7 апреля – День Памяти погибших подводников
Профессия моряка-подводника – одна из самых опасных, тяжёлых и ответственных военных профессий…
Моряки-подводники подвергаются ежеминутному риску, погибая как в военное, так и в мирное время. За более чем вековую историю русского подводного флота произошло несколько десятков аварий подводных лодок, которые повлекли жертвы среди личного состава.
В 1906 г. были внесены изменения в официальную классификацию кораблей Императорского Российского флота от 1891 г. В нее включены подводные лодки, ранее проходившие как миноносцы.
Именно с того момента ведут летоисчисление подводные силы России, отметившие 19 марта 2015 года свое 109-летие.
История боевых подводных кораблей ведет свое начало с этой неказистой на вид посудины яйцеобразной формы, которая и представляет собой самую первую подводную лодку, примененную в боевых условиях. Это «Черепаха», созданная Дэвидом Бушнеллом.
В марте 1834 года была начата и в мае закончена постройка подводной лодки по проекту Карла Андреевича Шильдера . Подводная лодка Шильдера была первым в России судном с цельнометаллическим корпусом и представляла собой удлиненное тело обтекаемой формы. 23 сентября 1840 года на фарватере Невки между Петровским и Крестовским островами лодка была погружена.
Работы над данным классом кораблей в России продолжались и в 1879 году Степан Карлович Джевецкий в Санкт-Петербурге на Невском заводе построил подводную лодку, которая прошла государственные испытания, которые имели цель показать её достоинства Александру III.
Русско-японская война заставила воюющие государства задуматься о серьёзности подводных кораблей. Сам факт наличия у России на Дальнем Востоке подводных сил оказал сдерживающее влияние на японский флот, ограничив его активность. Так, после встреч с русскими ПЛ в районе Владивостока и в Татарском проливе в 1905 г., противник прекратил активные действия у русских берегов.
В 1-й мировой войне русские ПЛ активно участвовали в боевых действиях на Балтийском и Черном морях. В течение 1915-1917 гг. ПЛ потопили и захватили свыше 30 транспортных судов противника (по подтвержденным данным). Всего же в результате активных действий ПЛ против турецкого каботажного плавания было уничтожено более 200 единиц различных его плавсредств.
Одной из самых удачных лодок того времени была «Минога» конструкции известного судостроителя Ивана Григорьевича Бубнова . Первоначальный проект лодки был рассмотрен и одобрен в Морском техническом комитете 20 сентября 1905 года. "Минога" стала первой в мире субмариной с дизель-электрической установкой, с трубчатыми торпедными аппаратами и выносным пулеметом на ходовом мостике.
В официальном докладе Морского ведомства на международном судоходном конгрессе отмечалось: «Если в надводном флоте очень желательны спокойные, хладнокровные люди, то в подводном они необходимы: на надводных судах много посредственных и даже плохих командиров плавали всю свою жизнь, и весь вред от их неумелого управления и неуверенности выражался в поломанных шлюпках и порванных снастях; на подводной же лодке плохому командиру, может быть, в первый же раз придется ценой жизни своего экипажа уплатить за ошибку…».
К началу Великой Отечественной войны в Российском ВМФ насчитывалось 212 подводных лодок: 15 - на Северном флоте, 69 - на Балтийском, 47 - на Черноморском и 81 - на Тихоокеанском флоте.
Какие же подводные лодки приняли на себя тяжесть Великой Отечественной войны? Рассмотрим наиболее распространённые субмарины того времени.
Несколько потопленных на Балтике судов в 1941 году заставили немцев при уже имеющемся дефиците металла изготовить несколько громадных противолодочных сетей и дважды перегородить Финский залив. Все же, несмотря на серьезные потери в 1942 г., наши подводники смогли неоднократно прорываться в открытое море и топить вражеские корабли.
Можно смело утверждать, что эти походы были самыми сложными и опасными в масштабах всей Второй Мировой войны, т.к. нигде более противник не создавал столь насыщенной противолодочной обороны. Для охоты за немецкими кораблями советским подводным лодкам было необходимо преодолевать сложнейшие минные заграждения, где малейшая ошибка приводила к гибели субмарины.
Основным оружием подводных лодок периода Великой Отечественной войны являются торпеды. Основным видом боевого воздействия при применении кораблем торпедного оружия по противнику является решительный и быстрый маневр по выходу в позицию залпа и нанесение мощного удара по подводной лодке или кораблю противника в целях их уничтожения…
После торпедной атаки подводники с помощью маневрирования и ухода на большую глубину пытались ускользнуть от миноносцев, эсминцев и других кораблей противолодочной обороны. Подводные лодки уничтожались минами и глубинными бомбами.
Ненастной ночью 30 января 1945 года подводная лодка «С-13» под командованием капитана 3-го ранга А.И. Маринеско отправила на дно Балтийского моря немецкий лайнер «Вильгельм Густлоф». Эта торпедная атака навеки вошла в анналы мировой военной истории. Лайнер был построен по личному заказу Гитлера в 1938 г.
Особой страницей можно назвать походы по снабжению Севастополя. Подводники работали уже где-то за пределами человеческих возможностей. Лодку грузили за несколько часов на базе, затем она шла в Севастополь, где после экстренной разгрузки немедленно уходила обратно за новым грузом. Так продолжалось два месяца. Всех героических эпизодов не перечислить.
Субмарины оказались весьма эффективным средством борьбы и нанесли противнику чрезвычайно большой урон в торговом тоннаже. За годы войны советский флот потерял 102 подводных лодки, из них во время боевых действий – 81.
Подводные лодки СССР за время Великой Отечественной войны потопили 328 транспортных судов, 70 боевых кораблей и 14 вспомогательных судов противника.
После войны правительство страны прекрасно понимало, что необходимо иметь мощный подводный флот на всех направлениях. В результате осуществления послевоенных судостроительных программ в период с 1946 по 1954 г. было построено 154 ПЛ . Наиболее известным типом подводных лодок 50-х годов ХХ века является «Фокстрот».
Проект был разработан в 1954 г. Основной особенностью субмарин этого типа является то, что они могли находиться автономно в подводном положении до четырех суток. Пополнение запасов воздуха и подзарядка аккумуляторов происходили в подводном положении при помощи специального приспособления, для чего лодка всплывала до отметки семи метров. Основным вооружением являлись торпеды. Вместо запаса торпед лодка могла нести 44 мины, установка которых выполнялась через торпедные аппараты.
1959 год, вступила в строй первая отечественная атомная подводная лодка.
Предназначалась для всесторонних испытаний первых образцов кораблей с атомной энергетической установкой и для нанесения торпедного удара по кораблям и транспортам противника при действиях на удалённых океанских и морских коммуникациях. В 1961 году - первая боевая служба в Атлантическом океане. 17 июня 1962 г. К-3 стала первым кораблем Российского флота, достигшим Северного полюса и первым кораблем в мире, всплывшим в точке Северного полюса.
«Ленинский Комсомол» показал неоспоримые преимущества ПЛ с атомной силовой установкой. Работы в этом направлении продолжились и в 1972 году ВМФ России получил новую субмарину , которая после спуска получила название «Дельта», но уже через короткий испытательный срок моряки прозвали её «Дельфин». «Дельфины» уже больше тридцати лет охраняют наши водные рубежи.
В 1980-х годах в СССР начато строительство крупнейших атомных подлодок проекта 941 «Тайфун». Баллистические ракеты, находящиеся на борту «Тайфуна», имеют дальность полёта до 10 тыс. км. Торпедные аппараты оснащены устройством быстрого заряжания. Для самообороны в надводном плавании применяются восемь комплектов переносного зенитного комплекса «Игла».
В 1985 году ВМФ принял на службу новые подводные лодки проекта 971 «Акула». Атомная торпедная подводная лодка этого класса предназначена для поиска, обнаружения, слежения и уничтожения субмарин и надводных ударных группировок с началом боевых действий, способна наносить удары по береговым объектам. В носовой части расположены 8 торпедных аппаратов, боекомплект составляют противолодочные управляемые ракеты, крылатые ракеты, торпеды и мины.
2 ноября 1996 г. на стапелях завода в г. Северодвинск осуществлена закладка первого ракетного подводного крейсера 4-го поколения проекта 995 «Борей», 15.04.2007 г. он выведен из цеха в плавучий док, 12 февраля 2008 г. первый «Борей», получивший имя «Дмитрий Долгорукий» встал в строй ВМФ. Второй и третий РПКСН "Александр Невский" и "Владимир Мономах" сданы в 2010 г. и 2011 г. соответственно. «Князь Владимир» - находится на испытаниях.
После принятия на вооружение «Юрия Долгорукого» в декабре 2013 года заместитель командующего Стратегического командования США генерал Роберт Форст признал, что Российские лодки 995-го проекта представляют самую большую угрозу безопасности США. К 2020 году Россия намерена построить 10 Бореев.
Новые подводные крейсеры стратегического назначения вооружены недавно разработанными ракетами «Булава». Твердотопливная межконтинентальная баллистическая ракета Р-30 «Булава» предназначена для поражения важных стратегических целей на территории противника. Она входит в состав ракетного комплекса подводных лодок проектов 941 «Акула» и 995 «Борей». Государство, имеющее такие корабли, может поспорить за господство над Мировым океаном с кем угодно.
Секретная Российская разработка проекта 885 «Ясень» вышла на испытания в 2012 году. Первый корабль серии – «Северодвинск». Среди вооружения АПЛ можно увидеть противокорабельный комплекс П-800, снабженный ракетами 3М-55. Также здесь присутствуют крылатые ракеты, позволяющие поражать практически любые наземные цели. Имеются в наличии и противокорабельные ракеты Х-35 и стратегические ракеты Х-101. «Северодвинск» заслужил звание самого вооруженного подводного судна в мире.
Погибших подводников вспоминают в России ежегодно 7 апреля . День 7 апреля выбран в качестве памятной даты в воспоминание о трагической гибели подводной лодки Северного флота К-278 «Комсомолец» 7 апреля 1989 года. В этот день 26 лет назад подлодка «Комсомолец», оснащённая по последнему слову техники и на много лет опережавшая своё время, затонула в водах Норвежского моря.
По пути на базу в подводном положении на борту «Комсомольца» возник пожар. После всплытия подлодки экипаж начал самоотверженную борьбу за живучесть судна, которая продолжалась в течение 6 часов, в результате реактор был остановлен, ядерная катастрофа в Атлантическом океане была предотвращена. В лодку поступило слишком много забортной воды, и «Комсомолец» пошёл ко дну. Катастрофа «Комсомольца» унесла жизни 42 из 69 подводников, в том числе командира корабля Евгения Ванина, все они были награждены орденом Боевого Красного Знамени.
Не менее драматичной была гибель атомной подводной лодки «Курск». Эта катастрофа стала, пожалуй, самым трагичным событием в современной истории российского ВМФ. 12 августа 2000 года во время учений Северного флота в Баренцевом море затонул атомный подводный ракетный крейсер «Курск», став братской могилой для всех 118 членов своего экипажа.
Сегодня в память о погибших моряках-подводниках, самоотверженно выполнявших свой долг перед Родиной, после подъема флагов на кораблях и судах всего Российского ВМФ проходит минута молчания.
Наши лодки совершенны - они имеют наибольшую глубину погружения и скорость, несут больше торпед, имеют мощнейшие системы вооружения вроде тяжелых 650-мм торпед, морских мин, подводных ракет «Шквал», крылатых ракет «Метеорит» и «Гранит», стратегических ракет типа «Булава». На них установлены мощные гидроакустические системы, позволяющие слышать очень тихие американские лодки даже в Арктике, под полярной шапкой, в условиях постоянного грохота миллиардов тонн крошащегося и ломающегося льда.
В 2015 году впервые с 1989 года подводный флот России приступит к всезонному глобальному патрулированию атомными подводными
ракетоносцами стратегического назначения. Об этом было объявлено 25 марта на расширенной коллегии Минобороны, посвященной развитию военно-морского флота. Кроме того, принято решение о том, что, начиная с 2017 года, в патрулировании будут участвовать бесшумные многофункциональные АПЛ нового поколения проекта 885М «Ясень-М» с ядерными крылатыми ракетами Х-102 на борту.
Россия продолжает развивать и совершенствовать свои субмарины. Увеличивается прочность корпуса, глубина погружения, уменьшается шумность, увеличивается мощность энергетической установки, продолжается поиск новых технических решений для повышения эффективности подлодок. Например, решается вопрос об оснащении их беспилотными летательными аппаратами. С их помощью будет производиться поиск, обнаружение и уничтожение воздушных, надводных и береговых целей.
Нет сомнения, что подводный флот России ждёт большое будущее и может быть кто-то из учеников нашей школы будет удостоен чести служить Отчизне на борту наших подводных крейсеров.
Где учат подводников?
Рекомендую почитать, если вам интересна данная тематика.
Спасибо за внимание!
Источники:
- Документальный фильм «Курск». Франция.
- Документальный фильм «Русские субмарины».
- Документальный фильм «Освободители». Североморцы.
- http://shipandboat.ru/podvodnye-lodki/158-podvodnye-lodki-vtoroy-mirovoy-voyny.html - подводные лодки второй мировой.
- http://flot.com/history/branches/sub/armada.htm?sphrase_id=7488939 - подводная армада России.
- http://berkovich-zametki.com/2008/Zametki/Nomer9/Tenenbaum1.php - подводные лодки во второй мировой войне.
- http://topwar.ru/35677-7-luchshih-podlodok-vtoroy-mirovoy.html - 7 лучших ПЛ Великой Отечественной войны.
- http://topwar.ru/71489-rossiya-vozobnovlyaet-globalnoe-podvodnoe-patrulirovanie.html - Россия возобновляет глобальное патрулирование.
- http://images.yandex.ru/ - Яндекс. Картинки.