1. Сведения о жизни и творчестве А.С. Пушкина. (ВИДЕО) Дополните предложения, опираясь на текст учебника. - Впишите пропущенные слова и даты. Александр Сергеевич Пушкин родился в городе___________6 июня _____года. Детство поэта прошло в _________. Отец Пушкина, Сергей Львович, был прекрасным ___________. Известным поэтом того времени был ________, Василий Львович. На _____ году жизни Пушкин уже сочинял на французском языке маленькие комедии, на _____году знал наизусть всю французскую литературу. Благотворное влияние на Пушкина оказали ________ и ________ ________,которые познакомили его с устным народным творчеством. Мы знаем пушкинские сказки: «________», «______», «_________». 2. Выразительное чтение стихотворения «Няне» (АУДИО ПРОСЛУШИВАНИЕ) Анализ стихотворения - Каким настроением пронизано это стихотворение? (Настроение стихотворения грустное, печальное, тоскливое). - Как вы думаете, какие чувства владели поэтом, когда он писал это стихотворение? (В произведении передано чувство вины перед няней за долгое отсутствие, страдание от разлуки, выражены нежность, забота, признательность за дружеское участие в дни ссылки, проведенные вместе.) - Не удивительно ли, что барин так пишет о своей крепостной? Почему? (С такой нежностью и любовью поэт ни к кому не относился, поэтому и называл её «Подругой», его суровых дней, голубкой «моей дряхлой») - В чем он уверен, думая о ней? Почему вы так думаете? (Он говорит о том, что она всегда переживала за него, с раннего детства). - Жанр этого произведения? (Лирика). ЛИРИКА – это род литературы, отражающий жизнь через личные переживая человека, его чувства и мысли. - Стихотворение написано от лица лирического героя, а место действия его переживания. - ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ - личность, чьи мысли и чувства выражены в стихотворении. - Давайте узнаем, какими чувствами поэт наделил лирического героя стихотворения? (Лирический герой близок автору, но нельзя отождествлять эти понятия. Лирический герой не может быть рядом с няней и обращается к ней мысленно). - Это стихотворение можно назвать – посланием к няне. Особенности послания: обращения. -К кому обращается лирический герой? (Няне) - Наша задача – рассмотреть, как в стихотворении выражено настроение няни и лирического героя. - Подчеркните слова, которые вам не знакомы. Давайте объясним их смыл. 1. Кровля здания, сооружения – верхнее ограждение (оболочка) крыши. 2. Ветхая - старый, близкий к разрушению, обветшалый. 3. Лачужка - небольшая, плохо построенная или разваливающаяся изба, хижина. 4. Обветшалой - пришедший в ветхость, разрушающийся от ветхости. 5. Суровые дни – очень тяжёлые, трудные, тяжкие. 6. Голубка – ласковое обращение к женщине. 7. Дряхлая (моя) – слабая, немощная от старости. 8. Светлица – светлая парадная комната в доме. 9. Воро'ты - устаревшая форма существительного «ворота». 10. Теснят (заботы грудь) – недомогание, при котором трудно дышать. 11. Всечасно (теснят грудь) – постоянно. - Это архаизмы — это устаревшие слова, которое в современной речи заменены синонимами. - Попробуйте выразить настроение этого стихотворения с помощью красок-цветов. Какими красками вы бы передали настроение стихотворения? (Настроение стихотворения можно предать мрачными, темными красками. Только настроение последней, незаконченной, строки, в которой звучит надежда - более светлыми цветами). - Первые 2 строки стихотворения - обращение лирического героя к няне. Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя! - Почему дни, проведенные с нею, он называет суровыми? (В самые трудные времена няня была рядом со своим питомцем, утешала его, давала ему силы. Для лирического героя няня - друг, который рядом – и в радости, и в горе.) - Вторые две строки Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждешь меня. (Строки рисуют забытый домик в глуши сосновых лесов). - Следующие четыре строки. Ты под окном своей светлицы. Горюешь будто на часах, И медлят поминутно спицы В твоих наморщенных руках. (Представляется няня, сидящая у окна и поминутно вглядывающаяся вдаль). - Как можно понять выражение «горюешь, будто на часах?» (Очень долго тоскует) Глядишь в забытые вороты На черный отдаленный путь. (Кажется, няня подошла к воротам и напряженно смотрит вдаль. Словно ждет, что ее любимый воспитанник вот-вот приедет). Тоска, предчувствия, заботы Теснят твою всечасно грудь. (Переживания за дорогого человека вызывают волнение, сердце начинает сильнее биться, возникает ощущение, что ему тесно в груди, что оно будто бы хочет вырваться на свободу). А теперь откройте ещё один секрет этого стихотворения – посмотрите на слайд. Что увидели? Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждешь меня. Ты под окном своей светлицы Горюешь, будто на часах, И медлят поминутно спицы В твоих наморщенных руках. Глядишь в забытые вороты На черный отдаленный путь: Тоска, предчувствия, заботы Теснят твою всечасно грудь. То чудится тебе... - А. С. Пушкин написал 13 строчек, а не 12, как в учебнике. Как вы думаете, зачем эта 13 строчка? Обратите внимание на знак препинания… - Это пятая часть картинного плана. «То чудится тебе…». (Возможно, няне видится ее воспитанник, ее любимец, спешащий к ней. И его нелегкая судьба…). - Таким образом, мы разделили стихотворение на части, то есть определили композицию. Композиция – это построение художественного произведения. - Как построено стихотворение? - На какие части можно его разделить? 1 часть - обращение лирического героя к няне. Строки 2 части рисуют забытый домик в глуши сосновых лесов В 3 части, мысленно возвращаясь туда, лирический герой словно видит няню внутренним взором, угадывая ее переживания и душевные движения: она горюет под окном своей светлицы, подходит к воротам, вслушивается, не звучит ли колокольчик, не едет ли кто-нибудь…вглядывается вдаль… 4 часть стихотворения. В душе ее беспокойство о нем, о воспитаннике, горестные предчувствия – об этом. Игра «Литературные исследователи». - Вам нужно будет исследовать текст, и найти в нем с помощью, каких средств художественной выразительности переданы чувства лирического героя и няни? Эпитеты: | Метафора: | Сравнение: | дряхлая, наморщенных руках – рисуют облик няни; забытые ворота, черный отдаленный путь – передают тяжесть одиночества няни. | тоска, предчувствия, заботы теснят твою всечасно грудь – передают тяжесть одиночества няни. | горюешь, будто на часах – передают постоянство ее томительного ожидания | - Какие чувства может испытывать лирический герой к лирическому персонажу: (Привязанность, любовь, жалость, сострадание, нежность, уважение, восхищение, забота, тоска, страдание от разлуки, чувство вины за долгое отсутствие, признательность за время, проведённое вместе, благодарность, настроение одиночества и тревоги, затерянность, заброшенность, тихая радость, светлая печаль, радость, восторг) … - Выбери те слова, которые могут охарактеризовать чувства героя к няне. Подтверди свой выбор словами из стихотворения. ИТОГ АНАЛИЗА: - Читая стихотворение «Няне», мы видели, что Пушкин показывает состояние человека. Только ли любовь и сочувствие к няне в этом стихотворении? - Какое чувство мучает поэта? (Поэт любил эту старую женщину, жалеет, называл “голубкой” свою крепостную крестьянку. Видит образ женщины до мельчайших деталей.) - Можно ли считать, что герой остался для няни самым близким человеком? Докажи. - Что особенно запомнилось на уроке? - Что понравилось? - Каких целей, поставленных в начале урока, я достиг? |