Детей следует учить тому ,что пригодится им, когда они вырастут.
Шмойлова О.И.
учитель технологии
МКОУ «Нижнедевицкая СОШ»
Нижнедевицкого района
Воронежской области.
В нашем современном быстро развивающемся образовательном мире , обучающийся должен уметь на уроке добывать нужные знания и применять их на практике[2]. Именно на это и направлены новые Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) . А для их реализации существует много различных интересных педагогических технологий. Интерес к предмету - самый сильный стимул к учению. Несомненно, в основе интереса лежит успех ученика от выполненной работы. Поэтому у каждого школьника существует потребность в творческом самовыражении. Технология как никакой другой предмет способствует этому.
С введением в основной школе с 5 класса ФГОС изменились требования к рабочей программе и к уроку по предмету технологии . Ежедневно, готовясь к уроку, я как учитель задаю эти вопросы : Как, используя технологическую карту, строить урок, чтобы он был эффективным и работал на качество образования? Как, ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа должен стать главным деятелем? Все мы в целом хотим одного — добиться того, чтобы учащиеся знали, умели и делали.
Главная цель моей работы состоит не в передаче знаний и социального опыта, а в развитии личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формировать умение учиться. Следовательно, при формировании универсальных учебных действий (УУД) немаловажное значение имеет выбор методов и форм организации работы на уроке. Они развивают творческие способности в полной мере. Среди них можно выделить следующие : индивидуальная работа, работа в парах, работа в группах.
На каждом своём уроке стараюсь создать атмосферу подлинной увлечённости в творческом поиске. Добиваюсь того, чтобы с учеником мы были единомышленниками на уроке, объединённые взаимными обязательствами уважения и требовательности друг к другу, чтобы у нас царила атмосфера открытости, гласности, взаимопонимания. Для того ,чтобы вовлечь ученика в работу, необходимо создать ему условия . Аристилл говорил, что «детей следует учить тому, что пригодится им, когда они вырастут»[1] . Это означает, что педагогу нужно учиться непрерывно и безостановочно. Жизнь требует от нас, чтобы каждое новое задание, которое мы даем нашим ученикам, было бы до какой-то степени новым и для нас.
Мои ученики: ставят перед собой проблемы и решают их совместно с учителем или самостоятельно, прогнозируют ожидаемое содержание предстоящей работы, добывают информацию и находят условия для её реализации, преломляют полученные знания через личностное восприятие, в результате, создавая самостоятельную творческую работу, некоторые ребята и не подозревают, что могут справиться с проектом самостоятельно.
Проектный подход с использованием личностно- ориентированного и деятельностного подхода в значительной мере удовлетворяет такого рода требованиям. Он применим к изучению любой школьной дисциплины и особенно эффективен на уроках, имеющих целью установление межпредметных связей, как это и должно быть при изучении предмета технология, которая помогает построить индивидуальную траекторию при выполнении творческой работы для каждого ученика, но особенно для пятиклассника . Каждый ученик может выбрать тот проект , который поможет ему раскрыться свою индивидуальность . Главное для учителя в новой системе образования – это управлять процессом обучения, а не передавать знания. Функции ученика – активный деятель. То есть учащийся становится активной Личностью, умеющей ставить цели и достигать их, самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания на практике.
На каждом из этапов выполнения проекта для меня важно ,чтобы учащиеся не только комплексно использовали изученный материал на занятиях по технологии, но и опирались на знания и умения, полученные из других школьных дисциплин, а также на свой, пусть небольшой, личный опыт. Это создает благоприятные условия для осуществления личностно-ориентированного подхода в обучении, формированию у школьников таких ценных качеств, как самостоятельность, ответственность, критичность и требовательность к себе и другим, настойчивость в достижении поставленной цели, умение работать в команде и индивидуально.
Источник информации
1. Ермишин Олег «Афоризмы. Золотой фонд мудрости» стр. 19: Просвещение; 2006 2.Киселева Е.А., Иванова Е.А. «Технология» 5-8 класс( вариант для девочек) развернутое тематическое планирование , стр.46 :Учитель ; 2013г.