СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Демоверсия КИМ по литературному чтению для 4 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал использовался во 2 четверти учебного года для подготовки к промежуточной аттестации учащихся 4 класса.

Просмотр содержимого документа
«Демоверсия КИМ по литературному чтению для 4 класса»

Литературное чтение

Прочитай текст.

Отрочество. Глава «Гроза»


Солнце склонялось к западу и косыми жаркими лучами невыносимо жгло мне шею и щёки; невозможно было дотронуться до раскалённых краёв брички; густая пыль поднималась по дороге и наполняла воздух. Не было ни малейшего ветерка, который бы относил её. Впереди нас, на одинаковом расстоянии, мерно покачивался высокий запылённый кузов кареты с важами, из-за которого виднелся изредка кнут, которым помахивал кучер, его шляпа и фуражка Якова. Я не знал, куда деваться: ни чёрное от пыли лицо Володи, дремавшего подле меня, ни движения спины Филиппа, ни длинная тень нашей брички, под косым углом бежавшая за нами, не доставляли мне развлечения. Всё моё внимание было обращено на верстовые столбы, которые я замечал издалека, и на облака, прежде рассыпанные по небосклону, которые, приняв зловещие, чёрные тени, теперь собирались в одну большую, мрачную тучу. Изредка погромыхивал дальний гром. Это последнее обстоятельство более всего усиливало моё нетерпение скорее приехать на постоялый двор. Гроза наводила на меня невыразимо тяжёлое чувство тоски и страха.

До ближайшей деревни оставалось ещё вёрст девять, а большая тёмно-лиловая туча, взявшаяся бог знает откуда, без малейшего ветра, быстро подвигалась к нам. Солнце, ещё не скрытое облаками, ярко освещает её мрачную фигуру и серые полосы, которые от неё идут до самого горизонта. Изредка вдалеке вспыхивает молния и слышится слабый гул, постоянно усиливающийся, приближающийся и переходящий в прерывистые раскаты, обнимающие весь небосклон. Василий приподнимается с козел и поднимает верх брички; кучера надевают армяки и при каждом ударе грома снимают шапки и крестятся; лошади настораживают уши, раздувают ноздри, как будто принюхиваясь к свежему воздуху, которым пахнет от приближающейся тучи, и бричка скорее катит по пыльной дороге. Мне становится жутко, и я чувствую, как кровь быстрее обращается в моих жилах. Но вот передовые облака уже начинают закрывать солнце; вот оно выглянуло в последний раз, осветило страшно-мрачную сторону горизонта и скрылось. Вся окрестность вдруг изменяется и принимает мрачный характер. Вот задрожала осиновая роща; листья становятся какого-то бело-мутного цвета, ярко выдающегося на лиловом фоне тучи, шумят и вертятся; макушки больших берёз начинают раскачиваться, и пучки сухой травы летят через дорогу. Стрижи и белогрудые ласточки, как будто с намерением остановить нас, реют вокруг брички и пролетают под самой грудью лошадей; галки с растрёпанными крыльями как-то боком летают по ветру; края кожаного фартука, которым мы застегнулись, начинают подниматься, пропускать к нам порывы влажного ветра и, размахиваясь, биться о кузов брички. Молния вспыхивает как будто в самой бричке, ослепляет зрение и на одно мгновение освещает серое сукно, басон и прижавшуюся к углу фигуру Володи. В ту же секунду над самой головой раздаётся величественный гул, который, как будто поднимаясь всё выше и выше, шире и шире, по огромной спиральной линии, постепенно усиливается и переходит в оглушительный треск, невольно заставляющий трепетать и сдерживать дыхание. Гнев божий! Как много поэзии в этой простонародной мысли!

Колёса вертятся скорее и скорее; по спинам Василия и Филиппа, который нетерпеливо помахивает вожжами, я замечаю, что и они боятся. Бричка шибко катится под гору и стучит по дощатому мосту; я боюсь пошевелиться и с минуты на минуту ожидаю нашей общей погибели.

Тпру! оторвался валёк, и на мосту, несмотря на беспрерывные оглушительные удары, мы принуждены остановиться.

Прислонив голову к краю брички, я с захватывающим дыхание замиранием сердца безнадёжно слежу за движениями толстых чёрных пальцев Филиппа, который медлительно захлёстывает петлю и выравнивает постромки, толкая пристяжную ладонью и кнутовищем. (Л. Н. Толстой)



1 Бричка — лёгкая повозка, иногда крытая или с откидным верхом.

2 Карета с важами — сундуки, установленные на крыше кареты.

3 Верста — русская единица измерения расстояния, равная 1066,781 метров.

4 Козлы — сиденье для кучера.

5 Армяк — мужская верхняя длиннополая одежда из сукна.

6 Басон — узорная плетёная тесьма, иногда с примесью металлических нитей.

7 Валёк — толстая палка у передка повозки, к которой прикрепляются постромки.


Часть А

При выполнении заданий этой части обведи номер выбранного тобой ответа.


А1. Сколько персонажей в данном отрывке?

1) четыре 3) три

2) пять 4) два


А2. Рядом с кем сидел главный герой?

1) рядом с Филиппом 2) рядом с Володей

3) рядом с Яковом 4) рядом с Василием


А3. Почему ездоки вынуждены были остановиться?

1) решили переждать грозу 2) доехали до места

3) сломалась бричка 4) устали лошади


А4. В какое время года происходят описанные события?

1) зимой 3) весной

2) осенью 4) летом


А5. Почему кучера стали подгонять лошадей?

1) торопились в деревню 2) испугались грозы

3) ездили наперегонки 4) не хотели попасть под дождь


А6. Что означает выделенное слово в предложении?

Бричка шибко катится под гору и стучит по дощатому мосту.

1) притормаживая 3) плавно

2) медленно 4) быстро


А7. Каким словом можно было бы заменить в тексте слово «окрестность»?

1) дорога 3) местность

2) деревня 4) осиновая роща


А8. Почему автор боялся пошевелиться, когда бричка ехала по мосту?

1) мост был деревянный 2) боялся общей погибели

3) бричка быстро ехала 4) боялся грозы


А9. К какому жанру можно отнести это произведение?

1) сказка 3) рассказ

2) басня 4) былина


Часть В


Ответы к заданиям В1–В2 запиши цифрами.

В1. В какой последовательности развивались события в рассказе?

1) устранение поломки

2) жаркий вечер

3) гроза в пути

4) начало грозы

5) поломка на мосту

_____________________________________________________________


В2. Прочитай фрагмент текста. Вставь на место пропущенных слов цифры, соответствующие словам из списка.


Стрижи и белогрудые ___, как будто с намерением остановить нас, реют вокруг брички и пролетают под самой грудью ___; галки с растрёпанными ___ как-то боком летают по ветру; края кожаного ___, которым мы застегнулись, начинают подниматься, пропускать к нам порывы влажного ___ и, размахиваясь, биться о ___ брички.


1) крыльями 4) кузов

2) лошадей 5) фартука

3) ласточки 6) ветра


Ответы к заданиям В3–В5 запиши словами.

В3. Продолжи предложение:

Бричка шибко катится под гору и стучит по дощатому мосту; я боюсь пошевелиться и с минуты на минуту _________________________________


В4. Выпиши из текста предложение, которое доказывает мысль о том, что расстояние до ближайшей деревни было достаточно большим.

__________________________________________________________________


В5. Как ты думаешь, почему автор с замиранием сердца следил после поломки повозки за действиями Филиппа?

____________________________________________________________________________________________________________________________________


Часть С

Сформулируй и запиши ответ на вопрос (5–6 предложений).

С. Как ты думаешь, давно ли происходили события, описанные автором в рассказе? Докажи свою точку зрения.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!