СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Детские игры, записанные в Усть-Коксинском районе Алтайского края

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Детские игры, записанные в Усть-Коксинском районе Алтайского края»



МБОУДОД «ЦДТ №2» города Барнаула

Галина Анатольевна Ляхова

Педагог дополнительного образования



Руководитель детской театральной студии

Игры на Руси

[Введите подзаголовок документа]


Игры записанные Г.А.Ляховой в фольклорной экспедиции в Усть-Коксинском районе селе Карагай (1989 г.)


ГАЛИНКА


«Живник»

Мастер-класс «Игры на Руси»,

в рамках празднования Дня независимости России


Оборудование:

Игрушки: собака, заяц, медведь, лиса

Маски: собака, волк, медведь, лиса

Платочек, горшок


Педагог. Уважаемые коллеги, дорогие дети!

Сегодня, в честь праздника нашей прекрасной Родины – России, объединение детская театральная студия «Лебёдушка» Центра детского творчества №2 города Барнаула руководителем которой, являюсь я, Галина Анатольевна Ляхова проведем мастер - класс «Игры на Руси» с детьми детского лагеря «Лесовичок». Мы научим детей играть в такие игры, как: «В зайчиков. «У медведя», «В гусей и волка», «Золотые ворота», «Горелки» и другие

Эти игры – сюжетные, сюжетно-ролевые, дидактические, хороводно-игровые, подвижные. Основным их содержанием является воспроизведение действий животных, птиц, доброжелательное отношение к рядом играющему, взаимоотношения по сюжету, по ролям, которые они выполняют во время игры.

Основные задачи заключаются в следующем:

1) познакомить детей с русскими подвижными играми;

2) воспитывать у детей умение соблюдать элементарные правила,
согласовывать движения, ориентироваться в пространстве;

3) развивать активность детей и бег в подвижных играх.

Первая игра, в которую мы поиграем, называется «В зайчиков». Для пробуждения интереса к игре я использую игрушки: зайчика и собаку.

Педагог просит детей встать в круг, показывает зайчика: Ребята, скажите, кто это?

Дети: Зайчик.

Педагог: Правильно. Где живет зайчик?

Дети: В лесу.

Педагог: Да, в наших лесах живет много зайцев. А что умеют делать зайчики?

Дети: Прыгать, бегать.

Педагог: Правильно! Показывает игрушку собаку. А это кто?

Дети: Собака.

Педагог: Да. Что она умеет делать?

Дети: Бегать, лаять.

Педагог: А как собака лает? Дети: Гав-гав-гав!

Педагог: Хотите поиграть «В зайчиков»?

Дети: Да!

Педагог: Послушайте правила игры. А расскажут вам их Света Харитонова и Света Бирюкова.


С.Х. - Вы - зайчики, будете бегать по всей площадке врассыпную. Бегать нужно осторожно, никого не толкать. Я буду собакой. Буду за вами бегать, ловить. Но, чтобы собака не поймала зайчика, зайчики должны присесть (спрятаться под кустик). А если собака дотронется рукой до зайчика, тот зайчик считается пойманным, он выходит из игры.

С.Х. надевает маску собаки. Дети играют. С.Б. не прерывая игры, подсказывает, как нужно действовать. После игры подводят итог.

С.Б.: - А сейчас па роль собаки я выберу (Имя). Он быстро бегает, активный.

С.Х. - надевает на ребенка маску собаки. Игра повторяется. В конце игры подводится итог.

Педагог: А теперь сделаем дыхательную гимнастику «Одуванчик».

Дети стоят в кругу, соединив пальчики друг с другом.


Вместе произносят: Подуй на одуванчик, На беленький цветочек.

Подуй, подуй сильнее И станешь здоровее!


Педагог: Набираем носом воздух, подуем на кисти рук (1 мин.).

Педагог: Ребята!

А сейчас поиграем в русскую народную игру, которая называется «В гусей и волка».

Для пробуждения интереса к этой игре я расскажу детям мини-сказку.

Педагог (обращается к детям):

- Ребята! Жил-был под горой волк. Далеко от дома на лугу, паслись гуси. Хозяйка позвала гусей домой. Но волк был голодный, побежал за ними, хотел поймать. Быстро бегали гуси, ни один из них не попал волку в лапы. Итак, голодный волк вернулся к себе в логово.

  • Скажите, кто быстрее бегает, волк или гуси?

Дети: Гуси.

Педагог: Правильно! Хотите поиграть в эту игру?

Дети: - Да!

Педагог: Послушайте правила игры. А расскажут нам их Марина Лагода и Галя Ежакова.

М.Л.-Под горой живет волк. (Марина отводит ребенка на одну сторону площадки).

Волком будет Кирилл.

Г.Е.- надевает маску волка: Вы - гуси. Я - хозяйка.

М.Л.-Гуси живут на другой стороне площадки. Гуси должны летать врассыпную, никого не толкать. Волк может ловить гусей только после слов: «Как хотите, убегите, но себя поберегите!». Пойманные гуси выходят из игры.

Игра начинается. М.Л.:

- Гуси, выходите в поле погулять, зеленую травку пощипать. «Дети-гуси» летают, щиплют травку. Хозяйка - Г.Е. - зовет гусей домой.

Идет перекличка.

Хозяйка Г.Е.: Гуси-лебеди, домой!

Дети: Серый волк под горой!

Хозяйка: Серый волк под горой. «Вы летите, как хотите, но себя поберегите!».

Гуси бегут домой, волк их ловит. Игра заканчивается.

Педагог в конце игры подводит итог:

Ребята! Роль волка дети выполняли правильно, до детей дотрагивались рукой. «Дети-гуси» бегали по площадке осторожно, никого не толкнули, не обидели. Молодцы!

- Встанем в круг. Сделаем дыхательную гимнастику «Воздушные шары».

- Поднимаем руки через стороны вверх (делаем вдох через нос), хлопок над головой - «шарик лопнул», руки опускаем через стороны вниз, произнося «с – с - с» - «шарик спустился» (1 мин.).

  • А сейчас мы поиграем в русские подвижные игры.

Невод

  • Игра проходит на ограниченной площадке, пределы которой нельзя пересекать никому из играющих. Двое или трое игроков берутся за руки, образуя невод. Их задача – поймать как можно больше плавающих рыб, т.е. остальных игроков. Задача рыб – не попасться в невод. Если рыбка оказалась в неводе, то она присоединяется к водящим и сама становится частью невода. Игра продолжается до того момента, пока не определится игрок, оказавшийся самой проворной рыбкой. Детали: Рыбки не имеют права рвать невод, т.е. расцеплять руки у водящих

Птицелов

хлопает в ладоши, играющие останавливаются на месте, и водящий начинает искать птиц. Тот, кого он нашел, подражает крику птицы, которую он выбрал. Птицелов угадывает название птицы и имя пойманного. После чего этот игрок сам становится птицеловом. Если птицелов ошибается – игра продолжается в тех же ролях. Детали: Играющие не должны прятаться за предметы, встречающиеся на пути. Игроки обязаны останавливаться на месте точно по сигналу


  • Бояре

  • Игра проходит на ровной площадке. Играющие делятся на две команды, которые выстраиваются друг против друга в цепи на расстоянии метров 10-15. Первая команда идет вперед со словами:

  • -Бояре, а мы к вам пришли!

  • И возвращается на прежнее место:

  • -Дорогие, а мы к вам пришли!

  • Другая повторяет этот маневр со словами:

  • -Бояре, а зачем пришли? Дорогие, а зачем пришли?

  • Начинается диалог:

  • -Бояре, нам невеста нужна. Дорогие, нам невеста нужна.

  • -Бояре, а какая вам мила? Дорогие, а какая вам мила?

  • Первая команда совещается и выбирает кого-то:

  • -Бояре, нам вот эта мила (показывают на выбранного).

  • Дорогие нам вот эта мила.

  • Выбранный игрок поворачивается кругом и теперь ходит и стоит в цепи, глядя в другую сторону. Диалог продолжается:

  • -Бояре, она дурочка у нас. Дорогие, она дурочка у нас.

  • -Бояре, а мы плеточкой ее. Дорогие, а мы плеточкой ее.

  • -Бояре, она плеточки боится. Дорогие, она плеточки боится.

  • -Бояре, а мы пряничка дадим. Дорогие, а мы пряничка дадим.

  • -Бояре, у ней зубки болят. Дорогие, у ней зубки болят.

  • -Бояре, а мы к доктору сведем. Дорогие, а мы к доктору сведем.

  • -Бояре, она доктора укусит. Дорогие, она доктора укусит.

  • Первая команда завершает:

  • Бояре, не валяйте дурака, отдавайте нам невесту навсегда!

  • Тот, кого выбрали невестой, должен разбежаться и прорвать цепь первой команды. Если ему это удается, то он возвращается в свою команду, взяв с собой любого игрока первой. Если цепь не прорвана, то невеста остается в первой команде, то есть выходит замуж. В любом случае второй кон начинает проигравшая команда. Задача команд: оставить у себя больше игроков. Детали Можно изменить слова диалога, придумывая их на ходу. Нельзя подныривать под руки при разбеге. .

  • Платочек

  • Ручеёк

  • Ребята обхватывают друг друга за пояс и становятся гуськом вдоль весеннего ручья. Все поют:

  • Разливался родник ключевой,

  • Белый, снеговой:

  • По чистым полям,

  • По синим морям,

  • По мхам, по болотам,

  • По зелёным колодам.

  • Царь едет жениться,

  • Царевна велит воротиться:

  • Сама к тебе буду,

  • Летом — в карете,

  • Зимою — в возочке,

  • Весной — в челночочке!

  • Затем боком стараются перепрыгнуть ручей, не коснувшись воды. Но при этом каждый мешает своему соседу. Тот, кто коснулся воды, из игры выбывает.

  • Горелки

  • Играющие встают парами друг за другом. Впереди всех на расстоянии пары шагов стоит водящий – горелка. Играющие нараспев приговаривают:

  • Гори, гори ясно,

  • Чтобы не погасло.

  • Погляди на небо:

  • Звезды горят,

  • Журавли кричат:

  • - Гу, гу, убегу!

  • Раз, два, не воронь,

  • А беги, как огонь!

  • После последних слов, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон вдоль колонны к ее началу. Горелка старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, прежде чем горелка запятнает одного из них, то они встают впереди первой пары, а горелка вновь водит. И игра повторяется. Если горелке удается запятнать одного из бегущих в паре, то он встает с ним впереди всей колонны, а тот, кто остался без пары, горит. Детали: Горелка не имеет права оглядываться и может догонять убегающих только тогда, когда они пробегут мимо него.

  • Чехарда

  • Один из игроков выбирается на роль козла. Оставшиеся по очереди должны через него перепрыгивать. Кто не сумел перепрыгнуть через козла, или его свалил, или сам упал после прыжка, становится на место козла, а бывший козел идет прыгать. Для сложности вместо одного козла можно выбирать нескольких, и прыгающий должен преодолеть без ошибок всю цепочку.

  • Детали: Козлу запрещено умышленно прогибаться, уворачиваться или иным способом мешать прыгающему.

  • Жабка

  • Выбирается Жабка. Остальные рисуют круг и становятся на черту. Жабка выходит на середину круга, и с ней переговариваются:

  • Зачем тебе, Жабка, четыре лапки?

  • Чтобы скакать по травке, вытянувши лапки.

  • Покажи, Жабка, как ты прыгаешь-скачешь.

  • А я этак и вот так!

  • И Жабка показывает, как она прыгает, а дети, стоящие на линии круга, поют:

  • Бода-бода-болабода,

  • Живёт жабка у болота.

  • Выпуча глаза, сидит,

  • Громко-громко говорит:

  • Ква-квак, ква-квак,

  • А я прыгаю вот так!

  • Жабка прыгает и пытается «осалить» одного из ребят. А дети, увёртываясь, бегают по линии круга. Кого Жабка коснётся, тот становится новой Жабкой. Вариант: После слов:"А я прыгаю вот так!" Жабка показывает какое-нибудь движение, которое все остальные должны повторить. Жабка выбирает того, кто лучше всех задание выполнил и тот становиться новой Жабкой

  • Яша

  • Эта игра - самая что ни на есть старинная (на что указывает академик Б.А.Рыбаков, а также упоминает и В.Я.Пропп).

  • Водящий - Яша (т.е. Ящер - хозяин подводного и подземного мира, одна из ипостасей Велеса) сидит в центре круга, образованного остальными участниками игры. Взявшись за руки, они движутся в хороводе, припевая:

  • Сидит-сидит Яша под ореховым кустом.

  • Грызет-грызет Яша орешки каленые, Милому дареные...

  • После этого происходит диалог:

  • - Чего Яша хочет?

  • - Жаниться хочу.

  • - Бери себе девку, котораю хочешь.

  • Участники хоровода разбегаются врассыпную, а «Яша» ловит кого-нибудь: если поймает девицу, то целует ее, если парня - тот становится водящим.

  • У медведя во бору

  • Выбирают одного «медведем». Очерживают два круга. Одно место для «медведя», другой - дом для остальных участников. Все выходят из дома со словами:

  • У медведя во бору, грибы, ягоды беру,

  • А медведь не спит и на нас рычит.

  • На последнем слове «медведь» с рычанием выбигает из берлоги, а остальные бегут в «дом». Пойманный становится «медведем».

  • Мышеловка.

  • Все становятся в круг, взявшись за руки - это мышеловка. Один или двое - «мышки». Они вне круга. Взявшись за руки и подняв их вверх, двигаются по кругу со словами:

  • Ах, как мыши надоели, все погрызли, всё поели!

  • Берегитесь же, плутовки, доберёмся мы до вас!

  • Вот захлопнем мышеловку и поймаем сразу вас!

  • Во время произнесения текста "мыши" вбегают и выбегают из круга. С последним словом "мышеловка захлопывается" - опускают руки и садятся на корточки. Не успевшие выбежать из круга "мышки" считаются пойманными и встают в круг. Выбираются другие "мышки".

  • «Хвосты»

  • Игра “Золотые ворота”

  • Золотыеворота,(до,ре ,ми ми ми ре до) проходите, господа, первой мать пройдёт,

  • Всех детейпроведёт. первый раз прощается, второй раз запрещается,а на третий раз

  • не пропустим вас!

  • Правила:два человека становятся друг напротив друга и берутся за руки, образуя ворота.Остальные, взявшись за руки, проходят под песенку в эти ворота хороводом. Когдапесенка закончится,воротики захлопываются (опускают руки) и тот, кто в нихпопался, “превращается” тоже в воротики.

  • Игра “Как у дяди Трифона”

  • Как у дяди Трифона было семеро детей, было семеро детей, было семь сыновей.

  • Они не пили,не ели, друг на друга всё глядели, вместе делали вот так:

  • (соль фа ми ре до до фа, соль соль соль фа ми ре до).

  • Всестановятся в круг. Водящий в кругу. Под песенку все водят хоровод, а насловах”вместе делали вот так” показывают на водящего пальцем или рукой, аводящий в ответ показывает какую-нибудь фигуру или движение. Все остальные егоповторяют до тех пор, пока водящий не выберет того, кто лучше всех выполнял этуфигуру, он и будет водящим на следующий кон.

Педагог:

- А теперь, чтобы наша осанка была красивой, выполним упражнения.

1. Упражнение «Танец медвежат».

Цель: укреплять мышцы нижних конечностей и мышечного корсета позвоночника.-Ребята! Представьте себе, что вы - маленькие медвежата, которые решили потанцевать.

И.п.: положите руки на пояс, выполняем полуприседы. Темп средний.

2. Упражнение «Мышка и мишка».

Цель: укреплять мышцы верхних и нижних конечностей; формировать правильную осанку, улучшить координацию движений.

Педагог: У Мишки дом огромный.

Выпрямиться, встать на носки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки - вдох.

Педагог: У Мышки дом маленький.

Присесть, обхватить руками колени, опустить голову - выдох, произнести «ш-ш-ш» (1 мин.).

Мышка ходит в гости к Мишке,

Он же к ней не попадет.

Итог.

  • Педагог:

  • Ребята! Скажите, что мы сегодня с вами делали?

  • Как назывались игры?

  • Какая игра тебе понравилась, Рита?

  • А тебе, Кирилл?

  • Педагог:

  • Молодцы, ребята!

Литература.

  1. Тарасевич Н.А. «Золотые ворота» - русские подвижные игры для детей и молодежи, Н., 2002 г.

  2. Анисимова Т.Г., Ульянова С.А. «Формирование правильной осанки», изд-во «Учитель», 2008.

  3. Кочеткова Л.В. «Оздоровление детей в начальной школе», творческий центр, М., 2005 г.

  4. Амосова Т.Ю. «Дыхательная гимнастика по Стрельниковой», М., 2009 г.









игры на руси