Статья по теме: «Дифференцированное обучение как одна из личностно-ориентированных методик преподавания на уроках ИЗО».
Выполнила: учитель ИЗО Шишкина А.В., МБОУ ЛСОШ № 2 г. Луховицы,Московская область
Известно, что все дети разные – и по способностям, по темпам продвижения, по интересам и потребностям. В условиях классно-урочной системы чаще ориентируются на среднего ученика, не давая достаточную нагрузку «сильному», не успевая доступно объяснить и добиться усвоение материала «слабыми». Как угодить всем? Выход есть - дифференцированное обучение, которое предполагает учет индивидуальных способностей и потребностей и проявляется в конкретизации целей, задач, содержания и способов организации учебно-воспитательного процесса и требует разнообразия, вариативности обучения. Весь смысл дифференцированного обучения состоит как раз в том, чтобы, зная индивидуальные особенности каждого ученика (уровень подготовки, развития, особенность мышления, познавательный интерес к предмету), определить для него наиболее целесообразный и эффективный вид деятельности, формы работы и типы заданий на уроке.
Одним из основных видов дифференциация является индивидуальное обучение, поэтому все авторы понятие «дифференциация обучения» связывают с понятием «индивидуализации» (учет каких-либо качеств учащихся). Индивидуальный подход является одним из важных принципов коррекционной педагогики, органической частью педагогического процесса. Индивидуальный подход в учебном процессе – это действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности. Индивидуальный подход я использую для предупреждения и устранения пробелов в знаниях, выравниванию из «значений»; и формирования индивидуального стиля ученика, удовлетворения разносторонних познавательных запросов. На уроках изобразительного искусства каждый ученик имеет шанс на успех, а ситуация успеха – важнейшее психологическое условие, своеобразная точка опоры, позволяющая изменить всю систему отношений ребёнка, пробудить веру в себя, в успех своих усилий. Наблюдения за работой учащихся показывают: работы одних ребят отличаются большим количеством ошибок, другие не справляются с заданием, третьи – старательны, и их работы отвечают поставленной на уроке цели. Одни учащиеся проявляют себя в тематических рисунках, другие – в декоративных, третьи –– в рисовании с натуры. Материалы, которыми предпочитают работать дети, также различны. На некоторых уроках я делю ребят (условно) на группы. «Сильную» группу составляют дети, имеющие некоторые умения и навыки, необходимые для выполнения конкретной работы, а также имеющих способности к изобразительной деятельности. «Среднюю» группу составляют дети, работы которых не имеют грубых ошибок, но невыразительны. В «слабую» группу включаются школьники, имеющие слабую подготовку, в их работах можно обнаружить множество ошибок. Для того, чтобы каждый из учеников, к какой группе бы он не относился, мог полностью реализовать себя на уроке, я использую такие приёмы работы:
1. Варианты-задания для разных групп учащихся по одной и той же теме;
2. Дополнительные задания после выполнения обязательного объёма работы (для «сильной» группы);
3. Предварительные беседы и дополнительные предварительные задания (для «слабой» группы);
4. Использование индивидуально-коллективной деятельности на уроке.
Особенно привлекательными для учащихся с ОВЗ становятся совместные формы художественной деятельности. Это коллективное моделирование и создание всем классом одной общей «картины»
Может быть, главный принцип работы – снять чувство страха с души ребёнка, сделать его более раскованным, вселить уверенность в свои силы, увидеть в нём полноценного и способного к творчеству серьёзного человека. Безусловно, ошибки следует анализировать, щадя самолюбие детей и внушая веру в свои силы. «Ты можешь!» - напоминает учитель ученику. «Он может!» - понимает коллектив одноклассников. «Я могу!» - наконец, делает вывод сам ученик, и эта вера в возможность победы придаст ему новые силы. Процесс творчества развивает мышление детей, приносит радость и душевное равновесие. Рисование заставляет ребенка думать и тем самым активизирует мысль и образное видение мира, развивает пространственное мышление. Но ведь творчеству нельзя научить, потому что творчество это процесс, а не конечный результат! Именно поэтому процессу творчества можно или мешать или способствовать. Лично я, как учитель ИЗО, на уроках рисования, ставлю перед собой две задачи:
1) учить рисовать правильно, подсказывая решения, показывая приемы работы с теми или иными материалами;
2) помогать реализовывать творческие порывы менее способных учащихся, давая им возможность реализовывать себя в рисунке.
Работать с одаренными детьми одно удовольствие, причин для гордости у меня множество. Но рассказать я вам хочу совсем другой случай из своей практики: второклассник, страдающий аутизмом в начале учебного года, практически не рисовал на уроке, забирал домой незаконченный рисунок, приносил через неделю работу, выполненную не его рукой. Отбить охоту к рисованию можно одной неосторожной оценкой или возгласом, а обратный процесс может затянуться на годы. Подходил к концу учебный год, и этот мальчик стал рисовать на уроке. Пусть не так правильно и красиво, но САМ, без страха, что у него получится хуже, чем у других. Завершить хочется словами Д.Дидро «Искусство, это попытка создать рядом с собой еще один мир, только более человечный». Так давайте же не лишать детей возможности создавать свой более человечный мир при помощи искусства!