Х Международный детский творческий проект
«Я тоже буду атомщиком»
Номинация
«Атомград Курчатов глазами детей»
Исследовательский проект
«Все профессии важны»
Подготовила
обучающаяся 9 А класса
МБОУ «Средняя
общеобразовательная
школа №5»
г. Курчатова
Елизарова Татьяна
Руководитель
Селихова Светлана
Александровна
2014 г.
Содержание
Введение
1.Пояснительная записка
1.1Область исследования, объект исследования.
1.2.Актуальность темы.
1.3.Методы проекта.
2.Теоретические исследования
2.1.История КуАЭС.
2.2.Отдел ИКТ.
3.Практические исследования (факты)
3.1.Различные профессии энергетиков
3.1.1.Папа – инженер по эксплутации ЛВС.
3.1.2.Мама – инженер – программист
4.Вывод.
5.Информационная база исследования.
6.Приложения.
Цели исследования
*выяснить значимость профессии «программист» ;
*показать роль представителей данной профессии
в жизни современного общества;
Задачи исследования:
*познакомиться с научно-популярной литературой;
*провести социологический опрос среди школьников 6-9
классов по профориентации;
*выяснить отношение школьников к выбору будущей
профессии;
*показать важность профессии программист.
Объект исследования – профессия программист самая
важная и необходимая.
Методы исследования:
- сбор информации ( изучение научно-популярной литературы);
- социологический опрос;
- интервью.
Синел невдалеке
Сосновый лес,
Вставал рассвет над Сеймом величаво.
В малиновом разливе
Иван – чая
Легко парила
Курская АЭС
И. Ф. Зиборов
Курская атомная станция. Когда я произношу эти слова, передо мной возникают её вентиляционные трубы, взметнувшиеся ввысь, небольшой и уютный город Курчатов, город атомщиков и энергетиков, красивое водохранилище, незамерзающее даже зимой. Профессия «энергетик» очень важная и пожалуй самая сложная. Наш город называют городом энергетиков неслучайно.
Энергетик – специалист в области оснащения и поддержания энергосистем. Помимо проектирования систем и установки энергетического
оборудования, представители данной профессии занимаются поддержанием бесперебойного энергоснабжения различных объектов, производят контроль за исправностью работы оборудования, в случае необходимости устраняют неполадки. Это специалисты, без которых не обходится ни одна отрасль производства – подобные специалисты нужны везде. В ходе исследования я узнала, что строительство Курской атомной станции началось в 60-х годах,
так как промышленность на базе Курской магнитной аномалии, требовали ввода в действие нового энергоисточника большой мощности. Строительство было поручено тресту «Воронежэнергострой», который имел опыт сооружения Нововоронежской АЭС1.
_________________________
1 См.: В.Герасименко. АЭС у древнего Сейма. Катран. 2001г. стр.6.
Зимой строительная площадка АЭС была покрыта белоснежным покровом снега, который прорезали, как паутинка, сельские дороги. На месте, где начиналась строиться Курская АЭС, были деревни
Успенка, Затолыкио и Мяснянкино. На их месте возник на город Курчатов.
На нашей станции много важных цехов и отделов. Среди них есть Отдел Информационно-коммукационных технологий. В своей работе я буду говорить именно об этом отделе, так как работают мои родители.
Отдел Информационно-коммуникационных технологий был образован
17 апреля 1990 года. В его обязанности входило подготовление разных документов, комплектаций необходимого оборудования. Сначала это был
отдел автоматизированных систем управления, но потом переименовался
в ОИКТ, и он остаётся им до сих пор. Основной профиль отдела ИКТ -
это компьютеры.
Компьютер – это величайшее изобретение человека, вошедшее в жизнь
в ХХ веке. Первый компьютер был создан в 1946 году в США. Тогда эти компьютеры были очень массивными и простыми, но сейчас они достигли минимальных размеров и компьютеры можно носить с собой. Компьютеры в наше время очень популяры. Чтобы воспользоваться всей мощью компьютера, обязательно нужны прикладные программы. С помощью компьютерных программ можно сделать очень многое. Компьютер предназначен для работы с большими объёмами информации, но компьютер сам этого сделать не сможет. Нужен человек, определённой профессии. Можно рискнуть и представить компьютер с каким–нибудь музыкальным инструментом, пианино, например. Прежде чем вы прикоснётесь к клавишам, ваш инструмент должны были построить мастера, а композиторы написать музыку на понятном для всех языке – нотными знаками. То же самое и с компьютерами: есть люди, которые собирают аппаратуру, и есть те, которые пишут музыку – компьютерные программы. Эти люди называются инженерами – программистами.
В настоящее время в отделе ИКТ существуют несколько участков; но я расскажу только о двух участках, на которых работают мои родители.
Моя мама, Елизарова Наталья Александровна, работает на участке
Автоматизированной Системы Управления Производством. Мой папа,
Елизаров Сергей Валерьевич, работает на участке Локальной Вычисли –
тельной Сети. Мои родители – инженеры, они работают больше 10 лет.
Возникновение программирования как рода занятий и, особенно, как
профессиональной деятельности трудно датировать однозначно. Часто первым программируемым устройством принято считать жаккардовый ткацкий станок, построенный в 1804 году Жозефом Мари Жаккаром, который произвёл революцию в ткацкой промышленности, предоставив возможность программировать узоры на тканях при помощи перфокарт.
Первое программируемое вычислительное устройство, аналитическую
машину, разработал Чарльз Бэббидж ( но не смог её построить ). 19 июля 1843 года графиня Ада Августа Лавлейс, дочь великого английского поэта Джорджа Байрона , как принято считать , написала первую в истории
человечества программу для Аналитической машины. Эта программа
решала уравнения Бернулли, выражающее закон сохранения энергии
движущейся жидкости.
В своей первой и единственной научной работе Ада Лавлейс рассмотрела большое количество вопросов. Ряд высказанных ею общих положений
(принцип экономии рабочих ячеек памяти, связь рекуррентных формул с циклическими процессами вычислений ) сохранили своё принципиальное
значение и для современного программирования. В материалах Бэббиджа
и комментариях Лавлейс намечены такие понятия, как подпрограмма и
библиотека подпрограмм, модификация команд и индексный регистр,
которые стали употребляться только в 1950-х годах. Однако ни одна из программ, написанных Адой Лавлейс, никогда так и не была запущена.
Аду Августу, графиню Лавлейс, принято считать почётным первым программистом (хотя, конечно, написание одной программы по современным меркам не может считаться родом занятий или профессиональной деятельностью). История сохранила её имя в названии универсального языка программирования «Ада».
Первый работающий программируемый компьютер 1941 год, первые программы для него, а также (с определёнными оговорками) первый язык программирования высокого уровня Планкалкюль создал немецкий инженер Конрад Цузе. Имена людей, впервые начавших профессионально выполнять работу собственно по программированию (в отрыве от наладки аппаратуры компьютера), история не сохранила, так как поначалу программирование рассматривалось как второстепенная наладочная операция.
В 2009 году в России официально утвержден день программиста, который ежегодно празднуется 13 сентября (в високосный год — 12 сентября) — то есть празднование Дня программиста приходится на 256 день года. На ежегодно проводимом международном чемпионате по программированию команды, представляющие российские и украинские вузы, традиционно занимают призовые места, а чемпионами становились в общей сложности больше шести раз.
В первые три года отдела ИКТ создалась локальная вычислительная сеть. Я узнала, что для создания компьютерных сетей необходимо специальное аппаратное обеспечение ( сетевое оборудование ) и специальное программное обеспечение ( сетевые программные средства ). Мой папа высококвалифицированным специалистом по работе со всеми этими средствами. У него есть специальное помещение, которое называется серверной. Там находятся разные коммуникаторы, маршрутизаторы, серверы. Всё это оборудование подключено к высокоскоростным линиям связи, которые, как паутинка, опутывают все здания и сооружения Курской АЭС. Таким образом происходит обмен информацией между всеми компьютерами на Курской АЭС. Мой папа следит за бесперебойной работой всего этого оборудования.
Компьютерные сети позволяют совместно использовать программные
ресурсы. Так, например, для выполнения сложных и продолжительных
расчётов можно удалённо подключиться к серверу (сервер – это компьютер
большой мощности), отправит вычислительное задание и по окончании
расчётов получить результат обратно, таких как бухучёт, расчёт заработной
платы, начисление пенсий, именно этим и занимается инженер – программист на участке Автоматизированной Системой Управления Производством, где работает моя мама. Современные бухгалтерские программы представляют собой точную имитацию традиционной бухгалтерии, осуществляющей финансовые операции, выполнение различных проводок и отчислений, а также модули учета оборудования и запасных частей на складах для нашей атомной станции. Для этой сферы деятельности инженеру-программисту очень нужны знания и навыки бухгалтера.
На сегодняшний день локальная вычислительная сеть (ЛВС) Курской АЭС представляет собой сложную современную систему управления, которая объединяет в единое информационное пространство персональные компьютеры и серверы по зданиям и сооружениям АЭС. В 2000 году на Курской АЭС создается собственный Интернет-узел. В его состав входит web-сервер, почтовый и прокси-сервер, что дает возможность пользователям ЛВС получать доступ к ресурсам сети Интернет прямо со своего рабочего места.
Мне стало очень интересно узнать подробнее о профессии моих родителей, и я решила расспросить об этом у папы в виде небольшого опроса:
Вопрос: Почему ты решил стать инженером- программистом?
Ответ: Я решил стать инженером-программистом потому, что эта работа очень интересная. Мне нравиться решать сложные задачи по внедрению и сопровождению информационных систем, выявлять проблемы и искать пути их решения.
Вопрос: В чем сложность твоей профессии?
Ответ: Сложность моей профессии состоит в большом объеме знаний, которые необходимы для работы с современными системами, в нестандартном подходе к решению многих проблем.
Вопрос: Чем ты занимаешься на работе?
Ответ: В круг моих обязанностей входит техническое обслуживание вычислительной техники, серверного и коммуникационного оборудования локальной вычислительной сети Курской АЭС.
Вопрос: Сталкиваешься ли ты с трудностями?
Ответ: В такой сложной системе как ЛВС всегда происходят какие-либо неисправности. Любая неисправность таит в себе сложность по ее поиску и устранению. И чем сложнее неисправность, тем интереснее решать пути ее устранения.
Вопрос: Чем заинтересовала тебя профессия инженера-программиста?
Ответ: Мне интересна эта профессия прежде всего возможностью поработать на самой современной технике, заставить компьютер делать именно то, что ты хочешь.
Вопрос: Были такие случаи, когда тебе было непонятно и сложно?
Ответ: Были, есть и будут!
Вопрос: Как долго ты всему этому учился?
Ответ: В моей профессии нужно всегда учиться, повышать свой профессиональный уровень, т.к. информационные технологии не стоят на месте. То, что является актуальным и современным на сегодняшний день через год считается устаревшим.
Вопрос: В твоей профессии тебе помогает знание языков?
Ответ: Без знания английского языка в моей профессии делать нечего. Вся документация к системам, которые я обслуживаю, существует только на английском языке.
Вопрос: Нужна ли тебе математика в твоей работе?
Ответ: Математика нужна в любой работе, а в моей особенно, потому, что без глубоких математических знаний невозможно обслуживать сложные информационные и телекоммуникационные системы.
Вопрос: Нужно ли на АЭС больше программистов?
Ответ: В последнее время на курской АЭС внедряется много информационных систем. Для их качественного обслуживания необходим квалифицированный и подготовленный персонал. Поэтому такая потребность есть.
Вопрос: Чтобы ты хотел пожелать будущим программистам?
Ответ: Хорошо учиться. Глубоко изучать математику, английский язык, информационные технологии и быть истинным фанатом своей профессии.
Свою работу я хочу закончить словами поэта – земляка И. Ф. Зиборова:
Без опаски до самых морозов
У реакторов розы цветут.
Значит, всё там спокойно, нормально
Море рядом, Дроняевский лес,
Потому и цветут беспечально
Аж до снега под боком АЭС.
Вывод
Человек, выбравший профессию инженера-программиста должен много знать о компьютерах и компьютерный технологиях. Для этого нужно хорошо знать математику, английский язык, постоянно совершенствовать свои знания, хорошо закончить школу и получить высшее образование.
Информационная база исследования
В. Герасименко. АЭС у древнего Сейма. Катран. 2001 г.стр.6
Приложения
При подготовке своей исследовательской работы я решила провести социологический опрос на тему «Все профессии важны, все профессии важны»
среди 6-9 классов. Всего в социологическом опросе приняли участие 490
человек. Я хочу представить вашему вниманию некоторые результаты.
Кем в будущем ты хотел бы стать?

2. Почему ты решил выбрать профессию программиста?

3. Как ты думаешь, в чем сложность этой профессии?

16