Конспект занятия в 3 классе "Мы живы, пока наша память жива"
Тип занятия: интегрированное.
Место занятия в разделе программы: является частью программы по ознакомлению детей школьного возраста с историко-культурным наследием родного края.
Задачи педагога на занятии:
Формирование нравственного поведения в повседневной жизни.
Формировать чувства патриотизма и любви к защитникам отечества.
Развивать эмоционально-ценностное отношение к нашей Родине.
Воспитывать чувство гордости за своих земляков – о героях Советского Союза
Развивать художественные и творческие способности.
Осуществление идеи связи поколений.
Выработка собственной осмысленной, аргументированной позиции относительно важнейших событий отечественной истории.
Обоснование выбора типа занятия:
Интегрированное занятие – организуется в целях решения задач:
приобретение опыта выработки индивидуальных и коллективных решений;
углубление полученных знаний и практических навыков;
формирование познавательной мотивации;
развитие творческих способностей.
Какие особенности и возможности учащихся учтены: Развиты сообразительность, любознательность, творческие способности, умение легко и быстро находить ответ, Уметь формулировать понятия нравственного поведения, формирование положительных черт характера.
Задачи учащихся на занятии: Выслушивать задание (вопрос) до конца, умение собраться с мыслями и дать полный ответ, прислушиваться к мнению сверстников, (умение радоваться или сопереживать другим), закрепить умение договариваться, работать группой.
Сочетание методов и приёмов обучения и воспитания: Поиск ответов, эвристическая деятельность, принятие индивидуальных и коллективных решений, проблемные вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность, задания типа «Объясни», «Почему», «Расскажи».
Использование возможностей технических средств обучения: Использование аудиозаписи, ноутбук.
Словарная работа: вечный огонь, снайпер, Адольф Гитлер, орден красной звезды, Неизвестный солдат, ветераны, герой Советского Союза.
Ход занятия
Предлагаю детям сесть в кружок в затемненном помещении и зажигаю свечку.
Учитель(вполголоса):
Горит дрожащая свеча.
Не дунь на пламя сгоряча.
А ты, волшебный огонек,
О чем бы нам поведать мог?
Предлагаю детям посмотреть на горящую свечку и рассказать, какие чувства она вызывает.
На что похож огонек пламени? В каких еще ситуациях дети могли смотреть на пламя и думать о чем-то далеком и таинственном, о важном и глубоком? (В храме, где горят свечи; в походе у костра; у бабушки в деревне, когда она топит печку.)
Но есть огонь, который вызывает у людей особые чувства и особые воспоминания. Это огонь на могиле Неизвестного солдата.
Свечка гаснет. Подходим к стенду где висят фотографии с изображением могилы неизвестного солдата.
Кто из детей был когда-нибудь у такого огня? С кем? По какому случаю? (Выслушиваются ответы детей.)
Почему могила называется могилой Неизвестного солдата? (Дети высказывают свои предположения.)
Много таких могил на нашей земле. В этих могилах похоронены останки солдат, павших на поле битвы во время последней большой войны. Она называлась Великой Отечественной войной. Это была война с фашистами, которые хотели захватить нашу страну, бомбили наши города, жгли деревни и убивали людей. Много солдат погибло в боях на той войне. Не всех убитых могли опознать, не у всех находили документы. У Кремлевской стены в Москве захоронен прах одного из таких солдат. Поэтому на надгробном камне написано: «Имя твое неизвестно».
А что значит вторая часть надписи: «Подвиг твой бессмертен»? (Дети высказывают свои предположения.)
Эта надпись означает, что люди всегда будут помнить: похороненные здесь солдаты погибли, защищая Родину, своих родных и близких, своих детей и внуков.
Как дети думаете, почему на могиле Неизвестного солдата горит огонь? (Выслушиваются версии детей.)
А может, огонь зажигают на могилах, потому что он должен напоминать о вечной жизни души — как свечки в храме? Или, чтобы он согревал души оставшихся в живых и тоскующих по своим родным, погибшим в годы войны?
Но главное, что огонь на солдатской могиле будит в людях воспоминания и не дает забыть погибших во имя Отечества.
У москвичей есть обычай приезжать к могиле Неизвестного солдата в день свадьбы. Ведь это счастливое событие может сегодня состояться благодаря тому, что много лет назад кто-то отдал свою жизнь в бою.
Он горит зимой и летом, днем и ночью. И потому его называют вечным.
Учитель: Последним мирным днём 22 июня 1941 года была суббота. После обычной трудовой недели миллионы советских людей отправились отдыхать. Лишь продолжали дышать жаром домны, дымили трубы, безостановочно работающих предприятий, по железным дорогам мчались грузовые и пассажирские поезда…
Тишину наступившей ночи, по-летнему тёплой, благоухающей, во многих городах и сёлах нарушали счастливые голоса молодых людей, праздновавших своё вступление во взрослую жизнь.
На нашу милую и горделивую,
На нашу Родину счастливую
На наш родимый, мирный край,
Напал фашистский негодяй!
Он осквернил всё дорогое,
Где только подлая нога
Ступала фрица-негодяя
Там пепел, смерть и нищета.
Имя этого страшного человека Адольф Гитлер. Посмотрите на фотографии. Он со своей армией напал на нашу страну. Все люди поднялись на защиту своей Родины. Много солдат полегло на поле боя. Но победа осталась за теми, кто защищал свою Родину от захватчиков.
Учитель: в нашем Голышмановском районе тоже есть свой герой войны, наш земляк, герои СССР – Григо?рий Лавре?нтьевич Шевчу?к (род. 4 сентября 1923, дер. Гагарысово Голышмановский район, Тюменская область) — майорСоветской Армии, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1944). Командир минометной роты 615-го стрелкового полка, 167-я стрелковая дивизия, 38-я армия, 1-й Украинский фронт. В Советской Армии с июня 1941 года, добровольно отправился на фронт, Голышмановский военкомат направил его в Тюменское военное училище, где он прошёл ускоренные курсы младших командиров[2]. В июне 1942 года был направлен на Воронежский фронт, под командованием генерала Н. Ф. Ватутина, в должности командира минометного взвода отдельной роты 167 стрелковой дивизии. В боевых действиях на Орловско-Курской дуге Григорий Шевчук стал командиром отдельной минометной роты. 29.9.1943 года, не дожидаясь переправы пехотных подразделений, с тремя разведчиками переправился через Днепр в районе с. Вышгород (ныне город Киевской области), где был скрытно оборудован наблюдательный пункт, откуда разведчики стали засекать огневые точки врага и по радио сообщать их координаты. Благодаря полученной корректировке артиллеристам и миномётчикам удалось до массового форсирования реки советскими войсками уничтожить несколько огневых точек, в том числе два дзота.
А сейчас мы с вами поиграем в игру «Сигнальные флажки»
Желтый флажок – топаем ногами.
Зеленый флажок – хлопаем руками.
Синий флажок – замираем на месте.
Красный флажок – кричим «Ура!»
9 мая 2014 года в 69-й раз прогремел салют Победы во многих городах нашей Родины. А в памяти народной и поныне живы безмерные страдания военных лет и безмерное мужество народа.
День 9 мая 1945 года знает весь мир. Наша страна шла к этому дню 4 лет. Но какие это были годы. В этот день вся страна будет чествовать ветеранов Войны, и тех, кто не дожил до этого светлого дня.
Учитель: предлагаю детям нарисовать Вечный огонь. Зажигается свет. Дети переходят к рабочим местам, на которых приготовлено все для рисования красками.
Перед началом работы прошу детей еще раз вспомнить образ горящего пламени свечки: на что оно походило, как оно дрожало, как менялись внутри него цветовые переходы. Потом предлагаю детям на 3–5 секунд закрыть глаза и представить себе Вечный огонь на могиле Неизвестного солдата.
Затем дети приступают к работе. По окончании работы рисунки размещаются на выставке или используются для оформления единого панно «Вечный огонь».