СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Детская одаренность: признаки, виды, особенности личности одаренного ребенка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Детская одаренность: признаки, виды,  особенности личности   одаренного ребенка» 

Одаренность - это то индивидуальное сочетание способностей, которые позволяют человеку легко, быстро, на качественно ином уровне приобретать необходимые для успешного выполнения деятельности навыки  и умения.  

Просмотр содержимого документа
««Детская одаренность: признаки, виды, особенности личности одаренного ребенка»»

«Детская одаренность:  признаки,  виды,  особенности личности  одаренного ребенка»   МОУ ОСОШ №1 2010г.

«Детская одаренность:

признаки,

виды,

особенности личности

одаренного ребенка»

МОУ ОСОШ №1

2010г.

«Одаренность»  Одаренность - это то индивидуальное сочетание способностей, которые позволяют человеку легко, быстро, на качественно ином уровне приобретать необходимые для успешного выполнения деятельности навыки и умения.

«Одаренность»

Одаренность - это то индивидуальное сочетание способностей, которые позволяют человеку легко, быстро, на качественно ином уровне приобретать необходимые для успешного выполнения деятельности навыки и умения.

 «Одаренный ребенок»     Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

«Одаренный ребенок»

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

 Уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой ).

Уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой ).

 При этом особое значение имеют собственная активность  ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» — «одаренные дети встречаются крайне редко».

Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» — «одаренные дети встречаются крайне редко».

 Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других одаренность — уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей.

Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других одаренность — уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей.

 Указанная альтернатива снимается в рамках следующей позиции: потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей.

Указанная альтернатива снимается в рамках следующей позиции: потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей.

Специфика одаренности в детском возрасте  1.Детская одаренность часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей

Специфика одаренности в детском возрасте

1.Детская одаренность часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей

 2.Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т.д. может происходить «угасание» признаков детской одаренности. Вследствие этого крайне сложно оценить меру устойчивости одаренности, проявляемой данным ребенком на определенном отрезке времени.

2.Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т.д. может происходить «угасание» признаков детской одаренности. Вследствие этого крайне сложно оценить меру устойчивости одаренности, проявляемой данным ребенком на определенном отрезке времени.

 3. Своеобразие динамики формирования детской одаренности нередко проявляется в виде неравномерности психического развития. Так, наряду с высоким уровнем развития каких то одних способностей, наблюдается отставание в развитии других способностей.

3. Своеобразие динамики формирования детской одаренности нередко проявляется в виде неравномерности психического развития. Так, наряду с высоким уровнем развития каких то одних способностей, наблюдается отставание в развитии других способностей.

4.Проявления детской одаренности зачастую трудно отличить от обученности (или шире — степени социализации), являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка .

4.Проявления детской одаренности зачастую трудно отличить от обученности (или шире — степени социализации), являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка .

 Оценка конкретного ребенка как одаренного в значительной мере условна. Самые замечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем

Оценка конкретного ребенка как одаренного в значительной мере условна. Самые замечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем

 Исходя из этого, в практической работе с детьми вместо понятия «одаренный ребенок» следует использовать понятие  «признаки одаренности ребенка» (или «ребенок с признаками одаренности»).

Исходя из этого, в практической работе с детьми вместо понятия «одаренный ребенок» следует использовать понятие

«признаки одаренности ребенка» (или «ребенок с признаками одаренности»).

Признаки одаренности  Наличие специфических стратегий деятельности.  Способы деятельности одаренного ребенка обеспечивают ее особую, качественно своеобразную продуктивность

Признаки одаренности

Наличие специфических стратегий деятельности.

Способы деятельности одаренного ребенка обеспечивают ее особую, качественно своеобразную продуктивность

 При этом выделяются три основных уровня успешности деятельности, с каждым из которых связана своя специфическая стратегия ее осуществления:  1.Быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения;

При этом выделяются три основных уровня успешности деятельности, с каждым из которых связана своя специфическая стратегия ее осуществления: 1.Быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения;

  2.  использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации;

2. использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации;

 3.Выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление неожиданных на первый взгляд идей и решений .

3.Выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление неожиданных на первый взгляд идей и решений .

 Для поведения одаренного ребенка характерен главным образом третий уровень успешности — новаторство как выход за пределы требований выполняемой деятельности, что позволяет ему открывать новые приемы и закономерности

Для поведения одаренного ребенка характерен главным образом третий уровень успешности — новаторство как выход за пределы требований выполняемой деятельности, что позволяет ему открывать новые приемы и закономерности

Особый тип организации знаний одаренного ребенка: -высокая структурированность способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей; - свернутость знаний в соответствующей предметной области

Особый тип организации знаний одаренного ребенка:

-высокая структурированность способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей;

- свернутость знаний в соответствующей предметной области

 при одновременной их готовности развернуться в качестве контекста поиска решения в нужный момент времени;  - категориальный характер (увлеченность общими идеями, склонность отыскивать и формулировать общие закономерности).

при одновременной их готовности развернуться в качестве контекста поиска решения в нужный момент времени;

- категориальный характер (увлеченность общими идеями, склонность отыскивать и формулировать общие закономерности).

Одаренные дети, как правило, уже с раннего возраста отличаются высоким уровнем способности к самообучению, поэтому они нуждаются не столько в целенаправленных учебных воздействиях, сколько в создании вариативной, обогащенной и индивидуализированной образовательной среды

Одаренные дети, как правило, уже с раннего возраста отличаются высоким уровнем способности к самообучению, поэтому они нуждаются не столько в целенаправленных учебных воздействиях, сколько в создании вариативной, обогащенной и индивидуализированной образовательной среды

Виды одарённости Систематизация видов одаренности определяется критерием, положенным в основу классификации. В одаренности можно выделить как качественный, так и количественный аспекты.

Виды одарённости

Систематизация видов одаренности определяется критерием, положенным в основу классификации. В одаренности можно выделить как качественный, так и количественный аспекты.

 Качественные характеристики одаренности выражают специфику психических возможностей человека и особенности их проявления в тех или иных видах деятельности. Количественные характеристики одаренности позволяют описать степень их выраженности.

Качественные характеристики одаренности выражают специфику психических возможностей человека и особенности их проявления в тех или иных видах деятельности. Количественные характеристики одаренности позволяют описать степень их выраженности.

 По критерию «степень сформированности  одаренности»  можно дифференцировать:  — актуальную одаренность;  — потенциальную одаренность

По критерию

«степень сформированности

одаренности»

можно дифференцировать: — актуальную одаренность; — потенциальную одаренность

Актуальная одаренность — это психологическая характеристика ребенка с достигнутыми показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормами
  • Актуальная одаренность — это психологическая характеристика ребенка с достигнутыми показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормами
Потенциальная одаренность — это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент
  • Потенциальная одаренность — это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент
 По критерию «форма проявления одаренности»  можно говорить о:  — явной одаренности;  — скрытой одаренности.

По критерию «форма проявления одаренности»

можно говорить о: — явной одаренности; — скрытой одаренности.

Явная одаренность обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы «сама по себе»), в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения
  • Явная одаренность обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы «сама по себе»), в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения
Скрытая одаренность проявляется в атипичной, замаскированной форме .  Нередко в «гадком утенке» никто не видит будущего «прекрасного лебедя», хотя известны многочисленные   примеры, когда именно такие «неперспективные дети» добивались высочайших результатов.
  • Скрытая одаренность проявляется в атипичной, замаскированной форме .

Нередко в «гадком утенке» никто не видит будущего «прекрасного лебедя», хотя известны многочисленные 

примеры, когда именно такие «неперспективные дети» добивались высочайших результатов.

 По критерию «широта проявлений в различных видах деятельности»  можно выделить:  — общую одаренность ( обеспечивает успешность освоения широкого круга видов деятельности) — специальную одаренность  ( создающая возможность успеха в определённой деятельности )

По критерию «широта проявлений в различных видах деятельности»

можно выделить: — общую одаренность

( обеспечивает успешность освоения широкого круга видов деятельности)

специальную одаренность ( создающая возможность успеха в определённой деятельности )

 По критерию «особенности возрастного развития» можно дифференцировать:  — раннюю одаренность. Примером ранней одаренности являются дети, которые получили название «вундеркинды». Вундеркинд (буквально «чудесный ребенок») ;  — позднюю одаренность

По критерию «особенности возрастного развития» можно дифференцировать: — раннюю одаренность. Примером ранней одаренности являются дети, которые получили название «вундеркинды». Вундеркинд (буквально «чудесный ребенок») ; — позднюю одаренность

 В ранней одарённости особое место среди детей занимают интеллектуальные вундеркинды . Это не по годам развитые дети, чьи возможности проявляются в крайне высоком опережающем темпе развития умственных способностей.

В ранней одарённости особое место среди детей занимают интеллектуальные вундеркинды . Это не по годам развитые дети, чьи возможности проявляются в крайне высоком опережающем темпе развития умственных способностей.

— поздняя одаренность  связана с возрастом, в котором проявляется одаренность и область деятельности.  Наиболее рано дарования проявляются в сфере искусства. В науке достижения значимых результатов, в виде выдающихся открытий, происходят обычно позднее.

поздняя одаренность

связана с возрастом, в котором проявляется одаренность и область деятельности.

Наиболее рано дарования проявляются в сфере искусства. В науке достижения значимых результатов, в виде выдающихся открытий, происходят обычно позднее.

 Итак, любой индивидуальный случай детской одаренности может быть оценен с точки зрения всех вышеперечисленных критериев классификации видов одаренности. Одаренность оказывается, таким образом, многомерным по своему характеру явлением.

Итак, любой индивидуальный случай детской одаренности может быть оценен с точки зрения всех вышеперечисленных критериев классификации видов одаренности. Одаренность оказывается, таким образом, многомерным по своему характеру явлением.

 При подготовке презентации  использовалась литература:  1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М., 2002.  2.Богоявленская Д.Б. /ред. Основные современные концепции творчества и одаренности. М ., 1997.  3. Богоявленская Д.Б.Рабочая концепция одаренности . М ., 1998.

При подготовке презентации

использовалась литература:

1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М., 2002. 2.Богоявленская Д.Б. /ред. Основные современные концепции творчества и одаренности. М ., 1997. 3. Богоявленская Д.Б.Рабочая концепция одаренности . М ., 1998.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!