СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План анализа стихотворений Г.Р.Державина "Властителям и судиям" и "Памятник". 9 класс.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке представлен план анализа стихотврений Г.Р.Державина с некоторыми ответами.

Просмотр содержимого документа
«План анализа стихотворений Г.Р.Державина "Властителям и судиям" и "Памятник". 9 класс.»

«Властителям и судиям».

І. Прочитайте выразительно стихотворение.

ІІ. Объясните непонятные (устаревшие) слова: «во сонме их…»; «доколе, рек…»; «исторгнуть»; «не внемлют»; «покрыты мздою очеса»; «зыблет»; «я мнил»; «внемли»; «карай лукавых»; «един царь».

ІІІ. Анализ стихотворения.

Повторите термины: эпитет, метафора, сравнение, гипербола, антитеза, олицетворение.

1. Кого имеет ввиду автор, когда говорит «земные боги»;

2. Каков должен быть долг «земных» богов по мнению Державина?

3. Какое художественно – выразительное средство использует автор в 2, 3 – 4 строфах стихотворения.

4. В чём упрекает царей Державин? Каков должен быть идеальный царь по мнению Державина?

5. Какое художественно – выразительное средство использует Державин в 6 строфе стихотворения?

6. К какому Богу обращается Державин в последней строфе стихотворения? Как вы думаете, кто такой «Бог правых»?

ІΥ. Определите тему и идею стихотворения.

Υ. Ответьте письменно на вопрос: «Актуально ли стихотворение «Властителям и судьям сегодня?» Свой ответ аргументируйте.

«Памятник».

І. Прочитайте выразительно стихотворение.

ІІ. Объясните непонятные (устаревшие) слова: «от тлена»; «доколь»; «будет чтить»; «в народах неисчётных»; «дерзнул»; «презрит» («презирай»); «чело»; «венчай».

ІІІ. Анализ стихотворения.

Повторите термины: эпитет, метафора, сравнение, гипербола, антитеза, олицетворение.

1. В прямом или переносном значении употреблено слово «памятник» в первой строфе стихотворения.

2. Какими качествами наделяет свой памятник Державин?

3. Почему Державин уверен, что «весь он не умрёт»? До каких пор он будет жить?

4. Какое художественно – выразительное средство использует Державин в 3 строфе стихотворения, перечисляя пределы своей славы? С какой целью он употребляет это художественно – выразительное средство?

5. Какую заслугу поэта будут помнить будущие поколения?

6. К кому обращается Державин в последней строфе стихотворения? В чём видит свою заслугу Державин перед музой?

ІΥ. Определите тему и идею стихотворения.

Υ. Ответьте письменно на вопрос: «На ваш взгляд, исполнилось ли предсказание автора, что его «памятник» не сокрушит время?»


«Властителям и судиям».

І. Прочитайте выразительно стихотворение.

ІІ. Объясните непонятные (устаревшие) слова: «во сонме их…»; «доколе, рек…»; «исторгнуть»; «не внемлют»; «покрыты мздою очеса»; «зыблет»; «я мнил»; «внемли»; «карай лукавых»; «един царь».

ІІІ. Анализ стихотворения.

Повторите термины: эпитет, метафора, сравнение, гипербола, антитеза, олицетворение.

1. Кого имеет ввиду автор, когда говорит «земные боги»;

2. Каков должен быть долг «земных» богов по мнению Державина?

3. Какое художественно – выразительное средство использует автор в 2, 3 – 4 строфах стихотворения.

4. В чём упрекает царей Державин? Каков должен быть идеальный царь по мнению Державина?

5. Какое художественно – выразительное средство использует Державин в 6 строфе стихотворения?

6. К какому Богу обращается Державин в последней строфе стихотворения? Как вы думаете, кто такой «Бог правых»?

ІΥ. Определите тему и идею стихотворения.

Υ. Ответьте письменно на вопрос: «Актуально ли стихотворение «Властителям и судьям сегодня?» Свой ответ аргументируйте.

«Памятник».

І. Прочитайте выразительно стихотворение.

ІІ. Объясните непонятные (устаревшие) слова: «от тлена»; «доколь»; «будет чтить»; «в народах неисчётных»; «дерзнул»; «презрит» («презирай»); «чело»; «венчай».

ІІІ. Анализ стихотворения.

Повторите термины: эпитет, метафора, сравнение, гипербола, антитеза, олицетворение.

1. В прямом или переносном значении употреблено слово «памятник» в первой строфе стихотворения.

2. Какими качествами наделяет свой памятник Державин?

3. Почему Державин уверен, что «весь он не умрёт»? До каких пор он будет жить?

4. Какое художественно – выразительное средство использует Державин в 3 строфе стихотворения, перечисляя пределы своей славы? С какой целью он употребляет это художественно – выразительное средство?

5. Какую заслугу поэта будут помнить будущие поколения?

6. К кому обращается Державин в последней строфе стихотворения? В чём видит свою заслугу Державин перед музой?

ІΥ. Определите тему и идею стихотворения.

Υ. Ответьте письменно на вопрос: «На ваш взгляд, исполнилось ли предсказание автора, что его «памятник» не сокрушит время?»





Некоторые ответы.

«Властителям и судиям».

3 вопрос к стихотворению «Властителям и судиям». Приём антитезы: противопоставляя то, что должны делать «земные боги» и то, чего они не делают («не внемлют»).

5 вопрос к стихотворению «Властителям и судиям». Приём сравнения: он предрекает сильным мира сего падение, подобно тому, как «лист сухой» облетает с деревьев, говорит о том, что смерть их будет подобна мучениям и жизни «рабов» - людей, которых они унижают.

6 вопрос к стихотворению «Властителям и судиям». «Бог правых» - это обобщённое представление Державина о высшем существе (возможно, и отсылка к Иисусу Христу, к Священному Писанию, повествующему о пришествии Иисуса Христа на Землю, когда падут все неправедные, и спасутся истинно верующие), которое воплощает в себе все те благодетели, которых не хватает в «земных царях».


«Памятник».

4 вопрос к стихотворению «Памятник». Приём «гиперболы». Своеобразный приём древнерусского гиперболизма, когда автор как бы парит над землёй и имеет возможность в секунду перенестись в разные точки страны. Так же и Державин пишет о том, что «слух» о нём пройдёт по всей земле Русской. Этот приём помогает автору выразить грандиозность его литературных заслуг.

6 вопрос к стихотворению «Памятник». Поэт обращается к Музе (богине искусства, которая вдохновляла поэта в его творчестве). Очень интересно, что Державин проявляет здесь удивительную скромность. Все заслуги он приписывает не себе, а именно ей: «Чело твоё зарёй бессмертия венчай». Именно она бессмертна, а поэт лишь медиум, который «слышит» голос музы.