Детское хоровое исполнительство в общеобразовательной школе (статья)

Категория: Музыка

Актуальность развития детского хорового исполнительства в общеобразовательной школе. Основные цели, задачи, приоритеты.

Просмотр содержимого документа
«Детское хоровое исполнительство в общеобразовательной школе (статья)»

ДЕТСКОЕ ХОРОВОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ


В.С Росоха

МБОУ «СОШ №46» г. Курск

e-mail: [email protected]


Одним из ярчайших моментов в церемонии закрытия Олимпийских игр в Сочи было выступление талантливых детей со всей России. Государственный гимн Российской Федерации исполнили 1 ООО детей - участников Всероссийского сводного хора под руководством Валерия Гергиева. С 2013 года в России воссоздано действие Всероссийского хорового общества, одной из важных задач которого является поддержка детского хорового творчества и образования.

«Хор - это прообраз идеального общества, основанного на едином устремлении и слаженном дыхании, общества, в котором важно услышать другого, прислушаться друг к другу», - говорил Георгий Струве.

«Развитое хоровое искусство во всем мире признается показателем нравственного здоровья общества. Детский хор России - яркая иллюстрация того, что наша страна все увереннее идет по пути своего духовно- нравственного возрождения» (исполнительный директор Всероссийского хорового общества П.А. Пожигайло).

Вот почему так актуальна для нас тема развития детского хорового исполнительства в условиях общеобразовательной школы в соответствии с ФГОС II поколения.

Цель музыкально-эстетического развития личности в условиях современной общеобразовательной школы – формирование художественной культуры учащихся в контексте различных видов творческого познания действительности и оптимизация созидательных качеств личности (Н.А.Терентьева). Основное направление современного массового музыкального образования младших школьников - развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру. Предмет «Музыка» реализует цель музыкального образования. Однако в массовой общеобразовательной практике на его преподавание отводится по одному учебному часу в начальной школе. Компенсировать недостаточность учебного времени возможно за счет внеурочной музыкально-познавательной и музыкально- творческой деятельности младших школьников.

Актуальность введения занятий по хоровому пению во внеурочной деятельности обусловлена тем, что хоровое пение обладает доступностью, массовостью и характеризуется активностью творческого процесса. Дети младших классов любят петь, так как им свойственна конкретность мышления, образность представлений, а хоровая музыка связана со словом, что создает базу для более конкретного понимания содержания музыкальных произведений. Поэтому цель внеурочной деятельности, которой является создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, создание условий для физического, интеллектуального и эмоционального отдыха детей в полной мере может решаться на занятиях хоровым пением.

Основная цель хорового воспитания - всестороннее развитие личности ребенка средствами музыкального искусства. Задачи, реализуемые в ходе занятий:

- формирование интереса и любви к хоровому пению и музыкальному искусству в целом; изучение истории возникновения вокальной музыки и происхождения основных вокально-хоровых жанров; формирование представлений о специфике музыкального искусства, его содержании и значении для русской и мировой культуры; овладение основами музыкальной грамоты, овладение каждым членом хорового коллектива природным голосом, привитие хору вокально-хоровой техники, т.е. навыков, обеспечивающих хору хороший строй, ансамбль и т.д.

  • повышение общей и музыкальной культуры воспитанников; воспитание посредством музыкально-творческой деятельности нравственных качеств личности: патриотических чувств к объектам музыкальной культуры, к труду человека и его результатам, творчеству и творческой деятельности; формирование опыта положительных межличностных отношений, положительных личностных качеств; создание атмосферы радости, значимости, увлеченности, успешности каждого члена коллектива.

  • развитие индивидуальных творческих способностей детей; развитие музыкальной памяти и мелодического и гармонического слуха, певческого голоса; развитие образного и ассоциативного мышления, формирование умения саморегуляции творческой деятельности, потребности в музыкально- творческой деятельности; формирование индивидуального музыкального вкуса; индивидуального маршрута развития личности ребенка в сфер музыкально-творческой деятельности; содействие укреплению здоровья воспитанников.

Реализация задач осуществляется через различные формы вокально- творческой деятельности:

- хоровое, ансамблевое и сольное пение;

- слушание музыкальных произведений;

- музыкально - пластическое движение;

- театрализация музыкальных произведений;

- различные формы и виды импровизации;

- инструментальное музицирование,

- концертно-исполнительская деятельность,

- мероприятия воспитательно-познавательного характера.

Занятия хоровым пением рассчитаны на учащихся начальной школы, увлекающихся музыкой и музыкально-эстетической деятельностью. Основное условие отбора детей - их желание заниматься хоровым видом искусства, способность к систематическим занятиям. В процессе занятий возможен естественный отбор детей в общешкольный детский хоровой коллектив, защищающий честь школы на окружных, городских, областных мероприятиях и конкурсах. Курс предусматривает сочетание как коллективных, так и групповых и индивидуальных занятий; разнообразие форм проведения занятий: репетиция, занятие-игра, сказка, концерт, заочная экскурсия, музыкальная гостиная, конкурс, турнир, творческая встреча, праздник, творческий отчет; комплекс воспитательных мероприятий: вечера отдыха, встречи с интересными людьми, посещение объектов культуры и искусства; совместную работу педагога, родителей и детей.

Нам известен тот факт, что русская культура хорового пения закладывалась при церквях, потом хоровое творчество «пошло в народ» и стало неким глобальным средством общения через песню, решая тем самым важную социальную задачу — объединение нации. Сейчас народная традиция хорового пения постепенно уходит, потому что люди разобщены. Еще в начале 2013 года на учредительном собрании «Российского хорового общества», которое прошло в Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского была озвучена основная проблема современного художественно-эстетического образования - это возвращение в российские школы уроков пения с 1 по 7классы, создание хоровых коллективов при школах, детских садах, крупных организациях, воинских частях и домах культуры, что будет одним из «скрепляющих» общество компонентом.

Поэтому так важно вовлечение учащихся начальных классов во внеурочной деятельности в хоровые коллективы, что способствовало бы формированию музыкальной культуры детей, объединяло бы их духом единой творческой деятельности, делало бы их жизнь ярче, насыщенней и богаче. Реализация лозунга, выдвинутого Д.Б. Кабалевским: «Каждый класс- хор!» вполне реальна и заключается в том, что каждый коллектив школьного класса может стать настоящим хоровым коллективом, пение которого будет представлять интерес не только как дидактический результат, но и как самостоятельное художественное явление.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей