Дифференциация ЗПР от нарушения интеллекта
Подготовили студентки
Группы ЗФ-406-317-5-1
Никитченко Т.Г., Варлакова С.В.
Задержка психического развития (ЗПР) - одна из наиболее распространенных форм психических нарушений.
По данным разных авторов, в детской популяции выявляется от 5 до 16% детей с задержкой психического развития различного генеза.
Термин «задержка психического развития» был предложен Г.Е. Сухаревой в 1959 году. Сам термин «задержка психического развития» был введен классиками отечественной дефектологии Т. А. Власовой и М.С. Певзнер в 60-70-х годах. В их работах этот термин звучал как «временная задержка психического развития», что предполагало компенсацию задержки: через короткий срок ребенок догонит своих сверстников и его развитие войдет в нормальное русло. Изучению проблемы задержки психического развития посвятили свои исследования такие ученые как М.С. Певзнер (1966), Г.Е. Сухарева (1965, 1974), И.А. Юркова (1971), В.В. Ковалев (1973), К.С. Лебединская (1975), М.Г. Рейдибойм (1977), И.Ф. Марковская (1993).
Груня Ефимовна Сухарева
( 11ноября 1891 , Киев , Российская империя — 26апреля 1981 , Москва , РСФСР , СССР )
ЗПР встречается значительно чаще, чем умственная отсталость.
По разным источникам показатели распространенности умственной отсталости колеблются в пределах от 1 до 2,3% популяции, аналогичные показатели для ЗПР составляют 7-11% от популяции.
Под термином «задержка психического развития» понимаются синдромы временного отставания психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых), замедленного темпа реализации закодированных в генотипе свойств организма (В.М. Астапов, 1994).
Наиболее общеупотребительное определение было дано В.В. Лебединским (1985), который под задержкой психического развития понимает замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах.
Ви́ктор Васи́льевич Лебеди́нский
( 19 июня 1927 , Москва — 25 августа 2008 , Москв
Классификация ЗПР К.С.Лебединской.
С учетом этиологии различают 4 основных варианта задержки психического развития:
* конституционального происхождения;
* соматогенного происхождения;
* психогенного происхождения;
* церебрально – органического генеза.
* ЗПР конституционального происхождения
(неосложненный психический и психофизический инфантилизм, по классификации М. С. Певзнер и Т. А. Власовой).
Клара Самойловна Лебединская
( 19 декабря 1925 — 9 апреля 1993 )
ЗПР соматогенного происхождения
Этот тип психической задержки обусловлен влиянием различных тяжёлых соматических состояний, перенесённых в раннем возрасте (операции с наркозом, болезни сердца, малая подвижность, астенические состояния). «Нередко имеет место и задержка эмоционального развития — соматогенный инфантилизм, обусловленный рядом невротических наслоений — неуверенностью, боязливостью, капризностью, связанными с ощущением своей физической неполноценности»
ЗПР психогенного происхождения
Этот тип нарушения связан с неблагоприятными условиями воспитания, рано возникшими и длительно действующими. ЗПР такого типа возникает в трёх основных случаях:
Недостаточная опека, безнадзорность. Это наиболее часто встречающийся вариант. У ребёнка не воспитываются формы поведения, связанные с активным торможением аффекта. Не стимулируется развитие познавательной деятельности, интеллектуальных интересов. Наблюдаются черты незрелости эмоционально-волевой сферы, а именно: аффективная лабильность, импульсивность, повышенная внушаемость. Так же наблюдается недостаток базовых знаний и представлений, необходимых для усвоения школьной программы.
Гиперопека или воспитание по типу «кумира семьи». Чаще всего бывает у тревожных родителей. Ребёнок не самостоятелен, не инициативен, эгоцентричен, не способен к длительному волевому усилию, чрезмерно зависим от взрослых. Развитие личности идёт по принципу психогенного инфантилизма.
3. Развитие личности по невротическому типу. Наблюдается в семьях с очень авторитарными родителями или там где допускается постоянное физическое насилие, грубость, деспотичность, агрессия к ребёнку, другими членами семьи. Формируется эмоционально-незрелая личность, страхи, повышенный уровень тревожности, нерешительность, без инициативность. Интеллектуальная сфера страдает
ЗПР церебрально-органического происхождения
Это наиболее часто встречающийся вариант. Среди детей с задержкой психического развития церебрально-органического происхождения И. Ф. Марковская выделяет группы с проявлениями психической неустойчивости и психической тормозимости. Дети первой группы шумные и подвижные: на переменах и прогулках забираются на деревья, катаются на перилах, громко кричат, пытаются участвовать в играх других детей, но, не умея следовать правилам, ссорятся, мешают другим. С взрослыми бывают ласковыми и даже назойливыми, но легко вступают в конфликт, проявляя при этом грубость и крикливость. Чувства раскаяния и обиды у них неглубокие и кратковременные. При психической тормозимости наряду с личностной незрелостью особенно проявляется несамостоятельность, нерешительность, робость, медлительность. Симбиотическая привязанность к родителям приводит к трудностям привыкания к школе. Такие дети часто плачут, скучают по дому, избегают подвижных игр, теряются у доски и часто не отвечают, даже зная правильный ответ. Низкие оценки и замечания могут вызвать у них слёзы.
Умственная отсталость — это стойкое необратимое нарушение психического (в первую очередь, интеллектуального) развития, связанное с органически обусловленным недоразвитием либо ранним повреждением головного мозга.
Классификация УО
В вышеприведенном определении нашли отражение исследования Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, К.С. Лебединской, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухаревой.
Умственная отсталость характеризуется тотальностью и иерархичностью недоразвития психики и интеллекта. Выделяют 3 диагностических критерия умственной отсталости: клинический (наличие органического поражения головного мозга); психологический (стойкое нарушение познавательной деятельности); педагогический (низкая обучаемость и стойкая неуспеваемость в массовой школе).
Рубрика (МКБ-10)
F70
Степень умственной отсталости (МКБ-10)
Лёгкая
F71
Традиционный термин (МКБ-9)
Коэффици
Дебильность
Умеренная
F72
Умственный возраст
F73
50—69
Нерезко выраженная имбецильность
ент интеллекта
Тяжёлая
9—12 лет
35—49
Выраженная имбецильность
Глубокая
Идиотия
6—9 лет
20—34
3—6 лет
до 20
до 3 лет
F70 Умственная отсталость легкой степени
Ориентировочный IQ составляет 50-69 (в зрелом возрасте умственное развитие соответствует развитию в возрасте 9-12 лет). Вероятны некоторые трудности обучения в школе. Многие взрослые будут в состоянии работать, поддерживать нормальные социальные отношения и вносить вклад в общество.
F71 Умственная отсталость умеренная
Ориентировочный IQ колеблется от 35 до 49 (в зрелом возрасте умственное развитие соответствует развитию в возрасте 6-9 лет). Вероятно заметное отставание в развитии с детства, но большинство может обучаться и достичь определенной степени независимости в самообслуживании, приобрести адекватные коммуникационные и учебные навыки. Взрослые будут нуждаться в разных видах поддержки в быту и на работе.
F72 Умственная отсталость тяжелая
Ориентировочный IQ колеблется от 20 до 34 (в зрелом возрасте умственное развитие соответствует развитию в возрасте 3-6 лет). Вероятна необходимость постоянной поддержки.
Включена: резко выраженная умственная субнормальность
F73 Умственная отсталость глубокая
Ориентировочный IQ ниже 20 (в зрелом возрасте умственное развитие ниже развития в трехлетнем возрасте). Результатом является тяжелое ограничение самообслуживания, коммуникабельности и подвижности, а также повышенная сексуальность.
Отграничение ЗПР от умственной отсталости
Вопросами дифференциальной диагностики ЗПР и сходных с ней состояний занимались многие отечественные ученые (М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева, И.А. Юркова, В.И. Лубовский, С.Д. Забрамная, Е.М. Мастюкова, Г.Б. Шаумаров, О. Монкявичене, К. Новакова и другие)
На ранних этапах развития ребенка трудность представляет разграничение случаев грубого речевого недоразвития, моторной алалии, олигофрении, мутизма и задержки психического развития
Особенно важно различать умственную отсталость и ЗПР церебрально-органического генеза, поскольку в том и другом случае у детей отмечаются недостатки познавательной деятельности в целом и выраженная дефицитарность модально-специфических функций
Безусловно, ниже Вы увидите не все отличительные признаки, учитываемые при разграничении ЗПР и умственной отсталости.
Не все они одинаковы по своей значимости.
Однако знание этих признаков позволяет достаточно четко дифференцировать оба рассматриваемых состояния.