ГОКУ АО «Общеобразовательная школа при учреждениях исполнения наказания» УКП при ФКУ ИК-8
учитель русского языка и
литературы Станкевич Л.И.
12а класс
Сценарий классного часа «День неизвестного солдата»
(в рамках Программы по патриотическому воспитанию)
Цели проведения: развитие ключевых компетенций обучающихся
Развитие языковой компетенции: развитие способности обучающихся употреблять синонимические структуры русского языка в соответствии с нормами литературного языка; владение богатствами языка для успешной речевой деятельности в разных социальных ситуациях (сферах общения).
Развитие социокультурной компетенции: воспитание чувства патриотизма и гордости за русский народ, сплотившийся в народное и общественное единство как в годы войн, которые вела Россия, так и в мирное время, когда проводилась работа по извлечению и захоронению останков погибших в годы войны; знакомство с историей Великой Отечественной войны и её героями.
Развитие лингвистической компетенции: развитие познавательной культуры (виртуальное путешествие по странам, где установлены памятники Неизвестному солдату: знакомство с историей возникновения памятников Неизвестному солдату в некоторых государствах).
Развитие коммуникативной компетенции: умение правильно выбрать социальную роль и грамматические средства в общении по теме классного часа и определить свою цель и намерения в разговоре; развитие навыка владения монологической и диалогической формами речи.
Презентации «День Неизвестного солдата» и «Памятники Неизвестному солдату» находятся на сайте Мультиурок.
Ход классного часа
I.Мобилизационный этап.
II. Целеполагание: звучит песня В. Высоцкого «На братских могилах не ставят крестов» (видеофильм с Красной площади – трансляция концерта ко Дню победы).
Слово классного руководителя (обращение к календарю знаменательных дат).
III. Сценарий классного часа.
Сообщение ученика: Исторически, в ходе войн, множество солдат гибло и их останки не были или не могли быть опознаны. В XX веке, после окончания кровопролитной Первой мировой войны, начала образовываться традиция, по которой нации и государства устанавливают памятники Неизвестному солдату, символизирующие память, благодарность и уважение всем погибшим солдатам, чьи останки так и не были идентифицированы. Обычно такие памятники ставятся на могиле, в которой находятся останки погибшего солдата, чья личность неизвестна и считается невозможным её установление. При погребении проводятся многочисленные исследования, для того чтобы удостовериться, что солдат действительно погиб в бою или умер от ран, не был дезертиром или пленным, принадлежит к соответствующей армии.
2-3 слайды: высказывания А.В. Суворова и маршалов К.Г. Жукова и К.К. Рокоссовс-
кого о памяти потомков.
4 слайд: ученик читает стихотворение М. Исаковского
Куда б ни шёл, ни ехал ты, Но здесь остановись, Могиле этой дорогой Всем сердцем поклонись. Кто б ни был ты — рыбак, шахтёр, Учёный иль пастух, —
| Навек запомни: здесь лежит Твой самый лучший друг. И для тебя, и для меня Он сделал всё, что мог: Себя в бою не пожалел, А Родину сберёг. |
5-7 слайды: начало традиции в СССР (03.12.1966 г.- перезахоронение останков неизвестного солдата)
8 слайд: фото отреставрированного памятника (Пост №1 - Почётный караул)
Сообщение ученика: инфографика: Пост №1: особые приметы солдат Почётного караула.
9-10 слайды: Закон об установлении праздника был принят Госдумой 24 октября и одобрен Советом Федерации 29 октября 2014г. 04.11.14 Указ Президента о появлении новой даты: «Мы обязаны увековечить память, воинскую доблесть и бессмертный подвиг российских и советских воинов, погибших в боевых действиях на территории страны или за её пределами, чьё имя осталось неизвестным, установление Дня Неизвестного Солдата будет способствовать укреплению патриотического сознания россиян».
(ученик читает стихотворение М. Светлова)
Он умер от семьи своей вдали, И гибели его нам неизвестна дата... К могиле неизвестного солдата Известные солдаты подошли... Мы этот образ до сих пор храним – Истерзанный свинцом лежал парнишка, И не было при нем военной книжки – Она в бою погибла вместе с ним. Пусть мы его фамилии не знаем, – Он был – мы знаем – верным до конца. | И мы в молчанье головы склоняем Перед бессмертным подвигом бойца. И дружба воинов неколебима свята, Она не умирает никогда! Мы по оружию родному брату Воздвигли памятник на долгие года! Соединим же верные сердца И скажем, как ни велика утрата, – Пусть нет фамилии у нашего бойца, – Есть звание российского солдата! |
11 слайд: сообщение ученика о солдатских медальонах
12 слайд: посещение могил неизвестных солдат ветеранами
13-17 слайды: работа следопытов по нахождению останков погибших, перезахоронение.
Сообщение ученика: Министерство обороны Российской Федерации постоянно проводит мероприятия по поиску и установлению военнослужащих, числящихся без вести пропавшими или неизвестными. Только в 2014 году при проведении поисковых работ подразделениями Министерства обороны РФ во взаимодействии с общественной организацией «Поисковое Движение России» найдено около 14 тысяч останков советских офицеров, солдат и матросов, установлены имена около 1000 погибших при защите Отечества.
Работа по установлению неизвестных и пропавших без вести защитников Отечества ведётся специалистами Минобороны России в ходе поисковых экспедиций, кропотливого изучения архивных документов и обеспечения открытого доступа к архивным документам, в том числе и на электронных ресурсах.
Каждый год десятки тысяч людей созданного при участии Минобороны России электронного ресурса ОБД «Мемориал» находят информацию о родных и близких, связь с которыми оборвалась в годы Великой Отечественной войны.
За пять лет в результате уникального по масштабам, технологиям и срокам исполнения работ проекта было обработано более 19 миллионов страниц архивных документов, хранящихся в Центральном архиве Минобороны РФ, Центральном военно-морском архиве Минобороны России, Российском государственном военном архиве, Государственном архиве, введено более 39 миллионов записей о персоналиях, уточнены свыше 42 тысячи паспортов воинских захоронений, установлены судьбы около 800 тысяч военнослужащих, числившихся пропавшими без вести.
Военно-историческая экспедиция, созданная Министерством обороны совместно с Русским географическим обществом и общественной организацией «Поисковое движение России», на самом северном из Курильских островов Шумшу, где в августе 1945 года шли ожесточенные бои советских и японских войск, нашла незахороненные останки 10 советских и 5 японских воинов. Останки японских воинов были доставлены в Южно-Сахалинск и переданы японской стороне через Генеральное консульство Японии на Сахалине. В ходе экспедиции останки советских воинов были перезахоронены с воинскими почестями. В течение двух лет лучшее подразделение Вооружённых Сил РФ по горной подготовке и альпинизму — разведывательная рота 34-й горной бригады ЮВО — оказывала помощь поисковым организациям в поиске останков советских воинов, погибших в боях за Эльбрус в 1942—1943 гг. По итогам проведенных поисков военнослужащие обнаружили останки 81 советского солдата и большое количество элементов оружия, боеприпасов, амуниции, снаряжения и обмундирования.
Военнослужащие 90-го отдельного специального поискового батальона Западного военного округа в 2014 году обнаружили останки 734 защитников и установили имена 89 воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны на полях сражений в Ленинградской, Калужской и Новгородской областях.
Всего с 2007 года военнослужащие 90-го отдельного специального поискового батальона Западного военного округа подняли останки 7494 погибших защитников Отечества, а также останки 19 военнослужащих иностранных государств. Обнаружили 221 солдатский медальон, установили 494 имени погибших воинов. Найдены родственники сотен погибших советских воинов, обнаружено и уничтожено более 7,5 тысяч взрывоопасных предметов и около 300 единиц стрелкового оружия.
Работа по поиску и увековечению памяти погибших при защите Отечества в ходе поисковых экспедиций и исследования архивных документов будет продолжена Министерством обороны Российской Федерации.
Обращение к портрету лётчика Головина Михаила Григорьевича: в годы Великой Отечественной войны родственники получили известие о пропаже без вести (сообщение ученика о Головине М.Г.).
Головин Михаил Григорьевич. Год рождения - 1919. Звание - младший лейтенант. В РККА с 1939 года. Место призыва - Карачаевский РВК, Орловская область, Карачаевский район. Участие в боях на фронтах Отечественной войны начал с 28.09.42 года стрелком-бомбардиром 765 ночного бомбардировочного авиационного полка 272 авиационной дивизии, которая была сформирована в июне 1942 года и входила в состав вновь созданной 8-й Воздушной армии. В боях за Сталинград участвовали самолёты По-2, бомбардируя и обстреливая войска противника с высоты 300-400 метров. 18.03.43 года дивизия за отличие в Сталинградской битве становится Сталинградской и преобразовывается во 2-ую гвардейскую НБАД. 01.11.42 младший лейтенант представлен к государственной награде ордену «Красного Знамени».
Выписка из наградного листа (орфография соблюдена):
«За период пребывания на фронте проявил себя мужественным, бесстрашным борцом в защите любимого города Сталина. Не жалея сил и самой жизни, идёт к лучшей цели – больше уничтожать фашистской падали. Совершил 135 успешных боевых самолёто-
вылетов. Особенно эффективные вылеты, подтверждённые командованием и экипа-
жами, были совершены: 01.10.42 – в районе посёлка Баррикады проявил мужество и личный подвиг, несмотря на сильное сопротивление ПВО противника. Отыскал цель и прицельным бомбометанием уничтожил 1 танк. Взорвал склад с боеприпасами. В эту ночь совершил 8 самолётовылетов. 04.10.42 – в районе рощи севернее посёлка Баррикады отличным прицельным бомбометанием уничтожил 3 танка, 4 автомашины (одна из них с боеприпасами). В эту ночь совершил 9 самолётовылетов. 16.10.42 – выполняя задачу по уничтожению мототехнических частей противника в районе посёлка СТЗ, проявил боевой подвиг по уничтожению техники противника. При сопротивлении ПВО противника совершил в ночь 10 самолётовылетов. Уничтожил 2 танка, 1 цистерну с горючим и взорвал склад с боеприпасами. За весь период боевой работы на его счету имеется уничтоженных и частью повреждённых 8 танков, 15 автомашин, из них 3 с боеприпасами, 4 автоцистерны с горючим, 4 миномёта, взорвано 2 склада с боеприпасами. За проявленные храбрость и личные боевые подвиги в борьбе за город Сталинград по уничтожению технической и живой силы противника. За отличную штурманскую подготовку и прицельное бомбометание заслуживает Правительственной награды орден «Красное знамя». 12.12.42 получил орден «Красной Звезды».
Летом 1943 года, принимая участие в битве на Курско-Орловской дуге, не вернулся из боя. Место захоронения неизвестно. До сегодняшнего дня младший лейтенант Головин Михаил Григорьевич числится пропавшим без вести.
18 слайд: патриотическое воспитание школьников (ученик читает стихотворение)
Трёхлинейной винтовки истлевший приклад,
Каска острым осколком пробита...
Вот и всё, с чем пришёл неизвестный солдат
На поверку ребят-следопытов.
Кем он был в том жестоком, неравном бою,
Почему до сих пор не схоронен?
Что за взвод выполнял здесь задачу свою:
Шёл в атаку иль был в обороне?
IV. Слово учителя
В XX веке первые могилы (мемориальные комплексы) Неизвестного солдата появились в 1920 году в Великобритании и Франции, а за ними и в других странах - как членах Антанты, так и их противников. В 1921 году церемонии захоронения Неизвестного солдата прошли в США, Италии, Бельгии и Португалии, в 1922 году - в Чехословакии и Югославии, а в 1923 году - в Румынии, до конца 1920 годов подобные мемориалы были сооружены в Болгарии, Австрии, Венгрии, Польше и Греции. Сегодня их насчитывается свыше сорока, большинство посвящено павшим в двух мировых войнах. Как правило, такие памятники воздвигают на могиле, в которой покоятся останки погибших солдат, личность которых установить не удалось. Однако это могут быть и символические могилы (без захоронений).
Презентация «Путешествуя по миру. Памятники Неизвестному солдату»
1 слайд: ученик читает стихотворение
2 слайд: первый памятник в Дании (текст читает ученик)
3 слайд: идея воздания долга павшим принадлежит Франции (текст читает ученик)
4 слайд: установка памятника в Великобритании (текст читает ученик)
5 слайд: памятник в США (текст читает ученик)
6 слайд: памятник в Канаде (текст читает ученик)
7 слайд: памятник в Польше (текст читает ученик)
8 слайд: памятник в Италии (текст читает ученик)
9-18 слайды: фотографии памятников по всему миру
V. Заключение: беседа с обучающимися о их родственниках, принимавших участие в военных действиях. Обращение к словам А.В. Суворова (2 слайд) «Война не окончена, пока не похоронен последний солдат».