СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дифференцированное обучение на уроках русского языка.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дифференцированное обучение - это работа по одной программе, но на разном уровне сложности в рамках классно-урочной системы с целью развития личности каждого школьника.  

Просмотр содержимого документа
«Дифференцированное обучение на уроках русского языка.»

Дифференцированное обучение на уроках русского языка.

Как известно, дифференцированное обучение - это работа по одной программе, но на разном уровне сложности с учащимися в рамках классно-урочной системы с целью развития личности каждого школьника. В современной школе оно становится средством воспитания интереса к урокам русского языка. А чтобы достичь желаемого результата, класс лучше разделить на группы с учётом психологических особенностей, характера каждого ученика, так как уровень самостоятельности учащихся на уроке при организации интеллектуальной деятельности в значительной степени зависит от способности к абстрактному мышлению. Низкая работоспособность может свести на нет высокий интеллектуальный багаж ученика.

Ученики с высокими учебными возможностями имеют достаточный объём знаний, высокий уровень познавательной активности, способности к абстрагированию, обобщению, анализу. Они гораздо меньше, чем другие, утомляются от активного, напряжённого труда. Такие учащиеся самостоятельны и работоспособны. Работа с сильными учащимися предполагает тщательную организацию их учебной деятельности, подбор заданий высокой сложности.

Ученики со средними учебными возможностями имеют определённый объём знаний, средний уровень познавательной активности, у них сформированы способности к абстрагированию, обобщению, анализу. При работе с данной группой школьников главное внимание нужно уделять развитию их познавательной активности, воспитанию самостоятельности и уверенности в своих силах, необходимо постоянно создавать условия для дальнейшего развития этих ребят.

Учащиеся с низкими учебными возможностями отстают от своих сверстников в интеллектуальном и речевом развитии. Они плохо читают, не могут выделить главное в учебной информации, затрудняются в операциях сравнения, обобщения, систематизации, не могут долго удерживать внимание, слабо знают изученный материал, имеют низкий уровень самостоятельности и работоспособности.

Дифференцированный подход позволяет в условиях классно-урочной системы реализовывать творческие возможности всех учащихся.

Работа с сильными учащимися должна идти не по пути увеличения объёма заданий, а за счёт разнообразия заданий, например:

1) составление текстов диктантов;

2) составление карточек-заданий по изученному материалу;

3) составление обобщающих таблиц для работы на уроке;

4) сочинение лингвистических сказок (миниатюр);

5) работа с дополнительной литературой;

6) проверка индивидуальных заданий, выполненных учащимися, которые имеют более низкий уровень подготовки;

7) выполнение обязанностей консультанта при групповой работе;

8) работа "учителем" (проведение фрагментов урока).

В 5-6 классах любой урок (независимо от темы) можно начать с пятиминутки чтения и орфографической разминки. Пятиминутки могут строиться по-разному: "жужжащее" чтение, "представление" прочитанной книги, вопросы учителя и учеников по прочитанным книгам. Орфографическая разминка - в форме словарных диктантов по орфографическим темам («Безударные гласные в корне слова», «Чередующиеся гласные в корне», Правописание приставок, оканчивающихся на – з(-с)», «Приставки пре-, при-« и т.д.), работа с деформированным текстом, текстовые диктанты.

Как может осуществляться дифференцированный подход на различных этапах урока? На этапе введения нового материала сильные учащиеся получают задание самостоятельно прочитать теоретический материал учебника и подготовить сообщение по заданной теме, проанализировать текст.

Учащиеся второй группы также работают самостоятельно с учебником, затем заполняют таблицы по изучаемой теме.

На этапе закрепления учащиеся выполняют различные виды заданий, уровень сложности которых постепенно повышается.

Учитель ученикам первой группы, которые работают самостоятельно, даёт в основном общие указания и требования к выполнению заданий, а также о путях и способах выполнения.

Ученики второй группы получают более детальные комментарии.

Дифференцированное домашнее задание для учеников первой группы должно быть направлено на расширение и углубление знаний, умений и навыков, выполнение упражнений, требующих творческого подхода. Задания для учеников второй группы - на углублённое изучение нового материала.

Примеры заданий для разных групп учащихся (первое упражнение - для сильных, второе - для средних.)

Тема "Однокоренные слова и форма слова" (5 класс)

1. а) Составьте текст на тему "Первый снег", используя однокоренные слова и формы одного и того же слова.

б) Найдите лишнее слово:

гвоздика, гвоздь, пригвоздить;

шесть, шесты, шестнадцать;

подарок, дарим, дарит:

оправа, правильный, правильного.


2. Выпишите из текста однокоренные слова и формы одного и того же слова:

Зимой, раскопав снег, можно найти зелёные веточки с листочками и красными ягодками. Это брусника. Брусника - вечнозелёное растение. Оно и осенью не сбрасывает листья и под снегом остаётся зелёным. И ягодки под стать листочкам, как осенью.

Тема "Фразеология. Культура речи" (6 класс)

1. Подберите антонимы к фразеологическим оборотам: давать волю языку, засучив рукава, повесить нос, за тридевять земель.

2. а) Подберите синонимы к фразеологическим оборотам: кот наплакал, висеть на телефоне, звезда первой величины, развесит уши.

б) Составьте два простых предложения, употребив в них фразеологические обороты.

Тема "Безударные гласные в корнях с чередованием"

1. а) Найдите лишнее слово:

к...снуться, прик...саться, к...согор;

р...стёт, р...сток, р...сторговать:

прол..жить, сл...жный, прил...гательное:

г...ра, г...реть, заг...релый;

зап...реть, расст...лает, м...рить.

б) Составьте два простых предложения, употребив слова с чередующимися гласными в корне; подчеркните грамматические основы.

2. Составьте тест "Правописание корней с чередованием гласных а - о".

К урокам диагностики знаний подбираются задания разных уровней с учётом подготовленности ребят, их развития. Задания первого уровня рассчитаны на учеников, проявляющих самостоятельность, второго - направлены на применение знаний и умений в новой ситуации.

Тема "Лексика" (6 класс)

I уровень:

1) Замените словами-синонимами фразеологические обороты: носить на руках, Фома неверующий, в час по чайной ложке.

2) Запишите фразеологические обороты, в которых встречаются числительные или имена собственные.

3) Найдите в произведениях Н. Некрасова ("Крестьянские дети"), М. Лермонтова ("Бородино"), К. Симонова ("Сын артиллериста") фразеологические обороты.

II уровень:

1) Найдите омонимы:

скосил траву - скосил глаза;

графин из стекла - вода стекла;

клуб дыма - новый клуб:

печь пироги - русская печь;

выбелил потолок - потолок картошку;

лечу зверей - лечу в Москву.

2) Подберите синонимы и антонимы к прилагательным, учитывая лексическое значение слов: свежий (ветер, краска), мягкий (хлеб, характер), сладкое (яблоко, высказывание).

Тема "Имя числительное" (6 класс)

I уровень:

1) Найдите ошибки. Запишите предложения в исправленном виде.

а) Из семьсот пятьдесят вычесть два.

б) По обоим сторонам дороги возвышались горы.

в) Трое подруг ехали в трамвае.

г) Стояли бидоны с девяностыми литрами молока.

II уровень:

Составьте словосочетания, используя количественные и порядковые числительные

в П. п.: 1930 (год), 200 (центнеров), 645 (граммов), 76 (груш).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!