Демонстрационный вариант
контрольных измерительных материалов
по русскому языку для 6 класса
Подготовлен учителем русского языка МБОУ СОШ № 1 Тамбовской области, г. Мичуринска Н.П.Бурковой
Пояснения к демонстрационному варианту
контрольных измерительных материалов
по РУССКОМУ ЯЗЫКУ для 6 класса
Контрольно измерительные материалы (КИМы) для 6 класса, аналогичные материалам ЕГЭ, составлены в соответствии с Программой общеобразовательных учреждений по русскому языку и учитывают возрастные особенности учащихся. Использование КИМов позволяет начать постепенную подготовку к ЕГЭ уже с 6 класса.
Контрольно измерительные материалы (КИМы) для 6 класса адресованы учителям, ученикам их родителям и всем, кому необходимо закрепить и систематизировать знания перед ЕГЭ.
Демонстрационный вариант
контрольных измерительных материалов
по русскому языку для 6 класса
Инструкция по выполнению работы
На выполнение экзаменационной работы даётся 2 академических часа (90 мин.). Работа состоит из 3 частей.
Часть I включает 13 заданий (А1-А13). К каждому из них даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.
Часть II состоит из 5 заданий (В1-В5). Ответы к этим заданиям вы должны сформулировать самостоятельно.
Часть III состоит из одного задания (С1) и представляет собой небольшую письменную работу по тексту (сочинение).
Желаем успеха!
Вариант 1
Часть 1
При выполнении этой части на бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1 – А13) поставьте знак «Х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа. |
А1 В каком слове ударение падает на первый слог?
1) августовский;
2) агент;
3) прибыла;
4) плато.
А2 В каком ряду все несклоняемые существительные относятся к женскому роду?
1) кенгуру, шимпанзе;
2) леди, мадам;
3) кольраби, пианино;
4) авеню, кино.
А3 Укажите ошибку в образовании степени сравнения прилагательного:
1) выше;
2) высочайший;
3) более высокий;
4) самый высочайший
А4 Найдите правильный вариант склонения числительного в следующем предложении Высота Александрийской колонны равна 47 м.
1) сорок семь метров;
2) сорока семи метров;
3) сорока семи метрам;
4) сорокам семи метров.
А5 В каком ряду во всех словах пропущена буква О?
1) атм…сфера, к…мандир, пре..долеть;
2) би…графия, п…ркет, пре…бразить;
3) б…гатырь, пор…жение, приг…диться;
4) к…ллекция, пр…фессия, с…лфетка.
А6 В каком ряду все слова пишутся с приставкой при-?
1) пр…красный, пр…шить, пр…морский;
2) пр…скучный, пр…близительно, пр…открыть;
3) пр…клеить, пр…городный, пр…ехать;
4) пр…ступник, пр…мудрый, пр…ключение.
А7 В каком ряду во всех словах после приставки пишется буква Ы?
1) под…грать, без…нтересный, раз…скать;
2) под…тожить, пред…стория, сверх…мпульсивный;
3) пред…дущий, без…сходный, за…нтересовать;
4) без…скусный, сверх…зысканный, пред…нфарктный.
А8 В каком ряду даны слова, которые без НЕ не употребляются?
1) невозможный, недруг, неправильно;
2) неряха, нельзя, несчастный;
3) неуютно, нечетный, неправда;
4) неприятель, ненастье, невысоко.
А9 В каком ряду во всех существительных на месте пропуска пишется буква И?
1) дом…к, ключ…к;
2) стол…к, кусоч…к;
3) комоч…к, нож…к;
4) носоч…к, замоч…к.
А10 В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква Е?
1) боч…нок, камыш…вый;
2) медвеж…нок, свинц…вый;
3) плюш…вый, пунц…вый;
4) беж…вый, бараш…к.
А11 В каком ряду во всех прилагательных на месте пропуска пишется буква Н?
1) пчели…ый, ками…ый, голуби…ый;
2) оловя…ый, стекля…ый, деревя…ый;
3) песча…ый, шерстя…ой, серебря…ый;
4) ветре…ый, безветре…ый, каме…ый.
А12 Укажите, в каком ряду все слова пишутся через дефис?
1) (русско)английский словарь, (сельско)хозяйственный район;
2) (вагоно)ремонтное депо, (плодово)ягодное желе;
3) (юго)восточный ветер, (темно)синее небо;
4) (кисло)сладкий вкус, (южно)американский город.
А13 В каком ряду во всех глаголах на месте пропуска пишется буква О?
1) команд…вать, завед…вать, ухаж…вать;
2) навед…ваться, исслед…вать, завид…вать;
3) обслед…вать, обрад…вать, проповед…вать;
4) танц…вать, бесед…вать, предугад…вать.
Прочитайте текст и выполните задания А14 – А15, В1 – В5 |
(1) Примет так много, что о них можно было бы написать целую книгу. (2)В городах приметы не нужны. (3) Огненную рябину заменяет эмалированная синяя табличка с названием улицы. (4)Время узнаётся не по высоте солнца, не по положению созвездий и даже не по петушиным крикам, а по часам. (5)Предсказания погоды передаются по радио. (6)В городах большинство наших природных инстинктов погружается в спячку. (7)Но стоит провести две-три ночи в лесу, и снова обостряется слух, зорче делается глаз, тоньше обоняние.
(8)Приметы связаны со всем: с цветом неба, с росой и туманами, с криком птиц и яркостью звёздного света.
(9)В приметах заключено много точного знания и поэзии. (10) Есть приметы простые и сложные. (11) Самая простая примета — это дым костра. (12)То он поднимается столбом к небу, спокойно струится вверх, выше самых высоких ив, то стелется туманом по траве, то мечется вокруг огня. (13)И вот к прелести ночного костра, к горьковатому запаху дыма, треску сучьев, перебеганию огня и пушистому белому пеплу присоединяется ещё и знание завтрашней погоды.
(К.Г. Паустовский. Мещёрская сторона)
А14 В каком предложении говорится о значении примет?
1) 1;
2) 2;
3) 9;
4) 10.
А15 Укажите верную морфологическую характеристику слова выше, использованного в (12) предложении:
простая сравнительная степень прилагательного высокий;
составная (сложная) сравнительная степень прилагательного высокий;
простая сравнительная степень наречия высоко;
составная (сложная) сравнительная степень наречия высоко.
Часть 2
При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланке ответов № 1 справа от номера задания (В1 – В5). |
Ответы к заданиям В1 — В2 запишите словами |
В1 Из предложений 3-4 выпишите притяжательное прилагательное.
В2 Из предложения 8 выпишите слово с непроизносимой согласной.
Ответы к заданиям В3 – В5 запишите цифрами |
В3 Среди предложений 9-13 найдите то, в котором используются антонимы.
В4 Среди предложений 1-6 найдите сложное предложение.
В5 Среди предложений 9-13 найдите простое предложение с однородными сказуемыми.
Часть 3
Для ответа к заданию этой части используйте бланк ответов № 2. Напишите на бланке сочинение. |
С1. Опираясь на текст К.Г. Паустовского, напишите
небольшое сочинение о значении примет. Расскажите об
одной из примет погоды.
Опорные вопросы:
Где могут пригодиться приметы?
Согласны ли вы с тем, что «в приметах заключено много точного знания и поэзии»?
Наблюдали ли вы за изменениями в природе перед сменой погоды? Какие приметы погоды вам известны?
Демонстрационный вариант
контрольных измерительных материалов
по русскому языку для 6 класса
Инструкция по выполнению работы
На выполнение экзаменационной работы даётся 2 академических часа (90 мин.). Работа состоит из 3 частей.
Часть I включает 13 заданий (А1-А13). К каждому из них даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.
Часть II состоит из 5 заданий (В1-В5). Ответы к этим заданиям вы должны сформулировать самостоятельно.
Часть III состоит из одного задания (С1) и представляет собой небольшую письменную работу по тексту (сочинение).
Желаем успеха!
Вариант 2
Часть 1
При выполнении этой части на бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1 – А13) поставьте знак «Х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа. |
А1 В каком слове ударение падает не на последний слог?
1) звонит;
2) баловать;
3) газопровод;
4) красивее.
А2 В каком ряду все несклоняемые существительные относятся к мужскому роду?
1) кофе, какаду;
2) буржуа, кафе;
3) шоссе, метро;
4) жюри, Осло.
А3 Укажите ошибку в образовании степени сравнения наречия:
1) легче;
2) мягче;
3) дешевше;
4) слаще.
А4 Найдите неправильно построенное словосочетание:
1) двое мужчин;
2) три женщины;
3) четверо учениц;
4) пятеро мальчиков.
А5 В каком ряду во всех словах пропущена буква А?
1) б…гряный, б…рдовый, к…нвейер;
2) б…ссейн, вел…сипед, …рнамент;
3) б…хрома, г…раж, к..рниз;
4) девяност…, з…главие, р…кета.
А6 В каком ряду все слова пишутся с приставкой ПРЕ-?
1) пр…рвать, пр…остановить, пр…касаться;
2) пр…бытие, пр…чуда, пр…казать;
3) пр…брежный, пр…неприятный, пр…уральский;
4) пр…одолеть, пр…образователь, пр...длинный.
А7 В каком ряду во всех словах после приставки пишется буква Ы?
1) под…грать, без…нтересный, раз…скать;
2) под…тожить, пред…стория, сверх…мпульсивный;
3) пред…дущий, без…сходный, за…нтересовать;
4) без…скусный, сверх…зысканный, пред…нфарктный.
А8 В каком ряду все слова пишутся с НЕ слитно?
1) голубые (не)забудки; (не)правда, а ложь;
2) (не)громкий, а тихий голос; дом (не)высок;
3) (не)дорогое, но красивое платье; (не)веселый человек;
4) (не)уклюжая походка; далеко (не)умный человек.
А9 В каком ряду во всех существительных на месте пропуска пишется буква Е?
1) человеч…к, карандаш…к;
2) цветоч…к, листоч…к;
3) дружоч…к, пакет…к;
4) платоч…к, мяч…к.
А10 В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква О?
1) лягуш…нок, ремеш…к;
2) зайч…нок, глаж…ный;
3) книж…нка, ситц…вый;
4) нович…к, платоч…к.
А11 В каком ряду во всех прилагательных на месте пропуска пишется буква НН?
1) кожа…ый, тума…ый, бараба…ый;
2) пламе…ый, име…ой, племе…ой;
3) нефтя…ой, торфя…ой, костя…ой;
4) обществе…ый, обеде…ый, глиня…ый.
А12 Укажите, в каком ряду все местоимения пишутся раздельно?
1) кто(нибудь), ни(у)кого;
2) что(то), кое(кто);
3) не(с)кем, кто(либо);
4) кое(у)кого, кое(о)чем.
А13 В каком ряду во всех глаголах на месте пропуска пишется буква О?
1) команд…вать, завед…вать, ухаж…вать;
2) навед…ваться, исслед…вать, завид…вать;
3) обслед…вать, обрад…вать, проповед…вать;
4) танц…вать, бесед…вать, предугад…вать.
Прочитайте текст и выполните задания А14 – А15, В1 – В5 |
(1)Примет так много, что о них можно было бы написать целую книгу. (2)В городах приметы не нужны. (З)Огненную рябину заменяет эмалированная синяя табличка с названием улицы. (4)Время узнаётся не по высоте солнца, не по положению созвездий и даже не по петушиным крикам, а по часам. (5)Предсказания погоды передаются по радио. (6)В городах большинство наших природных инстинктов погружается в спячку. (7)Но стоит провести две-три ночи в лесу, и снова обостряется слух, зорче делается глаз, тоньше обоняние.
(8)Приметы связаны со всем: с цветом неба, с росой и туманами, с криком птиц и яркостью звёздного света.
(9)В приметах заключено много точного знания и поэзии. (10) Есть приметы простые и сложные. (И)Самая простая примета — это дым костра. (12)То он поднимается столбом к небу, спокойно струится вверх, выше самых высоких ив, то стелется туманом по траве, то мечется вокруг огня. (13)И вот к прелести ночного костра, к горьковатому запаху дыма, треску сучьев, перебеганию огня и пушистому белому пеплу присоединяется ещё и знание завтрашней погоды.
(К.Г. Паустовский. Мещёрская сторона)
А14 В каком предложении говорится о значении примет?
1) 1;
2) 2;
3) 9;
4) 10.
А15 Укажите, от чего зависит написание гласной в корне глагола стелется.
от места ударения;
от наличия/отсутствия суффикса -А- после корня слова;
от спряжения глагола;
от проверочного слова.
Часть 2
При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланке ответов № 1 справа от номера задания (В1 – В5). |
Ответы к заданиям В1 — В2 запишите словами |
В1 Из предложения 6 выпишите притяжательное местоимение.
В2 Из предложения 8 выпишите слово с непроизносимой согласной.
Ответы к заданиям В3 – В5 запишите цифрами |
В3 Среди предложений 9-13 найдите то, в котором используются антонимы.
В4 Среди предложений 1-6 найдите сложное предложение.
В5 Среди предложений 9-13 найдите простое предложение с однородными сказуемыми.
Часть 3
Для ответа к заданию этой части используйте бланк ответов № 2. Напишите на бланке сочинение. |
С1. Опираясь на текст К.Г. Паустовского, напишите
небольшое сочинение о значении примет. Расскажите об
одной из примет погоды.
Опорные вопросы:
Где могут пригодиться приметы?
Согласны ли вы с тем, что «в приметах заключено много точного знания и поэзии»?
Наблюдали ли вы за изменениями в природе перед сменой погоды? Какие приметы погоды вам известны?
Бланк ответов № 1
Класс ___________________
Фамилия __________________________________________________
Имя __________________________________________________
Вариант ____________________
Часть «А» (задания с выбором ответа)
Образец нанесения метки – Х
Запрещены исправления в области ответов
п/п | А1 | А2 | А3 | А4 | А5 | А6 | А7 | А8 | А9 | А10 | А11 | А12 | А13 | А14 | А15 |
1 | | | | | | | | | | | | | | | |
2 | | | | | | | | | | | | | | | |
3 | | | | | | | | | | | | | | | |
4 | | | | | | | | | | | | | | | |
Замена ошибочных ответов на задания части «А»
Часть «В» (задания с кратким ответом)
Замена ошибочных ответов на задания части «В»
Бланк ответов № 2 Часть «С» (сочинение)
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Балл Отметка
Сумма баллов Отметка Подписи (расшифровка)
проверяющих
Часть «А»
Часть «В»
Часть «С» _________ (_________________)
Общий балл
Общая отметка _________ (__________________)
Критерии оценки ответов
В зависимости от формы задания используются различные формы оценивания.
За каждое правильно выполненное задание под литерой А начисляется
1 балл.
За каждое правильно выполненное задание под литерой В начисляется
1 балл.
Часть С состоит из одного задания и представляет собой небольшую письменную работу (связный ответ или сочинение), выполняемую на отдельном листе бумаги. За каждый критерий учащийся получает баллы, из которых складывается суммарный балл.
Критерии оценивания ответа к заданию С1 | Балл |
1. Содержание ответа (сочинения): | |
Работа соответствует теме и заданию | 1 |
Допущена фактическая ошибка, связанная с пониманием темы и задания | 0 |
2. Речевое оформление ответа (сочинения): | |
Соблюдены смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения | 2 |
Допущена 1 логическая ошибка | 1 |
Допущено более 1 логической ошибки | 0 |
Точность и выразительность речи | 2 |
Прослеживается однообразие грамматического строя речи | 1 |
Работа отличается бедностью словаря, однообразием грамматического строя речи | 0 |
3. Грамотность | |
Соблюдены орфографические нормы | 2 |
Допущена 1 ошибка | 1 |
Допущено более 1 ошибки | 0 |
Соблюдены пунктуационные нормы (или 1 негрубая ошибка) | 2 |
Допущены 1 - 2 ошибки | 1 |
Допущено более 2 ошибок | 0 |
Соблюдены языковые нормы (грамматических ошибок нет) | 2 |
Допущены 1 - 2 ошибки | 1 |
Допущено более 2 ошибок | 0 |
Соблюдены речевые нормы (не допущено речевых ошибок) | 2 |
Допущены 1 - 2 ошибки | 1 |
Допущено более 2 ошибок | 0 |
Максимальное количество баллов за всю письменную работу | 13 |
Ответы на задания части С в 6 классе предполагают небольшой объём. Учитель может ставить оценку за это задание, исходя из традиционной пятибалльной системы.
Система оценки тестов не является самоцелью. Она лишь ориентируется на систему оценок заданий ЕГЭ, с тем чтобы ученики постепенно привыкли к другой системе оценки знаний и умений и понимали соответствие этой оценки оценке по традиционной, пятибалльной системе.
80% от максимальной суммы баллов — оценка «5»;
60—80% — оценка «4»;
40—60% — оценка «3»;
40% — оценка «2».
Ответы:
Вариант № 1
А1 | | А14 | 3 |
А2 | 2 | А15 | 1 |
А3 | 4 | | |
А4 | 3 | | |
А5 | 1 | | |
А6 | 3 | | |
А7 | 1 | В1 | петушиным |
А8 | 2 | В2 | звёздного |
А9 | 1 | В3 | 10 |
А10 | 4 | В4 | 1 |
А11 | 2 | В5 | 12 |
А12 | 3 | | |
А13 | 3 | | |
Вариант № 2
А1 | 4 | А14 | 3 |
А2 | | А15 | 1 |
А3 | 3 | | |
А4 | | | |
А5 | 3 | | |
А6 | 4 | | |
А7 | 1 | В1 | наших |
А8 | 3 | В2 | звёздного |
А9 | 2 | В3 | 10 |
А10 | 1 | В4 | 1 |
А11 | 2 | В5 | 12 |
А12 | 4 | | |
А13 | 3 | | |