Детская ложь
Определение лжи и обмана
Ложь- утверждение , не соответствующее истине , высказанное в том виде сознател ьно- и этим отличающееся от заблуждения
Ложь - сознательное искажение истины (дезинформация, измышление, неправда, обман)
Обман - намеренное введение другого лица в заблуждение (блеф, лица, мистификация, надувательство, очковтирательство, шарлатанство)
Лгать -врать, говорить или писать неправду
Ложь - одно из двух возможных состояний , противоположное истине
Виды лжи:
Активная ложь- умышленное сообщение заведомо ложных сведений (маскировка лжи, ее демонстрация и сокрытие истины);
Пассивная ложь- умолчание информации ( полное или частичное)
Осознаваемая ложь- сознательное искажение фактов, соответствующей реальной действительности (ложь или спасение);
Неосознаваемая ложь- неосознанное искажение фактических событий, ввиду различных эмоциональных состояний;
Патологическая ложь - выдумывание, прибавление или полное искажение действительной информации. Человек получает удовольствие от лжи, лжет ради самой лжи.
« Оправданная» ложь, т. е., ложь, необходимая в каких либо обстоятельствах. Жульничество . Х вастовство и преувеличение.
«Белая ложь» - ложь, призванная разрядить напряжённую ситуацию или доставить кому–то удовольствие.
Есть несколько способов солгать:
1. Избегание наказания. 2. Стремление добыть нечто, чего иначе не получишь. 3. Самозащита и защита друзей от неприятностей. 4. Стремление завоевать признание и интерес окружающих. 5. Желание не создавать неловкую ситуацию. 6. Избегание стыда. 7. Охрана личной жизни. 8. Стремление доказать свое превосходство над, тем, в чьих руках власть. 9.Умолчание. 10.Неприкрытое враньё. 11. Сокрытие своей вины. 12. Выражение своей враждебности к родителям. 13. Стремление добиться похвалы со стороны взрослых.
Детская ложь , одна из самых исследованных в психологии, однако справиться в повседневной жизни еще никому не удавалось.
Возрастные особенности лжи.
Некоторые дети способны на умышленную ложь уже в 3-4 года. 92% пятилетних детей утверждают, что говорить неправду-всегда плохо.
Осознание детьми понятия лжи изменяется по мере взросления детей. Критические этапы:
1 возраст 3-4 года- ребенок обретает возможность пойти на обман. Именно тогда следует применить воспитательные меры.
2 подростковый возраст- неискренность и подверженность влиянию друзей в этот период достигает пика. защита товарищей, повышение своего социального статуса, защита своей приватности,
желание не создавать неловкой ситуации, стремление к самоутверждению, страх унижения или избежание стыда, ради проверки собственной силы.
Дети могут фантизировать потому что:
- Остро переживают свое неблагополучие, стремятся выйти из него и обрести определённое равновесие;
- Бессознательно стремятся заинтересовать собой окружающих;
- Кризис игры. Игра ещё занимает в жизни ребенка важное место, но из ролевой она становится игрой – фантазированием. Игра превращается во внутреннюю фантазию грёз и мечтаний.
Ложь – серьёзная проблема в жизни любой семьи.
Что же делать, если ребёнок лжёт? Здесь родители сталкиваются с реальными трудностями в воспитании детей. Анализ мотивов, побуждающих ребёнка лгать, позволит родителям лучше понять ребёнка, помочь ему стать правдивее. На проявление лжи у детей большое влияние оказывают родители и лица, имеющие авторитет.
Как узнать, что ребенок лжет.
Лучший детектор лжи-материнское сердце. Но существует также несколько признаков, которые могут свидетельствовать, что при разговоре с вами ваш ребенок говорит неправду.
Ребенок может в разговоре повторять за вами последнюю фразу, для того чтобы придумать правдоподобный ответ.
У него меняется выражение лица, или непроизвольные жесты, например, почесывание носа или брови.
Поскольку ребенок сознает, что поступает неправильно, то может говорить неправду более тихим голосом, или у него меняется темп речи.
Ребенок может скрыть неправду за пустой болтовнёй. И если ваш ребенок по натуре не очень разговорчив, чрезмерная словоохотливость может быть признаком обмана.
Советы родителям:
1. Исключить в обращении с детьми физические наказания. 2. Отделять наказание за ложь от наказания за скрываемый проступок. 3. Указывать ребёнку на последствия лжи. 4. Устанавливать с детьми полные доверительные контакты, чтобы ребёнок не испытывал потребности говорить неправду.
Если вы еще не научились отличать правду от лжи «по глазам» своего малыша, обратите внимание на самые простые и очевидные признаки вранья:
- ребенок прикрывает рот рукой;
- он отводит глаза или усиленно моргает, потому что не может смотреть вам в глаза;
- его зрачки то сужаются, то расширяются;
- ребенок возбужден, на его щеках появляется румянец;
- чтобы ложь звучала достовернее, он на ходу подбирает слова, придумывает подробности, говорит медленно и неуверенно, сам себя перебивает, делает длинные паузы между фразами.
Но если ребенок верит, что вы любите его, несмотря ни на что, и только у вас он всегда найдет понимание и желание помочь в решении его «серьезных проблем», его лживость останется невинной детской шалостью, уйдет в прошлое и не превратится в образ жизни. Таким образом, возрастные особенности, причины, мотивы лжи зависят от того, кто окружает детей, от характера взаимоотношений с родителями, сверстниками и воспитателями. Поэтому, очень важно создавать атмосферу понимания, доверия, терпения как общения в семье, так и в детском саду.