СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дифференциальная диагностика речевых нарушений у детей

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблемы дифференциальной диагностики речевых нарушений у детей

Просмотр содержимого документа
«Дифференциальная диагностика речевых нарушений у детей»

Дифференциальная диагностика речевых нарушений у детей


План

  1. Проблемы дифференциальной диагностики речевых расстройств в логопедии.

  2. Роль дифференциальной диагностики детей с нарушениями речи в разграничении сходных по внешним проявлениям состояний:

- дифференциация моторной алалии от легкой степени умственной отсталости (интеллектуальной недостаточности);

- дифференциация моторной алалии от задержки речевого развития (ЗРР);

- дифференциация алалии от псевдоалалического синдрома;

- дифференциация алалии от афазии;

- дифференциация раннего детского аутизма (РДА) от алалии;

- дифференциация сенсорной алалии от нарушения слуха (тугоухости).


Проблемы дифференциальной диагностики речевых расстройств в логопедии.

Дифференциальная диагностика в логопедической практике – это процедура разграничения речевых расстройств, имеющих сходную симптоматику, но различающихся по причинам, механизмам, тактике коррекционного воздействия.

В логопедии таких случаев схожести симптоматики достаточно много (дифференциальная диагностика стертой дизартрии и полиморфной дислалии – дефекты звукопроизношения; сенсорная алалия и РДА; отсутствие речи при ОНР и отсутствие речи при УО; темповая задержка речевого развития и стойкое нарушение по типу моторной алалии).

Не проведя дифференциальную диагностику логопед не сможет правильно выбрать тактику коррекционного воздействия и распланировать коррекционную работу.

Дифференциальная диагностика требует диагностических существенно различающихся показателей: это те показатели, которые будут не совпадать, их необходимо выделить, что позволит отдифференцировать одно нарушение от другого (3-4 показателя).

Дифференциальная диагностика проводится для определения направления, содержания и организации коррекционной работы с детьми, имеющими различные речевые нарушения, которые бывает очень трудно дифференцировать.


Роль дифференциальной диагностики детей с нарушениями речи в разграничении сходных по внешним проявлениям состояний.

В связи с наличием двух подходов к проблеме речевой патологии и, в частности к вопросам диагностики, когда одни специалисты пользуются педагогической терминологией в определении речевого дефекта, другие же применяют клиническую терминологию, между логопедами и врачами возникает путаница, утрачивается необходимое общее понимание природы дефекта, что снижает эффективность коррекционных мероприятий.

В исследованиях, посвященных качеству диагностических заключений, отмечается разноречивый характер определений в квалификации речевых дефектов. В связи с этим особенно остро стоит вопрос о роли диагноза, поскольку исследование ребенка с речевым дефектом, а также с другими видами отклонений в психофизическом состоянии должно начинаться с установления диагноза. Так, например, вопрос диагностики алалии в раннем возрасте является довольно трудным. Алалию часто смешивают со сходными состояниями, другими формами речевых нарушений: с глухотой, с тугоухостью и задержкой речевого развития, с недоразвитием речи при умственной отсталости, с псевдоалалическим синдромом, с афазией и др. Вот, например, некоторые отличия этих состояний.


Дифференциация моторной алалии от легкой степени умственной отсталости (интеллектуальной недостаточности)

Отсутствие речи при алалии резко ограничивает полноценное развитие и общение ребенка с окружающими, что приводит к постепенному отставанию в умственном развитии, которое носит вторичный характер, т.е. отсутствие речи может обусловить задержку умственного развития, вследствие чего неговорящий может несколько отличаться по развитию от своих сверстников, не будучи умственно отсталым.

Общее при алалии и умственной отсталости:

  • позднее появление речи: к трем-четырем-пяти годам;

  • похожий лепет;

  • очень малый запас слов.

Отличия алалии и умственной отсталости

Дети-алалики существенно отличаются от умственно отсталых: по мере становления речи и под воздействием специального обучения интеллектуальное отставание постепенно исчезает. В отличие от умственно отсталых алалики демонстрируют разумное поведение: адекватно ориентируются в окружающей обстановке, в быту; понимают обиходную речь, жесты, правильно выполняют посильные и доступные для них поручения, простые задания. Так, между алалией и легкой умственной отсталостью имеются следующие отличия.





Дети-алалики

Дети с легкой умственной отсталостью


Раньше начинают понимать речь окружающих; понимание тонких грамматических изменений слов улучшается по мере развития их речи и в какой-то мере приближается к норме

Несмотря на расширение лексики и овладение фразой, понимание их речи никогда не достигает нормы


Активно используют имеющиеся словесные средства общения, например, лепетные слова, звукоподражания, отдельные общеупотребительные слова, обрывки лепетных предложений и др., а также паралингвистические средства: жесты, мимику, пантомиму, интонацию

Используют примитивные жесты, которые не могут заменять речевое общение, сопровождать его


Пассивный словарь пополняется очень быстро и значительно шире активного

Нет резкого расхождения между активным и пассивным словарем


Характерна вариативность слов, отсутствуют штампы в речи;

Противоположные явления


Постепенно начинают пользоваться фразой, но речь всегда содержательна, например: «Мама лес пошла»

Во фразе нет смысла, хотя аграмматизм может и не быть, например: «Доброта пошла гулять в лес»


Хорошо ориентируются в невербальных заданиях

Из-за недостатков мышления и познавательной деятельности плохо ориентируются в предъявляемом им незнакомом задании


Произношение звуков автоматизируется быстрее, лучше; часть звуков, сложных в произношении, появляется спонтанно по мере расширения словаря и не требует логопедической коррекции

Произношение звуков автоматизируется долго, артикуляционные уклады звуков могут распадаться

В играх, в учебной деятельности действуют целенаправленно, хорошо используют помощь, контролируют себя

В играх, в учебной деятельности действуют нецеленаправленно, не используют помощь, не контролируют себя


Дифференциация моторной алалии от задержки речевого развития (ЗРР)


Дети-алалики

Дети с задержкой речевого развития

Алалия связана с органическим поражением центральной нервной системы

Задержка речевого развития может быть связана с соматической ослабленностью, педагогической запущенностью

У алаликов нарушена программа речевой деятельности; не сформирована мотивация речи; они не могут связно рассказывать; нарушена слоговая структура слов, структура фразы

У детей с задержкой речевого развития имеется программа высказывания; сформирован мотив деятельности; нет речевого негативизма; нет структурных нарушений

Недоразвитие речи у алалика не преодолевается спонтанно; необходима коррекционно-педагогическая работа, которая должна носить системный характер

Задержка речевого развития может преодолеваться спонтанно

Речевое недоразвитие у алаликов не преодолевается полностью даже при систематических логопедических занятиях

Дети с задержкой речевого развития могут полностью преодолеть отставание в развитии речи и обучаться в массовой школе


Дифференциация алалии от псевдоалалического синдрома

В числе детей с ДЦП могут быть дети с алалией и дети с псевдоалалическим (ложным алалическим) синдромом. Так, речь детей с псевдоалалическим синдромом развивается с задержкой. В возрасте от 1 года до 3 лет эти дети по картине развития речи напоминают алаликов. В 4 года отмечается выраженное отклонение от нормального речевого развития. К 7 годам речь таких детей приближается к норме.

При псевдоалалическом синдроме имеют место такие симптомы: речевой негативизм; повышенная тормозимость речевой функции: пугливы, затрудняются при необходимости высказаться (знают, а высказать не могут); испытывают трудности при заучивании наизусть; их пассивный словарь значительно шире активного. В отличие от алаликов, у детей с псевдоалалическим синдромом нарушения устной речи не всегда проявляются на письме.

Дифференциация алалии от афазии.

Общее при алалии и афазии:

  • характеризуются полным или частичным нарушением всей речевой системы, всех ее компонентов и сторон, что делает в той или иной степени невозможным осуществление основной функции речи – общения с окружающими;

  • как вторичные явления имеют место нарушения процессов мышления и изменения всей личности, поведения человека; в результате сложности нарушений наблюдаются различные степени тяжести и большое разнообразие форм алалии и афазии;

  • все исследователи выделяют две основные формы алалии и афазии: моторную и сенсорную; такое деление не отражает всего многообразия этих нарушений, но является оправданным, т.к. основными конструктивными компонентами речевой системы являются моторный (двигательный) и слуховой (сенсорный).


Алалия

Афазия

Термином «алалия» принято называть случаи глубокого системного недоразвития речи

Термином «афазия» называют системный распад уже сформировавшейся речи

Работу с алаликами характеризуют как воспитание речи

Работу с афазиками характеризуют как восстановление речи

У алалика нет желания говорить, речь может практически отсутствовать

У афазика (в незапущенных случаях) сохранено стремление говорить, остаются некоторые слова, фразы; может сохраняться письменная речь, это облегчает восстановление и дальнейшее развитие речи


Дифференциация раннего детского аутизма (РДА) от алалии.

Распространенной ошибкой является отнесение любого неговорящего ребенка (алалика) к категории аутистов. Дифференциальная диагностика в этом случае сложна, так как объектом является маленький ребенок, поведение которого еще не имеет стойких и четко определяемых патологических признаков, по которым можно было бы однозначно установить диагноз. Стандартные методики исследования интеллекта говорят о том, что примерно 2/3 аутичных детей имеют задержку умственного развития, а примерно 10% обладают развитыми способностями в какой-нибудь области: математические вычисления, музыка, рисование, поговорки, мозаики, некоторые обладают энциклопедическими знаниями в интересующей их области.


РДА

Алалия

Нарушено формирование эмоционального личностного контакта с окружающим миром

Указанное нарушение не наблюдается совсем или оно не имеет резко выраженного «глобального» характера

Практически не используется «язык» мимики и жестов

Мимика и жестикуляция достаточно развиты и используются вместо словесной речи

Поведение и реакции на окружающее часто непредсказуемы и непонятны

Отмечаются, как правило, дифференцированные и адекватные реакции; дети в состоянии учитывать изменения ситуации

Характерны разнообразные нарушения «моторного» поведения: своеобразное вращение кистей рук перед глазами, потряхивание руками и предметами, раскачивание туловища, необычные повороты тела

Наблюдаются различные нарушения двигательной сферы как в области общей, так и мелкой моторики. Своеобразные неадекватные стереотипичные движения отсутствуют

Могут наблюдаться различные варианты интеллектуального развития: нормальное, ускоренное, резко задержанное и неравномерное, различные степени умственной отсталости

Наблюдается картина своеобразной задержки интеллектуального развития; при этом, прежде всего, страдают интеллектуальные процессы, связанные с речевой деятельностью

Речь (речевая деятельность) на ранних этапах онтогенеза может развиваться нормально, а затем (обычно в возрасте до 30 мес.) ребенок может перестать пользоваться устной речью

Выраженная в той или иной степени задержка в овладении речью, замедленное формирование речевой деятельности. Отмечаемый у некоторых детей речевой негативизм не приводит к полному отказу от речевого общения

Невозможность или боязнь взглянуть в лицо человека, в его глаза, общения с ним один на один. При настойчивом стремлении войти в контакт у ребенка может нарастать тревога, страх, может начать вести себя агрессивно по отношению к себе или к другим людям.

В большинстве ситуаций активно используют зачатки речи, как вербальной, так и невербальной, имеют хорошо развитую мимику и жестикуляторную речь






Возникает ряд трудностей в дифференциации моторной и сенсорной алалий.

Моторная алалия

Сенсорная алалия

Сохранное восприятие речи на перцептивном уровне; обращенную речь понимает, причем понимание возможно без опоры на зрительное восприятие артикуляции

Восприятие речи нарушено; обращенную речь не понимает

Хорошее слуховое внимание к речи

Безразличен к звукам человеческого голоса, наблюдается явление «гиперакузии»– повышенной чувствительности к неречевым звукам (капание воды, шум открывающейся двери и др.), к которым безразлично относятся окружающие

Отсутствует эхолалия

Присутствует эхолалия

Невозможность повторения слогов, слов, фраз

Многое повторяют, но не понимают повторенного

Наблюдается более активное речевое поведение, широко используют мимико-жестикуляторную речь, мелодику, звукоподражания, «звуковые жесты».

Не вступают в контакт, не пользуются мимикой, жестами

Более выражена динамика в усвоении языка при его спонтанном и направленном формировании.

Менее выражена динамика в усвоении языка при его спонтанном и направленном формировании


Дифференциация сенсорной алалии от нарушения слуха (тугоухости).

С.Н. Шаховская (1998) выделила некоторые диагностические показатели для разграничения ребенка с сенсорной алалией (трудности понимания обращенной речи) и ребенка с нарушением слуха (трудности различения обращенной речи).


Сенсорная алалия

Тугоухость


У ребенка с сенсорной алалией отмечается мерцающее непостоянство слуховой функции: то он слышит и понимает более тихое звучание, то не воспринимает более громкого

У слабослышащего устойчивый порог (уровень) восприятия, ниже которого дифференциация звуковых сигналов становится невозможной


Непостоянство показателей аудиометрического исследования. Наиболее близкие совпадения на 8-10 аудиограммах

Постоянство показателей аудиометрического исследования (снижение слуха)

Увеличение громкости обращенной речи не улучшает понимание речи

Увеличение громкости обращенной речи улучшает понимание речи


Использование слуховых аппаратов не улучшает восприятие речи. Дети жалуется на боль в ушах, в голове; усиление звуков становится для них неприятным раздражителем.

Использование слуховых аппаратов улучшает восприятие речи


Наличие гиперакузии– повышенная чувствительность к звукам, безразличным для окружающих (шум сминаемой бумаги, звук капающей воды и др.). Дают на эти звуки болезненную реакцию: беспокоятся, плачут, вертят головой, жалуются на шум в ушах и др.

Слабослышащие эти сигналы не воспринимают, не слышат


Спонтанно могут повторить отдельные слоги, слова и короткие фразы, воспринимаемые ими из окружающего, без специального обучения, однако повторение не является стойким

Самостоятельно почерпнуть слова и фразы их окружающего не могут


Подражание звукам не постоянно, зависит от ситуации. Дети не могут образовывать связи между предметом и его названием, у них не формируется предметная соотнесенность слышимых и произносимых ими слов

В результате специального обучения быстро устанавливается связь между словом и предметом, эта связь устойчивая


Голос нормальный, громкий, звонкий. Звуки и слова с нормальными модуляциями, могут копировать голоса взрослых

Голос лишен звучности, звонкости, «полетности», может быть приглушенным¸ глухим, металлическим, деревянным, скрипучим и др. Речь недостаточно интонирована, лишена эмоциональной выразительности


Наладить контакт трудно

Легче наладить контакт




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!