СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический семинар на тему «Технология интегрированного обучения на уроках русского языка и литературы как средство развития компетенций учащихся»

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Для профессиональной деятельности человека характерны нововведения, инновации, практические достижения . Все это  является результатом поисков. Этот процесс не может быть стихийным, он становятся предметом изучения, анализа и внедрения в практику.

 Условия формирования  моего вклада в развитие образования были следующими:

Изучение трудов педагогов-классиков, ученых- методистов на тему «Интеграция», также  научно-методических материалов по формированию компетенций обучающихся; прохождение курсов  «Современные подходы к преподаванию русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС основного общего и среднего общего образования", выступление на педагогическом совете с докладом «Формирование компетенций учащихся во внеурочной деятельности», транслирование опыта на сайтах «Мультиурок». «Знанио», «Нс- портал».

 

Что представляет собой понятие интеграция? Интеграция - это объединение в целое разрозненных частей, глубокое взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале обобщённых знаний в той или иной области.

 

Интегрированные уроки  способствуют формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в  природе, обществе .

 

Ведущая педагогическая идея- Результаты интегрированного обучения проявляются в развитии творческого мышления школьников, оптимизации учебно-познавательной деятельности, формировании самостоятельности учащихся и целостного взгляда на мир.

 

Выделяют следующие формы организации образовательного процесса на основе интеграции содержания: пластообразная, спиралевидная, взаимопроникающая, контрастная, индивидуально-дифференцированная (творческая)5.

 

Пластообразная – наслоение различных видов деятельности (познавательных, художественно-эстетических, игровых, коммуникативных и т.п.), содержание которых пронизано одной ценностью или объектом познания (рис. 1).

Например, образ природы (весна) раскрывается в изобразительном искусстве, в его различных жанрах (натюрморте, пейзаже), отображается посредством цвета, света, композиции; в литературе – через художественные средства выразительности в тексте; в музыке – через звуки природы, песни и т.п.

Например, на интегрированном уроке в 6-м классе «Отчего ты на других непохожий?» (Образ неизвестного цветка в сказке - были А. Платонова «Неизвестный цветок») использовались следующие художественные средства: звук (музыкальное искусство) - «Вальс цветов» из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик»; слово (литературное чтение, сочинение - миниатюра); цвет, свет (изобразительное искусство) - изображение неизвестного цветка. Все эти художественные средства помогли создать целостный образ неизвестного цветка.

 

Спиралевидная – содержание, способы деятельности, в которую включен учащийся, постоянно и постепенно нарастают, количественно и качественно изменяются (рис. 2). Например, можно сначала оценить красоту пейзажа одного времени года и затем подняться до понимания красоты природы в произведениях литературного, музыкального, изобразительного искусства.

Рис. 2. Спиралевидная форма организации содержания интегрированного урока (блока)

. Например, на интегрированном уроке «Магия романтики (по произведениям А. Грина)», размышляя о сложности человеческих характеров, о жестокости и равнодушии, зависти и злобе, о доброте и мужестве, учащиеся создают ассоциативно - цветовую «палитру чувств», тем самым обобщая разговор о многогранности души человека.

 

Контрастная форма строится на диалоге и показе контрастных граней мира, на раскрытии ценности через ее противоположности (добро – зло), познании целого через часть, множества и через единичность и т.п. (рис. 3).

Рис. 3. Контрастная форма организации содержания интегрированного урока (блока)

Интеграция содержания в этом случае создает условия для возникновения диалогов культуры, искусства, личностей; стимулирует общение, обмен знаниями между учащимися и педагогом, побуждает детей к рефлексии, самооценке. Например, чтение и обсуждение рассказов В. Осеевой «Синие листья», сказки В. Катаева «Цветик-семицветик» раскрывает перед учащимися ценность дружбы в сравнении с ненавистью, враждой.

 

Взаимопроникающая форма строится на основе одного вида деятельности, например игровой, в которую органично вплетаются другие: познавательные, слушание музыки, восприятие живописи и др. (рис. 4). Известны такие виды уроков, как урок-спектакль, урок-сказка, урок-расследование и т.п.

Рис. 4. Взаимопроникающая форма организации содержания интегрированного урока (блока)

Например, в основу обобщающего урока в 6-ом классе «Путешествие в страну Русского языка» легла игровая деятельность. Кроме того, использовались интерактивные формы урока: элементы театральной педагогики (сценки с участием частей речи), музыка (песня королевы Двоек и частей речи), живопись (создание карты, дети ведут определенные подсчеты)  страны Русского языка), познавательная деятельность (кроссворды, ребусы по русскому языку, написание лингвистических сказок). Учитель должен умело переключать детей с одного вида деятельности на другой (с сюжетно-ролевой игры – на дидактическую, затем – на строительно-конструктивную, театральную и т.д.). Объем содержания и степень проникновения другого вида деятельности в основную зависит от поставленных учителем задач и уровня развития учащихся данного класса.

 

 

Индивидуально-дифференцированная (творческая) форма – самая сложная форма организации интегрированного занятия. Ее подготовка и реализация требуют высокого профессионализма педагога (рис. 5): дети самостоятельно избирают деятельность, организуют вокруг себя предметное пространство и общение.

 

Рис. 5. Индивидуально-дифференцированная форма организации содержания интегрированного урока (блока)

Учителю важно научиться переводить ребенка из одного вида деятельности в другой. Например, при проведении урока-сказки по теме «Сказки А.С. Пушкина» учитель предлагает различные задания: нарисовать только героев сказки, нарисовать только декорации, сделать декорации из различного природного материала, сочинить для постановки свою сказку по мотивам сказок А.С. Пушкина и т.п. Каждый учащийся решает, в какой группе он будет работать, при этом после представления своей работы он может переключиться на другой вид деятельности, например инсценирование сказки и т.д.

Такая форма организации образовательного процесса требует от учителя глубоких знаний индивидуальных особенностей детей, умения объединять их в дифференцированные подгруппы.

 

Технология реализации - межпредметные связи:

Музыка на уроках русского языка и литературы создаёт непринужденную атмосферу, помогает ученикам глубже погрузиться в атмосферу быта, природы. На таком интегрированном уроке воспитательная функция музыки не менее важна, чем образовательная. Так как при прослушивании какого-либо произведения на уроке, я чаще всего сообщаю и краткие данные об авторе, и историю создания произведения. Это позволяет и способствует расширению кругозора учащихся.

От меня, в свою очередь, требуется основательная подготовка к подобной интеграции. Чтобы урок превратился в волнующую встречу с музыкой, композитором, мне необходимо, прежде всего, знать произведения, прослушиваемые в данном классе, регулярно прослушивать новые записи, собирать биографические данные о композиторах, занимательные рассказы о музыке.

          Интегрирую  русский язык с изобразительным искусством.   Интеграция этих предметов играет важную роль в развитии  умственных способностей,    активизации    мышления,     развитии     пространственного представления, а также  в  развитии  речи  и  эмоциональной  выразительности ребёнка.

         На  интегрированных  уроках  русского  языка   и   изобразительного искусства предметом изучения чаще всего становятся произведения живописи. По ходу изложения материала я знакомлю   детей  с  биографией художника,  с  историей  создания   картины.    Одновременно,   обсуждаем   и анализируем произведение,  внимание   детей   сосредотачивается   на   теме, изложением на холсте. В результате  знакомства  с  живописью,  дети  учатся  сопоставлять изображённое на картине с тем, что они наблюдали в  действительности, а это в свою очередь способствует развитию логического мышления. Работа по  картине  стимулирует  речевую  деятельность  школьников, развивает и обогащает их словарный запас. Осуществление интеграции предметов русского  языка и изобразительного искусства предполагает так же и самостоятельную творческую деятельность детей на уроке.

Интегрирую литературу с экологией. На уроках литературы чувственное восприятие предметов и явлении природы все время сопровождается работой по развитию речи детей.

      Помня о том, что развитие речи - это принцип работы, как по литературе, так и по русскому языку, при обучении связной речи, при изучении темы "Текст" использую сочинения, на материале которых воспитываю  в детях любовь к природе. Сочинения воспитывают у детей любовь к природе, помогают им осознать нравственные требования современности. В свои рассказы дети вводят (в меру!) цитаты, вклеивают иллюстрации. Цель такой работы – создать художественную эмоционально- конкретную словесную картину о природе.

Также ученикам  предлагаю коллективно составлять небольшие рассказы по картине. В таком рассказе непременно бывают повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения.

 

Интеграция в образовании – это особое деловое сотрудничество учителей в коллективе, учащихся в творческих группах, учащихся в процессе решения определенной проблемы, темы, направления работы.

В соответстии с этим у учащегося происходит (коммуникативные и общекультурные компетенции)

Развитие коммуникативно- речевых умений:

Умение составлять связное устное высказывание

Умение соблюдать грамматические нормы

Умение выделять интонационно-значимые части высказывания

Умение соблюдать эмоциональные паузы и контрастность произношения

Умение соблюдать определенный стиль речи в сообщениях и докладах

Умение использовать различные средства наглядности

Умение выражать свое мнение и аргументировать его

Умение оформлять научно-исследовательские работы

Умение пересказывать текст(подробно, выборочно, сжато)

Умение вести дискуссию

 

Развитие учебно- информационных умений (информационные, компетенции)

умение извлекать информацию из различных источников умение составлять план умение отбирать материал по заданной теме умение составлять письменные тезисы умение подбирать цитаты умение составлять таблицы, схемы и графики., умение связывать факты биографии писателя с историческим материалом

Развитие аналитических умений  ) компетенции учебно-познаватальные

Умение сопоставлять явления и факты

-Умение выделять главное

-Умение составлять из отдельных элементов целую картину

-Умение формулировать общую проблему

-Умение делать философские, экономические, политические, нравственные выводы 

 

Отдельные приемы интеграции Моя методическая копилка пополнилась и несколькими интегративными заданиями, которые придумала сама.

1 Помимо литературного материала учебника собираю тексты из программных произведений по разным темам. Например, при закреплении темы «Причастия», «Причастный оборот», использую предложения, помогающие узнать произведения.

 

Задание: указать действительные и страдательные причастия.

За ним шагает русский городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником. (А.П.Чехов. «Хамелеон»)

И мать, не отходившая от постели, где он лежал, тоже плакала… (И.Бунин «Цифра»)

Это были новосельские мужики, привезшие мертвое тело. (И.Бунин «Лапти»)

Это был трудный путь, и люди, утомленные им, падали духом. (Горький «Данко»)

Все бежали быстро и смело, увлекаемые чудесным зрелищем горящего солнца. (Горький «Данко»)

Наступила весна, и тихая дача огласилась громким говором, скрипом колес и грузным топотом людей, переносящих тяжести. (Леонид Андреев «Кусака»)

Это малое изменило ее до неузнаваемости: длинная шерсть, прежде висевшая рыжими, сухими космами и на брюхе вечно покрытая засохшей грязью, очистилась, почернела и стала лосниться как атлас.

 

Домашнее задание ребята получили соответствующее: найти и выписать из учебника литературы предложения с причастиями и причастными оборотами, так чтобы одноклассники узнали это произведение и назвали автора. Таким образом, помимо цели, которую я ставила по русскому языку: повторить понятие о причастном обороте и закрепить новые постановки знаков препинания, я осуществляю цель литературную: повторить изученные произведения.

Задание с видео 2

На уроках русского языка в 8 классе привлекаю учащихся к работе с мини-фильмами, ставя перед ними основную задачу – при просмотре выявить главную идею данного клипа. Ученикам предлагается к просмотру 1 видео, потом написать небольшое сочинение-размышление по просмотренному мини-фильму, рассуждая об основные идеи видеофрагмента, музыкальном сопровождении, роли названия, актёрской игре и т.д. Такая работа вызывает у обучающихся интерес, учит считывать код произведения, рассматривать произведение искусства как целостное. Пьеса Шекспира «Ромео и Джульетта»- смотрели трейлеры фильма (ромео+ Джульетта 96, 2013 , фильм-балет Советский 54 Года, фильм 68 года) постановка «Мещанин во дворянстве « с В. Этушем ф театре имени Вахтангова,  Господин Журден (интервью) !!! Станционный смотритель,  Шинель- Гоголя.

 

3 задание Использование краеведческого материала на уроках – прекрасное средство воспитания любви к своему краю и родной природе. В кабинете имеется дидактический материал поэтических и прозаических произведений местных авторов, который я использую в работе.

 Разработка и реализации программы драматического кружка «Арлекино»

Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий: игра, беседа, инсценирование прочитанного произведения, мастерская костюма, декораций, постановка спектакля, экскурсия, выступление.

Дети занимаются 1 час в неделю, 34 часа в год, 7 часов из которых – это занятия культуры и техники речи. Инсценируют общеизвестные литературные  и народные  сказки «Морозко», «Гуси-лебеди», «Колобок» и др.

 Также они создают стихи, презентации, фотоотчеты  о занятиях в драматическом кружке.

N п\п

Содержание программы

Всего часов

1.

Вводное занятие, заключительное занятие

2

2.

Театральная игра

15

3.

Культура и техника речи

7

4.

Ритмопластика

5

5.

Основы театральной культуры

4

6.

Индивидуальная работа

( в течение занятий)

7.

Просмотрово-информационный раздел

1

 

Итого:

34

 

В 2018 году мои актеры участвовали в муниципальном этапе областного конкурса театрализованных постановок «Играем Горького» и получили благодарственное письмо

 

Создание открытого интернет- сообщества «Высокий Оселок. Штрихи к портрету села» в социальной сети Вконтакте

Идея создания интернет- сообщества  пришла ко мне в процессе сотрудничества с библиотекой,  а также участия моих подопечных в различных конкурсах.  А именно-  2019 г. Областной конкурс медиатворчества «Окно в мир» (Белова Наталья)- 2 место муниципальный этап (мы брали интервью у местной поэтессы Любови Максимовой, публиковались в газете «Сельские зори» и участвовали в данном конкурсе) , 2019 г. , Областной исследовательский краеведческий конкурс «Моя семья в истории моей страны» (Баранова Ксения)- 1 место, муниципальный этап (собирали материал о семейной реликвии).

Наше село- маленькое, неизвестное тем, кто не посещал здешние места. Конечно, его не поставишь в один ряд с крупными городами, живущими активной и насыщенной жизнью. Но у моей маленькой родины тоже есть своя история, люди, которыми можно и нужно гордиться, живописные места, достойные кисти художника. И у меня возникла идея создания группы родного села Высокий Оселок в социальной сети ВКОНТАКТЕ. Вскоре мы ее успешно реализовали. "Мы"- это мои учащиеся, которые помогают мне подбирать материал, пополнять архив фотографий, находить новых заинтересованных подписчиков.

В сообществе использованы данные книг кандидата исторических наук, доцента С. М. Ледрова "Спасской отчины судьба", "Малая родина -Спасский край", "Спасские кооператоры", статей заведующей Высокоосельской библиотекой Е.А. Лебедевой о селе Высокий Оселок, опубликованных в газете "Сельские зори" , собранные ею материалы по истории села. А также материалы школьного архива и детского поискового союза Высокоосельской школы ,руководитель- старшая вожатая и библиотекарь школы Н.П. Зудилова. Также мы публикуем свои фотографии и стихи известных авторов.