Министерство образования и науки РФ
Департамент образования Ивановской области
ОГОУ СПО Кинешемский педагогический колледж
Аттестационная работа
Дифференциация в обучении информатике студентов педагогического колледжа
Подготовила:
Совина Марина
Владимировна
преподаватель информатики
Кинешемского педагогического колледжа
2008
Содержание
Введение 3
Глава 1. Дифференцированный подход в обучении
1.1 Дифференциация обучения 6
1.2 Виды дифференциации 9
1.3 Формы дифференциации 11
1.4 Достоинства и недостатки дифференциации 13
Глава 2. Применение дифференцированного подхода в обучении информатике 14
Заключение 27
Список литературы 29
Приложения 31
Введение
В последние годы, в сфере образования, наблюдается стремительный переход от традиционных технологий обучения к компьютеризации и информатизации учебного процесса. Знание современных информационных технологий является одним из требований к молодым специалистам-педагогам. Этими технологиями студенты педагогического колледжа овладевают при изучении курса «Информатика». Содержание этого курса направлено на формирование умений и навыков применения прикладных программных средств в будущей профессиональной деятельности.
Как правило, поступившие в педагогический колледж студенты имеют разный уровень знаний и умений по информатике. Условно студентов можно разделить на три группы. Одна группа - это студенты, увлеченные информатикой, их характеризуют хорошие навыки владения информационными технологиями и высокий темп продвижения в обучении. Студенты, отдающие предпочтение другим предметам, но понимающие значение информатики и информационных технологий в современном мире, составляют вторую группу - их характеризует добросовестное отношение к её изучению и средний темп продвижения в обучении. Третья группа – студенты, которые не проявляют интереса к обучению, в том числе и информатике, и имеют низкий уровень продвижения в обучении.
Для повышения эффективности подготовки будущих воспитателей и учителей, развития их познавательной активности и самостоятельности преподаватель может использовать разные методические подходы к обучению. Одним из них является дифференцированное обучение. Дифференцированный подход в обучении позволяет студентам с одинаковой подготовкой и схожим темпом усвоения материала и мотивацией, занимаясь в одной группе, чувствовать себя более комфортно. В то же время дает возможность каждому студенту продвигаться вперёд в зоне ближайшего развития, работать в меру своих сил, повышать свой уровень знаний.
Использование дифференцированного подхода в учебном процессе помогает преподавателю, ликвидируя имеющиеся пробелы в знаниях студентов, вывести их на обязательный базовый уровень знаний по выбранной специальности, а также поддержать и развить интерес к современным информационным технологиям. Все вышесказанное обуславливает актуальность проблемы данной работы.
Объект исследования – процесс обучения информатике в педагогическом колледже.
Предмет исследования – процесс обучения информатике в педагогическом колледже в условиях дифференцированного обучения.
В ходе исследования было выдвинуто следующее предположение:
Если к каждой учебной теме курса информатики разработать дифференцированные задания, учитывающие различия обучаемых в выполнении учебно-познавательной деятельности, то это позволит повысить эффективность обучения информатике.
Для проверки сформулированного предположения потребовалось решить следующие основные задачи
Изучить и проанализировать необходимую психолого-педагогическую, научно-методическую и техническую литературу.
Выявить психолого-педагогические основы дифференцированного подхода к обучению.
Рассмотреть вопросы использования уровневой дифференциации в обучении информатике в педагогическом колледже.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:
Подбор, изучение и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы, учебных программ, учебников, учебных пособий и различных нормативных документов.
Наблюдение за деятельностью учащихся во время учебно-познавательного процесса
Опрос, анкетирование, беседы с преподавателями, учащимися, позволившие выявить отношение учащихся к учебе, изучаемому материалу, определить мотивы их деятельности при изучении информатики.
Практический метод.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Глава1. Теоретические основы дифференциации обучения
1.1 Дифференциация обучения
Требования учитывать индивидуальные особенности ребенка в процессе обучения – очень давняя традиция. Это требование находит отражение в педагогической теории под названием принципа дифференцированного подхода. Необходимость дифференциации проистекает от имеющихся у людей различий.
На всероссийской конференции по теме «Дифференциация непрерывного образования: проблемы, поиски, решения» отмечалось, что без введения дифференциации процесс обучения организуется одинаково для всех студентов и оказывается по-разному эффективен для них. Цель дифференциации процесса обучения состоит в том, чтобы обеспечить каждому студенту условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных потребностей и интересов в процессе усвоения им содержания программы. Дифференциация обучения позволяет организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности.
С помощью дифференциации возможно преодоление безликости, стереотипности, косности в образовании, отход от «валового» подхода к обучению. Дифференциация даст возможность найти пути и средства для выявления и развития природы человека, чтобы не подавлять её, а помочь обучаемому понять её, оценить свои задатки, склонности и способности, особенности своего типа нервной системы и творчески самореализоваться с опорой на них.
Часто термин «дифференциация» в педагогической литературе встречается в качестве синонима термина «индивидуализация». Ученые отдельных стран по разному относятся к этому.
В США понятием «индивидуализация» охватываются любые формы и методы учета индивидуальных особенностей учащихся.
В немецкой педагогике понятие «дифференциация» укоренилось в том значении, в каком в педагогике США употребляется термин «индивидуализация» и индивидуализация для немцев означает частный случай дифференциации.
Во французской педагогике уже с 1930-х гг. под индивидуализацией понимается, прежде всего, совершенствование самостоятельной работы учащихся в соответствии с их индивидуальными способностями. Если учащиеся в классе самостоятельно работают над выполнением одних и тех же заданий, то это считается индивидуальной работой; если же задания подобраны для каждого учащегося с учетом его индивидуальных особенностей, то это дифференциация. [11,с.2]
Использование терминов «индивидуализация» и «дифференциация» в качестве синонимов российские педагоги считают нецелесообразным, поскольку это приведет к еще большей неопределенности этих понятий.
И. Э. Унт, например, считает, что индивидуализация – это учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются.
Под дифференциацией же подразумевается учет индивидуальных особенностей учащихся в той форме, когда учащиеся группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения. В контексте индивидуализации обучения понятие «дифференциация» исходит от особенностей индивида, его личностных качеств. [9, с.71]
Г.К.Селевко в своей книге «Современные образовательные технологии приводит следующие определения:
Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении) – это: 1) создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента; 2) комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах.
Индивидуализация обучения – это: 1)организация учебного процесса, при котором выбор способов, приёмов, темпа обучения обуславливается индивидуальными особенностями учащихся; 2) различные учебно-методические, психолого-педагогические и организационно-управленческие мероприятия, обеспечивающие индивидуальный подход. Индивидуализация — это предельный вариант дифференциации, когда учебный процесс строится с учетом особенностей не групп, а каждого отдельно взятого ученика. [8, с.79]
И.С. Якиманская в выступлении на всероссийской конференции отмечает, что 1) дифференцированное обучение не цель, а средство развития индивидуальности; 2) проектирование (технологизация) дифференцированного обучения невозможно без знания индивидуальности каждого ученика в данности, с присущими только ему особенностями как личности; 3) индивидуализация – основа дифференцированного обучения. [2, с.11]
Таким образом, с одной стороны индивидуальное обучение является одним из видов дифференциации, а с другой – дифференцирование обучения создаёт благоприятные условия для раскрытия и развития индивидуальных особенностей каждого ученика или студента..
Информатика, как учебный предмет, предоставляет большие возможности для реализации дифференциации обучения, которые обусловлены:
во-первых, потенциалом информационных технологий, принесенных в учебный процесс информатикой;
во-вторых, широкими межпредметными связями этой учебной дисциплины;
в-третьих, значительной прикладной составляющей содержания обучения - средства информационных технологий и методы их использования в различных областях деятельности человека, которая предоставляет собой естественную сферу дифференциации содержания обучения. [10, с.2]
1.2 Виды дифференциации.
В настоящее время в образовательных учреждениях присутствуют внутренняя и внешняя дифференциации.
При внешней дифференциации учащиеся разного уровня обученности специально объединяются в учебной группе: на основании учета общего уровня обученности, развития учащихся, отдельных особенностей психического развития-памяти, мышления, познавательной деятельности или интереса.
Под внутренней дифференциацией понимается такая организация учебного процесса, при которой индивидуальные особенности учащихся учитываются в условиях организации учебной деятельности на уроке в своем классе. В этом случае понятие дифференциации обучения очень сходно с понятием индивидуализаций обучения. [7, с.111]
Внешняя дифференциация связана с профильным и профессиональным обучением. Обучение информатике будущих специалистов по различным специальностям в средне-профессиональных учебных заведениях должно не только содержать общие положения, касающиеся обработки информации, но и должно быть дифференцировано в зависимости от класса решаемых профессиональных задач. Имеющиеся учебно-методические средства служат хорошей основой для организации обучения информатике с учетом направления специализации. Профильная дифференциация содержания средне-профессионального образования обращена на необходимость специализации современного члена общества в определенной сфере. При этом преподаватель четко выделяет содержание учебного материала, который студенты должны усвоить вне зависимости от профессии, и перед началом изучения очередной темы знакомит студентов с результатами, которых они должны достичь. Дифференциация по интересам и проектируемой профессии предполагает выполнение студентами на уроках и во внеурочной деятельности творческих исследовательских заданий, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
В целях развития индивидуальности наиболее важной является не «внешняя», а «внутренняя» дифференциация. К ней относят гибкие, мягкие, ненавязчивые формы дифференциации, которые организует педагог с первых занятий со студентами.
Особенно благоприятные возможности для дифференцированного обучения представляют группы, которые сформированы учителем на основании уровня развития учащихся. В таких случаях более сильной группе предоставляются более сложные задания, а более слабой – задания полегче. Такие задания, имеющие разную степень сложности и предусматривающие самовыражение каждого студента, дают возможность развиваться в зоне ближайшего развития и обеспечивают простор для развития фантазии и творчества.
Группа может быть сформирована и по желанию самих учащихся. В этом случае совместно работают ученики со сходными интересами, стилем работы и связанные дружескими отношениями. Работа в такой группе создает особо благоприятные условия для проявления личностных качеств. В малой группе учащийся находится в более благоприятных, чем при фронтальной работе всем классом, условиях в отношении возможности действовать в соответствии со своей индивидуальностью. В беседе внутри малой группы он может высказывать свое мнение, активнее участвовать в решении учебных задач в соответствии со своими интересами и способностями.
Преподавателями могут использоваться разнообразные способы включения дифференцированных заданий в учебный процесс. Эти способы можно объединить в две группы:
преподаватель дает задание каждой группе студентов сам,
студенты могут сами выбрать задание.
К самостоятельному выбору задания студентов надо готовить. На первом этапе преподаватель рассказывает о сложности каждого задания, советует студентам, какое задание выбрать; на втором этапе — рассказывает о сложности заданий, но выбирают сами студенты, а преподаватель корректирует их выбор. На заключительном этапе студенты сами распределяют сложность задания и сами осуществляют выбор.
Такая работа способствует формированию адекватной самооценки соответствующего уровня притязаний студентов.
Авторы идеи уровневой дифференциации (В.В.Фирсов, В.А. Орлов, В.М. Монахов . Планирование обязательных результатов обучения математике — М , 1989) предложили перейти в процессе обучения от ориентации на максимум содержания к ориентации на минимум. [9, с.115]При этом необходимым является четкое определение того минимума, которым должен овладеть студент, без которого он не сможет двигаться дальше в изучении данного предмета. Этот минимальный уровень, уровень общих требований, задается:
в виде перечня понятий, законов, закономерностей, которые студент должен знать;
в виде вопросов, на которые студент должен уметь ответить;
в виде образцов типовых задач, которые студент должен уметь решать.
Определяется также содержание, которое необходимо усвоить студенту и на повышенных уровнях.
Преподаватель объясняет материал на уровне, более высоком, чем минимальный. При этом четко выделяется содержание учебного материала, который студенты должны усвоить. Задача преподавателя обеспечить усвоение всеми студентами содержания программы по информатике, которое может быть различным для разных учащихся, но с обязательным для всех выделением инвариантной части.
В выборе вариативной части учебного курса, которая делает его дифференцированным, педагогам предоставлена полная свобода действий, так как содержание и методика преподавания профильных приложений курса информатики всегда напрямую зависит от профессиональной ориентации учебного заведения. Обучение профильным приложениям курса информатики предусматривает не только различие в содержании обучения но и варьирование используемых в обучении педагогических технологий, методик, учебных пособий и специализированных программных средств.
Следовательно, применение дифференциации в обучении информатике студентов педагогического колледжа позволяет решить следующие задачи:
1.3 Формы дифференциации.
Дифференциация в обучении может быть представлена заданиями различного уровня сложности, дозированием помощи преподавателя или уровневой дифференциацией. [11,с.4]
Самой распространенной формой дифференциации является выполнение заданий различного уровня сложности. При этом усложнение может происходить за счет привлечения пройденного материала, когда студентам необходимо установить близкие или дальние связи между различными фрагментами содержания. Усложнение заданий может происходить и за счет усложнения видов работы, усиления уровня творческой деятельности, необходимой при выполнении задания, связанного с выбранной специальностью. Преподаватель объясняет тему для всех студентов. При закреплении материала применяется методика свободного выбора разноуровневых заданий. Выделяются три варианта – уровня дидактического материала для самостоятельных работ, решения задач, лабораторных и практических заданий. Первый вариант точно соответствует обязательным результатам обучения. Второй вариант предполагает включение дополнительных задач или заданий, третий – заданий повышенной сложности, требующих логического рассуждения и творческого подхода.
Формой дифференциации является дозирование помощи преподавателя студентам, которое включает временное облегчение заданий (разбивка текста или фрагментирование на самостоятельные части — порции), задания с письменной инструкцией (например, с указанием последовательности действий), работы с подготовительными упражнениями (каждое подготовительное упражнение представляет собой этап выполнения основного), работы с наглядным подкреплением рисунком, чертежом.
Выполняя задание с дозированной помощью, студент получает инструктивные материалы, к которым он может обратиться, а может и не обратиться в процессе выполнения задания. В данном случае объем дозированной помощи определяет сам студент.
Формой внутренней дифференциации является и групповая работа учащихся по модели полного усвоения знаний. Модель полного усвоения знаний предполагает четкую постановку целей в образовательной деятельности: что ученики - должны знать, что уметь, какие ценности должны у них формироваться в ходе учения. Причем, очень важна технологичность целей: их достижение должно быть проверяемым, т.е. должен существовать инструментарий проверки .
После изучения определенной темы на уровне базового содержания материала и сдачи зачета, в ходе которого и определяется достижение поставленных целей, класс делится на две группы: первая — ученики, усвоившие тему, с ними организуется расширенное и углубленное изучение материала, и вторая группа не усвоивших тему, с этими учениками проводится дополнительная работа по усвоению содержания.
В первой группе может быть организована работа по решению задач повышенной сложности, выполнению нестандартных, творческих заданий, обсуждение научных проблем, знакомство с дополнительной литературой. Такой работе могут быть посвящены одно- два занятия.
Во второй группе идет отработка знаний, способов действий, которые недостаточно усвоены. К такой отработке могут подключаться и ученики первой группы в качестве консультантов, помощников учителя. Если студент второй группы работает в полную силу, справляется с заданиями, он может перейти в первую группу. В результате каждый получает справедливо заработанную оценку.
В особой помощи нуждаются слабые студенты. Задача преподавателя – довести их до уровня средних, обучить приёмам рациональной умственной деятельности. Работа должна организоваться так, чтобы со временем степень самостоятельности возрастала, а доза помощи постепенно снижалась.
Не зависимо от формы дифференцированного подхода в обучении руководящая роль принадлежит преподавателю. Его фронтальный, а особенно индивидуальный показ приемов выполнения работы, ненавязчивая и тактичная помощь студентам играют большую роль в обучении.
Перечисленные выше формы способствуют в основном реализации таких целей обучения, которые связаны с передачей знаний, формированием умений и навыков и с развитием их умственных способностей. Окончательная же цель дифференциации учебной работы – дать возможность студентам проявить свою индивидуальность, творчество, содействовать формированию и сохранению неповторимой индивидуальности личности каждого обучающегося. Для достижения этой цели у каждого обучающегося в процессе обучения должна быть возможность выбора. Только в таком случае он может превращаться из объекта управления в субъект управления своей собственной деятельностью.
1.4 Достоинства и недостатки дифференциации
Дифференциация обучения не получает в современной педагогике однозначной оценки; в ней имеются как положительные, так и отрицательные аспекты. [8 ,с.80]
К положительным аспектам можно отнести:
Исключается уравниловка студентов;
Облегчается усвоение материала в слабых группах;
Более быстрое продвижение сильных студентов в образовании;
Повышается уровень самосознания студентов;
Возможность эффективно работать с “трудными”;
Повышается уровень мотивации студентов;
Обучение ориентировано на “зону ближайшего развития студента”;
Возможность помогать “слабому”.
Отрицательные аспекты:
Высвечивается социально-экономическое неравенство;
Деление студентов по уровню развития не гуманно;
Перевод в слабые группы плохо отражается на самооценкестудентов;
Понижается уровень самосознания: в элитарных группах возникает иллюзия исключительности;
Понижается уровень мотивации обучения в слабых группах;
Слабые лишаются возможности тянуться за более сильными, получать от них помощь, соревноваться с ними;
Дополнительные силы и время для составления и проверки разноуровневых заданий;
Несовершенство диагностики.
Из перечисленных преимуществ и недостатков можно сделать вывод, что не следует чрезмерно увлекаться этим методом. Только разумная мера его использования в сочетании с другими методами приведет к желаемому результату.
Глава 2. Применение дифференцированного подхода в обучении
информатике студентов педагогического колледжа
В Кинешемском педагогическом колледже используется дифференцированный подход к обучению студентов по разным предметам всех 4 специальностей: «Дошкольное образование», «Музыкальное образование», «Педагогика дополнительного образования», «Информатика». Дифференциация обучения студентов колледжа по предмету «Информатика» позволяет преподавателю решить ряд общеучебных и частных задач.
Среди общеучебных задач выделяются:
- привитие студентам чувства успешного обучения,
- повышение эффективности подготовки будущих педагогов.
Среди частных задач :
- освоение студентами программного продукта на доступном
уровне,
-осознание важности использования информационных технологий
в своей жизни и учебе.
Дифференциация в колледже проводится следующим образом:
1) Внешняя дифференциация – по специальностям колледжа,
2) Внутренняя дифференциация – в учебных группах.
Предмет «Информатика» в педагогическом колледже начинают изучать в первый год обучения. Продолжительность курса зависит от специальности, на которой ведётся преподавание:
Дошкольное образование -1 год, (база 11 классов)
Музыкальное образование – 2 года,(база 9 классов)
Педагогика дополнительного образования – 3 года(база 9 кл. )
Такое разночтение по времени определяется тем, что в течение трёх первых семестров на специальностях «Музыкальное образование» и «Педагогика дополнительного образования» студенты изучают информатику по программе среднего (полного) общего образования, т.е. 10-11 класса средней школы. На 3 курсе (специальность «Педагогика дополнительного образования») в предмете «Информатика» более широко изучается программирование, прикладное программное обеспечение, сайтостроение. На специальности «Дошкольное образование» рассматривается применение прикладного программного обеспечения в сфере профессиональной деятельности.
Дифференцированный подход в обучении студентов информатике находит отражение в определении тематики практических заданий. Например, при выполнении итоговой работы по теме «Моделирование в графическом редакторе Paint», которая изучается на всех трёх специальностях, даются следующие задания:
для специальности «Дошкольное образование» - нарисовать сюжет сказки и составить комментарий к нему для детей детского сада;
для специальности «Педагогика дополнительного образования» даются задания с учётом специализации: разработать дизайн ткани, обоев средствами компьютерной графики отразить динамику, движение (специализация «Художественное творчество и дизайн»), разработать модель вида транспорта будущего; создать эскиз (специализация «Техническое творчество»);
для специальности «Музыкальное образование» создать картинку к любимому музыкальному произведению и составить комментарий к ней.
Таким образом, форма внешнего дифференцированного обучения позволяет показать значимость информационных технологий в будущей профессиональной деятельности студентов.
Несмотря на единые государственные образовательные стандарты и программу по информатизации, выпускники школ приходят в колледж с разным уровнем подготовки. Одни студенты имеют хорошие знания по информатике и навыки работы с программным обеспечением, другие хорошо умеют программировать и знают архитектуру компьютера, третьи - знакомы лишь с основами компьютерной грамотности, четвертые - практически не имеют знаний по информатике (в силу тех или иных причин: отсутствие необходимого количества ПК в школе, отсутствие профессионального преподавателя информатики и др.)
Студенты, начинающие обучение в колледже, не только имеют разный уровень подготовки, но и обладают разными навыками учебного труда, переживают трудности адаптации к новому учебному распорядку, новым требованиям. Большинству из них приходится менять привычные условия семейного проживания на новые (иногородние студенты). Другие трудности адаптации связаны с установлением межличностных отношений в ещё не сформировавшихся учебных коллективах.
Преподавателям, работающим со студентами первого года обучения, приходится учитывать особенности обучаемых, уровень их подготовки, трудности адаптационного периода. При этом решаются следующие задачи:
Выбор методов и приёмов, способствующих адаптации к новым учебным условиям, к новому коллективу;
Выравнивание знаний, ликвидация пробелов школьного образования;
Обеспечение условий для развития интеллектуальных способностей;
Формирование осознанной мотивации учения,
Развитие интереса к будущей профессии.
Поэтому, кроме «внешней» дифференциации в обучении информатике применяется и «внутренняя» дифференциация.
Работа преподавателя по информатике среди поступивших студентов в Кинешемском педагогическом колледже начинается с анкетирования, в ходе которого (см. Приложение 1)определяется:
с какими прикладными программами студенты умеют работать;
наличие домашнего компьютера;
какой язык программирования изучали в школе.
Результаты анкетирования показывают, что практически нет ни одной темы, которая бы была изучена всеми выпускниками школы. В то же время нельзя выделить тему не изучаемую в школьном курсе как основной школы, так и средней школы. (см. Приложение 2).
Кроме того, результаты анкетирования позволяют сделать следующие выводы:
На базе 9 классов
-среди студентов, поступивших в 2007году в педагогический колледж, были такие, кто не изучал информатику в школе.
-среди поступивших в колледж в 2008 году есть студенты не знакомые с такими распространенными программами, как графический редактор Paint (2 студента.), текстовый процессор MS Word (6 студентов).
На базе 11 классов
- в 2007 году из 22 поступивших на специальность «Дошкольное образование» студентов только 18 человек имели навыки работы в текстовом процессоре MS Word;14 человек - MS Excel; 17 человек – MS Power Point;
- в 2008 году из 23 поступивших студентов, только 15 человек знакомы с работой в среде графического редактора Paint; 16 человек - MS Word;всего 10 человек - MS Power Point.
Независимо от того, знакомы студенты нового набора с прикладным программным средством или не знакомы, преподаватель информатики должен вывести всех студентов на один уровень, соответствующий требованиям Госстандарта по специальности. Решать данную задачу помогает дифференцирование обучения.
По ответам студентов на вопросы анкеты были построены диаграммы (см. Приложение 3), которые можно использовать для предварительного разделения на минигруппы перед рассмотрением каждой новой прикладной программ. Студент, владеющий хорошо навыками работы с текстовым процессором MS Word, но не изучавший возможности программы MS Excel, в первом случае оказывается в группе владеющих навыками студентов, в другом случае – в группе начинающих студентов. Созданные минигруппы подвижны: в процессе повторения школьной программы и изучения нового материала студенты могут переходить из одной группы в другую по своему желанию или по рекомендации преподавателя. Таким образом, каждому студенту даётся возможность проявить свои знания, свою индивидуальность, творчество, избавиться от чувства страха и приобрести уверенность в своих силах.
Объяснение нового материала ведётся преподавателем для всех студентов, но студенты, владеющие знаниями по данной теме, могут выступать в роли ассистента, помощника преподавателя: он может демонстрировать работу с программой, комментировать работу преподавателя с программой и т.д. Например, при изучении правил перевода из одной системы счисления в другую студент - помощник демонстрирует работу с использованием программы Калькулятор.
Для достижения положительных результатов преподаватель должен использовать разные формы дифференциации обучения: разноуровневая дифференциация, дифференциация с помощью дополнительных заданий, дифференциация с помощью письменной инструкции или помощи преподавателя.
При проведении закрепления изученного материала, при проведении практических работ используется преподавателями колледжа разноуровневая дифференциация, т.е. разным студентам даются задания разные по уровню сложности. Большое количество разноуровневых задач преподавателям информатики предлагает журнал «Информатика в школе». Задания предлагаются как для закрепления практических навыков, так и для контрольных работ по информатике.
Например, при изучении темы «Программное обеспечение»
Уровень | ЗУН студента |
I | Знание понятий Ярлык, папка, файл, имя файла, файловая система; умение ориентироваться на Рабочем столе и в файловой системе; умение создавать папки. |
II | ЗУН I уровня, а так же знание понятий полное имя файла, маска; умение настраивать Рабочий стол компьютера и выполнять операции с файлами: копирование, перемещение, удаление. |
III | ЗУН I и II уровня и умение работы с окнами, умение формировать маску для поиска файла, создавать файловую систему. |
Студентам выдаются задания одного из трёх вариантов. Каждый вариант содержит задания одного уровня.
Вариант I
Задание 1.
Распределите находящиеся на Рабочем столе значки на ярлыки,
папки, программы и документы.
Задание 2.
Распределите предложенные файлы на содержащие
графическую и текстовую информации:risunok.txt,картинка .doc,
текст .gif,musik.mp3, disko.jpg, неуловимые.avi, foto.doc, если остались файлы, не попавшие ни в один из двух классов, то отнесите их в другие классы, предварительно определив специфику классов.
Задание 3.
Создайте в папке РАБОТЫ СТУДЕНТОВ папку. В качестве имени укажите свою фамилию. На Рабочем столе создайте ярлык для своей папки.
Вариант II
Задание 1.
Укажите, какие из перечисленных объектов Windows не могут быть удалены с Рабочего стола: папка Портфель, ярлык Корзина, текстовый документ Важное, системное время, кнопка Пуск, системная папка Мой компьютер, ярлык Windows Media Player, папка Корзина. (системное время может быть скрыто)
Задание 2.
Отобразите файловую структуру, содержащую следующие объекты и объедините их в группы (названия файлам и папкам предложите самостоятельно):
К.С. Петров-Водкин «Купание красного коня», «Здравствуйте, я ваша тётя», К.Брюллов «Всадница», Моя семья, Кино «Звезда по имени Солнце», «Горячие головы», ДДТ « Белая река», Мои друзья, «Матрица», Ария «Возьми мое сердце», «Ночной дозор», Н. Васнецов «Аленушка», «Властелин колец», К. Малевич «Черный квадрат», Мои увлечения, «Ирония судьбы или с легким паром», «Иван Васильевич меняет профессию», В. Суриков «Утро стрелецкой казни», Чайф «Аргентина-Ямайка 5:0», Мой класс
Задание 3.
Укажите полное имя файлов, которые будут найдены по маске техника.* ?
С:\





ИНФОРМ
КНИГИ
ДОСУГ
ТЕХНИКА




техника.txt
вт.doc
рисунок.txt
техника.gif
техника1.gif
техника2.gif
техника3.gif
техника4.gif
техника.doc
техника1.doc
техника2.doc
техника.txt
F1.txt
F2.txt
F3.doc
техника.bat
Вариант III
Задание 1.
А)Настройте окно папки Мой компьютер таким образом, чтобы оно упорядочило объекты по размеру с указанием полного объема и свободного.
Б)Настройте окно папки Мои документы, чтобы выводились имя, размер, тип объектов и отсортируйте объекты по типу.
Задание 2.
Какую маску необходимо задать, чтобы найти все файлы, имеющие в своем имени букву «а», оканчивающиеся на цифру 1 и расширение которых состоит из двух символов?
Задание 3.
Какое минимальное количество элементарных команд необходимо подать в файловых менеджерах, чтобы создать указанную на рисунке иерархическую структуру файловой системы диска? (элементарной считать команду, которая подается для объектов рабочего каталога.)
D:\
1
2
21
22
3
31
32
Ответ:
Создать1
Создать2
Войти в 2
Создать 21
Создать 22
Выйти из 2
Создать 3
Войти в 3
Создать 31
Создать 32
Следует отметить, что каждый студент, выполнивший задание своего уровня быстро и правильно, может перейти к заданиям следующего уровня. Вполне справедливо преподавателю оценивать при выполнении работы, не только достигнутые результаты, но и усилия, которые приложил студент для её выполнения .
При повторении школьного курса информатики, например, по теме «Графический редактор Paint» осуществляется дифференциация с помощью дополнительных заданий, требующих навыков работы в среде данного графического редактора. После повторения теоретического материала по теме всем студентам даётся одно общее задании:
В графическом редакторе Paint:
1. Изобразите ёлочку
2. Украсьте её игрушками
3. Украсьте её пятиконечной звездой
4. Зажгите на ёлочке разноцветную гирлянду
Цели предлагаемого задания:
- повторить работу с графическим редактором, поэтому задание дается конкретное и не большое по объему;
- определить уровень владения возможностями редактора, т.е. во время выполнения преподаватель наблюдает и оценивает какие возможности редактора, использует студент при создании рисунка.
Используемые возможности графического редактора | Группа |
Студент использует основные инструменты: карандаш, линия, прямоугольник, эллипс, заливку и цвета установленные на палитре | Начинающих |
Студент использует практически все инструменты, в том числе многоугольник, масштаб, кривая, использует копирование и сам настраивает палитру цветов | Имеющих навыки |
Студент рационально выбирает инструменты рисования, использует копирование, вращение, изменение масштаба, составляет дополнительные цвета | Владеющих навыками работы |
Данное задание не только помогает вспомнить материал, изученный в школе, но и проявить творчество и знание возможностей редактора. Преподаватель, наблюдая за выполнением работы и оценивая её результаты, корректирует состав минигрупп студентов для дальнейшего обучения.
Выполняя подобные задания, студент не чувствует деления на слабых и сильных; в ходе работы слабому студенту предоставляется возможность повысить самооценку. В то же время исчезает иллюзия исключительности у сильных студентов.
Дифференциация при выполнении практических работ может осуществляться в форме помощи студентам в виде письменной инструкции с указанием последовательности действий. При этом студент сам выбирает, воспользоваться ему инструкцией или нет. Рассмотрим данную форму дифференциации на примере изучения темы «Моделирование в электронных таблицах».
Задача:
Тело брошено вертикально вверх с начальной скоростью 10 м/с, с высоты 5м. Определить его место положение через 1с полёта и время падения тела на землю.
Создавая описательную информационную модель и математическую модель, студенты работают в парах или индивидуально (по желанию и возможностям). Результаты работы представляют в тетради или на доске. Компьютерную же модель и её анализ студенты выполняют самостоятельно, используя возможности табличного процессора. В помощь студентам предлагаются инструкции:
Краткая инструкция:
внесите исходные данные в ячейки В2 и В3 таблицы;
выразите зависимость координаты от времени в формуле (g=9,8 м/с2);
внесите значения моментов времени в ячейки, начиная с ячейки А6, с определённым шагом;
составьте формулу для записи в электронную таблицу;
используя функцию копирования, внесите формулу зависимости координаты от времени во все ячейки по шкале времени;
постройте график с помощью Мастера диаграмм;
исследуйте построенную модель и запиши ответы на вопросы задачи.
Подробная инструкция.
Подставляя V=V0 – g*t в формулу Y=H0 + V * t – g t2/2 (g=9,8 м/с2), получите функцию зависимости координаты от времени;
Введите начальные значения высоты 5 и скорости 10 в ячейки В2 и В3 соответственно.
В ячейки А6:А19 введите значения моментов времени t от 0 до 2,6 с шагом 0,2с.
В ячейку В6 введите формулу уравнения движения
= $В$2+$В$3*А6 – 4,9*А6*А6, в которой использованы абсолютные
ссылки на ячейки, содержащие начальные условия.
Скопируйте формулу в ячейки В7:В19, в которых вычисляется координата тела.
Определите место положение тела через 1с после момента бросания.
Постройте график функции: выделите ячейки В6:В19 и с помощью мастера диаграмм постройте график.
Определите примерно точку пересечения графика с осью t
Таким образом, студент, выполняя самостоятельную работу, сам или с помощью инструкции отрабатывает навыки работы с прикладной программой.
Дифференциация в форме помощи преподавателя, например, осуществляется при обучении создания компьютерных презентаций. На первом уроке студенты получают домашнее задание: собрать материал для презентации по выбранной теме. Тема выбирается студентами совместно с преподавателем, исходя из личных интересов студента, потребностей колледжа и специальности. На последующих занятиях студент после изучения нового материала работает над своей презентацией, внося дополнения и изменения согласно теме занятия.
Преподаватель, наблюдая за практической работой, оказывает необходимую помощь:
Студентам, начинающим работать в среде Power Point демонстрируются необходимые действия и предлагается их повторить.
Студентам, имеющим опыт работы с программой, дается устная консультация, без демонстрации необходимых действий.
Студенты, владеющие навыками работы с программой Power Point, все работы выполняют самостоятельно.
Выбирая дифференцированный подход в обучении необходимо учитывать: не получится ничего, если нет взаимопонимания, сотрудничества между преподавателем и студентом, взаимного уважения. Воспитание и обучение человека – задача сложная, многогранная, всегда актуальная. В каждом молодом человеке заложен огромный потенциал, реализация которого во многом зависит от взрослых. И задача учителя главным образом состоит в том, чтобы помочь ученику стать свободной, творческой и ответственной личностью, способной к самоопределению, самоутверждению и самореализации.
Заключение
Усложнение целей и задач подготовки педагогических кадров вызывает необходимость совершенствования процесса обучения на основе дифференцированного подхода. В результате изучения литературных источников по данной теме, анкетирования, наблюдения за деятельностью студентов во время занятий были сделаны следующие выводы:
Дифференциация невозможна без раскрытия в процессе профессиональной подготовки индивидуальности каждого студента.
Наиболее важными моментами при осуществлении дифференцированного подхода являются: изучение индивидуальных особенностей студентов и условное их разделение на группы, разработка системы дифференцированных задании.
Основная цель любой формы дифференциации обучения – максимальное обеспечение условий для самореализации каждой отдельной личности.
При обучении информатике возникает необходимость дифференциации по умениям работы с компьютером: у учащихся разный уровень знаний по информатике, разные возможности доступа к компьютеру для выполнения домашних заданий и удовлетворения своих интересов, связанных с использованием современных компьютерных технологий (работа с текстовыми и графическими редакторами, использование ресурсов Интернета и т.д.).
При изучение нового материала можно создавать разноуровневые группы по качеству знаний: студенты с одинаковой подготовкой и схожим темпом усвоения материала и мотивацией, занимаясь в одной группе, будут чувствовать себя более комфортно.
Дифференцированное обучение позволяет каждому студенту работать в своём оптимальном темпе, даёт возможность справиться с заданием, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительные мотивы учения.
Дифференциация не должна порождать социальное неравенство, поэтому разноуровневые группы должны быть подвижны и при изучении каждой новой темы должны создаваться новые группы.
Дифференциация обучения создает благоприятные условия для повышения эффективности подготовки будущих учителей, усиления их познавательной активности и самостоятельности.(см. Приложение 4)
Список литературы
Баранникова С.А. Адаптация студентов и преподавателей к новым образовательным условиям //Специалист - 2006г - №8 - с.18-20
Дифференциация непрерывного образования: проблемы, поиски, решения/ Всероссийская конференция 23-24 марта 1994г./ материалы конференции - Шуя -1994.-155с.
Дубровная О.Ф. Психолого-педагогическме особенности обучения студентов// Специалист - 2006г - №6 – с.19-20
Зубрилин А.А. Разноуровневые задачи по теме «Программное обеспечение компьютера» //Информатика в школе 2006г - №5
Малясова С.В. Разноуровневые задания для контрольных работ по информатике. ЧастьI // Информатика в школе 2007г - №5
Малясова С.В. Разноуровневые задания для контрольных работ по информатике. Часть II. // Информатика в школе 2008г - №2
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: уч. пособие для студ. пед. вузов/ Под ред. Е.С.Полат -М.: Издательский центр «Академия», 200.1-272с.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии - М.: Народное образование, 1998. – 256с.
Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М.: Педагогика, 1990.- 192с.
Дифференцированное обучение информатике/
http://s_4.tat.edu54.ru/swMedia/differencirovannoeobuchenienaurokaxinformatiki.doc
Основы дифференцированного обучения в школе. http://internet.kemsu.ru/school70/docs/diff_educ.doc
Приложение1
Анкета для студентов колледжа по информатике
Ф. И. О. студента ___________________________________________
Номер группы ______________________________________________
Окончил ___________________________________________________
С какого класса изучал информатику ___________________________
В школе на уроках информатики за 1 ПК занимался (подчеркнуть):
Один ученик
Два ученика
Три и более
Отметьте программы, изучаемые вами:
Прикладные программы | на уроках информатики | самостоятельно |
Paint | | |
WordPad | | |
MS Word | | |
MS Excel | | |
MS Access | | |
PowerPoint | | |
Adobe Photoshop | | |
А так же ____________________________________________________ ______________________________________________________________
Знакомы с языком программирования __________________________
Имеете ли домашний компьютер и как давно _____________________
Приложение 2
2007 год база 9 классов(12 чел)


2007 год база 11 классов(22 чел.)


2
008 год база 9классов(14 чел.)

2008 год база 11 классов (23 чел. )
Приложение 3
Разбиение на мини группы
Предварительные группы:
Группа, не имеющих навыков работы:
Алянская А.А.
Охапкина Д.А.
Группа, имеющих навыки работы:
Зимина Ю.В.
Зазулина С.С.
Кипчатова Е.Ю.
Кичигина М.А.
Масленникова Н.С.
Грановская Е.В.
Павлова А.Н.
Бюран В.А.
3 группа
Вахотин К.А.
Веселов Л.Н.
Приложение 4
Мониторинг успеваемости