности;
е) изменение отношения к окружающей действительности, снятие страха перед неизвестностью,
ж) возможность накопления дидактического опыта, более реалистическое понимание своих возможностей как следствие изменения методики преподавания, повышение ее эффективности
Игры применяются не только для обучения, но и для отработки адекватного поведения в определенных жизненных ситуациях, для понимания мотивов и чувств людей, чтобы сформировать опыт социально ориентированного поведения. В настоящее время в педагогике США и Англии разрабатываются ролевые игры как социодрамы реальной жизни.
Деловые игры могут оказаться весьма продуктивными для оценки эффективности обучения, содержание которого составляет система дидактических отношений, которые складываются из традиционных-“педагог- обучаемый”, “обучаемый-обучаемый” и нетрадиционного взаимодействия условных объектов условной деятельности. Экспериментальные исследования и практическое применение дидактических игр доказывают их высокую педагогическую эффективность. Дидактическая деловая игра реализует обучающую, развивающую и воспитывающую функции в их единстве. Обучающий эффект достигается за счет проблемного усвоения предметного содержания игры, причем такое усвоение весьма эффективно. Исследователями установлено, что эффективность усвоения знаний в игре в два и более раза выше, чем в других формах занятий. Вторым достоинством дидактической деловой игры является экономия времени обучения. По данным В.И. Рыбальского и Н.Е. Мироносецкого введение и широкое использование таких игр в вузах позволяет уменьшить отводимое на изучение некоторых дисциплин время на 30-50% при большем эффекте усвоения учебного материала, участники игры приобретают навыки в 4-5 раз быстрее, чем при традиционном обучении. Игра существенно отличается от других форм обучения тем, что позволяет обучаемому быть лично причастным к функционированию изучаемой системы, дает возможность ощутить на некоторое время реальную ситуацию ,как бы находясь, в реальных жизненных условиях При этом традиционными формами считаются лекции. семинары, практические занятия. Игра позволяет обучающимся ощутить себя в конкретной рабочей ситуации какой-либо профессии, попробовать “поработать” в ней, проявить свои знания, навыки в заданной сфере деятельности , почувствовать результаты своих действий. Это способствует углубленному пониманию внутренних закономерностей изучаемого объекта или процесса, позволяет увидеть результаты собственных действий, понять и проанализировать допущенные ошибки. Для дидактической игры характерным моментом является, то, что при анализе игры вскрывается слабость усвоения того, или иного материала , что позволяет уделить ему особое внимание.
Предметным содержанием деловой игры является моделирование конкретных условий и процесса заданной трудовой деятельности человека. Игра служит прежде всего “инструментом вхождения” обучаемых в определенную ситуацию какой-либо профессии . Эта особенность игры дает возможность участникам в достаточно полной мере прочувствовать специфику и характер конкретной профессиональной деятельности. Предметным содержанием деловой игры является имитация условий и процесса какого-либо вида производства или деятельности людей. Воссоздаются две реальности- 1) характер и условия производства , 2) характер производственных отношений. При этом игра служит своеобразным инструментом развития теоретического и практического мышления. Знания, полученные с помощью других форм обучения ,конкретизируются, создаются определенные ситуации, максимально приближенные к реальным. Это достигается организацией взаимодействия участников игры с познаваемым содержанием профессиональной деятельности. Взаимодействие участников игры друг с другом с целью определения и решения определяемых игрой учебных задач осуществляется по заранее заданным или устанавливаемым в самом процессе игры правилам. Следование игровым правилам, подчинение нормам профессиональных и социальных отношений выступают необходимыми условиями для того, чтобы игра стала полноценной формой учебно-познавательной деятельности. Создание заранее продуманных игровых ситуаций , включение участников в совместную деятельность , инициирование их мышления осуществляется с помощью диалогического общения, которое обеспечивает как возможность формирования той , или иной учебной проблемы, так и ее решение в ходе анализа условий, подбора информации, согласования мнений, выработки общих решений. По своей психологической сущности и способу организации обучения игра является двуплановой деятельностью, поскольку мотивируется стремлением участников к достижению взаимосвязанных целей двоякого рода - игровых и учебных. С точки зрения психологов деловая “игра максимально способствует созданию целостного представления о проблеме и тем самым улучшает ее понимание и запоминание, полностью включая ресурсы не только левого, но и правого полушария. В отношении деловых игр мы будем рассматривать развитие мышления участников . Разработчик деловой игры закладывает в ее предметный материал какие-либо учебные проблемы, выстроенные в виде системы игровых заданий . При решении этих задач участники сталкиваются с определенными трудностями. Поиск оптимального решения проблем активизирует их познавательные способности . Активизация происходит ненавязчиво, естественным путем , благодаря игровой обстановке , способствующей свободному проявлению мыслительной деятельности. В игре происходит первичная эмоционально-действенная ориентация человека в смыслах разных видов деятельности. В настоящее время в психологии известно умение индивида переносить свойства и функции одного предмета ( одной ситуации на другой предмет ( на другую ситуацию) и умение воспринимать целостность нового предмета до рассмотрения его частных особенностей. Это положение, дает основание предположить возможность развития с помощью деловых игр профессионального мышления. Для деловой игры характерно диалогическое общение, которое рассматривается как совместное видение, совместное обсуждение проблемы или ситуации. Демократический принцип построения и проведения деловых игр как раз способствует установлению именно такого характера общения. В процессе проведения деловых игр возникает два вида общения: “ преподаватель- обучаемые в игре студенты” и общение студентов между собой в соответствии с ходом ведения игры. В ходе игры студенты свободно высказывают свои мнения , проявляя свои позиции по разным моментам игры. Педагог подчиняясь условиям игры, проявляет себя как ее координатор , создавая новые поля общения “ преподаватель- студент”. Благодаря деловой игре , участники входят в сферу общих смыслов разных видов деятельности людей, это способствует развитию такой важной психической способности как творческое воображение, на котором основывается любая творческая деятельность. Игра может закреплять какие-либо свойства, качества, состояния, навыки, способности, необходимые личности студента для выполнения им социальных, профессиональных , творческих функций.
БИБЛИОГРАФИЯ
Берн Эрик «Игры, которые играют в люди. Люди, которые играют в игры». .-4-е изд.,перераб. и доп.- - М., изд. Группа «Прогресс» 2014г.
Блонский П.П. Избранные педагогические исследования.– М.:2014. – 547 с.
Браже Т.Г. Развитие творческого потенциала учителя // Советская педагогика. – 2015. – № 8. – с.89-94.
Вислогузова М.А., Сушкова Ф.Б. Технология подготовки к творческой педагогической деятельности. .-4-е изд.,перераб. и доп.- – М.: Изд-во КРУС, ФТ и П МПГУ, 2015. – 70 с.
Дьюи Д. Психология и педагогика мышления: Пер. с англ. Н.М.Никольской. .-2-е изд.,перераб. и доп.- – М.: Совершенство, 2014. – 208 с.
Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. .-3-е изд.,перераб. и доп.- – М.: Педагогика, 2013. – 160 с.
Загвязинский В.И. Учитель как исследователь. .-2-е изд.,перераб. и доп.- – М.: 2013. – 87 с.
Педагогика: Учебное пособие / Под ред. П.И.Пидкасистого. .-4-е изд.,перераб. и доп.- – М.: Роспедагентсто, 2014. – 602 с.
Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шия-нов. .-4-е изд.,перераб. и доп.- – М.: Школа-Пресс, 2014. – 512 с.
Рындак В.Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя (теория взаимодействия): Монография. .-3 -е изд.,перераб. и доп.- – М.: Педагогический вестник, 2013. – 244 с.
Энциклопедия профессионального образования / Под ред. С.Я.Батышева. В 3-х т. .-4-е изд.,перераб. и доп.- – М.: АПО, 2014.
Яковлева Н.М. Подготовка студентов к творческой воспитательной деятельности. .-4-е изд.,перераб. и доп.- – Челябинск, 2015. – 128 с.