СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Девиантное поведение детей и подростков и его профилактика

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

презентация ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА для учащихся 5-9 классов

Просмотр содержимого документа
«Девиантное поведение детей и подростков и его профилактика»

Кафедра общей и специальной педагогики и психологии 1 ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА

Кафедра общей и специальной педагогики и психологии 1

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА

Основные понятия девиации 2 Девиантное поведение — совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе. Возникает , когда общественно принимаемые и задаваемые ценности не могут быть достигнуты некоторой частью этого общества (Р. Мертон) «Вероятность девиаций поведения существенно возрастает при происходящем на уровне социума ослаблении нормативного контроля» (Эмиль Дюркгейм, фр. социолог). В соответствии с теорией аномии Р. Мертона, девиантное поведение возникает прежде всего

Основные понятия девиации 2

  • Девиантное поведение — совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе.
  • Возникает , когда общественно принимаемые и задаваемые ценности не могут быть достигнуты некоторой частью этого общества (Р. Мертон)
  • «Вероятность девиаций поведения существенно возрастает при происходящем на уровне социума ослаблении нормативного контроля» (Эмиль Дюркгейм, фр. социолог).

В соответствии с теорией аномии Р. Мертона, девиантное поведение возникает прежде всего

Виды девиантного поведения 3  Агрессивное – форма поведения, нацеленного на оскорбление и причинение вреда другому живому существу; Аддиктивное – пристрастие к чему-либо, изменение психического состояния, посредством приёма психоактивных веществ - ПАВ (химических, пищевых, наркотических, алкоголь, табак), либо постоянная фиксация внимания и развитие интенсивных эмоций (фанатизм, компьютерная зависимость); Делинквентное – нарушение социальных и правовых норм, в крайних своих формах является уголовно наказуемым деянием.  Поведение, которое рассматривается как отклонение от групповых норм и приводит к соответствующим принудительным социальным и правовым санкциям: к изоляции, принудительному лечению, исправлению и наказанию нарушителя.

Виды девиантного поведения 3

  • Агрессивное – форма поведения, нацеленного на оскорбление и причинение вреда другому живому существу;
  • Аддиктивное – пристрастие к чему-либо, изменение психического состояния, посредством приёма психоактивных веществ - ПАВ (химических, пищевых, наркотических, алкоголь, табак), либо постоянная фиксация внимания и развитие интенсивных эмоций (фанатизм, компьютерная зависимость);
  • Делинквентное – нарушение социальных и правовых норм, в крайних своих формах является уголовно наказуемым деянием.

Поведение, которое рассматривается как отклонение от групповых норм и приводит к соответствующим принудительным социальным и правовым санкциям: к изоляции, принудительному лечению, исправлению и наказанию нарушителя.

    Виды девиантного поведения 4  4      4 Суицидальное (истинный суицид, демонстративный суицид, скрытый суицид); Патохарактерологическое – патологические изменения характера, сформировавшегося в процессе воспитания; Психопатологическое – симптомы (синдромы) психических расстройств и заболеваний; На базе гиперспособностей – сверхинтеллектуальность, особые склонности, сверхмотивация, личностные качества.

Виды девиантного поведения 4 4 4

  • Суицидальное (истинный суицид, демонстративный суицид, скрытый суицид);
  • Патохарактерологическое – патологические изменения характера, сформировавшегося в процессе воспитания;
  • Психопатологическое – симптомы (синдромы) психических расстройств и заболеваний;
  • На базе гиперспособностей – сверхинтеллектуальность, особые склонности, сверхмотивация, личностные качества.

Особенности девиантного поведения 5 Может представлять  угрозу для здоровья и жизни, (зависимое, суицидальное, насильственное);  может являться разрушительным: деструктивным или аутодеструктивным;  рассматривается в пределах медицинской нормы и не отождествляется с психическими заболеваниями или патологическими состояниями, хотя и может сочетаться с последними; сопровождается различными проявлениями социальной дезадаптации;  имеет выраженное индивидуальное и возрастно-половое своеобразие.   (зависимое, суицидальное, насильственное)

Особенности девиантного поведения 5

  • Может представлять  угрозу для здоровья и жизни, (зависимое, суицидальное, насильственное);
  • может являться разрушительным: деструктивным или аутодеструктивным; 
  • рассматривается в пределах медицинской нормы и не отождествляется с психическими заболеваниями или патологическими состояниями, хотя и может сочетаться с последними;
  • сопровождается различными проявлениями социальной дезадаптации;
  • имеет выраженное индивидуальное и возрастно-половое своеобразие. 

(зависимое, суицидальное, насильственное)

Психологические факторы девиантного поведения 6 Низкий уровень социализации, трудности в построении отношений с окружающими; дефициты в эмоциональной сфере: узкий диапазон, стереотипы, трудности эмоционального самоконтроля; особенности становления ценностей и паттернов поведения как основы саморегуляции; разинтегрированность образа «Я», проблемы самооценки; особое отношение к действительности; трудности прогнозирования, анализа, самостоятельности

Психологические факторы девиантного поведения 6

  • Низкий уровень социализации, трудности в построении отношений с окружающими;
  • дефициты в эмоциональной сфере: узкий диапазон, стереотипы, трудности эмоционального самоконтроля;
  • особенности становления ценностей и паттернов поведения как основы саморегуляции;
  • разинтегрированность образа «Я», проблемы самооценки;
  • особое отношение к действительности;
  • трудности прогнозирования, анализа, самостоятельности

Возрастные кризисы  (по Л.С. Выготскому) 7 Кризис 1 года – самостоятельность, автономность. Кризис 3 лет : ведущая деятельность – предметная, проявление инициативности, активности, стремления к самостоятельности. Кризис 3-7 лет : ориентировочной деятельности, игровая активность, усвоение родного языка, формирование половой идентификации и более объективной самооценки. Кризис 7 лет : приобретение умелости, компетентности, личностное развитие и начало развития самосознания + чувство неполноценности. Кризис 14-16 : интимно-личностное общение со сверстниками, освоение норм социального поведения, морали, установление отношений равенства и уважения друг к другу, самосознание, самоценность + несвобода.

Возрастные кризисы (по Л.С. Выготскому) 7

  • Кризис 1 года – самостоятельность, автономность.
  • Кризис 3 лет : ведущая деятельность – предметная, проявление инициативности, активности, стремления к самостоятельности.
  • Кризис 3-7 лет : ориентировочной деятельности, игровая активность, усвоение родного языка, формирование половой идентификации и более объективной самооценки.
  • Кризис 7 лет : приобретение умелости, компетентности, личностное развитие и начало развития самосознания + чувство неполноценности.
  • Кризис 14-16 : интимно-личностное общение со сверстниками, освоение норм социального поведения, морали, установление отношений равенства и уважения друг к другу, самосознание, самоценность + несвобода.

Причины девиантного поведения 16   Психические и психофизиологическими расстройства.  Социальные и психологические проблемы.  Совокупность нескольких причин.

Причины девиантного поведения 16

  • Психические и психофизиологическими расстройства.
  • Социальные и психологические проблемы.
  • Совокупность нескольких причин.

Причины девиантного поведения 17 Дисфункциональность семьи (большинство отечественных специалистов убеждено, что истинные причины массовой социальной дезадаптации российских подростков следует искать в современной семье, в резком снижении ее воспитательного потенциала) ; личностные особенности (возрастные, характерологические, психические); школьная дезадаптация; воздействие асоциальной неформальной среды; причины социально-экономического и демографического характера.

Причины девиантного поведения 17

  • Дисфункциональность семьи (большинство отечественных специалистов убеждено, что истинные причины массовой социальной дезадаптации российских подростков следует искать в современной семье, в резком снижении ее воспитательного потенциала) ;
  • личностные особенности (возрастные, характерологические, психические);
  • школьная дезадаптация;
  • воздействие асоциальной неформальной среды;
  • причины социально-экономического и демографического характера.

Агрессивное поведение 8   Агрессия (aggression) происходит от слова adgradi (где ad - на, gradus - шаг), которое в буквальном смысле означает «двигаться на», «наступать». Мотивационное поведение, акт, который может часто наносить вред объектам атаки-нападения или же физический ущерб другим индивидам, вызывающее у депрессию, психологический дискомфорт, напряженность, страх, боязнь, состояние подавленности...»

Агрессивное поведение 8

Агрессия (aggression) происходит от слова adgradi (где ad - на, gradus - шаг), которое в буквальном смысле означает «двигаться на», «наступать».

Мотивационное поведение, акт, который может часто наносить вред объектам атаки-нападения или же физический ущерб другим индивидам, вызывающее у депрессию, психологический дискомфорт, напряженность, страх, боязнь, состояние подавленности...»

Классификация видов агрессивного поведения (по Э. Бассу) 9 По действию на объект: Гетеро – направлена на окружающих: убийства, изнасилования, нанесение побоев, угрозы, оскорбления, ненормативная лексика и т. д. (прямая, косвенная). Ауто – направлена на себя: самоуничижение вплоть до самоубийства, саморазрушающее поведение, психосоматические заболевания (прямая, косвенная).

Классификация видов агрессивного поведения (по Э. Бассу) 9

По действию на объект:

Гетеро – направлена на окружающих: убийства, изнасилования, нанесение побоев, угрозы, оскорбления, ненормативная лексика и т. д. (прямая, косвенная).

Ауто – направлена на себя: самоуничижение вплоть до самоубийства, саморазрушающее поведение, психосоматические заболевания (прямая, косвенная).

Классификация видов агрессивного поведения (по Э. Бассу) 10 По причине появления: Реактивная - представляет собой ответную реакцию на какой-то внешний раздражитель (ссора, конфликт и пр.). Спонтанная - появляется без видимой причины, обычно под влиянием каких-то внутренних импульсов (накопление отрицательных эмоций, неспровоцированная агрессия при психических заболеваниях).

Классификация видов агрессивного поведения (по Э. Бассу) 10

По причине появления:

Реактивная - представляет собой ответную реакцию на какой-то внешний раздражитель (ссора, конфликт и пр.).

Спонтанная - появляется без видимой причины, обычно под влиянием каких-то внутренних импульсов (накопление отрицательных эмоций, неспровоцированная агрессия при психических заболеваниях).

Классификация видов агрессивного поведения (по Э. Бассу) 11 По целенаправленности: Инструментальная - совершается как средство достижения результата: спортсмен, добивающийся победы, ребенок, громко требующий от матери, чтобы она купила ему игрушку и пр. Целевая (мотивационная) -выступает как заранее спланированное действие, цель которого - нанесение вреда или ущерба объекту: школьник, который обиделся на одноклассника и избил его и пр.

Классификация видов агрессивного поведения (по Э. Бассу) 11

По целенаправленности:

Инструментальная - совершается как средство достижения результата: спортсмен, добивающийся победы, ребенок, громко требующий от матери, чтобы она купила ему игрушку и пр.

Целевая (мотивационная) -выступает как заранее спланированное действие, цель которого - нанесение вреда или ущерба объекту: школьник, который обиделся на одноклассника и избил его и пр.

Классификация видов агрессивного поведения (по Э. Бассу) 12 По открытости проявлений: Прямая - направляется непосредственно на объект, вызывающий раздражение, тревогу или возбуждение: открытое хамство, применение физической силы или угрозы расправы и пр. Косвенная - обращается на объекты, непосредственно не вызывающие возбуждения и раздражения, но более удобные для проявления агрессии (они доступны и проявление агрессии в их адрес безопасно): мать после конфликта с соседкой начинает практически без повода кричать на ребенка и пр.

Классификация видов агрессивного поведения (по Э. Бассу) 12

По открытости проявлений:

Прямая - направляется непосредственно на объект, вызывающий раздражение, тревогу или возбуждение: открытое хамство, применение физической силы или угрозы расправы и пр.

Косвенная - обращается на объекты, непосредственно не вызывающие возбуждения и раздражения, но более удобные для проявления агрессии (они доступны и проявление агрессии в их адрес безопасно): мать после конфликта с соседкой начинает практически без повода кричать на ребенка и пр.

Классификация видов агрессивного поведения (по Э. Бассу) 13 По форме проявления: Вербальная - выражена в словесной форме: угрозы, оскорбления, содержание которых прямо говорит о наличии отрицательных эмоций и возможности нанесения морального и материального ущерба противнику. Экспрессивная - проявляется невербальными средствами: жестами, мимикой, интонацией голоса и пр. В таких случаях человек делает угрожающую гримасу, машет кулаком или грозит пальцем в сторону противника Физическая - прямое применение силы для нанесения морального и физического ущерба противнику.

Классификация видов агрессивного поведения (по Э. Бассу) 13

По форме проявления:

Вербальная - выражена в словесной форме: угрозы, оскорбления, содержание которых прямо говорит о наличии отрицательных эмоций и возможности нанесения морального и материального ущерба противнику.

Экспрессивная - проявляется невербальными средствами: жестами, мимикой, интонацией голоса и пр. В таких случаях человек делает угрожающую гримасу, машет кулаком или грозит пальцем в сторону противника

Физическая - прямое применение силы для нанесения морального и физического ущерба противнику.

Агрессивные действия выступают в качестве 13 Средства достижения какой-либо значимой цели. Способа психологической разрядки. Способа удовлетворения потребностей в самореализации и самоутверждении.

Агрессивные действия выступают в качестве 13

  • Средства достижения какой-либо значимой цели.
  • Способа психологической разрядки.
  • Способа удовлетворения потребностей в самореализации и самоутверждении.

Психологические особенности, провоцирующие агрессивное поведение 15 Недостаточное развитие интеллекта; сниженная самооценка; низкий уровень самоконтроля; неразвитость коммуникативных навыков; повышенная возбудимость нервной системы вследствие различных причин (травмы, болезни и пр.)

Психологические особенности, провоцирующие агрессивное поведение 15

  • Недостаточное развитие интеллекта;
  • сниженная самооценка;
  • низкий уровень самоконтроля;
  • неразвитость коммуникативных навыков;
  • повышенная возбудимость нервной системы вследствие различных причин (травмы, болезни и пр.)

Классификация семей в зависимости от типа семейного воспитания  21 Гиперпротекция  — чрезмерная забота о детях. Синонимы – гиперопека, избыточная забота. Выражается в стремлении родителей окружать ребенка повышенным вниманием, защищать даже при отсутствии реальной опасности, постоянно удерживать около себя, «привязывать» детей к своему настроению и чувствам, обязывать их поступать определенным, наиболее безопасным для родителей способом. При этом ребенок избавлен от необходимости разрешения проблемных ситуаций, поскольку решения либо предлагаются ему готовыми, либо достигаются без его участия. В результате ребенок лишается возможности не только самостоятельно преодолевать трудности, но даже их трезво оценить.

Классификация семей в зависимости от типа семейного воспитания 21

Гиперпротекция  — чрезмерная забота о детях.

Синонимы – гиперопека, избыточная забота.

Выражается в стремлении родителей окружать ребенка повышенным вниманием, защищать даже при отсутствии реальной опасности, постоянно удерживать около себя, «привязывать» детей к своему настроению и чувствам, обязывать их поступать определенным, наиболее безопасным для родителей способом. При этом ребенок избавлен от необходимости разрешения проблемных ситуаций, поскольку решения либо предлагаются ему готовыми, либо достигаются без его участия. В результате ребенок лишается возможности не только самостоятельно преодолевать трудности, но даже их трезво оценить.

Классификация семей 22 Доминирующая гиперпротекция – чрезмерная забота о ребенке, тип воспитания, тип отношений «родитель-ребенок», при котором ребенку предоставляется минимум самостоятельности, зато контроль осуществляется по максимуму. Это стиль воспитания, при котором у ребенка, можно сказать, отнимают собственную волю. Доминирующая гиперпротекция  играет главную роль в формировании инфантильных, закомплексованных личностей. Характерно ограничение сферы деятельности ребенка, постоянное накладывание запретов, ограничение самостоятельности. Каждое движение ребенка контролируется, любая мелочь обрастает правилами.

Классификация семей 22

  • Доминирующая гиперпротекция – чрезмерная забота о ребенке, тип воспитания, тип отношений «родитель-ребенок», при котором ребенку предоставляется минимум самостоятельности, зато контроль осуществляется по максимуму. Это стиль воспитания, при котором у ребенка, можно сказать, отнимают собственную волю.

Доминирующая гиперпротекция  играет главную роль в формировании инфантильных, закомплексованных личностей.

Характерно ограничение сферы деятельности ребенка, постоянное накладывание запретов, ограничение самостоятельности. Каждое движение ребенка контролируется, любая мелочь обрастает правилами.

Классификация семей 23 Потворствующая гиперпротекция – воспитание по типу «ребенок- кумир семьи». Ребенку с детства внушают, какой он великолепный, талантливый , немедленно выполняют любые его прихоти и капризы, все трудности решают за ребенка родители (чаще- один из родителей). Характерен очень высокий уровень притязаний, стремление быть лидером, стремление выделиться, быть в центре внимания. Это не плохие черты  характера. Но, попадая в группу детсада или в новый класс, он ожидает такого же уровня внимания и восхищения, как и в семье. А очень часто таланты и умения такого ребенка являются многократно преувеличенными, и не самые высокие оценки его деятельности морально подавляют ребенка. Формируется истероидный тип личности, стремящийся к успехам и славе, но при малейшей неудаче оказывающийся на грани нервного срыва, а порой и суицида. Особенно остро это проявляется в подростковом возрасте.

Классификация семей 23

  • Потворствующая гиперпротекция – воспитание по типу «ребенок- кумир семьи». Ребенку с детства внушают, какой он великолепный, талантливый , немедленно выполняют любые его прихоти и капризы, все трудности решают за ребенка родители (чаще- один из родителей). Характерен очень высокий уровень притязаний, стремление быть лидером, стремление выделиться, быть в центре внимания. Это не плохие черты  характера. Но, попадая в группу детсада или в новый класс, он ожидает такого же уровня внимания и восхищения, как и в семье. А очень часто таланты и умения такого ребенка являются многократно преувеличенными, и не самые высокие оценки его деятельности морально подавляют ребенка.

Формируется истероидный тип личности, стремящийся к успехам и славе, но при малейшей неудаче оказывающийся на грани нервного срыва, а порой и суицида. Особенно остро это проявляется в подростковом возрасте.

Классификация семей 24

  • Эмоциональное отвержение – неэффективное родительское отношение, которое проявляется в недостатке или отсутствии эмоционального контакта родителя и ребенка, нечувствительности родителя к потребностям ребенка.

Может быть явным и неявным, скрытым. При явном отвержении родитель демонстрирует, что он не любит и не принимает своего ребенка, испытывает раздражение по его поводу. Скрытое отвержение принимает более сложные формы – оно может проявляться в глобальном недовольстве ребенком (он не такой умный, умелый, красивый), хотя формально родитель может и выполнять свои родительские обязанности. Иногда маскируется преувеличенным вниманием и заботой, но его выдает недостаток любви и внимания, стремление избегать тесных (телесных) контактов.

Родительских директивы : «Глаза бы мои на тебя не глядели», «Сколько тревог и лишений ты мне принес, появившись на свет». Воспринимая такие директивы, ребенок бессознательно чувствует, что он помеха в жизни родителя, его вечный должник.

«Тревога, возникающая у ребенка, страдающего от дефицита родительской любви, является источником невротизации личности» (Хорни, 1993).

Классификация семей 25 Повышенная моральная ответственность – предъявлявление к ребенку повышенных требований, не соответствующие реальным возрастным и психофизиологическим потребностям. На ребенка возлагают ответственность за серьезные решения или задачи, игнорируются его реальные интересы и возможности. Ребёнок в этом случае может проявлять агрессию по отношению к объекту ответственности (отказывается, ходить в школу и т.п.), не выполняет свои обязанности, не сдерживает обещания.

Классификация семей 25

  • Повышенная моральная ответственность – предъявлявление к ребенку повышенных требований, не соответствующие реальным возрастным и психофизиологическим потребностям.

На ребенка возлагают ответственность за серьезные решения или задачи, игнорируются его реальные интересы и возможности.

Ребёнок в этом случае может проявлять агрессию по отношению к объекту ответственности (отказывается, ходить в школу и т.п.), не выполняет свои обязанности, не сдерживает обещания.

Взаимодействие педагога с семьёй (в зависимости от типа) 27  1. Семья, где господствует безнадзорность:  употребление алкоголя, наркотиков; характерна культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми.  Задача педагога – помочь родителям в повышении родительской ответственности (осознать пагубность влияния их «образа жизни» на растущую личность, обратить внимание на испытываемые подростком переживания, боль, обиду, стыд за отца и мать, ведущих аморальную жизнь).

Взаимодействие педагога с семьёй (в зависимости от типа) 27

1. Семья, где господствует безнадзорность:

  • употребление алкоголя, наркотиков;
  • характерна культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми.

Задача педагога – помочь родителям в повышении родительской ответственности (осознать пагубность влияния их «образа жизни» на растущую личность, обратить внимание на испытываемые подростком переживания, боль, обиду, стыд за отца и мать, ведущих аморальную жизнь).

Взаимодействие педагога с  семьёй (в зависимости от типа) 28  2. Педагогическая неграмотность родителей .  родители не понимают детей;  полное незнание методов воздействия;  недооценка значение семейного воспитания.  Задача педагога – обеспечить повышение педагогической грамотности родителей

Взаимодействие педагога с семьёй (в зависимости от типа) 28

2. Педагогическая неграмотность родителей .

  • родители не понимают детей;
  • полное незнание методов воздействия;
  • недооценка значение семейного воспитания.

Задача педагога – обеспечить повышение педагогической грамотности родителей

Взаимодействие педагога с  семьёй (в зависимости от типа) 29  3. Приоритет материальному благополучию над духовной жизнью. дети, как правило, растут эгоистами; родители эти качества поощряют.  Задача педагога – включить ребенка в виды деятельности, направленные на становление общекультурных человеческих ценностей.

Взаимодействие педагога с семьёй (в зависимости от типа) 29

3. Приоритет материальному благополучию над духовной жизнью.

  • дети, как правило, растут эгоистами;
  • родители эти качества поощряют.

Задача педагога – включить ребенка в виды деятельности, направленные на становление общекультурных человеческих ценностей.

Взаимодействие педагога с семьёй (в зависимости от типа) 30  4. Родители предъявляют завышенные требования, граничащие с жестокостью.  Задача педагога – доказать родителям, что с ребёнком необходимо обращаться как с равным, отказаться от действий с позиции силы, относиться к нему, как к человеку, который имеет право на самостоятельность и уважение, что терпение и снисходительность к ребёнку – главные средства в воспитании.

Взаимодействие педагога с семьёй (в зависимости от типа) 30

4. Родители предъявляют завышенные требования, граничащие с жестокостью.

Задача педагога – доказать родителям, что с ребёнком необходимо обращаться как с равным, отказаться от действий с позиции силы, относиться к нему, как к человеку, который имеет право на самостоятельность и уважение, что терпение и снисходительность к ребёнку – главные средства в воспитании.

поведенческие реакции подростков, характерные для младшего школьного возраста 32 1. Реакция отказа. Она выражается в отказе от обычных форм поведения: контактов, домашних обязанностей, учебы и т. д. 2. Реакция оппозиции, протеста. Она проявляется в противопоставлении своего поведения требуемому: в демонстративной браваде, в прогулах, побегах, кражах и даже нелепых на первый взгляд поступках, совершаемых как протестные. 3. Реакция имитации . У подростков объектом для подражания чаще всего становится взрослый, теми или иными качествами импонирующий его идеалам. Реакция имитации характерна для личностно незрелых подростков в асоциальной среде. 4. Реакция компенсации . Она выражается в стремлении восполнить свою несостоятельность в одной области успехами в другой. Если в качестве компенсаторной реакции избраны асоциальные проявления, то возникают нарушения поведения. 5. Реакция гиперкомпенсации. Обусловлена стремлением добиться успеха именно в той области, в которой ребенок обнаруживает наибольшую несостоятельность.

поведенческие реакции подростков, характерные для младшего школьного возраста 32

1. Реакция отказа. Она выражается в отказе от обычных форм поведения: контактов, домашних обязанностей, учебы и т. д.

2. Реакция оппозиции, протеста. Она проявляется в противопоставлении своего поведения требуемому: в демонстративной браваде, в прогулах, побегах, кражах и даже нелепых на первый взгляд поступках, совершаемых как протестные.

3. Реакция имитации . У подростков объектом для подражания чаще всего становится взрослый, теми или иными качествами импонирующий его идеалам. Реакция имитации характерна для личностно незрелых подростков в асоциальной среде.

4. Реакция компенсации . Она выражается в стремлении восполнить свою несостоятельность в одной области успехами в другой. Если в качестве компенсаторной реакции избраны асоциальные проявления, то возникают нарушения поведения.

5. Реакция гиперкомпенсации. Обусловлена стремлением добиться успеха именно в той области, в которой ребенок обнаруживает наибольшую несостоятельность.

Собственно подростковые психологические реакции 33 1. Реакция эмансипации. Она отражает стремление подростка к самостоятельности, к освобождению из-под опеки взрослых. 2. Реакция «отрицательной имитации». Она проявляется в поведении, контрастном по отношению к неблагоприятному поведению членов семьи. 3. Реакция группирования. Ею объясняется стремление к образованию спонтанных подростковых групп с определенным стилем поведения и системой внутригрупповых взаимоотношений, со своим лидером. 4. Реакция увлечения (хобби-реакция) . Она отражает особенности внутренней структуры личности подростка. Увлечение спортом, стремление к лидерству, азартные игры, страсть к коллекционированию более характерны для подростков-мальчиков. 5. Реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением. Описанные реакции могут быть представлены как в вариантах поведения, нормальных для данного возрастного периода, так и в патологических (петтинг, мастурбация, гомосексуальные влечения).

Собственно подростковые психологические реакции 33

1. Реакция эмансипации. Она отражает стремление подростка к самостоятельности, к освобождению из-под опеки взрослых.

2. Реакция «отрицательной имитации». Она проявляется в поведении, контрастном по отношению к неблагоприятному поведению членов семьи.

3. Реакция группирования. Ею объясняется стремление к образованию спонтанных подростковых групп с определенным стилем поведения и системой внутригрупповых взаимоотношений, со своим лидером.

4. Реакция увлечения (хобби-реакция) . Она отражает особенности внутренней структуры личности подростка. Увлечение спортом, стремление к лидерству, азартные игры, страсть к коллекционированию более характерны для подростков-мальчиков.

5. Реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением. Описанные реакции могут быть представлены как в вариантах поведения, нормальных для данного возрастного периода, так и в патологических (петтинг, мастурбация, гомосексуальные влечения).

Психические особенности возраста- трудности 34 1) Развитие самосознания, формирование самооценки — незрелая личность. 2) Интенсивное формирование характера — акцентуации характера. 3) Чувство взрослости — реакции эмансипации. 4) Интимно-личностное общение (ведущая деятельность) — реакции группирования. 5) Потребность в самоутверждении — хобби-реакции и патологические увлечения. 6) Потребность в активности и социально значимой деятельности — реакции компенсации, гиперкомпенсации. 7) Критическое мышление — негативизм и реакции отказа. 8) Любознательность и жажда проверки себя — побеги, бродяжничество, асоциальное поведение. 9) Повышенная эмоциональность — аффективное поведение, острая эффективность к неудачам, агрессивность.

Психические особенности возраста- трудности 34

1) Развитие самосознания, формирование самооценки — незрелая личность.

2) Интенсивное формирование характера — акцентуации характера.

3) Чувство взрослости — реакции эмансипации.

4) Интимно-личностное общение (ведущая деятельность) — реакции группирования.

5) Потребность в самоутверждении — хобби-реакции и патологические увлечения.

6) Потребность в активности и социально значимой деятельности — реакции компенсации, гиперкомпенсации.

7) Критическое мышление — негативизм и реакции отказа.

8) Любознательность и жажда проверки себя — побеги, бродяжничество, асоциальное поведение.

9) Повышенная эмоциональность — аффективное поведение, острая эффективность к неудачам, агрессивность.

Понятие суицида, суицидального поведения  Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом, лишение себя жизни. Суицидальное поведение – проявление суицидальной активности, мыслей, намерений, высказываний, угрозы, попытки, покушения. Типы суицидального поведения :  демонстративное – порезы вен, отравление ядовитыми веществами.  аффективное – повешение, отравление препаратами, «падение» из окна.  истинное – повешение, использование огнестрельного оружия, взрывчатки, «падение» из окна.

Понятие суицида, суицидального поведения

Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом, лишение себя жизни.

Суицидальное поведение – проявление суицидальной активности, мыслей, намерений, высказываний, угрозы, попытки, покушения.

Типы суицидального поведения :

демонстративное – порезы вен, отравление ядовитыми веществами.

аффективное – повешение, отравление препаратами, «падение» из окна.

истинное – повешение, использование огнестрельного оружия, взрывчатки, «падение» из окна.

Социально-психологические факторы риска  • Серьезные проблемы в семье;  • Отвержение сверстниками;  • Смерть любимого или значимого человека;  • Разрыв отношений с любимым человеком;  • Межличностные конфликты или утраты значимых отношений;  • Проблемы с дисциплиной или законом;  • Давление, оказываемое группой сверстников, прежде всего, связанное с  подражанием саморазрушающему поведению других;  • Длительное пребывание в роли «козла отпущения» или жертвы;  • Разочарование успехами в школе или неудачи в обучении;  • Высокие требования в школе к итоговым результатам обучения (экзаменам);  • Проблемы с трудоустройством и плохое экономическое положение,  финансовые проблем;  • Нежелательная беременность, аборт и его последствия (девушки);  • Заражение СПИД или болезнями, передающимися половым путем;  • Серьезные телесные болезни;  • Чрезвычайные внешние ситуации и катастрофы

Социально-психологические факторы риска

Серьезные проблемы в семье; • Отвержение сверстниками; • Смерть любимого или значимого человека; • Разрыв отношений с любимым человеком; • Межличностные конфликты или утраты значимых отношений; • Проблемы с дисциплиной или законом; • Давление, оказываемое группой сверстников, прежде всего, связанное с подражанием саморазрушающему поведению других; • Длительное пребывание в роли «козла отпущения» или жертвы; • Разочарование успехами в школе или неудачи в обучении; • Высокие требования в школе к итоговым результатам обучения (экзаменам); • Проблемы с трудоустройством и плохое экономическое положение, финансовые проблем; • Нежелательная беременность, аборт и его последствия (девушки); • Заражение СПИД или болезнями, передающимися половым путем; • Серьезные телесные болезни; • Чрезвычайные внешние ситуации и катастрофы

Более всего восприимчивы к суициду подростки, у которых присутствуют следующие факторы:  - Ранние попытки к суициду;  - Суицидальные угрозы, прямые или завуалированные;  - Суициды в семье или в окружении друзей;  - Алкоголизм;  - Хроническое употребление наркотиков и токсических препаратов;  - Аффективные расстройства, особенно тяжёлые депрессии;  - Хронические или смертельные болезни;  - Тяжёлые утраты, например, смерть любимого человека, особенно в течение первого года после потери;  - Семейные проблемы; - психические заболевания (депрессия, неврозы, психоз, шизофрения).

Более всего восприимчивы к суициду подростки, у которых присутствуют следующие факторы:

  • - Ранние попытки к суициду;
  • - Суицидальные угрозы, прямые или завуалированные;
  • - Суициды в семье или в окружении друзей;
  • - Алкоголизм;
  • - Хроническое употребление наркотиков и токсических препаратов;
  • - Аффективные расстройства, особенно тяжёлые депрессии;
  • - Хронические или смертельные болезни;
  • - Тяжёлые утраты, например, смерть любимого человека, особенно в течение первого года после потери;
  • - Семейные проблемы;
  • - психические заболевания (депрессия, неврозы, психоз, шизофрения).

Поведенческие признаки риска суицида  • Потеря интереса к обычным видам деятельности;  • Внезапное снижение успеваемости;  • Необычное снижение активности, неспособность к волевым усилиям;  • Плохое поведение в школе;  • Необъяснимые или часто повторяющиеся исчезновения и прогулы;  • Увеличение потребления табака, алкоголя или наркотиков;  • Инциденты с вовлечением правоохранительных органов, участие в беспорядках

Поведенческие признаки риска суицида

Потеря интереса к обычным видам деятельности; • Внезапное снижение успеваемости; • Необычное снижение активности, неспособность к волевым усилиям; • Плохое поведение в школе; • Необъяснимые или часто повторяющиеся исчезновения и прогулы; • Увеличение потребления табака, алкоголя или наркотиков; • Инциденты с вовлечением правоохранительных органов, участие в беспорядках

Признаки депрессии у детей Печальное настроение Потеря свойственной детям энергии Внешние проявления печали Нарушения сна Соматические жалобы Изменение аппетита или веса Ухудшение успеваемости Снижение интереса к обучению Чувство неполноценности Самообман - негативная самооценка Чувство «заслуженного отвержения» Заметное снижение настроения при малейших неудачах

Признаки депрессии у детей

Печальное настроение

Потеря свойственной детям энергии

Внешние проявления печали

Нарушения сна

Соматические жалобы

Изменение аппетита или веса

Ухудшение успеваемости

Снижение интереса к обучению

Чувство неполноценности

Самообман - негативная самооценка

Чувство «заслуженного отвержения»

Заметное снижение настроения при

малейших неудачах

Признаки депрессии у подростков Печальное настроение Чувство скуки Чувство усталости Нарушения сна Соматические жалобы Неусидчивость, беспокойство Фиксация внимания на мелочах

Признаки депрессии у подростков

Печальное настроение

Чувство скуки

Чувство усталости

Нарушения сна

Соматические жалобы

Неусидчивость, беспокойство

Фиксация внимания на мелочах

Признаки депрессии у подростков Чрезмерная эмоциональность Замкнутость Рассеянность внимания Агрессивное поведение Непослушание Склонность к бунту Злоупотребление алкоголем или наркотиками Плохая успеваемость Прогулы в школе, институте

Признаки депрессии у подростков

Чрезмерная эмоциональность

Замкнутость

Рассеянность внимания

Агрессивное поведение

Непослушание

Склонность к бунту

Злоупотребление алкоголем или

наркотиками

Плохая успеваемость

Прогулы в школе, институте

Алгоритм действий педагогов в зависимости от степени риска совершения суицидов Низкая степень Если классный руководитель/учитель заметил у ребенка признаки суицидального поведения, прежде всего не стоит бить тревогу. Можно попросить ребенка задержаться в классе и провести с ним спокойную, по возможности доверительную беседу. Далее стоит деликатно отправить ребенка на консультацию к школьному психологу, который сможет дать квалифицированную помощь, выяснить причины такого поведения, побеседовать с родителями и посодействовать в поиске квалифицированных врачей и психологов. Если же психолога в школе нет, после беседы с ребенком следует провести беседу с родителями так же максимально спокойно. Родителям надо объяснить, что в данном случае возможно только спокойное поведение, никаких обвинений и скандалов, и, тем более, игнорирования изменений в поведении ребенка.

Алгоритм действий педагогов в зависимости от степени риска совершения суицидов

Низкая степень

  • Если классный руководитель/учитель заметил у ребенка признаки суицидального поведения, прежде всего не стоит бить тревогу. Можно попросить ребенка задержаться в классе и провести с ним спокойную, по возможности доверительную беседу. Далее стоит деликатно отправить ребенка на консультацию к школьному психологу, который сможет дать квалифицированную помощь, выяснить причины такого поведения, побеседовать с родителями и посодействовать в поиске квалифицированных врачей и психологов.
  • Если же психолога в школе нет, после беседы с ребенком следует провести беседу с родителями так же максимально спокойно. Родителям надо объяснить, что в данном случае возможно только спокойное поведение, никаких обвинений и скандалов, и, тем более, игнорирования изменений в поведении ребенка.
Рекомендации классному руководителю по ведению беседы при работе с детьми склонными к суицидальному поведению Разговор должен быть абсолютно спокойным, ни в коем случае нельзя повышать голос. Вы должны показать, что то, что происходит с ребенком для вас важно, и вы готовы помочь. Пример: «Мне кажется, что с тобой что-то происходит - ты не такой, как обычно - грустный, задумчивый, отрешенный... у тебя что-то случилось? Если ты позволишь, я буду рад/рада тебе помочь». В то же время разговор должен быть уверенным. К разговору стоит подготовиться. Следует показать ребенку, что не смотря ни на что, вы готовы помочь ему справиться с возникающими трудностями. Важной задачей такого разговора является уговорить ребенка обратиться за помощью - к школьному психологу либо родителям. Это должно так же происходить без сильного давления, но настойчиво.

Рекомендации классному руководителю по ведению беседы при работе с детьми склонными к суицидальному поведению

  • Разговор должен быть абсолютно спокойным, ни в коем случае нельзя повышать голос. Вы должны показать, что то, что происходит с ребенком для вас важно, и вы готовы помочь. Пример: «Мне кажется, что с тобой что-то происходит - ты не такой, как обычно - грустный, задумчивый, отрешенный... у тебя что-то случилось? Если ты позволишь, я буду рад/рада тебе помочь».
  • В то же время разговор должен быть уверенным.
  • К разговору стоит подготовиться.
  • Следует показать ребенку, что не смотря ни на что, вы готовы помочь ему справиться с возникающими трудностями.
  • Важной задачей такого разговора является уговорить ребенка обратиться за помощью - к школьному психологу либо родителям. Это должно так же происходить без сильного давления, но настойчиво.
Высокая степень риска совершения суицида: Не оставлять ребенка одного. Поговорить с ребенком (если есть контакт). Если нет контакта, отвести к человеку, с которым есть контакт. Поставить в известность родителей. С родителями – нужно успокоить, предложить обратиться за помощью. Желательно вести протокол беседы с родителями, дать подписаться родителям (ознакомлен, направлен). Возможно, необходима госпитализация (звоним в скорую помощь).

Высокая степень риска совершения суицида:

Не оставлять ребенка одного.

Поговорить с ребенком (если есть контакт).

Если нет контакта, отвести к человеку, с которым есть контакт. Поставить в известность родителей.

С родителями – нужно успокоить, предложить обратиться за помощью.

Желательно вести протокол беседы с родителями, дать подписаться родителям (ознакомлен, направлен).

Возможно, необходима госпитализация (звоним в скорую помощь).

Ситуация завершенного суицида: 1. Необходимо установить согласованный «срок завершения» данной работы: то есть, когда официально в школе прекращаются разговоры о суицидальном происшествии и начинается обычная школьная жизнь. 2. Если в СМИ, по телевидению, в интернете продолжаются выступления по этому поводу, информировать учащихся школы о имеющихся налицо манипулятивных действиях, о том, насколько данная информация может быть искажена, кому она на руку, как к ней относиться. 3. Отслеживать психоэмоциональное состояние детей класса в целях профилактики расстройств эмоционального спектра.

Ситуация завершенного суицида:

1. Необходимо установить согласованный «срок завершения» данной работы: то есть, когда официально в школе прекращаются разговоры о суицидальном происшествии и начинается обычная школьная жизнь.

2. Если в СМИ, по телевидению, в интернете продолжаются выступления по этому поводу, информировать учащихся школы о имеющихся налицо манипулятивных действиях, о том, насколько данная информация может быть искажена, кому она на руку, как к ней относиться.

3. Отслеживать психоэмоциональное состояние детей класса в целях профилактики расстройств эмоционального спектра.

Профилактика суицидов в ОУ:  Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) в докладе, посвященном профилактике подросткового суицида, предлагает следующие направления работы с детьми группы риска:  1. Установление доверительных отношений педагогов с детьми. Нарушение коммуникативных связей у подростка приводит к невозможности обсуждения с кем-либо возникающих у него суицидальных настроений. Педагог, как правило, не подозревает о наличии у школьника таких мыслей и только доверительное отношение выявляет острую потребность ребенка в помощи и моральной поддержке. 2. Формирование у детей положительной самооценки. Высокая самооценка защищает детей и подростков от приступов отчаяния, позволяет им адекватно реагировать на стрессы и преодолевать трудности. Формированию позитивной самооценки подростков способствует создание ситуации успеха, что следует поощрять.

Профилактика суицидов в ОУ:

  • Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) в докладе, посвященном профилактике подросткового суицида, предлагает следующие направления работы с детьми группы риска:
  • 1. Установление доверительных отношений педагогов с детьми. Нарушение коммуникативных связей у подростка приводит к невозможности обсуждения с кем-либо возникающих у него суицидальных настроений. Педагог, как правило, не подозревает о наличии у школьника таких мыслей и только доверительное отношение выявляет острую потребность ребенка в помощи и моральной поддержке.
  • 2. Формирование у детей положительной самооценки. Высокая самооценка защищает детей и подростков от приступов отчаяния, позволяет им адекватно реагировать на стрессы и преодолевать трудности. Формированию позитивной самооценки подростков способствует создание ситуации успеха, что следует поощрять.
Профилактика суицидов в ОУ: 3.Предоставление детям информации о возможной помощи в ситуации возникших жизненных трудностей (телефоны доверия, консультационных центров). 4.Выявление и предотвращение случаев издевательства и насилия в среде школьников.

Профилактика суицидов в ОУ:

3.Предоставление детям информации о возможной помощи в ситуации возникших жизненных трудностей (телефоны доверия, консультационных центров).

4.Выявление и предотвращение случаев издевательства и насилия в среде школьников.

способы профилактики подростковой суицидальности: Соблюдение педагогической тактики, требований педагогической культуры в повседневной работе каждого воспитателя или учителя; Освоение знаний возрастной психопатологии, а также соответствующих приемов индивидуально-психологического подхода, лечебной педагогики и психотерапии; Раннее выявление контингента риска на основе знания его характеристики в целях динамического наблюдения и своевременной психолого-педагогической коррекционной работы; Неразглашение факторов суицидальных случаев в школьных коллективах;

способы профилактики подростковой суицидальности:

Соблюдение педагогической тактики, требований педагогической культуры в повседневной работе каждого воспитателя или учителя;

Освоение знаний возрастной психопатологии, а также соответствующих приемов индивидуально-психологического подхода, лечебной педагогики и психотерапии;

Раннее выявление контингента риска на основе знания его характеристики в целях динамического наблюдения и своевременной психолого-педагогической коррекционной работы;

Неразглашение факторов суицидальных случаев в школьных коллективах;

способы профилактики подростковой суицидальности: Рассмотрение угрозы самоубийства в качестве признака повышенного суицидального риска; Проведение при необходимости тактичной консультации подростка с психологом, психотерапевтом, психиатром; Формирование у учащихся таких понятий, как «ценность человеческой жизни», «цели и смысл жизни», а также приемов психологической защиты в сложных жизненных ситуациях; Повышение стрессоустойчивости путем психологической подготовки подростка к сложным и противоречивым реалиям современной жизни, формирование готовности к преодолению ожидаемых трудностей.

способы профилактики подростковой суицидальности:

Рассмотрение угрозы самоубийства в качестве признака повышенного суицидального риска;

Проведение при необходимости тактичной консультации подростка с психологом, психотерапевтом, психиатром;

Формирование у учащихся таких понятий, как «ценность человеческой жизни», «цели и смысл жизни», а также приемов психологической защиты в сложных жизненных ситуациях;

Повышение стрессоустойчивости путем психологической подготовки подростка к сложным и противоречивым реалиям современной жизни, формирование готовности к преодолению ожидаемых трудностей.

Основные направления социально-педагогической деятельности по профилактике 19  Построение взаимодействия с социальными институтами.  Установление сотрудничества с семьей воспитанников. Психолого-педагогическое просвещение родителей. Обустройство в школе вариативных пространств для реализации активности школьников «группы риска» и механизмов поддержки их интересов

Основные направления социально-педагогической деятельности по профилактике 19

  • Построение взаимодействия с социальными институтами.
  • Установление сотрудничества с семьей воспитанников. Психолого-педагогическое просвещение родителей.
  • Обустройство в школе вариативных пространств для реализации активности школьников «группы риска» и механизмов поддержки их интересов

Субъекты деятельности по профилактике 20 Социальные институты перевоспитательные и исправительные учреждения; использование СМИ: использование позитивных возможностей СМИ;  максимальное ограждение детей и подростков от негативного влияния СМИ (информация подаётся без учёта аудитории); КДНиЗП; ШКОЛА

Субъекты деятельности по профилактике

20

Социальные институты

  • перевоспитательные и исправительные

учреждения;

  • использование СМИ:
  • использование позитивных возможностей СМИ;
  • максимальное ограждение детей и подростков от негативного влияния СМИ (информация подаётся без учёта аудитории);
  • КДНиЗП;
  • ШКОЛА

Субъекты деятельности по профилактике 26 Школа Учитель (классный руководитель) – организатор социально значимых мероприятий и событий + воспитатель. Основная задача – помощь! Социальный педагог – координатор взаимодействия специалистов и ведомств по профилактике; предмет деятельности – социальные связи и отношения несовершеннолетнего девианта; Педагог-психолог – участник воспитательного процесса в работе с семьёй и ребёнком; «Я» и «Я» в отношениях с другими».

Субъекты деятельности по профилактике

26

Школа

  • Учитель (классный руководитель) – организатор социально значимых мероприятий и событий + воспитатель. Основная задача – помощь!
  • Социальный педагог – координатор взаимодействия специалистов и ведомств по профилактике; предмет деятельности – социальные связи и отношения несовершеннолетнего девианта;
  • Педагог-психолог – участник воспитательного процесса в работе с семьёй и ребёнком;

«Я» и «Я» в отношениях с другими».

Совет профилактики:  предназначение  Объединение усилий педагогического и ученического коллектива, родительской общественности, социально-педагогических служб для создания единой системы профилактики безнадзорности, нарушений, для оказания социально-психолого-педагогической помощи несовершеннолетним, склонным к девиантному поведению и оказавшимся в социально опасной ситуации и защита их прав.

Совет профилактики: предназначение

  • Объединение усилий педагогического и ученического коллектива, родительской общественности, социально-педагогических служб
  • для создания единой системы профилактики безнадзорности, нарушений,
  • для оказания социально-психолого-педагогической помощи несовершеннолетним, склонным к девиантному поведению и оказавшимся в социально опасной ситуации и защита их прав.
Совет профилактики:  задачи Разработка комплексных мероприятий по профилактике и разработка собственных программ, локальных актов (положений, рекомендаций…). Контроль и анализ деятельности ОУ по профилактике правонарушений. Объединение усилий специалистов разного профиля (учителей, психолога, представителей родительской общественности, инспектора ОДН) для решения личностных, психологических, правовых проблем подростков и разработка индивидуальных программ комплексного сопровождения. Оказание индивидуально- воспитывающего воздействия на несовершеннолетнего. Организация правового просвещения участников образовательного процесса (ознакомление с Законами педагогических работников, родительскую общественность, разъяснение прав и обязанностей родителям и детям. Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

Совет профилактики: задачи

  • Разработка комплексных мероприятий по профилактике и разработка собственных программ, локальных актов (положений, рекомендаций…).
  • Контроль и анализ деятельности ОУ по профилактике правонарушений.
  • Объединение усилий специалистов разного профиля (учителей, психолога, представителей родительской общественности, инспектора ОДН) для решения личностных, психологических, правовых проблем подростков и разработка индивидуальных программ комплексного сопровождения.
  • Оказание индивидуально- воспитывающего воздействия на несовершеннолетнего.
  • Организация правового просвещения участников образовательного процесса (ознакомление с Законами педагогических работников, родительскую общественность, разъяснение прав и обязанностей родителям и детям.
  • Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

 Алгоритм реабилитационной работы с несовершеннолетними девиантами 35   1. Определение социально-психологической и педагогической проблемы несовершеннолетнего (на основе диагностических процедур) . 2. Постановка цели ИПР несовершеннолетнего. 4. Разработка индивидуальной программы реабилитации. 5. Выбор методов и технологий реабилитационной деятельности специалистов (учителей, психолога, социального педагога, инспектора ОДН и др.). 6. Распределение ответственности специалистов. 7. Контроль над ходом и эффективностью программы.

Алгоритм реабилитационной работы с несовершеннолетними девиантами 35

1. Определение социально-психологической и педагогической проблемы несовершеннолетнего (на основе диагностических процедур) .

2. Постановка цели ИПР несовершеннолетнего.

4. Разработка индивидуальной программы реабилитации.

5. Выбор методов и технологий реабилитационной деятельности специалистов (учителей, психолога, социального педагога, инспектора ОДН и др.).

6. Распределение ответственности специалистов.

7. Контроль над ходом и эффективностью программы.

Профилактические меры взрослого 36  Правила. Должны быть понятны детям.  У ребенка должны быть не только обязанности, но и права. Требования и напоминания сообщайте спокойно, но твердо. Раздражение взрослого только усилит негативную реакцию ребенка на запрет. Ребенку необходимо иметь выбор . Предоставьте ему эту возможность. Не всегда наказывайте за слово «нет». Тот, кто не имеет права возражать, в будущем не сумеет отстаивать свою точку зрения.

Профилактические меры взрослого 36

  • Правила. Должны быть понятны детям.
  • У ребенка должны быть не только обязанности, но и права.
  • Требования и напоминания сообщайте спокойно, но твердо. Раздражение взрослого только усилит негативную реакцию ребенка на запрет.
  • Ребенку необходимо иметь выбор . Предоставьте ему эту возможность.
  • Не всегда наказывайте за слово «нет». Тот, кто не имеет права возражать, в будущем не сумеет отстаивать свою точку зрения.

Профилактические меры взрослого 37 Часто говорим «нельзя»? Сократите количество запретов - возможно, среди них есть и ненужные. Пускай чаще звучит слово «можно», обозначающее желательные формы поведения. Например: «На парте рисовать нельзя, а на бумаге (в тетради) можно». Юмор и игра . В общении с упрямым ребёнком бывает эффективным метод от противного. Главное, испытывать как можно больше положительных эмоций от взаимного общения. Поощрение конструктивной активности, поиск нового, самостоятельность.

Профилактические меры взрослого 37

  • Часто говорим «нельзя»? Сократите количество запретов - возможно, среди них есть и ненужные. Пускай чаще звучит слово «можно», обозначающее желательные формы поведения. Например: «На парте рисовать нельзя, а на бумаге (в тетради) можно».
  • Юмор и игра . В общении с упрямым ребёнком бывает эффективным метод от противного. Главное, испытывать как можно больше положительных эмоций от взаимного общения.
  • Поощрение конструктивной активности, поиск нового, самостоятельность.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!