СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологическая безопасность детей и подростков. Как защитить ребёнка от интернет- рисков?

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

КАК ЗАЩИТИТЬ РЕБЕНКА ОТ ИНТЕРНЕТ- РИСКОВ

 

 Обеспечение среды для благополучного и безопасного детства – один из основных национальных приоритетов России, и одно из важнейших его условий обеспечение психологической безопасности детей и подростков.

В условиях глобальных перемен в жизни нашего общества наряду с позитивными преобразованиями, к сожалению, усиливается и ряд негативных тенденций. Наиболее восприимчивым к принятию негативных ценностных и поведенческих установок оказывается именно подростковый возраст. Проблема взаимодействия отцов и детей, а точнее подростков и их родителей практически в каждом поколении и представляет собой вечное столкновение взглядов и интересов. Однако в современном обществе в последнее время наблюдается тенденция того, что поведение многих подростков не только доставляет хлопоты родителям, но и представляет собой опасность для общества. Дети и подростки в силу своего возраста, особенностей развития, страха или стресса иногда не могут сами обратиться за помощью. Кроме того, они могут бояться распространения информации о произошедшей с ними ситуации, воздействии тех или иных угроз, влияющих на их психологическое и физическое состояние. Из-за этого ребенок, оказавшийся в беде, часто остается один на один со своими проблемами.

Поэтому так важно правильно и своевременно распознать симптомы надвигающейся опасности и, конечно, знать, как действовать, чтобы помочь ребенку, если он оказался в сложной жизненной ситуации. Что делать, чтобы обеспечить его психологическую безопасность!

 Мы с Вами знаем, что подростковый возраст – непростой этап перехода от детства к взрослости, для которого существуют свои особенности и закономерности, знание и учет которых важен для предотвращения возможных угроз их психологической безопасности. В этом возрасте наблюдается резкий рост таких поведенческих характеристик, как агрессивность, недисциплинированность, конфликтность, неумение владеть собой, в  которых  нередко кроются истоки подростковых асоциальных форм поведения.

Что может стать неблагоприятными жизненными обстоятельствами?

-переживание обиды, одиночества, собственной ненужности, отчужденности и непонимания;

-действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство влюбленности, ревность;

-переживания, связанные со сложной обстановкой в семье, со смертью, разводом или уходом родителей из семьи;

-чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия.

-боязнь позора, насмешек или унижения;

-страх наказания (например, в ситуациях ранней беременности, серьезного проступка или правонарушения), страх последствий неуспешного выполнения какой-либо деятельности (например, неуспешной сдачи экзаменов); любовные неудачи, трудности в сексуальных отношениях, беременность; чувство мести, злобы, протеста, угроза или вымогательство; желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации, повлиять на другого человека;

- сочувствие или подражание товарищам, кумирам, героям книг или фильмов, следование «моде»; желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие.

          Поведение подростков зачастую бывает непредсказуемым, за короткий период они могут продемонстрировать абсолютно противоположные реакции:

- целеустремленность и настойчивость сочетаются с импульсивностью;

- неуемная жажда деятельности может смениться апатией, отсутствием стремлений и желаний что либо делать;

- повышенная самоуверенность,

 -безаппеляционность в суждениях быстро сменяются ранимостью и неуверенностью в    себе;

- развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью.

В этот период подросток начинает осваивать пространство вокруг себя и не всегда имеет возможность конструктивной деятельности, которая раскрыла бы силу его «Я». Он переживает период поиска форм проявления своей силы и энергии в сочетании со снижением интеллектуальной активности, его состояние «готовности к подвигу» может приводить к девиантным проявлениям. Даже в своем успешном развитии при благоприятных условиях подростковый возраст несет в себе асоциальный потенциал.

ИНТЕРНЕТ РИСКИ

 

В современном мире, где действительность разделена на две плоскости: виртуальную и реальную, возможность столкнуться с рисками значительно возрастает, т.к. часть из них присутствует в реальной действительности, а часть обнаруживается в виртуальной.

Часто мы информируем детей о реальных рисках на улице, среди людей, забывая, что подобные риски могут угрожать им и в виртуальном пространстве. Информационная безопасность ребенка на сегодняшний день является такой же важной и актуальной темой и обязанностью родителя, которую необходимо выполнять по отношению к своему ребенку, как и соблюдение дорожной безопасности, сохранение ценности здоровья, соблюдение правил и законов и т.д.

Какие риски подстерегают детей за светящимся экраном?

- чрезмерная увлеченность Интернет

- пользованием, компьютерными играми, «серфингом», онлайн_казино;

- риск вовлечения в экстремистские или иные опасные сообщества и группы;

- риск стать жертвой мошенников и понести финансовые и моральные затраты;

 - риск встретиться с агрессией,

- грубостью или травлей в социальных сетях;

 -риск попадание на сайты, содержащие информацию, наносящую вред неокрепшей психике и эмоциональному самочувствию ребенка.

Как защитить ребенка от интернет.рисков?

Для того чтобы помочь ребенку справиться с интернет - рисками необходимо, в первую очередь, понять, что единственно возможным вариантом помощи является ваше участие в жизни ребенка, включая и виртуальную реальность, «онлайн мир» ребенка. Зачастую, родитель не хочет разбираться в том, что же на самом деле делает ребенок, находясь за компьютером, и предпочитает, отстранившись, прочитать нотации или грубо пресечь попытки использования Интернета ребенком.

Такое родительское поведение усугубляет желание ребенка углубиться в свою увлеченность, где «родитель ничего не понимает». Нежелание родителя понимать причины, подталкивающие ребенка к чрезмерному пользованию Интернетом, воспринимается ребенком как нежелание вести диалог с ним, отказ от общения, отказ понимать его. При этом ребенок чувствует себя непонятым своим родителем, думает, что родитель не хочет, не желает, не может общаться с ним. Нередко такие мысли сопровождаются чувствами печали, одиночества, досады, от которых ребенок спасается, снова погружаясь в приятный и понятный ему виртуальный мир, где замыкается этот круг непонимания. Как разорвать и выйти из этого круга, наносящей урон состоянию и поведению ребенка?

Что делать нельзя.

-вешать ярлыки на ребенка (например, фраза «Да ты болен!»);

- обвинять, ругать и стыдить ребенк (например, фразы: «Ты тратишь свою жизнь понапрасну!», «Лучше бы погулять сходил/почитал/поиграл» и т.д.);угрожать ребенку, требовать от него мгновенных изменений; сравнить ребенка с другими детьми (например, фразы: «Посмотри на своего соседа, он не сидит сутками за компьютером!», «А вот твоя одноклассница все успевает, потому что не играет в компьютерные игры!» и т.д.).

Избегайте осуждающих комментариев в таких сферах как:

современные технологии и интернет; игры и их производители;

Что делать нужно:

-наблюдайте за своими детьми внимательно и с интересом;

-постарайтесь понять, что они чувствуют, как они мыслят;

-поставьте себя на их место;

-искренне интересуйтесь тем, что вовлекает их в игру;-искренне интересуйтесь что им нравится в играх.

Родителям необходимо понимать:

Что их детям нравится в играх? Какие приложения и технологии используются для этого? Какие игры сейчас современны? Как играть в эти игры? Сколько времени дети проводят, играя в эти игры ?Когда их дети играют в игры? Где они играю. С кем они играют?

Найдите ответы на следующие вопросы:

Каким образом Интернет и онлайн_игры служат моему ребенку? (дают ему чувство заботы о нем, свободы, принадлежности, цели и т.д.) Что ему/ей нравится в виртуальном пространстве и играх? (мастерство, дружба, структура, сообщество, проблемы, конкуренция и т.д.) Чем в эмоциональном и психологическом плане привлекательно общение в виртуальном пространстве и игры для него/нее? (сообщество, отношения, чувство волнения и радости и т.д.)

        Чего он/она может пытаться избегать в мире реальном? в собственном мире (проблемы со школой, семьей, друзьями, восприятием своего тела, отношениями с противоположным полом); в эмоциональном мире (депрессия, тревога, низкая самооценка);

Способы поговорить с ребенком:

-Проявлять искреннее любопытство и интерес к их онлайн - жизни;

-Присоединитесь к ним в их интересах;

-Не принижайте их виртуальную жизнь (она так же реальна для них, как и их «настоящая» жизнь);

-Не уменьшайте важность Интернета и других передовых технологий.

-Это современный мир, в котором они растут, он не плохой и не хороший, он существует, и его не избежать;

-Не запрещайте Интернет (если это вообще возможно);

-Договоритесь о временных лимитах, и доверяйте ребенку в соблюдении этих договоренностей.

-Обучите детей навыкам самоконтроля, чтобы они не могли устанавливать себе рамки, находясь вне дома.

-Предлагайте «офлайновые» действия (вне Интернета), которые могут быть интересны в дополнение к (а не вместо!) онлайн деятельности.

Присоединяйтесь к своему ребенку:

 -Попросите его/ее показать Вам, что ему/ей нравится в Интернете.

 -Проявляйте уважение к их интересам.

 -Просите, чтобы они показали Вам, как это работает.

  Если Вы готовы, играйте онлайн со своим ребенком. Пусть он/она научат Вас.

Что делать в случае обнаружения интернет - угроз вашему ребенку?

Прежде всего, попытайтесь установить достоверность информации об интернет – угрозе. Не принимайте срочных жестких мер по проверке пребывания детей в группах и сетях!

Обратитесь в образовательную организацию, где учится ребенок, в органы управления образованием или ближайшее отделение полиции.

При обнаружении сайтов в Интернете с опасным содержанием или узнав, что от кого-то исходит угроза жизни и благополучию ребенка, обратитесь в подразделение по делам несовершеннолетних или оперативную часть полиции, или Роспотребнадзор.

 Многие родители, поддавшись панике, запрещают своим детям пользоваться Интернетом, устанавливают тотальный контроль их жизни и общения, требуют признаний ребенка в том, в каких группах он состоит и немедленного выхода из всяких групп. Все это приводит к обострению конфликтов в семье, к росту взаимонепонимания, и, как следствие, к эмоциональному отдалению ребенка. А ведь именно отсутствие доверия в семье, в общении с близкими и значимыми людьми является первопричиной подверженности ребенка всевозможным негативным воздействиям, включая воздействие через Интернет.

Главное, что мы должны понимать, что даже самые жесткие меры запретительного характера не гарантируют полную защиту детей и подростков от нежелательных воздействий.

Вывод: будьте ближе к своим детям!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованная литература

  1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологические особенности индивидуальности школьников: Учет и коррекция. М.: Издательский центр «Академия», 2002. • Астапов В.М. Обучение и воспитание детей «группы риска». М., 1996.
  2. Вроно Е.М. Поймите своего ребенка. М.: Дрофа, 2002. URL: http://pedlib.ru/ Books/6/0236/6_0236–1.shtml
  3. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? Москва; 2003. URL: http:// umka.pw/Nachal/gippenreyter.pdf
  4. Михайловская И.Б., Вершинина Г.В. Трудные ступени: профилактика антиобщественного поведения. М.: Просвещение, 1990. • Особенности обучения и психологического развития школьников 13–14 лет / Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Педагогика, 1988.
  5. Памятка для родителей: Кризисные ситуации в жизни подростка: как пережить их вместе. http://childhelpline.ru/wp-content/uploads/Памятка-для-родителей-профилактика-кризисных-состояний-у-подростка.pdf
  6. Сценарий Всероссийского родительского собрания: «Профилактика интернет-рисков и угроз жизни детей и подростков». URL: http://fcprc.ru/ news/profilaktika-internet-riskov-i-ugroz-zhizni-detej-i-podrostkov
  7. Что нужно знать родителям о подростковых суицидах? Под ред. Вихристюк О.В. Мщсква, 2015.
  8. Штольц Х. Каким должен быть ребенок? Пер. с нем. М.: Просвещение.

    ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

    КАК ЗАЩИТИТЬ РЕБЕНКА ОТ ИНТЕРНЕТ- РИСКОВ

     

     Обеспечение среды для благополучного и безопасного детства – один из основных национальных приоритетов России, и одно из важнейших его условий обеспечение психологической безопасности детей и подростков.

    В условиях глобальных перемен в жизни нашего общества наряду с позитивными преобразованиями, к сожалению, усиливается и ряд негативных тенденций. Наиболее восприимчивым к принятию негативных ценностных и поведенческих установок оказывается именно подростковый возраст. Проблема взаимодействия отцов и детей, а точнее подростков и их родителей практически в каждом поколении и представляет собой вечное столкновение взглядов и интересов. Однако в современном обществе в последнее время наблюдается тенденция того, что поведение многих подростков не только доставляет хлопоты родителям, но и представляет собой опасность для общества. Дети и подростки в силу своего возраста, особенностей развития, страха или стресса иногда не могут сами обратиться за помощью. Кроме того, они могут бояться распространения информации о произошедшей с ними ситуации, воздействии тех или иных угроз, влияющих на их психологическое и физическое состояние. Из-за этого ребенок, оказавшийся в беде, часто остается один на один со своими проблемами.

    Поэтому так важно правильно и своевременно распознать симптомы надвигающейся опасности и, конечно, знать, как действовать, чтобы помочь ребенку, если он оказался в сложной жизненной ситуации. Что делать, чтобы обеспечить его психологическую безопасность!

     Мы с Вами знаем, что подростковый возраст – непростой этап перехода от детства к взрослости, для которого существуют свои особенности и закономерности, знание и учет которых важен для предотвращения возможных угроз их психологической безопасности. В этом возрасте наблюдается резкий рост таких поведенческих характеристик, как агрессивность, недисциплинированность, конфликтность, неумение владеть собой, в  которых  нередко кроются истоки подростковых асоциальных форм поведения.

    Что может стать неблагоприятными жизненными обстоятельствами?

    -переживание обиды, одиночества, собственной ненужности, отчужденности и непонимания;

    -действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство влюбленности, ревность;

    -переживания, связанные со сложной обстановкой в семье, со смертью, разводом или уходом родителей из семьи;

    -чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия.

    -боязнь позора, насмешек или унижения;

    -страх наказания (например, в ситуациях ранней беременности, серьезного проступка или правонарушения), страх последствий неуспешного выполнения какой-либо деятельности (например, неуспешной сдачи экзаменов); любовные неудачи, трудности в сексуальных отношениях, беременность; чувство мести, злобы, протеста, угроза или вымогательство; желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации, повлиять на другого человека;

    - сочувствие или подражание товарищам, кумирам, героям книг или фильмов, следование «моде»; желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие.

              Поведение подростков зачастую бывает непредсказуемым, за короткий период они могут продемонстрировать абсолютно противоположные реакции:

    - целеустремленность и настойчивость сочетаются с импульсивностью;

    - неуемная жажда деятельности может смениться апатией, отсутствием стремлений и желаний что либо делать;

    - повышенная самоуверенность,

     -безаппеляционность в суждениях быстро сменяются ранимостью и неуверенностью в    себе;

    - развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью.

    В этот период подросток начинает осваивать пространство вокруг себя и не всегда имеет возможность конструктивной деятельности, которая раскрыла бы силу его «Я». Он переживает период поиска форм проявления своей силы и энергии в сочетании со снижением интеллектуальной активности, его состояние «готовности к подвигу» может приводить к девиантным проявлениям. Даже в своем успешном развитии при благоприятных условиях подростковый возраст несет в себе асоциальный потенциал.

    ИНТЕРНЕТ РИСКИ

     

    В современном мире, где действительность разделена на две плоскости: виртуальную и реальную, возможность столкнуться с рисками значительно возрастает, т.к. часть из них присутствует в реальной действительности, а часть обнаруживается в виртуальной.

    Часто мы информируем детей о реальных рисках на улице, среди людей, забывая, что подобные риски могут угрожать им и в виртуальном пространстве. Информационная безопасность ребенка на сегодняшний день является такой же важной и актуальной темой и обязанностью родителя, которую необходимо выполнять по отношению к своему ребенку, как и соблюдение дорожной безопасности, сохранение ценности здоровья, соблюдение правил и законов и т.д.

    Какие риски подстерегают детей за светящимся экраном?

    - чрезмерная увлеченность Интернет

    - пользованием, компьютерными играми, «серфингом», онлайн_казино;

    - риск вовлечения в экстремистские или иные опасные сообщества и группы;

    - риск стать жертвой мошенников и понести финансовые и моральные затраты;

     - риск встретиться с агрессией,

    - грубостью или травлей в социальных сетях;

     -риск попадание на сайты, содержащие информацию, наносящую вред неокрепшей психике и эмоциональному самочувствию ребенка.

    Как защитить ребенка от интернет.рисков?

    Для того чтобы помочь ребенку справиться с интернет - рисками необходимо, в первую очередь, понять, что единственно возможным вариантом помощи является ваше участие в жизни ребенка, включая и виртуальную реальность, «онлайн мир» ребенка. Зачастую, родитель не хочет разбираться в том, что же на самом деле делает ребенок, находясь за компьютером, и предпочитает, отстранившись, прочитать нотации или грубо пресечь попытки использования Интернета ребенком.

    Такое родительское поведение усугубляет желание ребенка углубиться в свою увлеченность, где «родитель ничего не понимает». Нежелание родителя понимать причины, подталкивающие ребенка к чрезмерному пользованию Интернетом, воспринимается ребенком как нежелание вести диалог с ним, отказ от общения, отказ понимать его. При этом ребенок чувствует себя непонятым своим родителем, думает, что родитель не хочет, не желает, не может общаться с ним. Нередко такие мысли сопровождаются чувствами печали, одиночества, досады, от которых ребенок спасается, снова погружаясь в приятный и понятный ему виртуальный мир, где замыкается этот круг непонимания. Как разорвать и выйти из этого круга, наносящей урон состоянию и поведению ребенка?

    Что делать нельзя.

    -вешать ярлыки на ребенка (например, фраза «Да ты болен!»);

    - обвинять, ругать и стыдить ребенк (например, фразы: «Ты тратишь свою жизнь понапрасну!», «Лучше бы погулять сходил/почитал/поиграл» и т.д.);угрожать ребенку, требовать от него мгновенных изменений; сравнить ребенка с другими детьми (например, фразы: «Посмотри на своего соседа, он не сидит сутками за компьютером!», «А вот твоя одноклассница все успевает, потому что не играет в компьютерные игры!» и т.д.).

    Избегайте осуждающих комментариев в таких сферах как:

    современные технологии и интернет; игры и их производители;

    Что делать нужно:

    -наблюдайте за своими детьми внимательно и с интересом;

    -постарайтесь понять, что они чувствуют, как они мыслят;

    -поставьте себя на их место;

    -искренне интересуйтесь тем, что вовлекает их в игру;-искренне интересуйтесь что им нравится в играх.

    Родителям необходимо понимать:

    Что их детям нравится в играх? Какие приложения и технологии используются для этого? Какие игры сейчас современны? Как играть в эти игры? Сколько времени дети проводят, играя в эти игры ?Когда их дети играют в игры? Где они играю. С кем они играют?

    Найдите ответы на следующие вопросы:

    Каким образом Интернет и онлайн_игры служат моему ребенку? (дают ему чувство заботы о нем, свободы, принадлежности, цели и т.д.) Что ему/ей нравится в виртуальном пространстве и играх? (мастерство, дружба, структура, сообщество, проблемы, конкуренция и т.д.) Чем в эмоциональном и психологическом плане привлекательно общение в виртуальном пространстве и игры для него/нее? (сообщество, отношения, чувство волнения и радости и т.д.)

            Чего он/она может пытаться избегать в мире реальном? в собственном мире (проблемы со школой, семьей, друзьями, восприятием своего тела, отношениями с противоположным полом); в эмоциональном мире (депрессия, тревога, низкая самооценка);

    Способы поговорить с ребенком:

    -Проявлять искреннее любопытство и интерес к их онлайн - жизни;

    -Присоединитесь к ним в их интересах;

    -Не принижайте их виртуальную жизнь (она так же реальна для них, как и их «настоящая» жизнь);

    -Не уменьшайте важность Интернета и других передовых технологий.

    -Это современный мир, в котором они растут, он не плохой и не хороший, он существует, и его не избежать;

    -Не запрещайте Интернет (если это вообще возможно);

    -Договоритесь о временных лимитах, и доверяйте ребенку в соблюдении этих договоренностей.

    -Обучите детей навыкам самоконтроля, чтобы они не могли устанавливать себе рамки, находясь вне дома.

    -Предлагайте «офлайновые» действия (вне Интернета), которые могут быть интересны в дополнение к (а не вместо!) онлайн деятельности.

    Присоединяйтесь к своему ребенку:

     -Попросите его/ее показать Вам, что ему/ей нравится в Интернете.

     -Проявляйте уважение к их интересам.

     -Просите, чтобы они показали Вам, как это работает.

      Если Вы готовы, играйте онлайн со своим ребенком. Пусть он/она научат Вас.

    Что делать в случае обнаружения интернет - угроз вашему ребенку?

    Прежде всего, попытайтесь установить достоверность информации об интернет – угрозе. Не принимайте срочных жестких мер по проверке пребывания детей в группах и сетях!

    Обратитесь в образовательную организацию, где учится ребенок, в органы управления образованием или ближайшее отделение полиции.

    При обнаружении сайтов в Интернете с опасным содержанием или узнав, что от кого-то исходит угроза жизни и благополучию ребенка, обратитесь в подразделение по делам несовершеннолетних или оперативную часть полиции, или Роспотребнадзор.

     Многие родители, поддавшись панике, запрещают своим детям пользоваться Интернетом, устанавливают тотальный контроль их жизни и общения, требуют признаний ребенка в том, в каких группах он состоит и немедленного выхода из всяких групп. Все это приводит к обострению конфликтов в семье, к росту взаимонепонимания, и, как следствие, к эмоциональному отдалению ребенка. А ведь именно отсутствие доверия в семье, в общении с близкими и значимыми людьми является первопричиной подверженности ребенка всевозможным негативным воздействиям, включая воздействие через Интернет.

    Главное, что мы должны понимать, что даже самые жесткие меры запретительного характера не гарантируют полную защиту детей и подростков от нежелательных воздействий.

    Вывод: будьте ближе к своим детям!

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Использованная литература

  9. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологические особенности индивидуальности школьников: Учет и коррекция. М.: Издательский центр «Академия», 2002. • Астапов В.М. Обучение и воспитание детей «группы риска». М., 1996.
  10. Вроно Е.М. Поймите своего ребенка. М.: Дрофа, 2002. URL: http://pedlib.ru/ Books/6/0236/6_0236–1.shtml
  11. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? Москва; 2003. URL: http:// umka.pw/Nachal/gippenreyter.pdf
  12. Михайловская И.Б., Вершинина Г.В. Трудные ступени: профилактика антиобщественного поведения. М.: Просвещение, 1990. • Особенности обучения и психологического развития школьников 13–14 лет / Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Педагогика, 1988.
  13. Памятка для родителей: Кризисные ситуации в жизни подростка: как пережить их вместе. http://childhelpline.ru/wp-content/uploads/Памятка-для-родителей-профилактика-кризисных-состояний-у-подростка.pdf
  14. Сценарий Всероссийского родительского собрания: «Профилактика интернет-рисков и угроз жизни детей и подростков». URL: http://fcprc.ru/ news/profilaktika-internet-riskov-i-ugroz-zhizni-detej-i-podrostkov
  15. Что нужно знать родителям о подростковых суицидах? Под ред. Вихристюк О.В. Мщсква, 2015.
  16. Штольц Х. Каким должен быть ребенок? Пер. с нем. М.: Просвещение.

Просмотр содержимого документа
«Психологическая безопасность детей и подростков. Как защитить ребёнка от интернет- рисков?»

Государственное образовательное учреждение Республики Коми

«Специальная (коррекционная) школа-интернат № 7 » города Воркуты









«Психологическая безопасность детей и подростков.

Как защитить ребёнка от интернет - рисков?





Подготовили педагоги-психологи:

Желонкина Ю. В.













2019-2020 учебный год


ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

КАК ЗАЩИТИТЬ РЕБЕНКА ОТ ИНТЕРНЕТ- РИСКОВ


Обеспечение среды для благополучного и безопасного детства – один из основных национальных приоритетов России, и одно из важнейших его условий обеспечение психологической безопасности детей и подростков.

В условиях глобальных перемен в жизни нашего общества наряду с позитивными преобразованиями, к сожалению, усиливается и ряд негативных тенденций. Наиболее восприимчивым к принятию негативных ценностных и поведенческих установок оказывается именно подростковый возраст. Проблема взаимодействия отцов и детей, а точнее подростков и их родителей практически в каждом поколении и представляет собой вечное столкновение взглядов и интересов. Однако в современном обществе в последнее время наблюдается тенденция того, что поведение многих подростков не только доставляет хлопоты родителям, но и представляет собой опасность для общества. Дети и подростки в силу своего возраста, особенностей развития, страха или стресса иногда не могут сами обратиться за помощью. Кроме того, они могут бояться распространения информации о произошедшей с ними ситуации, воздействии тех или иных угроз, влияющих на их психологическое и физическое состояние. Из-за этого ребенок, оказавшийся в беде, часто остается один на один со своими проблемами.

Поэтому так важно правильно и своевременно распознать симптомы надвигающейся опасности и, конечно, знать, как действовать, чтобы помочь ребенку, если он оказался в сложной жизненной ситуации. Что делать, чтобы обеспечить его психологическую безопасность!

Мы с Вами знаем, что подростковый возраст – непростой этап перехода от детства к взрослости, для которого существуют свои особенности и закономерности, знание и учет которых важен для предотвращения возможных угроз их психологической безопасности. В этом возрасте наблюдается резкий рост таких поведенческих характеристик, как агрессивность, недисциплинированность, конфликтность, неумение владеть собой, в которых нередко кроются истоки подростковых асоциальных форм поведения.

Что может стать неблагоприятными жизненными обстоятельствами?

-переживание обиды, одиночества, собственной ненужности, отчужденности и непонимания;

-действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство влюбленности, ревность;

-переживания, связанные со сложной обстановкой в семье, со смертью, разводом или уходом родителей из семьи;

-чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия.

-боязнь позора, насмешек или унижения;

-страх наказания (например, в ситуациях ранней беременности, серьезного проступка или правонарушения), страх последствий неуспешного выполнения какой-либо деятельности (например, неуспешной сдачи экзаменов); любовные неудачи, трудности в сексуальных отношениях, беременность; чувство мести, злобы, протеста, угроза или вымогательство; желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации, повлиять на другого человека;

- сочувствие или подражание товарищам, кумирам, героям книг или фильмов, следование «моде»; желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие.

Поведение подростков зачастую бывает непредсказуемым, за короткий период они могут продемонстрировать абсолютно противоположные реакции:

- целеустремленность и настойчивость сочетаются с импульсивностью;

- неуемная жажда деятельности может смениться апатией, отсутствием стремлений и желаний что либо делать;

- повышенная самоуверенность,

-безаппеляционность в суждениях быстро сменяются ранимостью и неуверенностью в себе;

- развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью.

В этот период подросток начинает осваивать пространство вокруг себя и не всегда имеет возможность конструктивной деятельности, которая раскрыла бы силу его «Я». Он переживает период поиска форм проявления своей силы и энергии в сочетании со снижением интеллектуальной активности, его состояние «готовности к подвигу» может приводить к девиантным проявлениям. Даже в своем успешном развитии при благоприятных условиях подростковый возраст несет в себе асоциальный потенциал.

ИНТЕРНЕТ РИСКИ


В современном мире, где действительность разделена на две плоскости: виртуальную и реальную, возможность столкнуться с рисками значительно возрастает, т.к. часть из них присутствует в реальной действительности, а часть обнаруживается в виртуальной.

Часто мы информируем детей о реальных рисках на улице, среди людей, забывая, что подобные риски могут угрожать им и в виртуальном пространстве. Информационная безопасность ребенка на сегодняшний день является такой же важной и актуальной темой и обязанностью родителя, которую необходимо выполнять по отношению к своему ребенку, как и соблюдение дорожной безопасности, сохранение ценности здоровья, соблюдение правил и законов и т.д.

Какие риски подстерегают детей за светящимся экраном?

- чрезмерная увлеченность Интернет

- пользованием, компьютерными играми, «серфингом», онлайн_казино;

- риск вовлечения в экстремистские или иные опасные сообщества и группы;

- риск стать жертвой мошенников и понести финансовые и моральные затраты;

- риск встретиться с агрессией,

- грубостью или травлей в социальных сетях;

-риск попадание на сайты, содержащие информацию, наносящую вред неокрепшей психике и эмоциональному самочувствию ребенка.

Как защитить ребенка от интернет.рисков?

Для того чтобы помочь ребенку справиться с интернет - рисками необходимо, в первую очередь, понять, что единственно возможным вариантом помощи является ваше участие в жизни ребенка, включая и виртуальную реальность, «онлайн мир» ребенка. Зачастую, родитель не хочет разбираться в том, что же на самом деле делает ребенок, находясь за компьютером, и предпочитает, отстранившись, прочитать нотации или грубо пресечь попытки использования Интернета ребенком.

Такое родительское поведение усугубляет желание ребенка углубиться в свою увлеченность, где «родитель ничего не понимает». Нежелание родителя понимать причины, подталкивающие ребенка к чрезмерному пользованию Интернетом, воспринимается ребенком как нежелание вести диалог с ним, отказ от общения, отказ понимать его. При этом ребенок чувствует себя непонятым своим родителем, думает, что родитель не хочет, не желает, не может общаться с ним. Нередко такие мысли сопровождаются чувствами печали, одиночества, досады, от которых ребенок спасается, снова погружаясь в приятный и понятный ему виртуальный мир, где замыкается этот круг непонимания. Как разорвать и выйти из этого круга, наносящей урон состоянию и поведению ребенка?

Что делать нельзя.

-вешать ярлыки на ребенка (например, фраза «Да ты болен!»);

- обвинять, ругать и стыдить ребенк (например, фразы: «Ты тратишь свою жизнь понапрасну!», «Лучше бы погулять сходил/почитал/поиграл» и т.д.);угрожать ребенку, требовать от него мгновенных изменений; сравнить ребенка с другими детьми (например, фразы: «Посмотри на своего соседа, он не сидит сутками за компьютером!», «А вот твоя одноклассница все успевает, потому что не играет в компьютерные игры!» и т.д.).

Избегайте осуждающих комментариев в таких сферах как:

современные технологии и интернет; игры и их производители;

Что делать нужно:

-наблюдайте за своими детьми внимательно и с интересом;

-постарайтесь понять, что они чувствуют, как они мыслят;

-поставьте себя на их место;

-искренне интересуйтесь тем, что вовлекает их в игру;-искренне интересуйтесь что им нравится в играх.

Родителям необходимо понимать:

Что их детям нравится в играх? Какие приложения и технологии используются для этого? Какие игры сейчас современны? Как играть в эти игры? Сколько времени дети проводят, играя в эти игры ?Когда их дети играют в игры? Где они играю. С кем они играют?

Найдите ответы на следующие вопросы:

Каким образом Интернет и онлайн_игры служат моему ребенку? (дают ему чувство заботы о нем, свободы, принадлежности, цели и т.д.) Что ему/ей нравится в виртуальном пространстве и играх? (мастерство, дружба, структура, сообщество, проблемы, конкуренция и т.д.) Чем в эмоциональном и психологическом плане привлекательно общение в виртуальном пространстве и игры для него/нее? (сообщество, отношения, чувство волнения и радости и т.д.)

Чего он/она может пытаться избегать в мире реальном? в собственном мире (проблемы со школой, семьей, друзьями, восприятием своего тела, отношениями с противоположным полом); в эмоциональном мире (депрессия, тревога, низкая самооценка);

Способы поговорить с ребенком:

-Проявлять искреннее любопытство и интерес к их онлайн - жизни;

-Присоединитесь к ним в их интересах;

-Не принижайте их виртуальную жизнь (она так же реальна для них, как и их «настоящая» жизнь);

-Не уменьшайте важность Интернета и других передовых технологий.

-Это современный мир, в котором они растут, он не плохой и не хороший, он существует, и его не избежать;

-Не запрещайте Интернет (если это вообще возможно);

-Договоритесь о временных лимитах, и доверяйте ребенку в соблюдении этих договоренностей.

-Обучите детей навыкам самоконтроля, чтобы они не могли устанавливать себе рамки, находясь вне дома.

-Предлагайте «офлайновые» действия (вне Интернета), которые могут быть интересны в дополнение к (а не вместо!) онлайн деятельности.

Присоединяйтесь к своему ребенку:

-Попросите его/ее показать Вам, что ему/ей нравится в Интернете.

-Проявляйте уважение к их интересам.

-Просите, чтобы они показали Вам, как это работает.

Если Вы готовы, играйте онлайн со своим ребенком. Пусть он/она научат Вас.

Что делать в случае обнаружения интернет - угроз вашему ребенку?

Прежде всего, попытайтесь установить достоверность информации об интернет – угрозе. Не принимайте срочных жестких мер по проверке пребывания детей в группах и сетях!

Обратитесь в образовательную организацию, где учится ребенок, в органы управления образованием или ближайшее отделение полиции.

При обнаружении сайтов в Интернете с опасным содержанием или узнав, что от кого-то исходит угроза жизни и благополучию ребенка, обратитесь в подразделение по делам несовершеннолетних или оперативную часть полиции, или Роспотребнадзор.

Многие родители, поддавшись панике, запрещают своим детям пользоваться Интернетом, устанавливают тотальный контроль их жизни и общения, требуют признаний ребенка в том, в каких группах он состоит и немедленного выхода из всяких групп. Все это приводит к обострению конфликтов в семье, к росту взаимонепонимания, и, как следствие, к эмоциональному отдалению ребенка. А ведь именно отсутствие доверия в семье, в общении с близкими и значимыми людьми является первопричиной подверженности ребенка всевозможным негативным воздействиям, включая воздействие через Интернет.

Главное, что мы должны понимать, что даже самые жесткие меры запретительного характера не гарантируют полную защиту детей и подростков от нежелательных воздействий.

Вывод: будьте ближе к своим детям!


















Использованная литература

  1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологические особенности индивидуальности школьников: Учет и коррекция. М.: Издательский центр «Академия», 2002. • Астапов В.М. Обучение и воспитание детей «группы риска». М., 1996.

  2. Вроно Е.М. Поймите своего ребенка. М.: Дрофа, 2002. URL: http://pedlib.ru/ Books/6/0236/6_0236–1.shtml

  3. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? Москва; 2003. URL: http:// umka.pw/Nachal/gippenreyter.pdf

  4. Михайловская И.Б., Вершинина Г.В. Трудные ступени: профилактика антиобщественного поведения. М.: Просвещение, 1990. • Особенности обучения и психологического развития школьников 13–14 лет / Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Педагогика, 1988.

  5. Памятка для родителей: Кризисные ситуации в жизни подростка: как пережить их вместе. http://childhelpline.ru/wp-content/uploads/Памятка-для-родителей-профилактика-кризисных-состояний-у-подростка.pdf

  6. Сценарий Всероссийского родительского собрания: «Профилактика интернет-рисков и угроз жизни детей и подростков». URL: http://fcprc.ru/ news/profilaktika-internet-riskov-i-ugroz-zhizni-detej-i-podrostkov

  7. Что нужно знать родителям о подростковых суицидах? Под ред. Вихристюк О.В. Мщсква, 2015.

  8. Штольц Х. Каким должен быть ребенок? Пер. с нем. М.: Просвещение.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей