СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Державин Властителям и судиям анализ

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Стихотворение Державина «Властителям и судиям» посвящено проблемам власти и монархии

Просмотр содержимого документа
«Державин Властителям и судиям анализ»

Литература_9

ШДО_ «Экспресс»

Бланк для выполнения (сохраните под своей фамилией)


Материалы и указания к заданиям подробно см. Задания на I четверть на страницах курса ШДО.

Какие «уроки» властителям дают в своих стихотворениях М.В. Ломоносов и Г.Р. Державин? (На примере одного стихотворения каждого из поэтов)

Стихотворение Державина «Властителям и судиям» посвящено проблемам власти и монархии. Точнее, проблеме ненадлежащего исполнения своих обязанностей властвующими лицами.

Державин приравнивает властителей к богам. Боги должны «от сильных защищать бессильных», «сирот и вдов не оставлять». Только боги могут «сохранять закон». И об этом Державин говорит в первой части стихотворения.

Далее происходит перелом. Мы видим чёткий контраст между богами небесными и земными (властителями). Земные боги творят для людей совсем иную участь. Всё, что происходит вокруг – это «злодействы», «неправда». Отсюда автор приходит к осознанию, что властители вовсе не боги. Автор спускает царей с небес на землю, делает их смертными, такими же уязвимыми, как и простой обездоленный люд, показывая, таким образом, контраст между действительно небесными богами и земными властителями.

В последней строфе Державин, по моему мнению, намекает земным властителям, что он, как гражданин, должен не небесных богов просить о милости и справедливости, а всё-таки обращаться за заступничеством к земным царям. Последние слова поэта, как и всё стихотворение, должны показать властителям, чтобы они были благосклонными к народу, ведь они такие же смертные, как и люди вокруг.

Прекрасную и благородную картину мы видим в произведении М.Ломоносова «Ода на день восшествия…». Произведение построено на прославлении великих деяний Елизаветы и Петра 1. Именно Елизавета «войне поставила конец».
Ода Ломоносова не только похвала императрице, но и наставление ей. Россия, которую хочет видеть Ломоносов, – великая страна, она могущественна, мудра и пребывает в мире, но главное – такое будущее возможно, если Россия будет просвещенной державой, существование которой невозможно без просвещенного монарха. По словам Ломоносова, задача монарха - способствовать развитию науки. Только просвещённый монарх может с пользой распоряжаться богатствами земли своей:
Воззри на горы превысоки,
Воззри в поля свои широки,
Где Волга, Днепр, где Обь течет;
Богатство, в оных потаенно,
Наукой будет откровенно,
Что щедростью твоей цветет.
Такая огромная страна, просторы которой простираются от западных равнин, через Урал и Сибирь на Дальний Восток, нуждается в образованных людях. Ломоносов даёт понять, что Россия способна дать своих учёных, страна богата не только природными ресурсами, но и умами.
Прославление человека, его души и гения есть основная мысль оды, она является связующей нитью. Наука и знание связывают не только поколения, но и народы. Знание есть основополагающий принцип всего. Эта ода – послание не только императрице. Я думаю, это послание и потомкам, чтобы и будущие поколения следовали заветам поэта.






Работу выполнила: ____Елизавета Терпигорева______ .


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!