СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

День прорыва Ленинграда

Нажмите, чтобы узнать подробности

Россия празднует знаменательную дату- День Блокады Ленинграда. Мы благодарны нашим дедушкам и бабушкам за то,что они смогли выстоять в этом нелегком бою.

Час информации в 5 классе , посвященный Дню прорыва Блокады Ленинграда

 27 января является Днём воинской славы России — День полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от блокады его немецко-фашистскими войсками (1944 год).

Начало блокады

Вскоре после начала Великой Отечественной войны Ленинград оказался в тисках вражеских фронтов. С юго-запада к нему подступала немецкая группа армий «Север» (командующий фельдмаршал В. Лееб); с северо-запада на город нацелилась финская армия (командующий маршал К. Маннергейм). Согласно плану «Барбаросса» захват Ленинграда должен был предшествовать взятию Москвы. Гитлер полагал, что падение северной столицы СССР даст не только военный выигрыш – русские потеряют город, который является колыбелью революции и имеет для советского государства особый символический смысл. Битва за Ленинград, самая продолжительная в войне, длилась с 10 июля 1941 г. до 9 августа 1944 г.

В июле-августе 1941 г. немецкие дивизии были приостановлены в боях на Лужском рубеже, но 8 сентября враг вышел к Шлиссельбургу и Ленинград, в котором до войны проживало около 3 млн. чел., был окружен. К числу оказавшихся в блокаде нужно добавить еще примерно 300 тыс. беженцев, прибывших в город из Прибалтики, и соседних областей в начале войны. С этого дня сообщение с Ленинградом стало возможно только по Ладожскому озеру и по воздуху. Практически ежедневно ленинградцы испытывали на себе ужас артиллерийских обстрелов или бомбежек. В результате пожаров уничтожались жилые дома, гибли люди и продовольственные запасы, в т.ч. Бадаевские склады.

В начале сентября 1941 г. Сталин отозвал из-под Ельни генерала армии Г.К. Жукова и сообщил ему: «Вам придется лететь в Ленинград и принять от Ворошилова командование фронтом и Балтфлотом».  Приезд Жукова и принятые им меры укрепили оборону города, но прорвать блокаду не удалось.

Ситуация в блокадном городе с продовольствием

До войны мегаполис Ленинград снабжался что называется «с колес», больших запасов продовольствия город не имел. Поэтому блокада грозила страшной трагедией – голодом. Ещё 2 сентября пришлось усилить режим экономии продуктов питания. С 20 ноября 1941 г. были установлены самые низкие нормы выдачи хлеба по карточкам: рабочим и инженерно-техническим работникам – 250 г, служащим, иждивенцам и детям – 125 г. Бойцам частей первой линии и морякам – 500 г. Началась массовая гибель населения. В декабре умерло 53 тыс. человек, в январе 1942 г. – около 100 тыс., в феврале – более 100 тыс. Не оставляют никого равнодушным сохранившиеся страницы дневника маленькой Тани Савичевой: «Бабушка умерла 25 янв. ... «Дядя Алеша 10 мая… Мама 13 мая в 7.30 утра… Умерли все. Осталась одна Таня». Сегодня в работах историков цифры погибших ленинградцев разнятся от 800 тыс. до 1,5 миллиона человек. В последнее время все чаще фигурируют данные о 1,2 млн. чел. Горе пришло в каждую семью. За время битвы за Ленинград погибло больше людей, чем потеряли Англия и США за всё время войны.

«Дорога жизни»

Спасением для осажденных стала «Дорога жизни» – проложенная по льду Ладожского озера трасса, по которой с 21 ноября в город доставлялось продовольствие, боеприпасы и на обратном пути эвакуировалось гражданское население. За период действия «Дороги жизни» – до марта 1943 г. - по льду (а летом на различных судах) в город было доставлено 1615 тыс. т. различных грузов. В то же время из города на Неве были эвакуированы более 1,3 млн. ленинградцев и раненых воинов. Для транспортировки нефтепродуктов по дну Ладожского озера был проложен трубопровод.

Подвиг Ленинграда

Однако город не сдавался. Его жители и руководство делали тогда все возможное, чтобы жить и продолжать бороться. Несмотря на то, что город находился в жесточайших условиях блокады, его промышленность продолжала снабжать необходимым вооружением и снаряжением войска Ленинградского фронта. Обессиленные голодом и тяжело больные рабочие выполняли срочные задания, ремонтировали корабли, танки и артиллерию. Сотрудники Всесоюзного института растениеводства сохранили ценнейшую коллекцию зерновых культур. Зимой 1941 г. 28 сотрудников института умерли от голода, но ни один ящик с зерном не был тронут.

Ленинград наносил по врагу ощутимые удары и не позволял немцам и финнам действовать безнаказанно. В апреле 1942 г. советские зенитчики и авиация сорвали операцию немецкого командования «Айсштосс» - попытку уничтожить с воздуха стоящие на Неве корабли Балтийского флота. Постоянно совершенствовалось противодействие вражеской артиллерии. Военсовет Ленинграда организовал контрбатарейную борьбу, в результате которой значительно снизилась интенсивность обстрелов города. В 1943 году количество артиллерийских снарядов, упавших на Ленинград, уменьшилось примерно в 7 раз.

Беспримерное самопожертвование простых ленинградцев помогло им не просто отстоять свой любимый город. Оно показало всему миру, где находится предел возможностей фашисткой Германии и ее союзников. 

 

ПРОРЫВ

18 января 1943

Прорыв блокады Ленинграда начался по приказу Ставки Верховного главнокомандующего 12 января 1943 г.

Общий замысел операции сводился к тому, чтобы встречными ударами двух фронтов — Ленинградского с запада и Волховского с востока — разгромить  группировку немецко-фашистских войск, удерживавшую  Шлиссельбургско-Синявинский выступ. Командование фронтами было поручено генерал-лейтенанту Л. А. Говорову и генералу армии К. А. Мерецкову. Координировали взаимодействие представители Ставки — генерал армии Г. К. Жуков и маршал К. Е. Ворошилов.

12 января 1943 г. после тщательной подготовки 67-я армия Ленинградского фронта (генерал М.П. Духанов) нанесла мощный удар с запада на восток. Навстречу ей пробивалась 2-я ударная и 8-я армии Волховского фронта под командованием генералов В. З. Романовского и Ф. Н. Старикова.  Наступление поддерживали огнём корабли, береговая артиллерия и авиация Балтийского флота, а также авиация дальнего действия.

18 января 1943 г. в 9.30 на восточной окраине Рабочего посёлка № 1 под Шлиссельбургом после решительной атаки части 123-й стрелковой бригады Ленинградского фронта соединились с частями 372-й дивизии Волховского фронта. Позже произошли встречи и других советских военных соединений. В тот же день был полностью освобождён Шлиссельбург и всё южное побережье Ладожского озера.

Около полуночи 18 января по радио было передано сообщение о прорыве блокады. Вышедшие на улицы и проспекты горожане ликовали. Рано утром 19 января город-герой был украшен флагами.Хотя в результате прорыва был отвоёван лишь узкий коридор от Волховского фронта к Шлиссельбургу, полоска торфяного болота шириной от восьми до одиннадцати километров позволила восстановить с Ленинградом сухопутную связь вплоть до окончательного снятия блокады. По южному берегу Ладожского озера развернулось строительство железной дороги Шлиссельбург — Поляны протяженностью 36 км. 6 февраля по новой «Дороге жизни» в Ленинград пошли поезда.

С прорывом блокады значительно улучшилась обстановка на всём Ленинградском фронте. Полностью блокадное кольцо было снято лишь спустя год — 27 января 1944 г.

Просмотр содержимого документа
«День прорыва Ленинграда»

Час информации, посвященный прорыву Блокады Ленинграда

27 января является Днём воинской славы России — День полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от блокады его немецко-фашистскими войсками (1944 год).

Начало блокады

Вскоре после начала Великой Отечественной войны Ленинград оказался в тисках вражеских фронтов. С юго-запада к нему подступала немецкая группа армий «Север» (командующий фельдмаршал В. Лееб); с северо-запада на город нацелилась финская армия (командующий маршал К. Маннергейм). Согласно плану «Барбаросса» захват Ленинграда должен был предшествовать взятию Москвы. Гитлер полагал, что падение северной столицы СССР даст не только военный выигрыш – русские потеряют город, который является колыбелью революции и имеет для советского государства особый символический смысл. Битва за Ленинград, самая продолжительная в войне, длилась с 10 июля 1941 г. до 9 августа 1944 г.

В июле-августе 1941 г. немецкие дивизии были приостановлены в боях на Лужском рубеже, но 8 сентября враг вышел к Шлиссельбургу и Ленинград, в котором до войны проживало около 3 млн. чел., был окружен. К числу оказавшихся в блокаде нужно добавить еще примерно 300 тыс. беженцев, прибывших в город из Прибалтики, и соседних областей в начале войны. С этого дня сообщение с Ленинградом стало возможно только по Ладожскому озеру и по воздуху. Практически ежедневно ленинградцы испытывали на себе ужас артиллерийских обстрелов или бомбежек. В результате пожаров уничтожались жилые дома, гибли люди и продовольственные запасы, в т.ч. Бадаевские склады.

В начале сентября 1941 г. Сталин отозвал из-под Ельни генерала армии Г.К. Жукова и сообщил ему: «Вам придется лететь в Ленинград и принять от Ворошилова командование фронтом и Балтфлотом».  Приезд Жукова и принятые им меры укрепили оборону города, но прорвать блокаду не удалось.

Ситуация в блокадном городе с продовольствием

До войны мегаполис Ленинград снабжался что называется «с колес», больших запасов продовольствия город не имел. Поэтому блокада грозила страшной трагедией – голодом. Ещё 2 сентября пришлось усилить режим экономии продуктов питания. С 20 ноября 1941 г. были установлены самые низкие нормы выдачи хлеба по карточкам: рабочим и инженерно-техническим работникам – 250 г, служащим, иждивенцам и детям – 125 г. Бойцам частей первой линии и морякам – 500 г. Началась массовая гибель населения. В декабре умерло 53 тыс. человек, в январе 1942 г. – около 100 тыс., в феврале – более 100 тыс. Не оставляют никого равнодушным сохранившиеся страницы дневника маленькой Тани Савичевой: «Бабушка умерла 25 янв. ... «Дядя Алеша 10 мая… Мама 13 мая в 7.30 утра… Умерли все. Осталась одна Таня». Сегодня в работах историков цифры погибших ленинградцев разнятся от 800 тыс. до 1,5 миллиона человек. В последнее время все чаще фигурируют данные о 1,2 млн. чел. Горе пришло в каждую семью. За время битвы за Ленинград погибло больше людей, чем потеряли Англия и США за всё время войны.

«Дорога жизни»

Спасением для осажденных стала «Дорога жизни» – проложенная по льду Ладожского озера трасса, по которой с 21 ноября в город доставлялось продовольствие, боеприпасы и на обратном пути эвакуировалось гражданское население. За период действия «Дороги жизни» – до марта 1943 г. - по льду (а летом на различных судах) в город было доставлено 1615 тыс. т. различных грузов. В то же время из города на Неве были эвакуированы более 1,3 млн. ленинградцев и раненых воинов. Для транспортировки нефтепродуктов по дну Ладожского озера был проложен трубопровод.

Подвиг Ленинграда

Однако город не сдавался. Его жители и руководство делали тогда все возможное, чтобы жить и продолжать бороться. Несмотря на то, что город находился в жесточайших условиях блокады, его промышленность продолжала снабжать необходимым вооружением и снаряжением войска Ленинградского фронта. Обессиленные голодом и тяжело больные рабочие выполняли срочные задания, ремонтировали корабли, танки и артиллерию. Сотрудники Всесоюзного института растениеводства сохранили ценнейшую коллекцию зерновых культур. Зимой 1941 г. 28 сотрудников института умерли от голода, но ни один ящик с зерном не был тронут.

Ленинград наносил по врагу ощутимые удары и не позволял немцам и финнам действовать безнаказанно. В апреле 1942 г. советские зенитчики и авиация сорвали операцию немецкого командования «Айсштосс» - попытку уничтожить с воздуха стоящие на Неве корабли Балтийского флота. Постоянно совершенствовалось противодействие вражеской артиллерии. Военсовет Ленинграда организовал контрбатарейную борьбу, в результате которой значительно снизилась интенсивность обстрелов города. В 1943 году количество артиллерийских снарядов, упавших на Ленинград, уменьшилось примерно в 7 раз.

Беспримерное самопожертвование простых ленинградцев помогло им не просто отстоять свой любимый город. Оно показало всему миру, где находится предел возможностей фашисткой Германии и ее союзников. 



ПРОРЫВ

18 января 1943

Прорыв блокады Ленинграда начался по приказу Ставки Верховного главнокомандующего 12 января 1943 г.

Общий замысел операции сводился к тому, чтобы встречными ударами двух фронтов — Ленинградского с запада и Волховского с востока — разгромить  группировку немецко-фашистских войск, удерживавшую  Шлиссельбургско-Синявинский выступ. Командование фронтами было поручено генерал-лейтенанту Л. А. Говорову и генералу армии К. А. Мерецкову. Координировали взаимодействие представители Ставки — генерал армии Г. К. Жуков и маршал К. Е. Ворошилов.

12 января 1943 г. после тщательной подготовки 67-я армия Ленинградского фронта (генерал М.П. Духанов) нанесла мощный удар с запада на восток. Навстречу ей пробивалась 2-я ударная и 8-я армии Волховского фронта под командованием генералов В. З. Романовского и Ф. Н. Старикова.  Наступление поддерживали огнём корабли, береговая артиллерия и авиация Балтийского флота, а также авиация дальнего действия.

18 января 1943 г. в 9.30 на восточной окраине Рабочего посёлка № 1 под Шлиссельбургом после решительной атаки части 123-й стрелковой бригады Ленинградского фронта соединились с частями 372-й дивизии Волховского фронта. Позже произошли встречи и других советских военных соединений. В тот же день был полностью освобождён Шлиссельбург и всё южное побережье Ладожского озера.

Около полуночи 18 января по радио было передано сообщение о прорыве блокады. Вышедшие на улицы и проспекты горожане ликовали. Рано утром 19 января город-герой был украшен флагами.Хотя в результате прорыва был отвоёван лишь узкий коридор от Волховского фронта к Шлиссельбургу, полоска торфяного болота шириной от восьми до одиннадцати километров позволила восстановить с Ленинградом сухопутную связь вплоть до окончательного снятия блокады. По южному берегу Ладожского озера развернулось строительство железной дороги Шлиссельбург — Поляны протяженностью 36 км. 6 февраля по новой «Дороге жизни» в Ленинград пошли поезда.

С прорывом блокады значительно улучшилась обстановка на всём Ленинградском фронте. Полностью блокадное кольцо было снято лишь спустя год — 27 января 1944 г.