Дифференцированное обучение на уроках русского языка.
Как известно, дифференцированное обучение - это работа по одной программе, но на разном уровне сложности с учащимися в рамках классно-урочной системы с целью развития личности каждого школьника. В современной школе оно становится средством воспитания интереса к урокам русского языка. А чтобы достичь желаемого результата, класс лучше разделить на группы с учётом психологических особенностей, характера каждого ученика, так как уровень самостоятельности учащихся на уроке при организации интеллектуальной деятельности в значительной степени зависит от способности к абстрактному мышлению. Низкая работоспособность может свести на нет высокий интеллектуальный багаж ученика.
Ученики с высокими учебными возможностями имеют достаточный объём знаний, высокий уровень познавательной активности, способности к абстрагированию, обобщению, анализу. Они гораздо меньше, чем другие, утомляются от активного, напряжённого труда. Такие учащиеся самостоятельны и работоспособны. Работа с сильными учащимися предполагает тщательную организацию их учебной деятельности, подбор заданий высокой сложности.
Ученики со средними учебными возможностями имеют определённый объём знаний, средний уровень познавательной активности, у них сформированы способности к абстрагированию, обобщению, анализу. При работе с данной группой школьников главное внимание нужно уделять развитию их познавательной активности, воспитанию самостоятельности и уверенности в своих силах, необходимо постоянно создавать условия для дальнейшего развития этих ребят.
Учащиеся с низкими учебными возможностями отстают от своих сверстников в интеллектуальном и речевом развитии. Они плохо читают, не могут выделить главное в учебной информации, затрудняются в операциях сравнения, обобщения, систематизации, не могут долго удерживать внимание, слабо знают изученный материал, имеют низкий уровень самостоятельности и работоспособности.
Дифференцированный подход позволяет в условиях классно-урочной системы реализовывать творческие возможности всех учащихся.
Работа с сильными учащимися должна идти не по пути увеличения объёма заданий, а за счёт разнообразия заданий, например:
1) составление текстов диктантов;
2) составление карточек-заданий по изученному материалу;
3) составление обобщающих таблиц для работы на уроке;
4) сочинение лингвистических сказок (миниатюр);
5) работа с дополнительной литературой;
6) проверка индивидуальных заданий, выполненных учащимися, которые имеют более низкий уровень подготовки;
7) выполнение обязанностей консультанта при групповой работе;
8) работа "учителем" (проведение фрагментов урока).
В 5-6 классах любой урок (независимо от темы) можно начать с пятиминутки чтения и орфографической разминки. Пятиминутки могут строиться по-разному: "жужжащее" чтение, "представление" прочитанной книги, вопросы учителя и учеников по прочитанным книгам. Орфографическая разминка - в форме словарных диктантов по орфографическим темам («Безударные гласные в корне слова», «Чередующиеся гласные в корне», Правописание приставок, оканчивающихся на – з(-с)», «Приставки пре-, при-« и т.д.), работа с деформированным текстом, текстовые диктанты.
Как может осуществляться дифференцированный подход на различных этапах урока? На этапе введения нового материала сильные учащиеся получают задание самостоятельно прочитать теоретический материал учебника и подготовить сообщение по заданной теме, проанализировать текст.
Учащиеся второй группы также работают самостоятельно с учебником, затем заполняют таблицы по изучаемой теме.
На этапе закрепления учащиеся выполняют различные виды заданий, уровень сложности которых постепенно повышается.
Учитель ученикам первой группы, которые работают самостоятельно, даёт в основном общие указания и требования к выполнению заданий, а также о путях и способах выполнения.
Ученики второй группы получают более детальные комментарии.
Дифференцированное домашнее задание для учеников первой группы должно быть направлено на расширение и углубление знаний, умений и навыков, выполнение упражнений, требующих творческого подхода. Задания для учеников второй группы - на углублённое изучение нового материала.
Примеры заданий для разных групп учащихся (первое упражнение - для сильных, второе - для средних.)
Тема "Однокоренные слова и форма слова" (5 класс)
1. а) Составьте текст на тему "Первый снег", используя однокоренные слова и формы одного и того же слова.
б) Найдите лишнее слово:
гвоздика, гвоздь, пригвоздить;
шесть, шесты, шестнадцать;
подарок, дарим, дарит:
оправа, правильный, правильного.
2. Выпишите из текста однокоренные слова и формы одного и того же слова:
Зимой, раскопав снег, можно найти зелёные веточки с листочками и красными ягодками. Это брусника. Брусника - вечнозелёное растение. Оно и осенью не сбрасывает листья и под снегом остаётся зелёным. И ягодки под стать листочкам, как осенью.
Тема "Фразеология. Культура речи" (6 класс)
1. Подберите антонимы к фразеологическим оборотам: давать волю языку, засучив рукава, повесить нос, за тридевять земель.
2. а) Подберите синонимы к фразеологическим оборотам: кот наплакал, висеть на телефоне, звезда первой величины, развесит уши.
б) Составьте два простых предложения, употребив в них фразеологические обороты.
Тема "Безударные гласные в корнях с чередованием"
1. а) Найдите лишнее слово:
к...снуться, прик...саться, к...согор;
р...стёт, р...сток, р...сторговать:
прол..жить, сл...жный, прил...гательное:
г...ра, г...реть, заг...релый;
зап...реть, расст...лает, м...рить.
б) Составьте два простых предложения, употребив слова с чередующимися гласными в корне; подчеркните грамматические основы.
2. Составьте тест "Правописание корней с чередованием гласных а - о".
К урокам диагностики знаний подбираются задания разных уровней с учётом подготовленности ребят, их развития. Задания первого уровня рассчитаны на учеников, проявляющих самостоятельность, второго - направлены на применение знаний и умений в новой ситуации.
Тема "Лексика" (6 класс)
I уровень:
1) Замените словами-синонимами фразеологические обороты: носить на руках, Фома неверующий, в час по чайной ложке.
2) Запишите фразеологические обороты, в которых встречаются числительные или имена собственные.
3) Найдите в произведениях Н. Некрасова ("Крестьянские дети"), М. Лермонтова ("Бородино"), К. Симонова ("Сын артиллериста") фразеологические обороты.
II уровень:
1) Найдите омонимы:
скосил траву - скосил глаза;
графин из стекла - вода стекла;
клуб дыма - новый клуб:
печь пироги - русская печь;
выбелил потолок - потолок картошку;
лечу зверей - лечу в Москву.
2) Подберите синонимы и антонимы к прилагательным, учитывая лексическое значение слов: свежий (ветер, краска), мягкий (хлеб, характер), сладкое (яблоко, высказывание).
Тема "Имя числительное" (6 класс)
I уровень:
1) Найдите ошибки. Запишите предложения в исправленном виде.
а) Из семьсот пятьдесят вычесть два.
б) По обоим сторонам дороги возвышались горы.
в) Трое подруг ехали в трамвае.
г) Стояли бидоны с девяностыми литрами молока.
II уровень:
Составьте словосочетания, используя количественные и порядковые числительные
в П. п.: 1930 (год), 200 (центнеров), 645 (граммов), 76 (груш).