СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дифференциация гласных и согласных букв.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дифференциация гласных и согласных букв.»

7


Тема: Дифференциация гласных и согласных звуков и букв.

Грамматическая тема – Образование притяжательных прилагательных.

Лексическая тема – Лес.


Задачи:

  1. Учить дифференцировать гласные и согласные звуки и буквы.

  2. Совершенствовать фонематическое восприятие.

  3. Закреплять знания о характеристиках звуков.

  4. Закреплять правильную артикуляцию звуков.

  5. Развивать простые формы фонематического анализа на уровне слогов, слов.

  6. Развивать позиционный анализа на уровне слов.

  7. Развивать фонематические представления на уровне слов.

  8. Развивать буквенный синтез.

  9. Развивать навыки звукобуквенного анализа слов.

  10. Совершенствовать буквенный гнозис и праксис.

  11. Развивать зрительное внимание.

  12. Развивать воображение.

  13. Развивать логическое мышление.

  14. Актуализировать словарный запас по лексической теме «Лес».

  15. Совершенствовать умение образовывать притяжательные прилагательные.

  16. Развивать долговременную память.

  17. Развивать общую моторику.

  18. Совершенствовать и развивать умение выполнять действия согласно заданному алгоритму.

  19. Воспитывать усидчивость, аккуратность, организованность, дисциплинированность.

  20. Воспитывать интерес к занятиям с логопедом.


Оборудование: индивидуальные зеркала, картинки с лесными животными, изображения мухомора и боровика (на каждого учащегося), числовые ряды, мяч, мешочек с буквами, индивидуальные карточки с буквами.


Ход урока:


Деятельность логопеда

Деятельность детей

I. Организационный момент.

Здравствуйте, встаньте ровно рядом со своим местом!

Представьтесь, садитесь.

Сядьте ровно, спина прямая, руки на парте.



II. Развитие воображения, актуализация словаря по лексической теме.

- Давайте представим, что мы с вами оказались в лесу. А теперь каждый подумает и скажет, что он видит вокруг себя.

(Можно включить звукозапись «Звуки леса»)



Представляют себя в лесу, рассказывают, что видят вокруг себя.

III. Повторение изученного материала.

Повторение артикуляции и характеристик звуков с зеркалами.


- Если бы мы в лесу потерялись, что бы мы кричали?

- Назовите первый звук, второй звук.

- Давайте возьмем зеркала, произнесем сначала [a].

Как открыт рот? На сколько пальцев? Есть ли преграда для воздуха? Можно его тянуть? Голос звучит?

Значит, какой это звук?


- Теперь звук [y]. Произнесем, посмотрим.

Как открыт рот? Как расположены губы? Есть ли преграда для воздуха? Можно его тянуть? Есть голос?

Значит, какой это звук?

- Ууууу! Кто из зверей в лесу такое звук издает?


- Звук [п]. Произносим.

Как расположены губы? Есть ли преграда для воздуха? Какая? Можно его петь? Есть голос? Какой это звук?



- Звук [м]. Произносим.

Как расположены губы? Есть ли преграда для воздуха? Какая? Можно его петь? Есть голос? Какой это звук?



- Звук [ф]. Произносим.

Есть ли преграда для воздуха? Какая преграда? Как расположены губы, зубы? Можно его петь? Какой это звук?

Кто в лесу фырчит?


- Звук [д].

Как расположены губы? Есть ли преграда для воздуха? Какая преграда? Можно его петь? Есть голос? Какой это звук?

Какой лесной житель издает такие звуки, стуча по дереву?


Выставить картинки: волк, ёж, дятел.






- Ау!

- [a], [y]

- Рот раскрыт на 2 пальца, губы свободно раскрыты, нет преграды, можно тянуть/петь.

- Гласный.


- Рот «неплотно» закрыт, губы вытянуты трубочкой, нет преграды, можно тянуть/петь.

- Гласный.

- Волк.



сомкнутые губы «взрываются» под давлением выдыхаемого воздуха.

Преграда-губы.

Звук не тянется, голоса нет. Согласный.


сомкнутые губы не размыкаются, выдох направляется через нос (контроль зеркальцем - запотеет).

преграда – губы.

согл.


-нижняя губа смыкается с верхними резцами, выдыхаемая струя проходит через эту щель.

преграда – зубы. Звук нельзя петь.

согл.

- ёж.


- Губы растянуты, преграда – язык, петь нельзя, голос есть.

Согласный.



Дятел.

IV. Сообщение темы урока.

- Сегодня мы будем учиться различать гласные и согласные звуки.

И всё наше занятие будет связано с лесом и лесными животными.




V. Изучение нового материала.


1) Отличия гласных и согласных звуков.

- Перечислим все отличия гласных и согласных звуков (записываются на доске) и запишем их в тетрадь.

Гласные

Согласные

можно петь

нельзя петь

нет преграды

преграда

(рис. губы, зубы,

голосязык)


шум

шум+голос




2) Развитие долговременной памяти.

- Разучим стихотворение.


Если гласный говорят -

Нет во рту у нас преград.


А если согласный сказать надо

Во рту возникает преграда.



3) Развитие логического мышления.

- Послушайте загадку:

А вот кто-то важный

На беленькой ножке.

Он с красной шляпкой,

На шляпке горошки.

- Еще одна загадка:

Этот гриб живёт под елью,

Под ее огромной тенью.

Мудрый бородач-старик,

Житель бора – …


- Мухомор съедобный гриб?

А боровик?




4) Развитие простого фонематического анализа.

Игра «Светофор»

Каждому раздается «мухомор» и «боровик».

- Какого цвета шляпка у мухомора? А у боровика?


а) Изолированно на материале звуков.

- Теперь слушайте меня внимательно.

Если услышите гласный звук – поднимайте мухомор. Если услышите согласный звук – боровик.

А, Б, О, Ы, Ш, М, Э


б) На материале слогов.

- Теперь слушаем внимательно первый звук. Поднимаем нужный гриб.

ОМ, АТ, НА, УФ, ДИ


в) На материале односложных слов.

- Слушаем второй звук. Поднимаем нужный гриб.

МЫ, ОН, ОНА, ЛЕС, ЛУГ, БРЕВНО.



5) Развитие позиционного анализа.

Обращается внимание на картинки, выставленные при повторении (III).

Раздать цифровые ряды.


- Посмотрите на лесных жителей.

Волк. Выдвиньте цифру, соответствующую месту гласной в слове «волк». На каком месте, какая?

Потом согласные.


Дятел.

Филин (+картинка).

Медведь (+картинка).

Барсук (+картинка).





Перечисляют характеристики гласных и согласных звуков.











Разучивают стихотворение.












- Мухомор.




- Боровик.




- Нет, ядовитый.

- Съедобный.







- Красный. Коричневый.




Поднимают нужный гриб.

Гласный – мухомор.

Согласный – боровик.














Выдвигают цифры, соответствующие месту звука в слове.

VI. Динамическая пауза.

Образование притяжательных прилагательных.

«Чей-чьё?» с мячом.


У лисы чей хвост?

У медведя чья шуба?

У волка чьи лапы?

У ежа чьи иголки?

У совы чьи крылья?

У белки чей хвост?







Отвечают, бросают мяч обратно.


VII. Закрепление пройденного материала.


1) Графический диктант. «Шифровка».

Поработаем с вами шпионами. Будем зашифровывать слова.

- Я диктую слова (+картинки), а вы записываете только гласные:

Лиса, кабан, филин.


- Я диктую слова (+картинки), а вы записываете только согласные:

Дупло, дерево, ветка.



2) Развитие буквенного анализа, зрительного внимания.

Карточки с буквами.

- Закрасьте все гласные буквы красным карандашом. Если все правильно выполните – что-то получится.


- Получается сердечко. Дорисуйте (обведите сердечко).



3) Развитие буквенного синтеза.

Рассыпались буквы. Если их правильно собрать получится название еще одного лесного жителя.

СОВА, ОЛЕНЬ, ЛОСЬ, ЗАЯЦ (+картинки).


- В тетрадях разделите страницу пополам. В левом будут гласные, в правом – согласные.


- Какой звук первый в слове «сова»? Запишите его в правый столбик.

Запишите остальные слова в тетрадь в нужный столбик, выделите гласные буквы красным карандашом, а согласные простым карандашом.



4) Развитие буквенного праксиса, гнозиса, фонематических представлений.

Игра «Волшебный мешочек».


- В «Волшебном мешочке» перемешались буквы.

Подходите по одному. Доставай букву, ощупывай, узнавай. Эта буква гласная или согласная?

Придумай слово, начинающееся на эту букву, связанное с лесом. (Или с этой буквой. Тогда какая первая?)

В какой столбик запишем это слово? Где гласные или где согласные?

- Подчеркните эту букву (из мешочка). Гласную – красным карандашом, согласную – простым.








- иа, аа, ии





- дпл, дрв, втк.




Обводят все гласные красным.


К М Л А У Ш О Ы Ц Ф В Т

Н Г И П Т Э Д Л У Ш З Д

Ф В П У Р Л Ж Щ Ы Д Ч С Н

Т Б Н О Х К М А Х П Г С

Д Л Н Ф Т Э М Г П К Щ





Собирают из букв слова:

СОВА, ОЛЕНЬ, ЛОСЬ, ЗАЯЦ.





- согласный.



олень | сова, лось, заяц







Достают букву из мешочка.

Придумывают слово, начинающееся на эту букву, связанное с лесом.


Записывают слова в 2 столбика.



Гласные | Согласные

а,о,у,э,и |м,с,п,б,г,в,ф



VIII. Подведение итогов урока.

Какие звуки мы сегодня учились различать?

Чем они различаются?




IX. Оценка деятельности детей.

Что у кого сегодня хорошо получилось.

Что у кого сегодня получилось не очень хорошо.




X. Организация окончания урока.

Закройте тетради. Наведите порядок на столах.

До свидания.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!