Кафедра общей и специальной педагогики и психологии 1
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА
Основные понятия девиации 2
- Девиантное поведение — совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе.
- Возникает , когда общественно принимаемые и задаваемые ценности не могут быть достигнуты некоторой частью этого общества (Р. Мертон)
- «Вероятность девиаций поведения существенно возрастает при происходящем на уровне социума ослаблении нормативного контроля» (Эмиль Дюркгейм, фр. социолог).
В соответствии с теорией аномии Р. Мертона, девиантное поведение возникает прежде всего
Виды девиантного поведения 3
- Агрессивное – форма поведения, нацеленного на оскорбление и причинение вреда другому живому существу;
- Аддиктивное – пристрастие к чему-либо, изменение психического состояния, посредством приёма психоактивных веществ - ПАВ (химических, пищевых, наркотических, алкоголь, табак), либо постоянная фиксация внимания и развитие интенсивных эмоций (фанатизм, компьютерная зависимость);
- Делинквентное – нарушение социальных и правовых норм, в крайних своих формах является уголовно наказуемым деянием.
Поведение, которое рассматривается как отклонение от групповых норм и приводит к соответствующим принудительным социальным и правовым санкциям: к изоляции, принудительному лечению, исправлению и наказанию нарушителя.
Виды девиантного поведения 4 4 4
- Суицидальное (истинный суицид, демонстративный суицид, скрытый суицид);
- Патохарактерологическое – патологические изменения характера, сформировавшегося в процессе воспитания;
- Психопатологическое – симптомы (синдромы) психических расстройств и заболеваний;
- На базе гиперспособностей – сверхинтеллектуальность, особые склонности, сверхмотивация, личностные качества.
Особенности девиантного поведения 5
- Может представлять угрозу для здоровья и жизни, (зависимое, суицидальное, насильственное);
- может являться разрушительным: деструктивным или аутодеструктивным;
- рассматривается в пределах медицинской нормы и не отождествляется с психическими заболеваниями или патологическими состояниями, хотя и может сочетаться с последними;
- сопровождается различными проявлениями социальной дезадаптации;
- имеет выраженное индивидуальное и возрастно-половое своеобразие.
(зависимое, суицидальное, насильственное)
Психологические факторы девиантного поведения 6
- Низкий уровень социализации, трудности в построении отношений с окружающими;
- дефициты в эмоциональной сфере: узкий диапазон, стереотипы, трудности эмоционального самоконтроля;
- особенности становления ценностей и паттернов поведения как основы саморегуляции;
- разинтегрированность образа «Я», проблемы самооценки;
- особое отношение к действительности;
- трудности прогнозирования, анализа, самостоятельности
Возрастные кризисы (по Л.С. Выготскому) 7
- Кризис 1 года – самостоятельность, автономность.
- Кризис 3 лет : ведущая деятельность – предметная, проявление инициативности, активности, стремления к самостоятельности.
- Кризис 3-7 лет : ориентировочной деятельности, игровая активность, усвоение родного языка, формирование половой идентификации и более объективной самооценки.
- Кризис 7 лет : приобретение умелости, компетентности, личностное развитие и начало развития самосознания + чувство неполноценности.
- Кризис 14-16 : интимно-личностное общение со сверстниками, освоение норм социального поведения, морали, установление отношений равенства и уважения друг к другу, самосознание, самоценность + несвобода.
Причины девиантного поведения 16
- Психические и психофизиологическими расстройства.
- Социальные и психологические проблемы.
- Совокупность нескольких причин.
Причины девиантного поведения 17
- Дисфункциональность семьи (большинство отечественных специалистов убеждено, что истинные причины массовой социальной дезадаптации российских подростков следует искать в современной семье, в резком снижении ее воспитательного потенциала) ;
- личностные особенности (возрастные, характерологические, психические);
- школьная дезадаптация;
- воздействие асоциальной неформальной среды;
- причины социально-экономического и демографического характера.
Агрессивное поведение 8
Агрессия (aggression) происходит от слова adgradi (где ad - на, gradus - шаг), которое в буквальном смысле означает «двигаться на», «наступать».
Мотивационное поведение, акт, который может часто наносить вред объектам атаки-нападения или же физический ущерб другим индивидам, вызывающее у депрессию, психологический дискомфорт, напряженность, страх, боязнь, состояние подавленности...»
Классификация видов агрессивного поведения (по Э. Бассу) 9
По действию на объект:
Гетеро – направлена на окружающих: убийства, изнасилования, нанесение побоев, угрозы, оскорбления, ненормативная лексика и т. д. (прямая, косвенная).
Ауто – направлена на себя: самоуничижение вплоть до самоубийства, саморазрушающее поведение, психосоматические заболевания (прямая, косвенная).
Классификация видов агрессивного поведения (по Э. Бассу) 10
По причине появления:
Реактивная - представляет собой ответную реакцию на какой-то внешний раздражитель (ссора, конфликт и пр.).
Спонтанная - появляется без видимой причины, обычно под влиянием каких-то внутренних импульсов (накопление отрицательных эмоций, неспровоцированная агрессия при психических заболеваниях).
Классификация видов агрессивного поведения (по Э. Бассу) 11
По целенаправленности:
Инструментальная - совершается как средство достижения результата: спортсмен, добивающийся победы, ребенок, громко требующий от матери, чтобы она купила ему игрушку и пр.
Целевая (мотивационная) -выступает как заранее спланированное действие, цель которого - нанесение вреда или ущерба объекту: школьник, который обиделся на одноклассника и избил его и пр.
Классификация видов агрессивного поведения (по Э. Бассу) 12
По открытости проявлений:
Прямая - направляется непосредственно на объект, вызывающий раздражение, тревогу или возбуждение: открытое хамство, применение физической силы или угрозы расправы и пр.
Косвенная - обращается на объекты, непосредственно не вызывающие возбуждения и раздражения, но более удобные для проявления агрессии (они доступны и проявление агрессии в их адрес безопасно): мать после конфликта с соседкой начинает практически без повода кричать на ребенка и пр.
Классификация видов агрессивного поведения (по Э. Бассу) 13
По форме проявления:
Вербальная - выражена в словесной форме: угрозы, оскорбления, содержание которых прямо говорит о наличии отрицательных эмоций и возможности нанесения морального и материального ущерба противнику.
Экспрессивная - проявляется невербальными средствами: жестами, мимикой, интонацией голоса и пр. В таких случаях человек делает угрожающую гримасу, машет кулаком или грозит пальцем в сторону противника
Физическая - прямое применение силы для нанесения морального и физического ущерба противнику.
Агрессивные действия выступают в качестве 13
- Средства достижения какой-либо значимой цели.
- Способа психологической разрядки.
- Способа удовлетворения потребностей в самореализации и самоутверждении.
Психологические особенности, провоцирующие агрессивное поведение 15
- Недостаточное развитие интеллекта;
- сниженная самооценка;
- низкий уровень самоконтроля;
- неразвитость коммуникативных навыков;
- повышенная возбудимость нервной системы вследствие различных причин (травмы, болезни и пр.)
Классификация семей в зависимости от типа семейного воспитания 21
Гиперпротекция — чрезмерная забота о детях.
Синонимы – гиперопека, избыточная забота.
Выражается в стремлении родителей окружать ребенка повышенным вниманием, защищать даже при отсутствии реальной опасности, постоянно удерживать около себя, «привязывать» детей к своему настроению и чувствам, обязывать их поступать определенным, наиболее безопасным для родителей способом. При этом ребенок избавлен от необходимости разрешения проблемных ситуаций, поскольку решения либо предлагаются ему готовыми, либо достигаются без его участия. В результате ребенок лишается возможности не только самостоятельно преодолевать трудности, но даже их трезво оценить.
Классификация семей 22
- Доминирующая гиперпротекция – чрезмерная забота о ребенке, тип воспитания, тип отношений «родитель-ребенок», при котором ребенку предоставляется минимум самостоятельности, зато контроль осуществляется по максимуму. Это стиль воспитания, при котором у ребенка, можно сказать, отнимают собственную волю.
Доминирующая гиперпротекция играет главную роль в формировании инфантильных, закомплексованных личностей.
Характерно ограничение сферы деятельности ребенка, постоянное накладывание запретов, ограничение самостоятельности. Каждое движение ребенка контролируется, любая мелочь обрастает правилами.
Классификация семей 23
- Потворствующая гиперпротекция – воспитание по типу «ребенок- кумир семьи». Ребенку с детства внушают, какой он великолепный, талантливый , немедленно выполняют любые его прихоти и капризы, все трудности решают за ребенка родители (чаще- один из родителей). Характерен очень высокий уровень притязаний, стремление быть лидером, стремление выделиться, быть в центре внимания. Это не плохие черты характера. Но, попадая в группу детсада или в новый класс, он ожидает такого же уровня внимания и восхищения, как и в семье. А очень часто таланты и умения такого ребенка являются многократно преувеличенными, и не самые высокие оценки его деятельности морально подавляют ребенка.
Формируется истероидный тип личности, стремящийся к успехам и славе, но при малейшей неудаче оказывающийся на грани нервного срыва, а порой и суицида. Особенно остро это проявляется в подростковом возрасте.
Классификация семей 24
- Эмоциональное отвержение – неэффективное родительское отношение, которое проявляется в недостатке или отсутствии эмоционального контакта родителя и ребенка, нечувствительности родителя к потребностям ребенка.
Может быть явным и неявным, скрытым. При явном отвержении родитель демонстрирует, что он не любит и не принимает своего ребенка, испытывает раздражение по его поводу. Скрытое отвержение принимает более сложные формы – оно может проявляться в глобальном недовольстве ребенком (он не такой умный, умелый, красивый), хотя формально родитель может и выполнять свои родительские обязанности. Иногда маскируется преувеличенным вниманием и заботой, но его выдает недостаток любви и внимания, стремление избегать тесных (телесных) контактов.
Родительских директивы : «Глаза бы мои на тебя не глядели», «Сколько тревог и лишений ты мне принес, появившись на свет». Воспринимая такие директивы, ребенок бессознательно чувствует, что он помеха в жизни родителя, его вечный должник.
«Тревога, возникающая у ребенка, страдающего от дефицита родительской любви, является источником невротизации личности» (Хорни, 1993).
Классификация семей 25
- Повышенная моральная ответственность – предъявлявление к ребенку повышенных требований, не соответствующие реальным возрастным и психофизиологическим потребностям.
На ребенка возлагают ответственность за серьезные решения или задачи, игнорируются его реальные интересы и возможности.
Ребёнок в этом случае может проявлять агрессию по отношению к объекту ответственности (отказывается, ходить в школу и т.п.), не выполняет свои обязанности, не сдерживает обещания.
Взаимодействие педагога с семьёй (в зависимости от типа) 27
1. Семья, где господствует безнадзорность:
- употребление алкоголя, наркотиков;
- характерна культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми.
Задача педагога – помочь родителям в повышении родительской ответственности (осознать пагубность влияния их «образа жизни» на растущую личность, обратить внимание на испытываемые подростком переживания, боль, обиду, стыд за отца и мать, ведущих аморальную жизнь).
Взаимодействие педагога с семьёй (в зависимости от типа) 28
2. Педагогическая неграмотность родителей .
- родители не понимают детей;
- полное незнание методов воздействия;
- недооценка значение семейного воспитания.
Задача педагога – обеспечить повышение педагогической грамотности родителей
Взаимодействие педагога с семьёй (в зависимости от типа) 29
3. Приоритет материальному благополучию над духовной жизнью.
- дети, как правило, растут эгоистами;
- родители эти качества поощряют.
Задача педагога – включить ребенка в виды деятельности, направленные на становление общекультурных человеческих ценностей.
Взаимодействие педагога с семьёй (в зависимости от типа) 30
4. Родители предъявляют завышенные требования, граничащие с жестокостью.
Задача педагога – доказать родителям, что с ребёнком необходимо обращаться как с равным, отказаться от действий с позиции силы, относиться к нему, как к человеку, который имеет право на самостоятельность и уважение, что терпение и снисходительность к ребёнку – главные средства в воспитании.
поведенческие реакции подростков, характерные для младшего школьного возраста 32
1. Реакция отказа. Она выражается в отказе от обычных форм поведения: контактов, домашних обязанностей, учебы и т. д.
2. Реакция оппозиции, протеста. Она проявляется в противопоставлении своего поведения требуемому: в демонстративной браваде, в прогулах, побегах, кражах и даже нелепых на первый взгляд поступках, совершаемых как протестные.
3. Реакция имитации . У подростков объектом для подражания чаще всего становится взрослый, теми или иными качествами импонирующий его идеалам. Реакция имитации характерна для личностно незрелых подростков в асоциальной среде.
4. Реакция компенсации . Она выражается в стремлении восполнить свою несостоятельность в одной области успехами в другой. Если в качестве компенсаторной реакции избраны асоциальные проявления, то возникают нарушения поведения.
5. Реакция гиперкомпенсации. Обусловлена стремлением добиться успеха именно в той области, в которой ребенок обнаруживает наибольшую несостоятельность.
Собственно подростковые психологические реакции 33
1. Реакция эмансипации. Она отражает стремление подростка к самостоятельности, к освобождению из-под опеки взрослых.
2. Реакция «отрицательной имитации». Она проявляется в поведении, контрастном по отношению к неблагоприятному поведению членов семьи.
3. Реакция группирования. Ею объясняется стремление к образованию спонтанных подростковых групп с определенным стилем поведения и системой внутригрупповых взаимоотношений, со своим лидером.
4. Реакция увлечения (хобби-реакция) . Она отражает особенности внутренней структуры личности подростка. Увлечение спортом, стремление к лидерству, азартные игры, страсть к коллекционированию более характерны для подростков-мальчиков.
5. Реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением. Описанные реакции могут быть представлены как в вариантах поведения, нормальных для данного возрастного периода, так и в патологических (петтинг, мастурбация, гомосексуальные влечения).
Психические особенности возраста- трудности 34
1) Развитие самосознания, формирование самооценки — незрелая личность.
2) Интенсивное формирование характера — акцентуации характера.
3) Чувство взрослости — реакции эмансипации.
4) Интимно-личностное общение (ведущая деятельность) — реакции группирования.
5) Потребность в самоутверждении — хобби-реакции и патологические увлечения.
6) Потребность в активности и социально значимой деятельности — реакции компенсации, гиперкомпенсации.
7) Критическое мышление — негативизм и реакции отказа.
8) Любознательность и жажда проверки себя — побеги, бродяжничество, асоциальное поведение.
9) Повышенная эмоциональность — аффективное поведение, острая эффективность к неудачам, агрессивность.
Понятие суицида, суицидального поведения
Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом, лишение себя жизни.
Суицидальное поведение – проявление суицидальной активности, мыслей, намерений, высказываний, угрозы, попытки, покушения.
Типы суицидального поведения :
демонстративное – порезы вен, отравление ядовитыми веществами.
аффективное – повешение, отравление препаратами, «падение» из окна.
истинное – повешение, использование огнестрельного оружия, взрывчатки, «падение» из окна.
Социально-психологические факторы риска
• Серьезные проблемы в семье; • Отвержение сверстниками; • Смерть любимого или значимого человека; • Разрыв отношений с любимым человеком; • Межличностные конфликты или утраты значимых отношений; • Проблемы с дисциплиной или законом; • Давление, оказываемое группой сверстников, прежде всего, связанное с подражанием саморазрушающему поведению других; • Длительное пребывание в роли «козла отпущения» или жертвы; • Разочарование успехами в школе или неудачи в обучении; • Высокие требования в школе к итоговым результатам обучения (экзаменам); • Проблемы с трудоустройством и плохое экономическое положение, финансовые проблем; • Нежелательная беременность, аборт и его последствия (девушки); • Заражение СПИД или болезнями, передающимися половым путем; • Серьезные телесные болезни; • Чрезвычайные внешние ситуации и катастрофы
Более всего восприимчивы к суициду подростки, у которых присутствуют следующие факторы:
- - Ранние попытки к суициду;
- - Суицидальные угрозы, прямые или завуалированные;
- - Суициды в семье или в окружении друзей;
- - Алкоголизм;
- - Хроническое употребление наркотиков и токсических препаратов;
- - Аффективные расстройства, особенно тяжёлые депрессии;
- - Хронические или смертельные болезни;
- - Тяжёлые утраты, например, смерть любимого человека, особенно в течение первого года после потери;
- - Семейные проблемы;
- - психические заболевания (депрессия, неврозы, психоз, шизофрения).
Поведенческие признаки риска суицида
• Потеря интереса к обычным видам деятельности; • Внезапное снижение успеваемости; • Необычное снижение активности, неспособность к волевым усилиям; • Плохое поведение в школе; • Необъяснимые или часто повторяющиеся исчезновения и прогулы; • Увеличение потребления табака, алкоголя или наркотиков; • Инциденты с вовлечением правоохранительных органов, участие в беспорядках
Признаки депрессии у детей
Печальное настроение
Потеря свойственной детям энергии
Внешние проявления печали
Нарушения сна
Соматические жалобы
Изменение аппетита или веса
Ухудшение успеваемости
Снижение интереса к обучению
Чувство неполноценности
Самообман - негативная самооценка
Чувство «заслуженного отвержения»
Заметное снижение настроения при
малейших неудачах
Признаки депрессии у подростков
Печальное настроение
Чувство скуки
Чувство усталости
Нарушения сна
Соматические жалобы
Неусидчивость, беспокойство
Фиксация внимания на мелочах
Признаки депрессии у подростков
Чрезмерная эмоциональность
Замкнутость
Рассеянность внимания
Агрессивное поведение
Непослушание
Склонность к бунту
Злоупотребление алкоголем или
наркотиками
Плохая успеваемость
Прогулы в школе, институте
Алгоритм действий педагогов в зависимости от степени риска совершения суицидов
Низкая степень
- Если классный руководитель/учитель заметил у ребенка признаки суицидального поведения, прежде всего не стоит бить тревогу. Можно попросить ребенка задержаться в классе и провести с ним спокойную, по возможности доверительную беседу. Далее стоит деликатно отправить ребенка на консультацию к школьному психологу, который сможет дать квалифицированную помощь, выяснить причины такого поведения, побеседовать с родителями и посодействовать в поиске квалифицированных врачей и психологов.
- Если же психолога в школе нет, после беседы с ребенком следует провести беседу с родителями так же максимально спокойно. Родителям надо объяснить, что в данном случае возможно только спокойное поведение, никаких обвинений и скандалов, и, тем более, игнорирования изменений в поведении ребенка.
Рекомендации классному руководителю по ведению беседы при работе с детьми склонными к суицидальному поведению
- Разговор должен быть абсолютно спокойным, ни в коем случае нельзя повышать голос. Вы должны показать, что то, что происходит с ребенком для вас важно, и вы готовы помочь. Пример: «Мне кажется, что с тобой что-то происходит - ты не такой, как обычно - грустный, задумчивый, отрешенный... у тебя что-то случилось? Если ты позволишь, я буду рад/рада тебе помочь».
- В то же время разговор должен быть уверенным.
- К разговору стоит подготовиться.
- Следует показать ребенку, что не смотря ни на что, вы готовы помочь ему справиться с возникающими трудностями.
- Важной задачей такого разговора является уговорить ребенка обратиться за помощью - к школьному психологу либо родителям. Это должно так же происходить без сильного давления, но настойчиво.
Высокая степень риска совершения суицида:
Не оставлять ребенка одного.
Поговорить с ребенком (если есть контакт).
Если нет контакта, отвести к человеку, с которым есть контакт. Поставить в известность родителей.
С родителями – нужно успокоить, предложить обратиться за помощью.
Желательно вести протокол беседы с родителями, дать подписаться родителям (ознакомлен, направлен).
Возможно, необходима госпитализация (звоним в скорую помощь).
Ситуация завершенного суицида:
1. Необходимо установить согласованный «срок завершения» данной работы: то есть, когда официально в школе прекращаются разговоры о суицидальном происшествии и начинается обычная школьная жизнь.
2. Если в СМИ, по телевидению, в интернете продолжаются выступления по этому поводу, информировать учащихся школы о имеющихся налицо манипулятивных действиях, о том, насколько данная информация может быть искажена, кому она на руку, как к ней относиться.
3. Отслеживать психоэмоциональное состояние детей класса в целях профилактики расстройств эмоционального спектра.
Профилактика суицидов в ОУ:
- Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) в докладе, посвященном профилактике подросткового суицида, предлагает следующие направления работы с детьми группы риска:
- 1. Установление доверительных отношений педагогов с детьми. Нарушение коммуникативных связей у подростка приводит к невозможности обсуждения с кем-либо возникающих у него суицидальных настроений. Педагог, как правило, не подозревает о наличии у школьника таких мыслей и только доверительное отношение выявляет острую потребность ребенка в помощи и моральной поддержке.
- 2. Формирование у детей положительной самооценки. Высокая самооценка защищает детей и подростков от приступов отчаяния, позволяет им адекватно реагировать на стрессы и преодолевать трудности. Формированию позитивной самооценки подростков способствует создание ситуации успеха, что следует поощрять.
Профилактика суицидов в ОУ:
3.Предоставление детям информации о возможной помощи в ситуации возникших жизненных трудностей (телефоны доверия, консультационных центров).
4.Выявление и предотвращение случаев издевательства и насилия в среде школьников.
способы профилактики подростковой суицидальности:
Соблюдение педагогической тактики, требований педагогической культуры в повседневной работе каждого воспитателя или учителя;
Освоение знаний возрастной психопатологии, а также соответствующих приемов индивидуально-психологического подхода, лечебной педагогики и психотерапии;
Раннее выявление контингента риска на основе знания его характеристики в целях динамического наблюдения и своевременной психолого-педагогической коррекционной работы;
Неразглашение факторов суицидальных случаев в школьных коллективах;
способы профилактики подростковой суицидальности:
Рассмотрение угрозы самоубийства в качестве признака повышенного суицидального риска;
Проведение при необходимости тактичной консультации подростка с психологом, психотерапевтом, психиатром;
Формирование у учащихся таких понятий, как «ценность человеческой жизни», «цели и смысл жизни», а также приемов психологической защиты в сложных жизненных ситуациях;
Повышение стрессоустойчивости путем психологической подготовки подростка к сложным и противоречивым реалиям современной жизни, формирование готовности к преодолению ожидаемых трудностей.
Основные направления социально-педагогической деятельности по профилактике 19
- Построение взаимодействия с социальными институтами.
- Установление сотрудничества с семьей воспитанников. Психолого-педагогическое просвещение родителей.
- Обустройство в школе вариативных пространств для реализации активности школьников «группы риска» и механизмов поддержки их интересов
Субъекты деятельности по профилактике
20
Социальные институты
- перевоспитательные и исправительные
учреждения;
- использование позитивных возможностей СМИ;
- максимальное ограждение детей и подростков от негативного влияния СМИ (информация подаётся без учёта аудитории);
Субъекты деятельности по профилактике
26
Школа
- Учитель (классный руководитель) – организатор социально значимых мероприятий и событий + воспитатель. Основная задача – помощь!
- Социальный педагог – координатор взаимодействия специалистов и ведомств по профилактике; предмет деятельности – социальные связи и отношения несовершеннолетнего девианта;
- Педагог-психолог – участник воспитательного процесса в работе с семьёй и ребёнком;
«Я» и «Я» в отношениях с другими».
Совет профилактики: предназначение
- Объединение усилий педагогического и ученического коллектива, родительской общественности, социально-педагогических служб
- для создания единой системы профилактики безнадзорности, нарушений,
- для оказания социально-психолого-педагогической помощи несовершеннолетним, склонным к девиантному поведению и оказавшимся в социально опасной ситуации и защита их прав.
Совет профилактики: задачи
- Разработка комплексных мероприятий по профилактике и разработка собственных программ, локальных актов (положений, рекомендаций…).
- Контроль и анализ деятельности ОУ по профилактике правонарушений.
- Объединение усилий специалистов разного профиля (учителей, психолога, представителей родительской общественности, инспектора ОДН) для решения личностных, психологических, правовых проблем подростков и разработка индивидуальных программ комплексного сопровождения.
- Оказание индивидуально- воспитывающего воздействия на несовершеннолетнего.
- Организация правового просвещения участников образовательного процесса (ознакомление с Законами педагогических работников, родительскую общественность, разъяснение прав и обязанностей родителям и детям.
- Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
Алгоритм реабилитационной работы с несовершеннолетними девиантами 35
1. Определение социально-психологической и педагогической проблемы несовершеннолетнего (на основе диагностических процедур) .
2. Постановка цели ИПР несовершеннолетнего.
4. Разработка индивидуальной программы реабилитации.
5. Выбор методов и технологий реабилитационной деятельности специалистов (учителей, психолога, социального педагога, инспектора ОДН и др.).
6. Распределение ответственности специалистов.
7. Контроль над ходом и эффективностью программы.
Профилактические меры взрослого 36
- Правила. Должны быть понятны детям.
- У ребенка должны быть не только обязанности, но и права.
- Требования и напоминания сообщайте спокойно, но твердо. Раздражение взрослого только усилит негативную реакцию ребенка на запрет.
- Ребенку необходимо иметь выбор . Предоставьте ему эту возможность.
- Не всегда наказывайте за слово «нет». Тот, кто не имеет права возражать, в будущем не сумеет отстаивать свою точку зрения.
Профилактические меры взрослого 37
- Часто говорим «нельзя»? Сократите количество запретов - возможно, среди них есть и ненужные. Пускай чаще звучит слово «можно», обозначающее желательные формы поведения. Например: «На парте рисовать нельзя, а на бумаге (в тетради) можно».
- Юмор и игра . В общении с упрямым ребёнком бывает эффективным метод от противного. Главное, испытывать как можно больше положительных эмоций от взаимного общения.
- Поощрение конструктивной активности, поиск нового, самостоятельность.